Файл: Лекция 1. Философия Древней Индии Проверил к филос н., доцент, доцент кафедры философии и теологии Резник С. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 270

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(Н И У « Б е л Г У » )

Кафедра философии и теологии

Лекция №8.

Еврейская философия

Проверил:

к. филос. н., доцент,

доцент кафедры философии

и теологии Резник С. В.

Выполнила:

студентка группы 02022201

Пензева Елена Александровна

Белгород, 2023

Еврейская философия несла на себе национальный отпечаток. Значительное количество еврейских философов обнаруживалось в Александрии, там развивалась греческая философия, которая очень строго соблюдалась. Крупнейшим представителем является Эдзигит Александрийский, величайшая влиятельная фигура в истории философии, выдающийся платоник, в его философии встречаются элементы исторической философии, пифагорийской и т.д.

Он был современником Христа, родился до новой эры, умер в пятидесятом году нашей эры. Евреи просто участвовали в развитии всех философских школ, потому что религиозная принадлежность для иудея и еврея первоначальна, но с приходом христианства обстановка в этом смысле изменилась к еврейству, иудейству был брошен вызов, поскольку Христос, как он сам говорил, принес не мир. Он раскритиковал закон, особенно жёстко порицал как раз тех, кто следовал закону наиболее строго, и ,если иудеи тоже как любой другой представитель религии, очень много внимания уделяли греху, с которым нужно бороться, то христианский акцент перенос главного вопроса с вопроса о грехе, на вопрос о грешнике, о самом человеке.

Евреи не считали себя грешниками, они действительно боялись греха и считали, что совершенно достаточно выполнять законы Моисея, и ты будешь делать, все что можешь.

Христиане, как известно, полезли в душу человеческую и начали требовать любви, милосердия, смирения и начали разоблачать лицемерие столь распространенное в древнем мире и требовать откровенного, точно так же и исповедание Христа Миссии, что для ортодоксальных иудеев было совершенно невозможно. Таким образом, был заложен на века конфликт между христианством и иудаизмом. Он, с большей или меньшей интенсивностью, тлел, вспыхивал, вплоть до тех страшных явлений и событий, которые называются в истории
погромами.

Самое главное, что иудаизм, интеллектуальный такой восприимчивый к греческой эллинистической философской традиции, который распространялся довольно успешно по тогдашнему Востоку и Европе.

Между иудаизмом и христианством началась очень жесткая конкуренция за умы, тех самых людей нужно обратить в свою веру, привлечь на свою сторону. Враждебность с христианством во всем откликнулась очень сильно и на еврейской философии. Евреи фактически завели свою религиозную философскую рациональную критику как раз в ответ на вызов христианской философии.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(Н И У « Б е л Г У » )

Кафедра философии и теологии

Лекция №9.

Христианская философия

Проверил:

к. филос. н., доцент,

доцент кафедры философии

и теологии Резник С. В.

Выполнила:

студентка группы 02022201

Пензева Елена Александровна

Белгород, 2023

Средневековая философия появилась, когда цивилизация приближалась к своему завершению. Философия этого времени была философия, продолжавшая дело античной цивилизации, дело древнеэллинской философской традиции. В христианской философии наиновейших времен влияние философии древнеэллинской идеи было велико, более того, никаких принципиальных теоретических новинок христианская философия на следующие опыты древнеэллинской философии в себе не содержит.

Средневековая христианская философия не изобретательна, но она уточняет, переосмысливает то, что было создано в античные времена.

Предпосылки христианской философии:

1)Встреча человека с богом. Это событие примирения божественного и человеческого;

2)Сыновнее отношение человека к богу. Это особенная свободу, которую познает человек, становясь дитём божьим. Мыслить с позиции сыновства – это значит мыслить с позиции любви. Сын божий подобен богу своей особенной любовью;

3)Мыслить в позиции некоторого особенного смирения перед богом;

Вера и разум – два термина, благодаря которым можно наметить некоторую схему движения философской мысли средневековья.



Реальность, к которой обращается мыслитель, называя ее особенной, философской… Её недостаточно представлять в терминах, в строгой и абстрактной теории. Реальность – это не есть нечто в терминах, только субстанционально, метафизическая, телесная, психическая. Реальность, которую познает философ на пределе своих возможностей, которые устремляются к божеству, эта реальность возникает как истина из отношения человека к божеству. Эта реальность постигается усилием веры, узнается как божественное откровение.

13 век – это расцвет всех практик, возможностей новейших времен. Расцвет средневековых университетов, корпораций интеллектуалов. Никем нельзя стать, если ты не выучился в полноте понимания встречи бога с человеком, если не научился мыслить свободно, насколько это возможно, любящий образом на стыке веры и разума. Вера и разум – это две возможности, которые даёт человеку. Но не нужно жить только верой. Бога не становится меньше, человека становится больше. Появляются люди, которые обретают специфическую уверенность в себе, возникают и развиваются рационалистическое средневековье.

Позже говорят о том, что разум – это только дело человека, а не какое-то основание человеческой деятельности. Полагают, что разум и веру можно привести в состояние окончательного понимания.

Дальше говорили о том, что книга и слово – источник понимания тех или иных философских предметов. Но после доверие к слову стало проблематично, а слова недостоверны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(Н И У « Б е л Г У » )

Кафедра философии и теологии

Лекция №10.

Философия Нового Времени

Проверил:

к. филос. н., доцент,

доцент кафедры философии

и теологии Резник С. В.

Выполнила:

студентка группы 02022201

Пензева Елена Александровна

Белгород, 2023

Философия нового времени - это период в развитии философии Западной Европы, который охватывает промежуток времени с 16 по 18 века и характеризуется становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения.

Предпосылками возникновения философии нового времени можно считать следующие:

Изменения наступают в период ранних буржуазных революций, складываются предпосылки для становления капиталистических отношений.


Еще одной важной особенностью, повлиявшей на возникновение философии нового времени, было формирование опытного естествознания, механики оптики и ряда других наук. Следует отметить, что большинство людей начинает переселяться в города, возникает промышленное производство и новая реальность требует своеобразного осмысления, том числе и философского.

Первая философия приобретает светский характер и философские идеи постепенно отходят от религиозного вероучения.

Второй особенностью философии нового времени является деизм, т.е. учение, согласно которому Бог создал материальный мир, дал ему законы и далее не вмешивается в естественный ход событий. Особенностью деизма можно считать, что исследование природы и использование полученных знаний теперь становится своеобразным фундаментом для практических целей человека, поэтому собственно и уделяется значительное внимание поискам методов научного познания.

Третьей особенностью является ориентация философов на естествознания что, обуславливает материалистические тенденции в философии.

И заключительной особенностью данного периода выступает необходимость подчинения философии механистического мировоззрения, то есть концепция Ньютона - это своеобразный венец философии нового времени. Совершенно естественным для философии нового времени являются попытки подчинения любой традиции механистическим законам, то есть, по мнению философов данного направления вполне естественным научным идеалом в том числе в 19 веке концепция Огюста Конта о социологии. Так характеризуя основные направления философии нового времени следует отметить что, зарождение таковой происходит в Англии и первым философом того времени был Фрэнсис Бэкон. Начиная с Фрэнсиса Бэкона меняется отношение к философии и к людям. Он дает собственно рациональный метод описания того, что происходит в научных концепциях, как они создаются и какую практическую значимость имеют.

Развитие современных мировоззренческих взглядов во многом опирается на те идеи, которые предлагают нам философы нового времени.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(Н И У « Б е л Г У » )


Кафедра философии и теологии

Лекция №11.

Эмпиризм и рационализм Нового времени

Проверил:

к. филос. н., доцент,

доцент кафедры философии

и теологии Резник С. В.

Выполнила:

студентка группы 02022201

Пензева Елена Александровна

Белгород, 2023

За победой над капитализмом приходит экономическая свобода, а вместе с ней и свобода мысли, наступает научная революция. В Голландию приезжает Рене Декарт – философ, физик, математик, который произвел научные революции почти во всех областях, в который работал. Он открыл понятие условного рефлекса, называя рефлексы непроизвольными движениями, создал научную психологию.

Декарт становится отцом европейского рационализма. Одновременно в Англии Френсис Бэкон формулирует основы философии эмпиризма. Так началась битва умом, продлившаяся 500 лет. Оба стремятся понять законы мышления.

У научного познания два источника - с этим были согласны все. С одной стороны - чувства, чувственное восприятие, с другой стороны - размышления и опыт. Работа чувств предшествует размышлению, на этот факт опирается эмпиризм. Эмпирия – опыт, самое лучшие доказательство.

Эмпирическая философия считает данное чувств, свидетельство опыта, первоначальным знанием. Разум должен идти вслед за чувствами, быть помощником. Рационалисты были не согласны с этим, ведь животные тоже чувствуют, но не мыслят. Они считают, что чувства нас всегда обманывают, поэтому разум должен проверять, что говорят чувства. Чувства должны служить разуму.

Для рационалистов идеалом научного знания была математика, ведь она требовала изучения опытных данных. Математическая теория в целом строится дедуктивно, это говорит о том, что она начинает не с фактов, а с определений, формулировок аксиом. Рационалисты сделали большое количество открытий.

Эмпирики представляли науку как пирамиду, в основе лежали множества фактов, чувственных данных. В области философии главная битва между рационалистами и эмпириками произошла из-за понятия «субстанция». Субстанция – это понятие, которое описывает вещи так, как она существует на самом деле, за пределами чувственного восприятия. Эмпирики говорили, что они могут познать только явления, а субстанция бесполезная фикция. Рационалисты же утверждают, что субстанция – это единственный подлинный предмет познания.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ