Файл: Останина Ксения Алексеевна группа 63 пнк1121А1 Преподаватель Гладнева Светлана Геннадьевна Практическое занятие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 6826
Скачиваний: 85
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»
Специальность:
Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов
Темы №1,2
Практическое задание №1
Выполнил:
Останина Ксения Алексеевна
группа 63 ПНК-11/21А-1
Преподаватель:
Гладнева Светлана Геннадьевна
Практическое занятие 1
Цель занятия: иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования.
Задание 1. Выполните сравнительный анализ методической работы и методической деятельности учителя начальных классов. Результаты работы оформите в виде таблицы:
Критерии для сравнения | Методическая работа | Методическая деятельность |
Цель | Повышение профессионального уровня конкретного специалиста | Обслуживание практики обучения |
Объект | Образовательная система специалиста | Процесс обучения, воспитания и развития личности учащегося |
Предмет | Профессиональные затруднения педагогов в образовательной системе учреждения | Различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса обучения, воспитания развития личности (с учётом специфики конкретного предмета) |
Методы | Пассивные: лекции, семинары. Педагогические чтения, конференции. Активные: моделирование, имитационные, неимитационные, игровые и т. п. | Моделирование педагогических действий; проектирование педагогических действий (если нет аналогов), рефлексия собственной деятельности, психологического состояния, управления совместной деятельностью |
Функции | – анализ учебно-воспитательного процесса — обобщение опыта – информационная (обогащение знаниями) — конструктивная – организационная | аналитическая, включающая методический анализ, анализ содержания начального образования, анализ и самоанализ урока, анализ собственной деятельности и деятельности учащихся и т. д.; проектировочная, связанная с планированием и под готовкой обучающей и учебной деятельности; конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащегося в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков; нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения |
Результат | Повышение квалификации Разработка программ и методических пособий | Средства обучения: методически переработанный, отобранный, учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения учебных задач; приёмы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т. д. |
Сделайте вывод о том, как взаимосвязаны методическая работа и методическая деятельность.
Анализ содержания таблицы свидетельствует, что структурные компоненты двух понятий не противоречат друг другу. Методическая работа — более широкое понятие, включающее: выявление потребностей и проблем педагогических работников, разработку нового содержания и форм обучения в условиях инновационной деятельности; разработку программ, методических пособий, развитие умений проектирования образовательного процесса и т. д. Методическая деятельность (обслуживающая педагогическую деятельность и решающая вопросы средств обучения) является составной частью (средством) методической работы (непрерывной системы образования учителя). Следовательно, продукты методической работы — это результаты функционирования методической деятельности.
Задание 2. О важности методической работы говорилось в трудах Я.М. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и других педагогов, которые исходили из возрастных особенностей детей и их знаний. Использование новых форм работы с детьми прослеживается в трудах Ильенко Л.П., Полевиной М.Н., Немовой Н.В. и других авторов, которые представляли методическую работу как условия для повышения качества педагогического мастерства.
Найдите определения понятия «методическая деятельность» у вышеперечисленных авторов и других педагогов (по выбору), раскрывающие специфику методической деятельности учителя начальных классов (не менее 6-ти определений). Заполните таблицу:
Автор определения | Определение понятия «методическая деятельность» |
Ю.К.Бабанский | Методическая работа – это целостная система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива образовательной организации в целом, а, в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижении оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных воспитанников» |
Н.В. Немова | Методическая работа - это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса. |
В.И. Зверева | это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период. |
М.М.Поташник | это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства педагогов школы. |
А.М.Моисеев | считает, что методическая работа основывается «на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе образовательного процесса, на взаимосвязи мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и педагогического мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом... на совершенствование образовательного процесса, достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития» |
Т.И.Шамова К.Ю.Белая | рассматривают работу с педагогическими кадрами как сложную динамическую и целостную систему, имеющую свои цели и задачи, содержание, структуру, формы и методы организации, направленные на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала коллектива, повышение качества и эффективности педагогического процесса. |
А.Н.Морозова | определяет методическую работу как систематическую, целенаправленную, коллективную и индивидуальную деятельность педагогических кадров по повышению научно-теоретического уровня, методической подготовки и профессионального мастерства |
Л.И.Фалюшина | рассматривает методическую работу как функцию управления качеством воспитательнообразовательной работы в педагогических системах, которая заключается в двустороннем процессе обучения и учения её объекта, направленных на 14 качественную педагогическую деятельность по разностороннему развитию и воспитанию детей |
Сделайте вывод:
1. Сравните определения разных авторов и выделите сущностные характеристики понятия «методическая деятельность». Перечислите их.
2. В чем заключается специфика методической деятельности в начальной школе?
Анализ позиций разных авторов позволяет в обобщенном виде определить методическую деятельность как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по дальнейшему совершенствованию своего педагогического потенциала, позволяющего повысить эффективность и результативность образовательного процесса.
Ряд авторов более подробно раскрывают сущность методической деятельности, характеризуя такие ее компоненты, как цель, объект, предмет, функции, продукт (результат).
Методическая деятельность начальной школы – целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.
Задания по теме 1.2 Сущность, цели, функции, направление и содержание методической деятельности учителя начальных классов
Цель: уметь определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения; иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования.
Задание 3. С внедрением ФГОС НОО в практику работы начальной школы меняются требования к современному учителю начальной школы. Следствием этого являются педагогические и методические проблемы в работе учителя. Например, проблема доминирования учителя на уроке, субъективность оценивания, высокий уровень эмоциональной тревожности и т.п. Сформулируйте возможные проблемы учителей начальных классов при введении ФГОС НОО (не менее 10-ти проблем). Какое психолого-педагогическое сопровождение Вы предложили бы для решения каждой из этих проблем?
Результаты работы оформите в таблице:
Педагогические и методические проблемы учителя начальных классов при введении ФГОС НОО | Формы и содержание психолого-педагогического сопровождения |
Психологическое сопротивление к изменениям | Вовлечение педагогов в продуктивную деятельность по решению профессиональных затруднений в вопросах организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии с требованиями |
Недостаточное кадровое обеспечение, в том числе, психологического, логопедического и социального сопровождения введения ФГОС НОО | Переподготовка имеющихся в лицее кадров. Создание условий для непрерывного повышения квалификации; вовлечение педагогов в систему социального партнерства и сетевого взаимодействия |
Недостаточно эффективное использование в образовательном процессе мультимедийного и интерактивного оборудования (или его отсутствие) | Сетевой обмен продуктами методической деятельности педагогов по использованию ИКТ в образовательном процессе |
Низкий уровень правовых знаний (в том числе, нормативно-правового обеспечения ФГОС) | Организация работы по повышению уровня правовых знаний |
Синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС | Организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП |
Недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности | Диагностика, курсы повышения знаний, обмен опытом |
Сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников | Тематические встречи, консультации, корректировка действий |
Сложности в организации внеурочной деятельности | Отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности |
Слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности | Организовать психологическое сопровождение в начальной школе, курсы повышения педагогического мастерства |
Неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников | Организовать работу по мониторингу формирования УУД, организация накопительной системы оценки |
Задание 4. Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса начального общего образования – одно из важнейших звеньев системы управления образовательным учреждением.
Следовательно, процесс оценивания результатов труда учителей – одно из направлений в работе с педагогическими кадрами.
Методическая деятельность учителей также подвергается рейтинговой оценке.
Исходя из знания направлений и содержания методической деятельности учителя начальных классов, разработайте систему рейтинговой оценки методической деятельности учителя начальных классов.
Основные направления методической работы:
· организационно-методическое,
· учебно-методическое,
· научно-методическое,
· методическая учеба.
Оформите работу в виде таблицы:
Направления методической работы учителя начальных классов | Критерии и показатели эффективности методической деятельности учителя начальных классов | Максимальный балл |
1. Учебная деятельность | ||
% успеваемости | 3 балла- 100%; 2 балла- 99-95%; 1 балл- 94-80%; 0 баллов- 79% и ниже. | 3 |
% качества знаний | 3 балла- 100-70%; 2 балла- 69-50%; 1балл- 49- 40%; 0 баллов- 39 и ниже. | 3 |
СОУ | 3балла- 100-80; 2балла- 79-60; 1балл- 59-50; 0 баллов- 49 и ниже. | 3 |
Средний балл оценок по предмету | 3балл- «5»и»4»; 2балла- 3,9-3,5; 1балл- 3,4- 3,0; 0 баллов- 2,9 и ниже. | |
Наличие учеников- победителей школьных олимпиад, марафонов, конкурсов, соревнований. | 1 балл за каждого победителя. | Не ограничен |
Наличие учеников- победителей, призёров, участников городских соревнований. | 5 баллов за 1 место; 3 балла за 2 место; 2 балла за 3 место; 1 балл за значимый результат (не менее 75% выполненных заданий). | 5 |
Наличие учеников- победителей, призёров, участников областных и всероссийских олимпиад, конкурсов, соревнований. | 10 балла - всероссийский уровень; 5балла - победители и призёры областного уровня; 3 балла - участники соревнований областного уровня. | 10 |
Участие обучающихся в конкурсах творческих, исследовательских работ, выполненных под руководством учителя. | 10 балла - всероссийский уровень; 5балла - победители и призёры областного уровня; 3 балла - участники конкурсов муниципального уровня. | 10 |
Профессиональный уровень учителя (умение разрешать конфликтные ситуации, отсутствие конфликтных ситуаций, жалоб). | Выявляется на основании анкетирования учащихся и родителей. 3балла - отсутствие конфликтных ситуаций, жалоб; 1 балл – умение найти компромисс в конфликтной ситуации; 0 баллов - уход от решения проблемы. | 3 |
Культура и этика общения с учащимися. | Выявляется на основании анкетирования учащихся. 3 балла - сдержанное, вежливое отношение к ученику, не унижающее его достоинство. 0 баллов – наличие нарушений культуры поведения. | 3 |
Научно- методическая работа | ||
Учитель- победитель, призёр, участник профессиональных конкурсов и соревнований. | 5 баллов - победитель; 3 балла – призёр; 2 балла – участник конкурсов и т.д. | 5 |
Обмен опытом в виде открытых уроков, мероприятий. | 3 балла за каждый открытый урок или мероприятие. | Не ограничен |
Выступление с сообщениями и докладами на методических объединениях. | 2 балла за каждое выступление. | Не ограничен |
Выступление с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах и т. п. | 3 балла за каждое выступление. | Не ограничен |
Работа в методическом объединении | 3 балла – руководств методическим объединением; 2 балла – работа на кафедре. | 3 |
Общественная работа | ||
Работа в Совете Школы | 3 балла – активное участие в работе Совета Школы; 1 балл – пассивное участие (присутствие на заседаниях Совета Школы.) | 3 |
Работа в школьных комиссиях | 2 балла – за работу в каждом выборном органе. | Не ограничен |
Выполнение общественных поручений (секретарь педсовета и т.п.) | 5 баллов – за выполнение долговременного поручения; 1 балл – за выполнение разового поручения. | 5 |
Пропаганда деятельности школы в СМИ, публикация творческих работ педагогов и учащихся. | 3 балла – за каждую публикацию. | 3 |
Работа с документацией. | ||
Правильность и своевременность оформления журналов. | 3 балла – журнал оформлен правильно и своевременно; 1 балл – есть единичные замечания по оформлению; 0 баллов – регулярные нарушения в оформлении журнала. | 3 |
Объективность выставления оценок. | 3 балла – оценки выставлены правильно и объективно; 1 балл – есть единичные замечания по выставлению оценок. | 3 |
Правильность и своевременность сдачи отчетов по предметам | 3 балла - отчет сдан своевременно и оформлен правильно; 0 баллов – не выполнены требования по сдачи отчётности. | 3 |
Правильность и своевременность сдачи отчёта классного руководителя по итогам учебных четвертей и полугодий. | 3 балла - отчет сдан своевременно и оформлен правильно; 0 баллов – не выполнены требования по сдачи отчётности | 3 |
Трудовая дисциплина | ||
Своевременное начало и окончание урока. | 2 балла – нет нарушений трудовой дисциплины; 1 балл – единичное нарушение; 0 баллов – регулярное нарушение трудовой дисциплины. | 2 |
Отсутствие на рабочем месте во время урока. | Минус 10 баллов за нарушение трудовой дисциплины. | |
Посещаемость педагогических советов. | 1 балл за участие в каждом педагогическом совете. | Не ограничен |
Посещаемость заседаний методобъединений, МС, НМС. | 1 балл за участие в каждом заседание. | Не ограничен |
Посещаемость административных совещаний. | 1 балл за участие в каждом совещание. | Не ограничен |
Культура и этика общения с коллегами. | Выявляется на основании анкетирования педагогов. 3 балла - сдержанное, вежливое отношение к коллегам, не унижающее их достоинство. 0 баллов – наличие нарушений культуры поведения. | 3 |
Культура одежды в УО. | Выявляется на основании анкетирования педагогов, учащихся и родителей. 3 балла – без замечаний. | 3 |
Классное руководство. | ||
Организация открытых внеклассных мероприятий. | 5 баллов – открытое мероприятие на уровне города; 3 балла – открытое мероприятие на уровне школы. 1 балл – посещение мероприятия. | 5 |
Активность участия класса в школьных мероприятиях. | 3 балла за победу в школьном мероприятии; 1 балл за участие класса в школьном мероприятии. | 3 |
Участие в районных мероприятиях. | 5 баллов за победу в городском мероприятии; 3 балла за участие класса в городском мероприятии. | 5 |
Организация экскурсий, поездок, походов и других мероприятий вне стен школы. | 2 балла за каждое мероприятие. | Не ограничен |
Индивидуальная работа с родителями, педагогически запущенными учащимися, опекаемыми детьми. | По данным социального педагога. (Учитывается посещение на дому, составление актов материально- бытовых условий, составление характеристик, присутствие на опросах представителей ИДН, на комиссиях ИДН, в суде.) | 5 |
Техника безопасности и охрана жизни и здоровья учащихся. | ||
Своевременное прохождение инструктажа по ТБ педагогом. | 1 балл – за каждый инструктаж. | Не ограничен |
Своевременность проведения инструктажей по ТБ с учащимися. | Оценивается по итогам проверки классного журнала и анкетирования учащихся. 3 балла – без замечаний. | 3 |
Правильность оформления страницы классного журнала « Инструктаж по ТБ и охране жизни и здоровья учащихся». | 3 балла – без замечаний; 1 балл – единичные замечания. | 3 |
Отсутствие несчастных случаев с учащимися на уроке и переменах. | 5 баллов – отсутствие несчастных случаев; минус 5 баллов – наличие несчастного случая. | 5 |
Рекомендации:
В качестве критериев и показателей эффективности методической деятельности учителя начальных классов можно использовать следующие виды работы учителя:
· наличие и выполнение плана самообразования;
· внедрение новых педагогических технологий; обобщение собственного опыта;
· подготовка и проведение открытого мероприятия (в традиционной форме или с использованием инновационных технологий);
· посещения и анализ открытых мероприятий коллег;
· участие в работе методических объединений, педагогического совета;
· участие в работе временного творческого коллектива или научно-исследовательской лаборатории;
· выступления на научной, научно-практической конференции, на педагогических чтениях;
· публикации тезисов и статей; учебных пособий, учебно-методических материалов (разработок, рекомендаций;
· рецензирование методических разработок;
· участие в конкурсах педагогического и профессионального мастерства, в методических выставках;
· подготовка воспитанников к конкурсам;
· разработка авторской программы, дидактических средств, компьютерных программ;
· руководство кружком;
· курсовая подготовка, стажировка;
· участие в региональных, всероссийских, международных программах и т.п.
Задания по теме 1.3 Уровни и формы методической деятельности. Методические задачи
Цель: уметь анализировать методическую продукцию; иметь практический опыт анализа методической продукции; изучения и анализа педагогической и методической литературы.
Задание 5. Одной из важных методических задач, стоящих перед учителем начальных, классов является задача анализа и адаптации имеющихся методических разработок.
Познакомьтесь с видами методической продукции.
Рассмотрите требования, предъявляемые к качеству методической продукции.
Изучите методы анализа методической продукции.
Результаты работы оформите в таблице:
Виды методической продукции | Требования к качеству методической продукции | Методы анализа методической продукции |
Информационно-методическая | содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности (методическое описание, аннотация, информационный плакат, информационно – методическая выставка, реферат, буклет) | изложение сведений, подлежащих распространению; анализ передового педагогического опыта; применение инновационных педагогических технологии и т.д. |
Организационно-методическая | предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел | инструктивно-методическое письмо, методическая записка, методическая памятка, методические рекомендации, методическая разработка, тематическая папка, образовательная программа |
Прикладная | представляет собой вспомогательный материал, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции | сценарий, тематическая подборка, картотека, методическая тема, документация учебно-методической продукции |
Научно-методическая | создаётся с целью передачи подходов, способов и методов обучения и воспитания | тезис, статья |
Учебная (образовательная) продукция | творчески одаренные и обладающие большим практическим опытом педагогические работники могут стать авторами учебников, учебных пособий и других изданий подобного рода | учебники, учебное пособие |