Файл: Останина Ксения Алексеевна группа 63 пнк1121А1 Преподаватель Гладнева Светлана Геннадьевна Практическое занятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 6826

Скачиваний: 85

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»


Специальность:

Преподавание в начальных классах


Дисциплина: Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов

Темы №1,2

Практическое задание №1


Выполнил:

Останина Ксения Алексеевна

группа 63 ПНК-11/21А-1

Преподаватель:

Гладнева Светлана Геннадьевна

Практическое занятие 1

Цель занятия: иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования.

 

Задание 1. Выполните сравнительный анализ методической работы и методической деятельности учителя начальных классов. Результаты работы оформите в виде таблицы:

Критерии для сравнения

Методическая работа

Методическая деятельность

Цель

Повышение профессионального уровня конкретного специалиста

Обслуживание практики обучения

Объект

Образовательная система специалиста

Процесс обучения, воспитания и развития личности учащегося

Предмет

Профессиональные затруднения педагогов в образовательной системе учреждения

 Различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса обучения, воспитания развития личности (с учётом специфики конкретного предмета)

Методы

Пассивные: лекции, семинары. Педагогические чтения, конференции.
Активные: моделирование, имитационные, неимитационные, игровые и т. п.

Моделирование педагогических действий; проектирование педагогических действий (если нет аналогов), рефлексия собственной деятельности, психологического состояния, управления совместной деятельностью

Функции

 – анализ учебно-воспитательного процесса — обобщение опыта
– информационная (обогащение знаниями) — конструктивная – организационная

аналитическая, включающая методический анализ, анализ содержания начального образования, анализ и самоанализ урока, анализ собственной деятельности и деятельности учащихся и т. д.; проектировочная, связанная с планированием и под готовкой обучающей и учебной деятельности; конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащегося в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков; нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения

Результат

Повышение квалификации Разработка программ и методических пособий

 Средства обучения: методически переработанный, отобранный, учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения учебных задач; приёмы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т. д.


Сделайте вывод о том, как взаимосвязаны методическая работа и методическая деятельность.
Анализ содержания таблицы свидетельствует, что структурные компоненты двух понятий не противоречат друг другу. Методическая работа — более широкое понятие, включающее: выявление потребностей и проблем педагогических работников, разработку нового содержания и форм обучения в условиях инновационной деятельности; разработку программ, методических пособий, развитие умений проектирования образовательного процесса и т. д. Методическая деятельность (обслуживающая педагогическую деятельность и решающая вопросы средств обучения) является составной частью (средством) методической работы (непрерывной системы образования учителя). Следовательно, продукты методической работы — это результаты функционирования методической деятельности.
Задание 2. О важности методической работы говорилось в трудах Я.М. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и других педагогов, которые исходили из возрастных особенностей детей и их знаний. Использование новых форм работы с детьми прослеживается в трудах Ильенко Л.П., Полевиной М.Н., Немовой Н.В. и других авторов, которые представляли методическую работу как условия для повышения качества педагогического мастерства.

Найдите определения понятия «методическая деятельность» у вышеперечисленных авторов и других педагогов (по выбору), раскрывающие специфику методической деятельности учителя начальных классов (не менее 6-ти определений). Заполните таблицу:

Автор определения

Определение понятия «методическая деятельность»

Ю.К.Бабанский

Методическая работа – это целостная система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива образовательной организации в целом, а, в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижении оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных воспитанников»

Н.В. Немова

Методическая работа - это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса. 

В.И. Зверева

это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период.

 М.М.Поташник

это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства педагогов школы.

А.М.Моисеев

считает, что методическая работа основывается «на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе образовательного процесса,

на взаимосвязи мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и педагогического мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом... на совершенствование образовательного процесса, достижения оптимального уровня образования,

воспитания и развития»

Т.И.Шамова

К.Ю.Белая

рассматривают работу с педагогическими кадрами как сложную динамическую и целостную систему, имеющую свои цели и задачи, содержание, структуру, формы и методы организации, направленные на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала коллектива, повышение качества и эффективности педагогического процесса.

А.Н.Морозова

определяет методическую работу как систематическую, целенаправленную, коллективную и индивидуальную деятельность педагогических кадров по повышению научно-теоретического уровня, методической подготовки и профессионального мастерства

Л.И.Фалюшина

рассматривает методическую работу как функцию управления качеством воспитательнообразовательной работы в педагогических системах, которая заключается в двустороннем процессе обучения и учения её объекта, направленных на 14 качественную педагогическую деятельность по разностороннему развитию и воспитанию детей


Сделайте вывод:

1. Сравните определения разных авторов и выделите сущностные характеристики понятия «методическая деятельность». Перечислите их.

2. В чем заключается специфика методической деятельности в начальной школе?

 

Анализ позиций разных авторов позволяет в обобщенном виде определить методическую деятельность как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по дальнейшему совершенствованию своего педагогического потенциала, позволяющего повысить эффективность и результативность образовательного процесса.

Ряд авторов более подробно раскрывают сущность методической деятельности, характеризуя такие ее компоненты, как цель, объект, предмет, функции, продукт (результат).

Методическая деятельность начальной школы – целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.

 

Задания по теме 1.2 Сущность, цели, функции, направление и содержание методической деятельности учителя начальных классов

 

Цель: уметь определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения; иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования.

 

Задание 3. С внедрением ФГОС НОО в практику работы начальной школы меняются требования к современному учителю начальной школы. Следствием этого являются педагогические и методические проблемы в работе учителя. Например, проблема доминирования учителя на уроке, субъективность оценивания, высокий уровень эмоциональной тревожности и т.п. Сформулируйте возможные проблемы учителей начальных классов при введении ФГОС НОО (не менее 10-ти проблем). Какое психолого-педагогическое сопровождение Вы предложили бы для решения каждой из этих проблем?

Результаты работы оформите в таблице:

Педагогические и методические проблемы учителя начальных классов при введении ФГОС НОО

Формы и содержание психолого-педагогического сопровождения

Психологическое сопротивление к изменениям

 Вовлечение педагогов в продуктивную деятельность по решению профессиональных затруднений в вопросах организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии с требованиями

Недостаточное кадровое обеспечение, в том числе, психологического, логопедического и социального сопровождения введения ФГОС НОО

Переподготовка имеющихся в лицее кадров. Создание условий для непрерывного повышения квалификации; вовлечение педагогов в систему социального партнерства и сетевого взаимодействия

Недостаточно эффективное использование в образовательном процессе мультимедийного и интерактивного оборудования (или его отсутствие)

Сетевой обмен продуктами методической деятельности педагогов по использованию ИКТ в образовательном процессе

Низкий уровень правовых знаний (в том числе, нормативно-правового обеспечения ФГОС)

Организация работы по повышению уровня правовых знаний

Синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС

Организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП

Недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности

Диагностика, курсы повышения знаний, обмен опытом

Сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников

Тематические встречи, консультации, корректировка действий

Сложности в организации внеурочной деятельности

Отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности

Слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности

Организовать психологическое сопровождение в начальной школе, курсы повышения педагогического мастерства

Неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников

Организовать работу по мониторингу формирования УУД, организация накопительной системы оценки


 

Задание 4. Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса начального общего образования – одно из важнейших звеньев системы управления образовательным учреждением.

Следовательно, процесс оценивания результатов труда учителей – одно из направлений в работе с педагогическими кадрами.

Методическая деятельность учителей также подвергается рейтинговой оценке.

Исходя из знания направлений и содержания методической деятельности учителя начальных классов, разработайте систему рейтинговой оценки методической деятельности учителя начальных классов.

Основные направления методической работы:

· организационно-методическое,

· учебно-методическое,

· научно-методическое,

· методическая учеба.

Оформите работу в виде таблицы:

Направления методической работы учителя начальных классов

Критерии и показатели эффективности методической деятельности учителя начальных классов

Максимальный балл

1. Учебная деятельность 

% успеваемости

3 балла- 100%;

2 балла- 99-95%;

1 балл- 94-80%;

0 баллов- 79% и ниже.

3

% качества знаний

3 балла- 100-70%;

2 балла- 69-50%;

1балл- 49- 40%;

0 баллов- 39 и ниже.

3

СОУ

3балла- 100-80;

2балла- 79-60;

1балл- 59-50;

0 баллов- 49 и ниже.

3

Средний балл оценок по предмету

3балл- «5»и»4»;

2балла- 3,9-3,5;

1балл- 3,4- 3,0;

0 баллов- 2,9 и ниже.




Наличие учеников- победителей школьных олимпиад, марафонов, конкурсов, соревнований.

1 балл за каждого победителя.

Не ограничен

Наличие учеников- победителей, призёров, участников городских соревнований.

5 баллов за 1 место;

3 балла за 2 место;

2 балла за 3 место;

1 балл за значимый результат (не менее 75% выполненных заданий).


5

Наличие учеников- победителей, призёров, участников областных и всероссийских олимпиад, конкурсов, соревнований.

10 балла - всероссийский уровень;

5балла - победители и призёры областного уровня;

3 балла - участники соревнований областного уровня.


10

Участие обучающихся в конкурсах творческих, исследовательских работ, выполненных под руководством учителя.

10 балла - всероссийский уровень;

5балла - победители и призёры областного уровня;

3 балла - участники конкурсов муниципального уровня.


10

Профессиональный уровень учителя (умение разрешать конфликтные ситуации, отсутствие конфликтных ситуаций, жалоб).

Выявляется на основании анкетирования учащихся и родителей.

3балла - отсутствие конфликтных ситуаций, жалоб;

1 балл – умение найти компромисс в конфликтной ситуации;

0 баллов - уход от решения проблемы.

3

Культура и этика общения с учащимися.

Выявляется на основании анкетирования учащихся.

3 балла - сдержанное, вежливое отношение к ученику, не унижающее его достоинство.

0 баллов – наличие нарушений культуры поведения.

3

Научно- методическая работа

Учитель- победитель, призёр, участник профессиональных конкурсов и соревнований.

5 баллов - победитель;

3 балла – призёр;

2 балла – участник конкурсов и т.д.

5

Обмен опытом в виде открытых уроков, мероприятий.

3 балла за каждый открытый урок или мероприятие.

Не ограничен

Выступление с сообщениями и докладами на методических объединениях.

2 балла за каждое выступление.

Не ограничен

Выступление с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах и т. п.

3 балла за каждое выступление.

Не ограничен

Работа в методическом объединении

3 балла – руководств методическим объединением;

2 балла – работа на кафедре.

3

Общественная работа

Работа в Совете Школы

3 балла – активное участие в работе Совета Школы;

1 балл – пассивное участие (присутствие на заседаниях Совета Школы.)

3

Работа в школьных комиссиях

2 балла – за работу в каждом выборном органе.

Не ограничен

Выполнение общественных поручений (секретарь педсовета и т.п.)

5 баллов – за выполнение долговременного поручения;

1 балл – за выполнение разового поручения.

5

Пропаганда деятельности школы в СМИ, публикация творческих работ педагогов и учащихся.

3 балла – за каждую публикацию.

3

Работа с документацией.

Правильность и своевременность оформления журналов.

3 балла – журнал оформлен правильно и своевременно;

1 балл – есть единичные замечания по оформлению;

0 баллов – регулярные нарушения в оформлении журнала.

3

Объективность выставления оценок.

3 балла – оценки выставлены правильно и объективно;

1 балл – есть единичные замечания по выставлению оценок.

3

Правильность и своевременность сдачи отчетов по предметам

3 балла - отчет сдан своевременно и оформлен правильно;

0 баллов – не выполнены требования по сдачи отчётности.

3

Правильность и своевременность сдачи отчёта классного руководителя по итогам учебных четвертей и полугодий.

3 балла - отчет сдан своевременно и оформлен правильно;

0 баллов – не выполнены требования по сдачи отчётности

3

Трудовая дисциплина

Своевременное начало и окончание урока.

2 балла – нет нарушений трудовой дисциплины;

1 балл – единичное нарушение;

0 баллов – регулярное нарушение трудовой дисциплины.

2

Отсутствие на рабочем месте во время урока.

Минус 10 баллов за нарушение трудовой дисциплины.




Посещаемость педагогических советов.

1 балл за участие в каждом педагогическом совете.

Не ограничен

Посещаемость заседаний методобъединений, МС, НМС.

1 балл за участие в каждом

заседание.

Не ограничен

Посещаемость административных совещаний.

1 балл за участие в каждом

совещание.

Не ограничен

Культура и этика общения с коллегами.

Выявляется на основании анкетирования педагогов.

3 балла - сдержанное, вежливое отношение к коллегам, не унижающее их достоинство.

0 баллов – наличие нарушений культуры поведения.

3

Культура одежды в УО.

Выявляется на основании анкетирования педагогов, учащихся и родителей.

3 балла – без замечаний.

3

Классное руководство.

Организация открытых внеклассных мероприятий.

5 баллов – открытое мероприятие на уровне города;

3 балла – открытое мероприятие на уровне школы.

1 балл – посещение мероприятия.

5

Активность участия класса в школьных мероприятиях.

3 балла за победу в школьном мероприятии;

1 балл за участие класса в школьном мероприятии.

3

Участие в районных мероприятиях.

5 баллов за победу в городском мероприятии;

3 балла за участие класса в городском мероприятии.

5

Организация экскурсий, поездок, походов и других мероприятий вне стен школы.

2 балла за каждое мероприятие.

Не ограничен

Индивидуальная работа с родителями, педагогически запущенными учащимися, опекаемыми детьми.

По данным социального педагога.

(Учитывается посещение на дому, составление актов материально- бытовых условий, составление характеристик, присутствие на опросах представителей ИДН, на комиссиях ИДН, в суде.)

5

Техника безопасности и охрана жизни и здоровья учащихся.

Своевременное прохождение инструктажа по ТБ педагогом.

1 балл – за каждый инструктаж.

Не ограничен

Своевременность проведения инструктажей по ТБ с учащимися.

Оценивается по итогам проверки классного журнала и анкетирования учащихся.

3 балла – без замечаний.

3

Правильность оформления страницы классного журнала

« Инструктаж по ТБ и охране жизни и здоровья учащихся».

3 балла – без замечаний;

1 балл – единичные замечания.

3

Отсутствие несчастных случаев с учащимися на уроке и переменах.

5 баллов – отсутствие несчастных случаев;

минус 5 баллов – наличие несчастного случая.

5


Рекомендации:

В качестве критериев и показателей эффективности методической деятельности учителя начальных классов можно использовать следующие виды работы учителя:

·          наличие и выполнение плана самообразования;

·          внедрение новых педагогических технологий; обобщение собственного опыта;

·          подготовка и проведение открытого мероприятия (в традиционной форме или с использованием инновационных технологий);

·          посещения и анализ  открытых мероприятий коллег;

·          участие в работе методических объединений, педагогического совета;

·          участие в работе временного творческого коллектива или научно-исследовательской лаборатории;

·           выступления на научной, научно-практической конференции, на педагогических чтениях;

·          публикации тезисов и статей; учебных пособий, учебно-методических материалов (разработок, рекомендаций;

·          рецензирование методических разработок;

·          участие в конкурсах педагогического и профессионального мастерства, в методических выставках;

·          подготовка воспитанников к конкурсам;

·          разработка авторской программы, дидактических средств, компьютерных программ;

·          руководство кружком;

·          курсовая подготовка, стажировка;

·          участие в региональных, всероссийских, международных программах и т.п.

 

Задания по теме 1.3 Уровни и формы методической деятельности. Методические задачи

Цель: уметь анализировать методическую продукцию; иметь практический опыт анализа методической продукции; изучения и анализа педагогической и методической литературы.

 

Задание 5. Одной из важных методических задач, стоящих перед учителем начальных, классов является задача анализа и адаптации имеющихся методических разработок.

Познакомьтесь с видами методической продукции.

Рассмотрите требования, предъявляемые к качеству методической продукции.

Изучите методы анализа методической продукции.

Результаты работы оформите в таблице:

Виды методической продукции

Требования к качеству методической продукции

Методы анализа методической продукции

Информационно-методическая

содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности (методическое описание, аннотация, информационный плакат, информационно – методическая выставка, реферат, буклет)

изложение сведений, подлежащих распространению;
анализ передового педагогического опыта;
применение инновационных педагогических технологии и т.д.

Организационно-методическая

предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел

инструктивно-методическое письмо, методическая записка, методическая памятка, методические рекомендации, методическая разработка, тематическая папка, образовательная программа

Прикладная

представляет собой вспомогательный материал, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции

сценарий, тематическая подборка, картотека, методическая тема, документация учебно-методической продукции

Научно-методическая

создаётся с целью передачи подходов, способов и методов обучения и воспитания

тезис, статья

Учебная (образовательная) продукция

творчески одаренные и обладающие большим практическим опытом педагогические работники могут стать авторами учебников, учебных пособий и других изданий подобного рода

учебники, учебное пособие