Файл: Факультет педагогики п психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет педагогики п психологии

(наименование факультета/ института)
Направление подготовки /специальность: 37.03.01 Психология .

(код и наименование направления подготовки /специальности)

Профиль/специализация: Социальная психология

(наименование профиля/специализации)

Форма обучения: очно-заочная .

(очная, очно-заочная, заочная)




УТВЕРЖДАЮ


Декан факультета (директор института)


Уварова Н.Н. . Подпись (Подпись) (ФИО)

«____» ___________________ 20___ г.


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

НА УЧЕБНУЮ ПРАКТИКУ

(вид практики)

учебно-ознакомительную практику

(тип практики)

2 семестр

обучающегося группы .

(Шифр и № группы) (ФИО обучающегося)
Место прохождения практики:

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

(наименование структурного подразделения Образовательной организации)
Срок прохождения практики: с «____» _________ 202_ г. по «____» _________ 202___ г.

Содержание индивидуального задания на практику1:

п/п

Виды работ

1.

Инструктаж по соблюдению правил противопожарной безопасности, правил охраны труда, техники безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

2.

Выполнение определенных практических кейсов-задач, необходимых для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам учебно-ознакомительной практики

__________________________________________________________________________________________________________________

(вид практики, тип практики)

2.1.

Кейс-задача № 1

  1. Провести исследование 10 человек по указанным методикам:

  1. Тест «Социальный интерес» (СоцИн) (Автор Crandall J.E.)2


Шкала социального интереса

Я предпочел (предпочла) бы быть: ПОДЧЕРКНИТЕ свой выбор в каждой паре




Одаренным воображением



рациональным



Полезным



сообразительным



Умелым



сопереживающим другим



Уравновешенным



продуктивным



Интеллектуальным



деликатным



Надежным



честолюбивым



Уважающим других



оригинальным



Творческим



здравомыслящим



Великодушным



особенным



Ответственным



оригинальным



Способным



принимающим других



Заслуживающим доверия



умудренным опытом



Умелым



логически мыслящим



Прощающим других



утонченным



Продуктивным



уважающим других



Практичным



уверенным в своих силах



Способным



независимым



Энергичным



способным сотрудничать



Одаренным воображением



полезным



Реалистичным



высоконравственным



Деликатным



умудренным опытом



Сопереживающим другим



особенным



Честолюбивым



терпеливым



Трезвомыслящим



сообразительным


Ключ:

В парах 2, 7, 9, 12, 14, 21, 22 — по одному баллу начисляется за первую по порядку черту пары;

В парах 3. 5, 11, 15, 18, 19, 20, 23 — за вторую.

Пары 1, 4, 6. 8, 10, 13, 16, 17, 24 являются буферными, и ответы на них не начисляются.
СоцИн (социальный интерес) – генеральный конструкт в теории Альфреда Адлера. Показатель качества жизни, психического здоровья, «барометр нормальности». Это врожденное чувство общности, социальной солидарности, чувство идентификации с человечеством. С позиции Адлера ценность человеческой жизни определяется тем, насколько люди ориентированы на взаимопомощь, способствуют повышению ценности жизни окружающих и стремятся понять себя через отношения с другими людьми.

Социальный интерес не возникает автоматически. В основе его развития лежат гармоничные детско-родительские отношения. Отношения ребёнка с матерью должны быть построены на основе безусловной любви, которая сосредоточена, прежде всего, на благополучии ребенка, а не на удовлетворении своего материнского тщеславия и амбиций (как условия своей любви к ребёнку). Идеальная ролевая модель поведения матери: нежность к мужу, к детям, к другим людям. Отец, ориентированный на семью, должен принимать активное участие в воспитании детей и относится к ним как к равным.

Эмоциональная отгороженность, авторитаризм, критическое отношение блокируют развитие социального интереса. Гасит или снижает социальный интерес чрезмерная опека, отсутствие эмоциональной поддержки, критический настрой, утрата чувства уважения.

Дети, чувствующие отчужденность родителей, теряют к ним уважение и, будучи взрослыми, мотивированы целями личного превосходств. Они лишены социальных установок, эгоцентричны и руководствуются фиктивными целями, направленными на защиту самооценки.

Люди с низким СоцИн отгорожены от людей, находятся в постоянной борьбе за личное превосходство, стремятся главенствовать над другими, плохо приспособлены к жизни, поглощены собственным интересами и самозащитой.

Люди, лишенные социального интереса, предрасположены к неврозу.



  1. Тест «Оценка самоэффективности» (ОСЭ (Авторы Р. Шварцер и М. Ерусалим, Берлинский свободный университет, 1993)







Абсолютно не верно

Едва ли верно

Скорее всего верно

Совершенно верно




1

2

3

4

Если я как следует постараюсь, то я всегда найду решение даже самым сложным проблемам













Если мне что-либо мешает, то я все же нахожу пути достижения своей цели













Мне довольно просто удается достичь своих целей













В неожиданных ситуациях я всегда знаю, как я должен себя вести













При непредвиденно возникающих трудностях я верю, что смогу с ними справиться













Если я приложу достаточно усилий, то смогу справиться с большинством проблем













Я готов к любым трудностям, поскольку полагаюсь на собственные способности













Если передо мной встает какая-либо проблема, то я обычно нахожу несколько вариантов ее решения













Я могу что-либо придумать даже в безвыходных на первый взгляд ситуациях













Я обычно способен держать ситуацию под контролем













Сумма по столбцам:













Всего баллов:





Понятие «Самоэффективность» было предложено А. Бандурой как центральный компонент его социально-когнитивной теории. Идея: вера человека в эффективность собственных действий (самоэффективность) может в существенной мере влиять на его поведение. Влияние веры на самоэффективность Бандура объясняет следующим образом: человек боится и избегает тех социальных ситуаций, с которыми, как он считает, не сумеет справиться. Активно и наступательно человек ведет себя тогда, когда он уверен в своих способностях и верит в успех собственных действий. Ожидание самоэффективности означает веру человека в то, что он в состоянии вести себя таким образом, чтобы это привело к желаемому результату (успеху). Самоэффективность проявляется в том, как себя люди чувствуют, думают, действуют.

Низкий уровень самоэффективности в области чувств: депрессия, беспокойства, чувство беспомощности, низкая самооценка, пессимистические мысли о собственных достижениях.
  1   2   3   4   5


Высокая самоэффективность в области мышления облегчает процесс принятия решений и проявляется в разнообразных общих способностях, включая академические достижения. Люди с высокой самоэффективностью предпочитают браться за более сложные задачи, ставят перед собой более высокие цели и упорнее их добиваются. Оптимистические или пессимистические сценарии развития событий у людей также возникают в соответствии с уровнем их самоэффективности. Самоэффективность растет, если люди наблюдают, как другие успешно справляются с социальными задачами, и падает, если наблюдает явные неудачи (мотивационное средство терапии). Высокая самоэффективность связана с лучшим психическим здоровьем (психическим и соматическим), более высокими достижениями и лучшей социальной интеграцией. Понятие самоэффективности широко применяется при исследовании школьной и академической успеваемости, душевного и телесного здоровья, выбора карьеры, общественно-политических изменений.

Предположения: общая самоэффективность является центральной и достаточно стабильной характеристикой человека. Возможны связи с высоким самоуважением, оптимизмом, общей и ситуативной тревожностью, застенчивостью, пессимизмом.

Диапазон значений от 10 до 40 баллов. Русская норма (результаты пилотажных исследований) – 31,9 баллов.


  1. Анкета «Обсценная лексика» (в анкете термин «обсценный» заменён на более понятный для респондентов термин – «бранный»).

Обсценная лексика – нецензурные выражения, непечатная брань. От англ. obscene непристойный, грязный, бесстыдный; лат. obscenus отвратительный, непристойный, неприличный. Сегмент бранной лексики, включающий грубейшие бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную, обычно неприятную, ситуацию.


Вопрос (отношение)

Уровни выраженности отношения

1

2

3




Ваше отношение к бранной лексике

допускаю

терплю

не допускаю




Использование бранной лексики в личной жизни

часто

редко

никогда




Использование бранной лексики в семье

допускают

редко

никогда




Ваше отношение к запрету бранной лексики

не имеет смысла

не уверен

запретить







Алгоритм выполнения Кейс-задания 1:

  1. Провести исследование.

  2. Заполнить таблицу.

  3. Провести анализ ответов респондентов на вопросы анкеты.

  4. Соотнести выделенные группы (возраст, пол, социальное положение и др.) с данными тестирования по методикам «Социальный интерес» и «Оценка самоэффективности».

  5. Выдвинуть гипотезы, которые следует обосновать полученными результатами тестирования.

  6. Оформить полученные результаты в виде таблиц или графиков (см. пример сводного протокола).

  7. Написать выводы.

  8. Дать самооценку проведенной работе.



  1. Заполнить таблицу. (см. Приложение 1)



  1. Провести анализ ответов респондентов.

  2. Соотнести выделенные группы (возраст, пол, социальное положение и др.) с данными тестирования по методикам «Социальный интерес» и «Оценка самоэффективности».

  3. Выдвинуть гипотезы, которые следует обосновать полученными результатами тестирования.

  4. Оформить полученные результаты в виде таблиц или графиков (см. пример сводного протокола).

  5. Написать выводы.

  6. Дать самооценку проведенной работе.


Ключ:

В парах 2, 7, 9, 12, 14, 21, 22 — по одному баллу начисляется за первую по порядку черту пары;

В парах 3. 5, 11, 15, 18, 19, 20, 23 — за вторую.

Пары 1, 4, 6. 8, 10, 13, 16, 17, 24 являются буферными, и ответы на них не начисляются.

На первом этапе исследования были определены количественные характеристики переменных «социальный интерес» и «отчужденность в межличностных отношениях» у студентов-психологов на выборке 10 человека.

Данные, полученные по шкале «социальный интерес» (7,2 балла), имеющие средний уровень выраженности, говорят о не выраженности в структуре личности будущих психологов интереса к другим людям, проявляющегося в позитивном отношении к другим людям, готовности выражать доверие и заботу, сотрудничество и ответственный выбор; качеств, которые связаны с созданием условий для развития личности другого, для проявления своей полезности обществу.

Важным показателем в определении дисгармонии в межличностных отношениях испытуемых является показатель «отчужденность от других». Данные, полученные в ходе исследования – 8,3 балла, свидетельствуют о наличие у испытуемых отчуждения от других людей, в частности низкий уровень стремления устанавливать близкие, доверительные отношения, старании понять другого.

Для определения взаимосвязи переменных «социальный интерес» и «отчужденность в отношениях» был применен корреляционный анализ по методу Ч. Спирмена. Корреляция между показателями составила rxy = –0,614 (р = 0,00). Таким образом, чем выше уровень отчужденности человека, тем ниже его социальный интерес, и наоборот. В этой связи можно говорить о том, что специально организованные условия по формированию социального интереса могут способствовать снижению отчужденности в отношениях у студентов-психологов.

Дальнейшее проведение исследования предусматривало эмпирическое выделение показателей социального интереса у студентов-психологов. Предварительно, изучаемые переменные, были описаны в ходе теоретического анализа показателей социального интереса, которые рассмотрены различными зарубежными и отечественными исследователями. Были изучены следующие переменные: «социально-перцептивная установка личности по отношению к другим людям», «мотивация помощи», «активность, связанная с бескорыстной заботой о других», «эмоциональный отклик», «способность к принятию других», «рациональный канал эмпатии», «эмоциональный канал эмпатии», «идентификация», «неумение управлять эмоциями», «проникающая способность в эмпатии», «коммуникативная компетентность», «интуитивный канал эмпатии», «направленность на развитие личности клиента», «рефлексивность».


Детальный анализ выраженности психологических особенностей выделенных показателей социального интереса у студентов-психологов позволил получить следующие данные.

Показатели по шкале «социально-перцептивная установка личности по отношению к другим людям» (15,1 балла) имеют среднестатистический уровень, что свидетельствует о том, что большинство испытуемых ожидают от других людей негативное отношение к себе, видят в окружающих, прежде всего, отрицательное, испытывают эмоциональное неприятие, при этом обвинения в адрес других используют для оправдания своих негативных действий (агрессии).

Выявлен средний уровень «мотивации помощи» (8,2 балла), что трактуется, как не выраженность в мотивационной структуре личности направленности на помощь другим людям и отсутствие стремления прийти на выручку, поддержать.

Диагностика социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере по показателю «активность, связанная с бескорыстной заботой о других» показала, что наблюдается тенденция к средним (5,2 балла), нежели к низким или высоким значениям. Данный факт свидетельствует о том, что общественная мотивация мало свойственна участникам эксперимента, не свойственно также проявление действий в ущерб себе, чаще они стремятся к эгоистическим тенденциям, чем к проявлению альтруизма.

Выраженность «эмоционального отклика» (74,9 балла) у студентов-психологов тяготеет к высокому уровню. Отсюда следует, что для большинства испытуемых свойственны уступчивость, готовность прощать других людей, они склонны к оказанию поддержки, сотрудничеству, не агрессивны, ориентированы на моральные ценности, а что самое важное умеют сопереживать другим людям.

Высокий показатель «принятие других людей» (65,0 баллов) говорит о безусловном, безоценочном, конструктивном восприятии испытуемыми окружающих.

Структуру эмпатии по представлениям В. В. Бойко составляют следующие показатели: «идентификация в эмпатии», «проникающая способность в эмпатии»; «эмоциональный канал эмпатии»; «рациональный канал эмпатии»; «установки, способствующие эмпатии», которые также были изучены в настоящем исследовании как имеющие важное значение в будущей профессиональной деятельности психолога.

Шкала «рациональный канал эмпатии» (3,4 балла) имеет среднюю выраженность в структуре эмпатии у студентов-психологов, показывая тем самым недостаточность направленности их восприятия, внимания и мышления, как будущих психологов, на понимание проблем, состояния и поведения другого человека, спонтанный интерес к другому человеку.