Файл: Лекция 1. Философия Древней Индии Проверил к филос н., доцент, доцент кафедры философии и теологии Резник С. В.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(Н И У « Б е л Г У » )
Кафедра философии и теологии
Лекция №12.
Учение Б. Спинозы о человеческой свободе
Проверил:
к. филос. н., доцент,
доцент кафедры философии
и теологии Резник С. В.
Выполнила:
студентка группы 02022201
Пензева Елена Александровна
Белгород, 2023
Учение Спинозы о человеческой свободе. Как возможна свобода и в чем заключается смысл человеческой жизни? Таковы две главные проблемы философской дисциплины, которая называется этикой.
Бенедикт Спиноза, голландский философ, назвал свой главный труд – «Этикой», доказанной в геометрическом порядке. Книга эта строится по образцу евклидовых начал геометрии с определениями и аксиомами, доказательствами и следствиями. Спиноза утверждает, что свобода и смысл жизни - это не два разных понятия или проблемы, а одно. Смысл жизни в том, чтобы жить свободным, но что это значит? Как стать свободным? Об этом и размышляет Спиноза. Человек - частица бесконечной вселенной и мы беспрекословно повинуемся всем законам природы, законам физики, законам биологии и эволюции. Нарушить эти законы природы нельзя, и поэтому многие обвиняли Спинозу фаталистом, т.е. философом, который отрицает возможность свободы.
Люди считают себя свободными, тк свои желания и свое стремление они сознают в причинах, располагающих к этому стремлению, желанию. Человек соответственно свободен, когда он действует по-человечески, а вот если человек действует бесчеловечно, ведет себя как свинья, вот тогда человек действует не свободно.
Задача философии по Спинозе состоит в том, чтобы помочь отличить хорошие вещи от вредных, и тем самым философия этики учит как быть свободным. Человеческая свобода состоит не в том, чтобы не зависеть от каких-то внешних причин, а в том, чтобы быть максимально активным, чтобы стремиться навстречу благим вещам, которые соответствуют нашей человеческой природе, а особенно навстречу хорошим людям, ибо как пишет Спиноза: «Для человека нет ничего полезнее и ценнее, чем другой человек».
Свобода - это сама деятельность, действия по своей природе, то, что мы называем самодеятельность. Чем деятельнее человек, тем он свободнее.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(Н И У « Б е л Г У » )
Кафедра философии и теологии
Лекция №13.
Истоки коммунизма К. Маркса
Проверил:
к. филос. н., доцент,
доцент кафедры философии
и теологии Резник С. В.
Выполнила:
студентка группы 02022201
Пензева Елена Александровна
Белгород, 2023
Имя Маркса давно стало символом коммунизма, но коммунизм как учение -намного древнее. Маркс был далеко не первым. Мало того, до 25 лет Маркс критиковал предшествующее коммунизма, называл его догматической абстракцией.
Первый факт, который нужно отметить, - это то, что молодой Маркс был идеалистом и революционером, он приветствовал любые освободительные движения, называя их революциями.
В надежде сделать себе имя защитника интересов и прав народа молодой доктор философии Маркс принадлежал к идейному течению, которое называлось Гегельянство.
Он желал истребить христианской мир оружием философии. Гегель был философом, идеалистом, он считал, что историей правит мировой дух, разум, Маркс думал так же, он верил в прогресс разума, считал, что нынешний неразумный общественный строй должен исчезнуть в огне революции, на смену ему придет настоящие разумное общественное устройство.
В 1844-1845 году Маркс открыл материалистическое понимание истории, эта теория, которая утверждает, что экономика развивается по своим естественно историческим законам, которые не зависят от воли и сознания людей - вот духовная сфера, настройка, она идет вслед за развитием и отражает изменение материальных отношений людей
, - вот это настоящий материализм. Молодой Маркс считает, что революция начинается в головах философов, а значит он никаким материалистом он не был.
Маркс был уверен, что буржуазное общество гибнет еще до того, как он вообще приступил к анализу буржуазных экономических отношений, положение о грядущей победе пролетарской революции, после чего он уже смотрел на буржуазную экономику сквозь призму вот этого постулата - это типично идеалистически или как тогда говорили, спекулятивный подход к делу. Сегодня мы знаем, что Маркс капитально переоценил зрелость капитализма.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(Н И У « Б е л Г У » )
Кафедра философии и теологии
Лекция №14.
Русская философия
Проверил:
к. филос. н., доцент,
доцент кафедры философии
и теологии Резник С. В.
Выполнила:
студентка группы 02022201
Пензева Елена Александровна
Белгород, 2023
Большинство исследователей считает, что русская философия возникает в 20-30-е годы 19 века, хотя некоторые историки отечественной философии говорят о том, что о русской философии можно говорить уже с 18 века.
Василь Васильевич Зеньковский - автор работы «История русской философии», которую он выпускает в Париже в условиях эмиграции в 1948-1950-х годах, называет 18 век веком предфилософским, когда формируются основные культурные предпосылки для самостоятельного философского творчества.
В русской философии можно выделить определенные этапы в развитии:
Первый этап можно обозначить как этап становления - это первая половина 19 века.
Второй этап - этап расцвета, вторая половина 19 века и начала 20 века.
Третий этап - о разделении ветвей 1922 год, когда отечественная философия делится на две ветви - это советская марксистская философия и философия русской эмиграции из 90-х годов 20-го века.
Что касается периодов с 10 по 17 век, то здесь следует сказать, что духовная культура Руси и мозг московского царства имел религиозный характер, и здесь можно говорить только об определённых фрагментах философствования, которые были представлены сочинениями митрополита, размышлениями старца Филофея, а также можно здесь выделить вольнодумцев Матвея Башкина и Ивана Пересветова,
князя Андрея Курбского, который бежал от Ивана Грозного в Польшу и вступил в переписку с самодержавцем, в этих письмах выражая озабоченность.
В развитии светской культуры и распространении образования следует отметить 1755 год – это открытие Московского университета, и мы видим, что там всё начинается первым курсом философии и он читается на русском языке.
Что касается философского мышления в России 18 века, здесь отсутствовал терминологический аппарат и встал вопрос о необходимости знакомства с философскими понятиями, которые были уже выработаны в западной Европе. Здесь хотелось бы отметить следующий факт, что императрица Екатерина Вторая как бы способствовала распространению философии, прежде всего, французской философии в России. Екатерина Вторая состояла в переписке с Вольтером, она называла его в письмах своим учителем.
К началу 19 века наконец то происходит достаточно близкое знакомство значительной прослойки образованных русских людей с современными для них западноевропейскими интеллектуальными течениями. Речь идет об английской юридической, философской, экономической мысли о социально -политической и философской французской мысли, а также о немецкой философии, которая была представлена, начиная от Кристиана Вульфа и Иммануила Канта, и заканчивая философией Шеллинга. Естественно, такое знакомство с передовой философией западной Европы не могло не послужить мощным толчком для ее развития.
Вслед за передовой философской мыслью в Россию начинает проникать и атеистические определенные настроения, и очень скоро философский атеизм начинает принимать у нас радикальные формы. Следует сказать, об определенных исторических условиях, которые способствовали или же наоборот не способствовали зарождению и развитию философского мышления. Необходимо говорить о тех степенях свободы, которые отразились на содержании формы и национальных особенностях русской философии. Речь идет об отношении власти государства к философским занятиям. Настороженно государство относилось и к преподаванию философии в учебных заведениях, постоянно контролируя процесс преподавания, а порой и запрещая. Попытка заменить философию на богословие.
Мы видим, что существовали достаточно длительные периоды, когда философия не преподавалась. Так в Московском университете в 1826 году был наложен запрет на лекции по философии истории и логики профессора Давыдова, и философия в Московском университете не преподавалась до 1865 года. «Польза
философии не доказана, а вред от нее возможен» - это афоризм министра по просвещению Российской Империи. Эта фраза была произнесена в связи с планами исключения курса философии из числа преподаваемых дисциплин и с 1850 по 1862 год, во всех учебных заведениях философия не преподавалась.
Столь неприязненное отношение властей к философии привело к дефициту профессиональной университетской философии, в отличие, например, от Германии и других европейских стран.
Василий Васильевич Зеньковский в своей работе выделяет период в развитии русской философии, называя его «Периодом Систем» и начинает достаточно серьезный анализ философии Владимира Соловьёва.
Это тот мыслитель, который предпринял попытку такого системного осмысления вопросов бытия, познание человека, вопросов этического характера. Соловьев представил целостное этическое учение, его теория, которая в философской литературе, называется, как: «Концепция положительного всеединства» Соловьев стремился к синтезу и этот синтез он рассматривал в различных сферах бытия, он говорил о том, что необходимо такое цельное знание, тем самым он говорил о синтезе чувственного опыта разума и веры. Он исходил из понимания того, что должен быть соответственно и синтез философии, религии и науки. Говоря о историческом развитии, он рассматривал человечество как нечто цельное, единое, состоящее из различных культур. Говоря о христианстве, он даже выступил с идеей синтеза различных конфессий православия и католицизма, протестантизма, то есть, вот это стремление к пониманию того, что каждый предмет, каждый человек выступает частью единого целого и формирует по сути дела систему.
Важный и интересный феномен в развитие русской культуры и русской философии это русский религиозный философский ренессанс, который связан с философией Владимира Соловьёва, но религиозно-философский ренессанс состоит из двух формаций, двух частей, которые связаны с деятельностью профессиональных философов. С другой стороны, речь идет о литературных деятелях, о русских символистов. Русский религиозный философский ренессанс - имеет нечто общее с ренессансом, который пришёл в Европе и ориентация на античную культуру.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(Н И У « Б е л Г У » )