Файл: Факультет педагогики п психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Такой же средний уровень выраженности имеет шкала «эмоциональный канал эмпатии» (3,4 балла). Данный факт подтверждает недостаточную выраженность у будущих психологов умения входить в эмоциональный контакт с другими людьми (клиентами).

Показатели по шкале «идентификация» имеют средний уровень выраженности (3,6 балла), что диагностирует у большинства испытуемых неумение поставить себя на место другого человека, в нашем случае умение будущих психологов понять клиента, в первую очередь на основе сопереживания. Такие данные свидетельствуют о плохой подвижности, отсутствии легкости и гибкости в эмоциональной сфере испытуемых.

Шкала «интуитивный канал эмпатии» диагностирует умение действовать в условиях дефицита информации о человеке, а также предвидеть будущим психологом поведение клиента, опираясь на подсознание и интуицию, что у испытуемых, задействованных в исследовании, выражено слабо, о чем свидетельствуют средние баллы выраженности качества по выборке – 3,4.

Такие же средние баллы получены по шкале «проникающая способность в эмпатии» (3,4 балла), которая автором методики рассматривается как важное коммуникативное качество необходимое специалисту. Данное качество позволяет создать атмосферу открытости, доверительности, также содействует эмпатии и раскрытию.

Необходимо заметить, что, хотя в целом проявление эмпатических тенденций у испытуемых имеет не выраженный характер, эмоции, тем не менее, обычно не мешают общаться с другими людьми, поскольку такая помеха в установлении связей как «неумение управлять эмоциями» не свойственная большинству будущих психологов (3,3 балла).

Зафиксирован низкий уровень «коммуникативной компетентности» (10,2 балла), что свидетельствует о неумении большинства испытуемых реагировать на справедливую критику, оказывать другим людям знаки внимания, не умение проявлять такие важные для психолога качества как поддержка и соучастие, вступление в контакт с клиентом и т.д.

Известно, что в профессиональной деятельности психолога важное значение имеет направленность на другого человека и развитие его личности, что было диагностировано у студентов-психологов. Данные, полученные по шкале «направленность на развитие личности клиента» (10,2 балла), показывают отсутствие преобладания у большинства представителей выборки данной тенденции, не выраженность понимания у студентов, что клиент сам обладает необходимыми внутренними ресурсами, позволяющими ему самостоятельно решать свою проблему, миссия специалиста, прежде всего, сконцентрироваться на
развитии личности клиента, через которое произойдет разрешение затруднений и проблем, обратившегося за помощью.

6,0 баллов, набранные испытуемыми по шкале «рефлексивность», являются средними индикаторами уровня данного качества. Такие данные говорят о недостаточной сформированности умения анализировать содержание собственной психики человеком, также, поскольку рефлексивность интерпретируется как способность вставать на место другого, умение идентифицироваться с ним, у большинства испытуемых не выражена способность понимания психики других людей (клиентов).

В целях отслеживания сформированности социального интереса и преодоления отчужденности в межличностных отношениях у студентов психологов, а также оценки эффективности проделанной работы по апробации модели формирования социального интереса как условия преодоления отчужденности, после проведения спецкурса «Психология социального интереса» была осуществлена повторная диагностика (спустя 4 месяца) студентов контрольной и экспериментальной групп. Результаты сравнительной диагностики, поведенные при помощи непараметрического критерия Т-критерия Уилкоксона выявили положительные тенденции динамики показателей.

Из данных, следует, что после проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе значительно увеличились показатели в мотивационно-ценностном компоненте: «активность, связанная с бескорыстной заботой о других» (р0,00), «рациональный канал эмпатии» (р0,002), «направленность на развитие личности клиента» (р0,000); в когнитивном компоненте социального интереса – «социально-перцептивная установка личности по отношению к другим» (р0,000), «рефлексивность» (р0,001). Необходимо отметить, что этот же показатель изменился и в контрольной группе (р0,002). Такие результаты могут говорить о том, что имеются случайные факторы, оказывающие влияние на развитие показателей социального интереса у студентов-психологов.

Также после экспериментальной работы увеличились показатели в эмоционально-регулятивном компоненте: «эмоциональный отклик» (р0,001), «способность к принятию других» (р0,019), «эмоциональный канал эмпатии» (р0,014), «идентификация» (р0,001), «неумение управлять эмоциями» (р0,029); в коммуникативно-поведенческом компоненте: «коммуникативная компетентность» (р0,021), «интуитивный канал эмпатии» (р0,00), «проникающая способность в эмпатии» (р0,00). Итак, можно сказать, что студенты психологи стали более подготовленными к профессиональной деятельности.



В результате проведенной экспериментальной работы отметим, что студенты стали более позитивно относиться к другим, ценить других, готовы помогать, эмоционально поддерживать людей. Стремятся искать индивидуальный подход к каждому участнику межличностного контакта. Способны на поступки для пользы другим людям, а также идентификацию с другим человеком. Наблюдается большая отзывчивость, сопереживание другому человеку. Внимание, восприятие и мышление направлены на понимание состояний, проблем и поведения другого человека. Наблюдается спонтанный интерес к другому, открывающий возможность эмоционального и интуитивного отражения партнера. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Способны к саморегуляции.

Увеличилось количество студентов-психологов, ориентированных на проникающую способность в эмпатии, которая расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Полученные в результате изменений в уровнях социального интереса и межличностной отчужденности у студентов экспериментальной и контрольных групп после проведения спецкурса «Психология социального интереса».

Из данных, представленных, видно, что в экспериментальной группе произошла динамика показателей «социальный интерес» (7,3 и 10,1) и «отчужденность в межличностных отношениях» (8,7 и 6,1), в то время как данные показатели в контрольной группе не имеют статистически достоверных различий.

Полученные в результате изменений в уровнях «социального интереса» и «отчужденности» в процентных долях у студентов экспериментальной и контрольных групп после проведения спецкурса «Психология социального интереса».

У студентов контрольной группы в уровнях показателей по диагностируемым параметрам значимых различий не выявлено, что подтверждается критерием -Фишера. У студентов ЭГ обнаружены более значимые изменения. Рассмотрим и проанализируем их подробно.

По шкале «социальный интерес» после проведенной экспериментальной работы на высоком уровне оказалось 85 % студентов, до проведенного эксперимента таких студентов было 26 %. Результаты исследования показывают, что увеличилось количество будущих психологов, которые проявляют интерес к другому человеку, способны на сочувствие, сопереживание, открыты для отношений с людьми. Большинство будущих психологов до эксперимента имели средний уровень социального интереса (59 %), после введения спецкурса таковых обнаружено 11 %.


По шкале «отчужденность в отношениях» до проведения экспериментальной работы у 56 % студентов был обнаружен высокий уровень отчужденности, после проведенной работы таких студентов выявлено 15 %. Это говорит о том, что студенты-психологи стали более общительными, появилось понимание и доверие к другим людям.

Таким образом, анализ полученных данных подтверждает возможность внедрения, а также результативность разработанной модели и программы формирования социального интереса как условия преодоления межличностной отчужденности у студентов-психологов. Данная модель может быть реализована на факультетах психологии вузов для эффективной подготовки будущих специалистов-психологов.

Тест «Оценка самоэффективности» (ОСЭ (Авторы Р. Шварцер и М. Ерусалим, Берлинский свободный университет, 1993)

1

Когда я что-либо планирую, я всегда уверен, что смогу выполнить данную работу.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




2

Одна из моих проблем состоит в том, что я не могу сразу взяться за работу, которую мне необходимо выполнить, оттягивая этот момент до последнего.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




3

Если я не могу выполнить работу с первого раза, я продолжаю попытки до тех пор, пока не справлюсь с ней.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




4

Когда я ставлю важные для себя цели, мне редко удается достичь их.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




5

Я часто бросаю дела, не закончив их.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




6

Я стараюсь избегать трудностей.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




7

Если что-то кажется мне слишком трудным, я не стану даже пытаться выполнить это хоть как-нибудь.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




8

Если я делаю что-то крайне необходимое, но не слишком приятное для меня, я все равно буду упорствовать до тех пор, пока не доведу дело до конца.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




9

Если я решил что-то сделать, я буду идти "напролом", до конца.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




10

Если мне не удается быстро выучить что-то новое, я сразу бросаю это дело.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




11

Когда проблемы возникают неожиданно, мне не удается справиться с ними.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




12

Я не пытаюсь научиться чему-то новому, если оно выглядит слишком сложно для меня.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




13

Неудачи не смущают меня, а только заставляют предпринимать еще более настойчивые попытки справиться с ситуацией.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




14

Я испытываю уверенность в своих силах при решении сложных проблем.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




15

Я вполне уверен в себе.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




16

Я легко бросаю дела.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




17

Я не похож на человека, который легко справляется с любыми проблемами в жизни.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




18

Мне трудно приобретать новых друзей.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




19

Если я встречаю человека, с которым мне было бы приятно поговорить, я иду к нему сам, не дожидаясь, пока он подойдет ко мне.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




20

Если мне не удастся стать близким другом интересного для меня человека, я, скорее всего, прекращу попытки общения с ним.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




21

Если я познакомился с человеком, который на первый взгляд кажется мне не слишком интересным, я все равно не прекращу сразу общение с ним.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




22

Я не слишком уютно чувствую себя на собраниях, в компаниях, в больших группах людей.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5




23

Я приобрел всех моих друзей благодаря своей способности устанавливать контакты.

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5





В целях исследования сформировано 6 экспериментальных групп. Каждая группа состоит из одного руководителя и 3-4 участников.

Подобная схема исследования представляется наиболее приемлемой. Благодаря возможности замера показателей до и после взаимодействия мы можем отследить изменения показателей в группе, что при других обстоятельствах достичь практически невозможно.

Для сбора эмпирических данных были использованы следующие методики.

Уровень самоэффективности испытуемых измерялся при помощи методики «Тест определения самоэффективности Маддукса и Шеера» в переводе и модификации Л. Бояринцевой под руководством Р.Л. Кричевского. Методика содержит две шкалы измерения самоэффективности: в сфере предметной деятельности и в сфере общения. Методика позволяет операционализировать попытки личности достичь высот в предметной деятельности и межличностном общении.

Оценка самоэффективности осуществлялась с помощью 23 утверждений. Испытуемые отмечали степень своего согласия или несогласия с каждым из предлагаемых утверждений на 11-баллной шкале с диапазоном оценок от -5 на одном полюсе (абсолютное несогласие) до +5 на другом (абсолютное согласие).

Средние значения самоэффективности в сфере деятельности располагаются в интервале значений от +7 до +53 баллов, а в сфере общения - от -7 до +15 баллов. Показатели, находящиеся за пределами этих интервалов, свидетельствуют либо о низкой самоэффективности, либо о высокой. Статистические нормы методики приведены в таблице 2

Таблица 2 - Статистические нормы методики измерения самоэффективности на российской выборке самоэффективность руководство стиль методика.




Самоэффективность в сфере общения

Самоэффективность в сфере деятельности




Среднее по шкале

3,8

30,6




Ср.кв. отклонение

11,1

23,8