Файл: Лекция 1. Философия Древней Индии Проверил к филос н., доцент, доцент кафедры философии и теологии Резник С. В.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
человек - чаще всего следует за толпой, но ни с кем не живет в согласии.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(Н И У « Б е л Г У » )
Кафедра философии и теологии
Лекция №5.
Философия Древней Греции и Рима
Проверил:
к. филос. н., доцент,
доцент кафедры философии
и теологии Резник С. В.
Выполнила:
студентка группы 02022201
Пензева Елена Александровна
Белгород, 2023
На протяжении более тысячи лет в мире, которые совсем или мало похож на наш, и тем не менее, в мире, без которого нам трудно представить, осознать самих себя, тысячи лет прошли с тех пор, как этот тысячелетней мир существовал. и мы по-прежнему связаны с ним, вспоминаем его в самых разных жизненных интеллектуальных обстоятельствах.
Первый образ, на которые мы обратим внимание - это образ слова. Мы не знаем точно, кто создал это, но возможно это Пифагор - многие древние историки ссылались на него и говорили, что автор слову Пифагор, вполне возможно и Сократ. Кем бы ни был его творец, он учёл при создании слова две особенных смысловых формы: первая из них - это форма, которая фиксируется в самом слове частичкой «филео», а вторая форма - это форма, которая фиксируется частичкой «sophos». «Филео» означает любовь - это может означать глагол «любить», а может - существительное «любовь». Но мы ничего не поймем об особенностях философии, если просто переведем первую половинку словом «любовь» и вот почему - в древнегреческом языке для обозначения любви существовало очень много слов и «филео» - это одно из них.
Получается, что «филео» и «sophos», определенным образом связаны с любовью, но прежде всего, не с любовью, которая заставляет человека отрешиться от себя, отрешиться от других людей, от мира, в котором человек живет и существует, а напротив - проявить заинтересованность изнутри своей жизни, изнутри совместной жизни, в мире, к себе, к этим людям и склонность, интерес.
Вторая половинка слова «sophos», переводится как мудрость. Эта мудрость, которая является прежде всего, как некоторое доскональное знание чего бы то ни было, как некоторое мастерство, мышление, которое достигает высоких значений. Это тот, кто мыслит мастерски хорошо, это человек, который свободен в своем мышлении.
В древности философия - это око бури, это то место, в котором царит относительная тишина по отношению к тому, что разворачивается вокруг, но эта тишина становится возможной именно потому, что вокруг бушуют волны житейские.
Цветение философии до рождества христова - это время, когда древние эллинские полиса во всей философской жизни древних греков дают себя знать как великих философских умов, которые создают целые энциклопедии мышления и всей жизни. Это самые крупные мыслители этого классического времени, в своих трудах они высказываются по всем поводам бытия, и мы сейчас можем читать эти книги.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(Н И У « Б е л Г У » )
Кафедра философии и теологии
Лекция №6.
Трудные вопросы философии Древней Греции и Рима
Проверил:
к. филос. н., доцент,
доцент кафедры философии
и теологии Резник С. В.
Выполнила:
студентка группы 02022201
Пензева Елена Александровна
Белгород, 2023
Каждый читает древние эллинские тексты в меру своих сил и опыта, в меру свое пытливости, но, разумеется, возникают некоторые общие трудности.
Первая и главная –трудность, связанная с особенной речевой ценностью эллинской философии. Мы в своем познавательном опыте и философской рефлексии привыкли иметь дело преимущественно с понятиями – так устроена уже множество столетий наша мысль. Мы ищем не слово, а смыслы, которые облекаются определёнными терминологическими конструкциями, теоретические формы соотносятся между собой. Но эллинское мышление отличалось некоторым единством понятийного и речевого начал. Мыслить и говорить, действия, которые раньше находились в тождестве. Мышление эллинов можно было назвать речевым.
Как же быть, как справиться с этой трудностью? Прежде всего, мы не должны думать, т.е. каждый из нас в знакомстве с этой философией не должен думать, что задача заключается в том, чтобы найти последнее слово, понятие в определённой словесной форме, которую мы можем закрепить в мышлении. Например – найти у Фалеса слово «вода» и закрепить его как понятие. Фалес говорит это слово(вода) и не хочет его изолировать от той живой среды разговора, из которой это слово возникло, и в какой среде оно поддерживается. Он говорит о воде, как о влажном начале, элементе всего живого.
Когда мы читаем Фалеса, нам хочется разделения. Что же такое вода? Не подумать ли нам, что Фалес нашел какой-то чистый смысл, который задает смысл всего остального. Фалес говорит о воде как о речевой или смыслоречевой реальности.
Обращаясь к наследию Платона, можно увидеть слово «идея». Но читая его тексты, можно понять, что «идея» это не первый элемент, не метасмысловая структура, а целостное речевое явление, идея («вид»). Идея - это то, что мелькает в облике, и поэтому, когда мы читаем тексты Платона, мы видим, что слово «идея» соседствует с другими похожими по произношению словами. Так если Платон идеалист, почему редко употребляется основное слово -«идея»? Эллинская речь обладает цельностью, где слово и смысл находятся в единстве.
Речевая цельность этой философии свидетельствует о проницательности и честности ума, который стремится к единству. Этому трезвомыслию стоит учиться и также стоит заняться эллинской философией.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(Н И У « Б е л Г У » )
Кафедра философии и теологии
Лекция №7.
Арабская философия
Проверил:
к. филос. н., доцент,
доцент кафедры философии
и теологии Резник С. В.
Выполнила:
студентка группы 02022201
Пензева Елена Александровна
Белгород, 2023
Философия в арабо - мусульманский культуре имела больший простор для развития, нежели в западном средневековье. Это объясняется тем фактором, что ислам не имел церковной организации, что дало свободу развитию самой религиозной мысли, обусловив появление большого количества значительных течений. Несмотря на попытку объявить философские взгляды неверием, осуществить запрет философии и подчинить ее религиозной мысли было невозможно.
Стоит сравнить позицию Ришта с теорией двух истин. Наиболее ярким свидетельством обсуждения отношения религии может служить манифест веротерпимости, заявленный Ибэн Араби. С его точки зрения любая религия истинна, неистинным может быть только притязание на исключительность того или иного вероисповедания.
Государственное управление, судопроизводство, решение теологический споров требовали более глубокого теоретического решения вопроса, нежели то, которое предлагало священное писание ислама. Борьба сторонников Буквалистского следования Корану и сторонников толкования писания, отталкивающихся на знание и разум, вылилось в спор джабаритов и кадаритов.
В 8 столетии возникло течение, следовавшее кадаритам, отстаивавшим рационалистические подходы к решению богословских вопросов. Они положили начало теоретической спекулятивной теологии Калам как самостоятельной теории, способствовали становлению в арабо-мусульманской культуре философского знания.
Основной вопрос о единобожии был особо заострен в то время. Идея монизма, единство бытия и мироздания стала центральной темой теоретического богословия. Единство бога должно означать отсутствие в нем какой-либо множественности. Бог мог характеризоваться только через отрицание. Стремясь к рационалистической интерпретации бога, мутазилиты склонялись к тому, чтобы осуществить его с помощью закономерности. Бог подчиняется рациональному началу. Таким образом, несвободному богу противостоит свободный человек.
Мутазилиты превозносили разум. Разрабатывая систему знаний, мутазилиты выделяли проблему знания божественного как абсолютного и человеческого относительного. В человеческом знании различалось достоверное и ложное знание, вводилось разделение знания богословского и мирского (светского).
Исмаилизм является одним из течений шиитского ислама, название которого связано с именем Исмаила. Исмаилизм был изотерическим учением. Исмаилисты большое значение придавали разуму и рациональному познанию, были сторонниками отрицательной теологии. Они отказывали Богу в бытие. Здесь Бог - лишь некая исходная точка.
Истинно творческим началом, согласно учению исмаилитов, является мировой разум, мировая душа. Они производят все насущное. От мировой души происходит 7 сфер - из их образования происходит 4 простых элемента (влага, сухость, тепло, холод), которые порождают 4 стихии, а потом из них происходит и весь земной мир.
Исмаилизм соединяет в себе решительный рационализм и мистику. Также исмаилисты продвигали мысли о бессмертии человеческого души, возвращении души. Душа не телесна, её пребывание временно.
На начальном этапе суфийского движения преобладали настроения аскетизма. Отказ от всех мирских удовольствий, погружение в религиозное служение. Основная установка: оторвать от жизни и привязать к Богу. Спустя долгое время суфизм становится частью исламского религии. Они получают поддержку. Основной исходный антологический постулат суфизма - все есть бог и бог есть все.
Интеллектуальный союз человека с богом можно охарактеризовать, как знание Бога реализуется только через познание человека самого себя; оно возможно, т.к. человек подобие бога; через знания, благодаря разуму человек становится универсумом.
Рационалистическое направление в исламской культуре было продолжено в фальсофе. Принятие в качестве теоретической базы того, что считалось достижением античной мысли, фольсофа выглядит как воспроизведение греческой мысли. Использование уже разработанных философских мыслей носила практический характер, преследуя, разработку рационалистического знания. Так она приобрела свое специфическое содержание.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(Н И У « Б е л Г У » )
Кафедра философии и теологии
Лекция №5.
Философия Древней Греции и Рима
Проверил:
к. филос. н., доцент,
доцент кафедры философии
и теологии Резник С. В.
Выполнила:
студентка группы 02022201
Пензева Елена Александровна
Белгород, 2023
На протяжении более тысячи лет в мире, которые совсем или мало похож на наш, и тем не менее, в мире, без которого нам трудно представить, осознать самих себя, тысячи лет прошли с тех пор, как этот тысячелетней мир существовал. и мы по-прежнему связаны с ним, вспоминаем его в самых разных жизненных интеллектуальных обстоятельствах.
Первый образ, на которые мы обратим внимание - это образ слова. Мы не знаем точно, кто создал это, но возможно это Пифагор - многие древние историки ссылались на него и говорили, что автор слову Пифагор, вполне возможно и Сократ. Кем бы ни был его творец, он учёл при создании слова две особенных смысловых формы: первая из них - это форма, которая фиксируется в самом слове частичкой «филео», а вторая форма - это форма, которая фиксируется частичкой «sophos». «Филео» означает любовь - это может означать глагол «любить», а может - существительное «любовь». Но мы ничего не поймем об особенностях философии, если просто переведем первую половинку словом «любовь» и вот почему - в древнегреческом языке для обозначения любви существовало очень много слов и «филео» - это одно из них.
Получается, что «филео» и «sophos», определенным образом связаны с любовью, но прежде всего, не с любовью, которая заставляет человека отрешиться от себя, отрешиться от других людей, от мира, в котором человек живет и существует, а напротив - проявить заинтересованность изнутри своей жизни, изнутри совместной жизни, в мире, к себе, к этим людям и склонность, интерес.
Вторая половинка слова «sophos», переводится как мудрость. Эта мудрость, которая является прежде всего, как некоторое доскональное знание чего бы то ни было, как некоторое мастерство, мышление, которое достигает высоких значений. Это тот, кто мыслит мастерски хорошо, это человек, который свободен в своем мышлении.
В древности философия - это око бури, это то место, в котором царит относительная тишина по отношению к тому, что разворачивается вокруг, но эта тишина становится возможной именно потому, что вокруг бушуют волны житейские.
Цветение философии до рождества христова - это время, когда древние эллинские полиса во всей философской жизни древних греков дают себя знать как великих философских умов, которые создают целые энциклопедии мышления и всей жизни. Это самые крупные мыслители этого классического времени, в своих трудах они высказываются по всем поводам бытия, и мы сейчас можем читать эти книги.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(Н И У « Б е л Г У » )
Кафедра философии и теологии
Лекция №6.
Трудные вопросы философии Древней Греции и Рима
Проверил:
к. филос. н., доцент,
доцент кафедры философии
и теологии Резник С. В.
Выполнила:
студентка группы 02022201
Пензева Елена Александровна
Белгород, 2023
Каждый читает древние эллинские тексты в меру своих сил и опыта, в меру свое пытливости, но, разумеется, возникают некоторые общие трудности.
Первая и главная –трудность, связанная с особенной речевой ценностью эллинской философии. Мы в своем познавательном опыте и философской рефлексии привыкли иметь дело преимущественно с понятиями – так устроена уже множество столетий наша мысль. Мы ищем не слово, а смыслы, которые облекаются определёнными терминологическими конструкциями, теоретические формы соотносятся между собой. Но эллинское мышление отличалось некоторым единством понятийного и речевого начал. Мыслить и говорить, действия, которые раньше находились в тождестве. Мышление эллинов можно было назвать речевым.
Как же быть, как справиться с этой трудностью? Прежде всего, мы не должны думать, т.е. каждый из нас в знакомстве с этой философией не должен думать, что задача заключается в том, чтобы найти последнее слово, понятие в определённой словесной форме, которую мы можем закрепить в мышлении. Например – найти у Фалеса слово «вода» и закрепить его как понятие. Фалес говорит это слово(вода) и не хочет его изолировать от той живой среды разговора, из которой это слово возникло, и в какой среде оно поддерживается. Он говорит о воде, как о влажном начале, элементе всего живого.
Когда мы читаем Фалеса, нам хочется разделения. Что же такое вода? Не подумать ли нам, что Фалес нашел какой-то чистый смысл, который задает смысл всего остального. Фалес говорит о воде как о речевой или смыслоречевой реальности.
Обращаясь к наследию Платона, можно увидеть слово «идея». Но читая его тексты, можно понять, что «идея» это не первый элемент, не метасмысловая структура, а целостное речевое явление, идея («вид»). Идея - это то, что мелькает в облике, и поэтому, когда мы читаем тексты Платона, мы видим, что слово «идея» соседствует с другими похожими по произношению словами. Так если Платон идеалист, почему редко употребляется основное слово -«идея»? Эллинская речь обладает цельностью, где слово и смысл находятся в единстве.
Речевая цельность этой философии свидетельствует о проницательности и честности ума, который стремится к единству. Этому трезвомыслию стоит учиться и также стоит заняться эллинской философией.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(Н И У « Б е л Г У » )
Кафедра философии и теологии
Лекция №7.
Арабская философия
Проверил:
к. филос. н., доцент,
доцент кафедры философии
и теологии Резник С. В.
Выполнила:
студентка группы 02022201
Пензева Елена Александровна
Белгород, 2023
Философия в арабо - мусульманский культуре имела больший простор для развития, нежели в западном средневековье. Это объясняется тем фактором, что ислам не имел церковной организации, что дало свободу развитию самой религиозной мысли, обусловив появление большого количества значительных течений. Несмотря на попытку объявить философские взгляды неверием, осуществить запрет философии и подчинить ее религиозной мысли было невозможно.
Стоит сравнить позицию Ришта с теорией двух истин. Наиболее ярким свидетельством обсуждения отношения религии может служить манифест веротерпимости, заявленный Ибэн Араби. С его точки зрения любая религия истинна, неистинным может быть только притязание на исключительность того или иного вероисповедания.
Государственное управление, судопроизводство, решение теологический споров требовали более глубокого теоретического решения вопроса, нежели то, которое предлагало священное писание ислама. Борьба сторонников Буквалистского следования Корану и сторонников толкования писания, отталкивающихся на знание и разум, вылилось в спор джабаритов и кадаритов.
В 8 столетии возникло течение, следовавшее кадаритам, отстаивавшим рационалистические подходы к решению богословских вопросов. Они положили начало теоретической спекулятивной теологии Калам как самостоятельной теории, способствовали становлению в арабо-мусульманской культуре философского знания.
Основной вопрос о единобожии был особо заострен в то время. Идея монизма, единство бытия и мироздания стала центральной темой теоретического богословия. Единство бога должно означать отсутствие в нем какой-либо множественности. Бог мог характеризоваться только через отрицание. Стремясь к рационалистической интерпретации бога, мутазилиты склонялись к тому, чтобы осуществить его с помощью закономерности. Бог подчиняется рациональному началу. Таким образом, несвободному богу противостоит свободный человек.
Мутазилиты превозносили разум. Разрабатывая систему знаний, мутазилиты выделяли проблему знания божественного как абсолютного и человеческого относительного. В человеческом знании различалось достоверное и ложное знание, вводилось разделение знания богословского и мирского (светского).
Исмаилизм является одним из течений шиитского ислама, название которого связано с именем Исмаила. Исмаилизм был изотерическим учением. Исмаилисты большое значение придавали разуму и рациональному познанию, были сторонниками отрицательной теологии. Они отказывали Богу в бытие. Здесь Бог - лишь некая исходная точка.
Истинно творческим началом, согласно учению исмаилитов, является мировой разум, мировая душа. Они производят все насущное. От мировой души происходит 7 сфер - из их образования происходит 4 простых элемента (влага, сухость, тепло, холод), которые порождают 4 стихии, а потом из них происходит и весь земной мир.
Исмаилизм соединяет в себе решительный рационализм и мистику. Также исмаилисты продвигали мысли о бессмертии человеческого души, возвращении души. Душа не телесна, её пребывание временно.
На начальном этапе суфийского движения преобладали настроения аскетизма. Отказ от всех мирских удовольствий, погружение в религиозное служение. Основная установка: оторвать от жизни и привязать к Богу. Спустя долгое время суфизм становится частью исламского религии. Они получают поддержку. Основной исходный антологический постулат суфизма - все есть бог и бог есть все.
Интеллектуальный союз человека с богом можно охарактеризовать, как знание Бога реализуется только через познание человека самого себя; оно возможно, т.к. человек подобие бога; через знания, благодаря разуму человек становится универсумом.
Рационалистическое направление в исламской культуре было продолжено в фальсофе. Принятие в качестве теоретической базы того, что считалось достижением античной мысли, фольсофа выглядит как воспроизведение греческой мысли. Использование уже разработанных философских мыслей носила практический характер, преследуя, разработку рационалистического знания. Так она приобрела свое специфическое содержание.