Файл: 1. В опыте экспериментатор положил несколько кристалликов поваренной соли в каплю воды с инфузориями и соединил эту каплю мостиком с каплей чистой воды без соли..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


26. 

Учёные изучали эффективность лёгочного дыхания лягушек и жаб. В ходе эксперимента было произведено измерение объёма лёгочной системы и выяснено, что у жаб она более развитая. У лягушек же, как выяснилось, компенсация недостатка поступления кислорода происходит путём газообмена через кожу, который практически не выражен у жаб.

Какой вывод о разнице мест обитания лягушек и жаб можно сделать по результатам этого эксперимента? В чём заключается отличие кожного покрова жаб от лягушек?

27.

Используя содержание текста «Паразитизм, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Какие изменения в строении тела возникли в процессе эволюции у паразитических животных?

2) Что партнёры извлекают (получают) из отношений в симбиозе?

3) В какие отношения между организмами в процессе эволюции может перейти паразитизм?
ПАРАЗИТИЗМ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

 

Между организмами разных видов, составляющими ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие, взаимоотношения.

 

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

 

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе паразитического образа жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

 

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.


 

В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Ракпереносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

 

Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами – подберезовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.


28. 

Пользуясь таблицей «Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке», ответьте на следующие вопросы.

Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке

 

Число яиц в кладке

Доля выживших

птенцов (в %)

1

100

2

95

3

90

4

83

5

80

6

53

7

40

8

35

9

32

1) Какая существует зависимость между числом яиц в кладке и долей выживших птенцов?

2) Каков процент вылетевших из гнезда птенцов при величине кладки, равной 5?

3) Чем можно объяснить, что в кладке скворца небольшое число яиц?

 

29.

На обеде в школьной столовой Василиса съела котлету мясную рубленную, гарнир из отварного риса, 2 куска пшеничного хлеба и выпила чай с сахаром.

1) Каково количество углеводов в школьном обеде Василисы?

2) Какое ещё количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если её возраст 12 лет, а вес 40 кг?

3) Как называется вещество желудка, участвующее в переваривании пищи?

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи

организма человека (в %)

Составные

вещества

Плазма крови

Первичная моча

Вторичная моча

Белки, жиры,

гликоген

7–9

Отсутствуют

Отсутствуют

Глюкоза

0,1

0,1

Отсутствует

Натрий

(в составе солей)

0,3

0,3

0,4

Хлор

(в составе солей)

0,37

0,37

0,7

Калий

(в составе солей)

0,02

0,02

0,15

Мочевина

0,03

0,03

2,0

Мочевая кислота

0,004

0,004

0,05


 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г

Энергетическая

потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8

4,0

11,6

92,3

Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3

11.3

25,8

233,8

Мясные биточки

(1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0

0

14,0

68,0

Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7


Вариант № 2141150

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

1. 

В изображённом на рисунке опыте экспериментатор ударяет пациента неврологическим молоточком чуть ниже коленной чашечки.



Какое свойство живых систем он иллюстрирует?

2. 

Органоидом, в котором происходит окисление питательных веществ и образование АТФ, является

 

1) рибосома

2) аппарат Гольджи

3) ядро

4) митохондрия

3.

Растения отличаются от грибов наличием в клетке

 

1) ядра

2) хлоропластов

3) митохондрий

4) оболочки

4. 

Растения отдела голосеменных не имеют

 

1) шишек

2) плодов

3) семян

4) листьев

5. 

Свободноживущие простейшие погибают в кипяченой воде, так как в ней очень мало

 

1) хлорида натрия

2) азота

3) кислорода

4) глюкозы

6.

Что из перечисленного ниже отличает человека от человекообразных обезьян?

 

1) наличие пяти отделов мозга

2) приспособление позвоночника к прямохождению

3) наличие двух кругов кровообращения

4) отсутствие врождённых рефлексов

7.



Каким из перечисленных заболеваний страдает человек в случае нарушения в работе изображённой на рисунке железы?

 

1) сахарный диабет

2) гастрит

3) пневмония

4) микседема отбор

8. 

Какой цифрой обозначена лобная кость черепа человека?

9. 

К развитию какой болезни приводит дефицит витамина С?

 

1) синдром Дауна

2) гипотиреоз

3) цинга

4) рахит

10. 

Активной частью секрета пищеварительной железы является

 

1) фермент

2) вода

3) пигмент

4) витамин

11.

Какой цифрой на рисунке отмечена зона языка, отвечающая за распознавание сладкого вкуса?