Файл: Лекция 1. Философия Древней Индии Проверил к филос н., доцент, доцент кафедры философии и теологии Резник С. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кафедра философии и теологии

Лекция №15.

Антропологический характер русского романтизма

Проверил:

к. филос. н., доцент,

доцент кафедры философии

и теологии Резник С. В.

Выполнила:

студентка группы 02022201

Пензева Елена Александровна

Белгород, 2023

Романтизм как культура представляет собой достаточно органичную и целостную эпоху, объединённую единой парадигмой ценностей, единым художественным языком. Романтизм исследует нечто уникальное, неповторимое.

У всех исследователей романтической эпохи создается впечатление стремительного прыжка - общего и сильного продвижения некоторого культурного взрыва и творческого развития.

В то время было необходимо мощное и совместное напряжение всех лучших творческих сил эпохи, чтобы произвести культурный переворот. Русским романтизм - это классический пример коллективной творческой деятельности. Его историческая динамика порождена непрерывной сменой действия и противодействия различных писателей. Романтизм – это воплощенная молодость. Каждый давал свое определение романтизму, поэтому оно многогранно и неточно.

Романтики начинали с отрицания просвещения. Царство разума не состоялось, идеология просвещения обнаружила свою исчерпанность, круг развития идей замкнулся. С идеями просвещения связывали самые смелые надежды на возможность создания основных на началах разума. Но вскоре выяснилось, что эти надежды не оправдывались.

После происходили протесты-выступления, лозунгами которых были слова «свобода, равенство, братство». Результатом стало установление буржуазной республики. Таким образом, долгожданное царство разума оказалось иллюзией и пустышкой. Воцарившаяся после нее форма общественного устройства оказалась самой отрезвляющей карикатурой на обещания философов. Идеи просвещения подверглись суровым испытаниям и были переосмыслены, прежде всего, в двух аспектах.

Во-первых, сильного поколебалась вера в абсолютный разум как средство чудесного исцеления.

Во-вторых, монарх уже не воспринимался многими дворянами как носитель просвещенного разума.

Романтизм породил целый комплекс новых проблем и вопросов. В самом общем виде основные эстетические проблемы романтизма можно определить двумя словами «лицо» и «народ». Проблема «лица» предстала в романтизме как проблема личности в ее трагическом противопоставлении общества, вне которого личность, с одной стороны, не может существовать, а с другой стороны, не может или не хочет в нем ужиться. Это проблема национальности, в ее уникальном своеобразии. После идея личности стала главной среди современных философов.


Для романтизма внутренний мир личности – это Вселенная, которую нельзя постичь до конца, она всегда наполнена некой недоказанностью, тайный мир души. Тема человека была постоянной и вечной.

На почве романтического миросозерцания начала формироваться не классическая антропологическая ориентированная философия, которая оказывается в оппозиции к классическому рационализму, стремясь проникнуть во внутренний мир человека.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(Н И У « Б е л Г У » )

Кафедра философии и теологии

Лекция №16.

Славянофилы и западники в контексте русской интеллектуальной культуры

Проверил:

к. филос. н., доцент,

доцент кафедры философии

и теологии Резник С. В.

Выполнила:

студентка группы 02022201

Пензева Елена Александровна

Белгород, 2023

Развитие России началось на рубеже восемнадцатого-девятнадцатого века и сопровождалось естественными спорами об историческом пути России и о предназначении России. Кризис самодержавия в это время усилился становилось все более ясно, что государственный механизм не справляется с управлением страной и начало 19-го века было ознаменовано несколькими очень серьезными потрясениями.

В первую очередь это конечно Отечественная Война 1812 года которая позволила по-новому посмотреть передовой частью российского общества на проблемы свободы, что в конечном счете привело к восстанию декабристов 1825 года. Это восстание повлияло на режим правления Императора, на его активность и на активность вообще общественного движения. Общественность не справлялась с теми ситуациями, которые складывались в процессе восхождения на престол Николая I. Нужно отметить, что в 1836 году журнал телескоп опубликовал первое философической

Представители образованных кругов создают различные кружки, организации в которых делится своими впечатлениями чувствами и эмоциями, над проблемами, которые волновали общественность и очень часто это выливалось на страницах журналов и газет, особенно активной была литературная интеллигенция и позиции по поводу направленности дальнейшего развития страны представлены были двумя либеральными направлениями славянофильство и западничество.



К славянофилам принадлежали: Алексей Хомяков, братья Константин и Иван Аксаковы, братья Иван и Пётр Киреевске, и Юрий Самарин.

К западникам относились: Николай Станкевич, Александр Герцен, Николай Белинский, Тимофей Грановский, Николай Некрасов. К ним по ходу развития общественной мысли примыкали и другие мыслители. Это был важный спор с точки зрения выбора не только будущего России, но и устоев, традиций - это не был не просто выбор к какой части цивилизации относится то или иное общество, это был выбор пути определение вектора развития, а также каким должно быть будущее нашего государства.

Западники предполагали, что Россия должна идти по тому же самому пути, по какому идет Европа. Все европейские страны и Россия должна выбрать именно этот цивилизационный путь.

Если коснуться основных идей славянофильства, то можно сказать, что, во-первых, они выбирают этот самобытный путь России, они осуждают реформы, которые были предложены в свое время Петром I, они предлагают самодержавие с опорой на соборное начало русского народа и конечно же также выступают за отмену крепостного права. В основе развития общества считали, что должно лежать православие.

Эти два направления выражали своеобразную внутреннюю диалогичность русской культуры, однако корни противостояния этих взглядов нельзя ограничивать только 19 веком. Для понимания ситуации, а также влияние идей на сегодняшнее общество, следует немного углубиться в историю и посмотреть, каким образом формировался, развивался вот этот контекст противоборства, противостояние двух идеологий. Нужно отметить, что общественно-политическая и литературно-философская история России первой половины 19 века представляет собой широкую сферу для научного интереса и пути эволюции страны. Становление русского национального самосознания, формирования философского языка борьба с различными социальными силами за новый государственный строй судьбы и судьбы крестьянства.

Русский культурный слой говорил исключительно на французском языке, а ведь язык - это основа культуры. Считалось, что русский интеллигентный человек-дворянин он обязан в первую очередь знать французский язык, а русский язык - это язык челяди.

Интеллектуальный диалог славянофилов и западников был предопределен национальной исторической и культурной традицией в России, некоторые современные исследователи называют эту ситуацию идеологическим конфликтом. Другие говорят о споре, говорят о борьбе, но в любом случае это не
просто борьба старого и народного, а борьба конфликтов разных представлений о народной жизни. Эта борьба идей жизненных ценностей, эту ситуацию ещё можно охарактеризовать как единство и борьбу противоположностей и с этим конечно можно согласиться так как эта борьба происходит не только как диалог двух культур западной и русской, но это еще и диалог внутри самой культуры.

Единство и борьба противоположностей отразился на русский менталитет и русскую культуру. Славянофилы положили в основу идею православия, их мировоззренческие философские взгляды покоились на православии, здесь они создают свои тексты, наделяя их новыми смыслами, которые бы отвечали бы тому определенному контексту эпохи, в которой они жили.

Споры западников и славянофилов стали примером проявления патриотизма и гражданственности, позиции сторон актуальны и в современном обществе, деятели этих литературных философских и общественно-политических направлений внёс большой вклад в развитие русской литературы и русской культуры в целом.