Файл: Учебник Рекомендовано Федеральным государственным учреждением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 661

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
133
ко отсутствие выделенных управляющих процессов, потоков и событийной ориентированности не позволяет предложить эту методику в качестве единственной.
Наилучшим способом преодоления недостатков рассмотренных методик является формирование синергетической методики, объединяющей различные этапы отдельных методик. При этом из каждой методики необходимо взять часть методологии, наиболее полно и формально изложенную, и обеспечить возможность об­
мена результатами на различных этапах применения синергети­
ческой методики.
Контрольные вопросы
1. Каковы цели моделирования предметной области?
2. Назовите три уровня построения моделей предметной области.
3. Какой существует подход к решению проблемы сложных систем?
4. Объясните сущность структурного подхода к разработке ИС.
5. В чем сущность объектно-ориентированного подхода?
6. На каких принципах базируются методологии структурного под­
хода?
7. Какие требования предъявляют к модели предметной области?
8. Назовите особенности методологии SADT.
9. Какие компоненты составляют диаграмму потоков данных
(DFD)?
10. Для чего предназначена диаграмма «сущность-связь»?
11. Назовите базовые понятия ER-модели данных.
12. Что является концептуальной основой объектно-ориентирован­
ного похода?
13. Назовите основные элементы объектной модели.
14. В чем заключается принцип абстрагирования?
15. Что представляет собой принцип многомодельности?
16. Что представляет собой принцип иерархического построения си­
стем?
17. Какие виды диаграмм определены в UML?
18. Назовите преимущества объектно-ориентированный подхода.
19. Что представляет собой вариант использования в UML?
20. Почему диаграммы вариантов использования рекомендуется до­
полнять текстовыми сценариями?
21. Для чего используют диаграммы деятельности?
22. В чем особенность диаграммы последовательности системы?
23. Дайте сравнительную характеристику структурного и объектно-
ориентированного методов моделирования.


Г Л А В А 5
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ
5.1. Понятие информационной технологии
управления
Наиболее очевидным способом повышения эффективности управления бизнес-процессами на предприятии является исполь­
зование новейших методов работы с информацией, внедрение методов управления, использующих современные информацион­
ные технологии.
Информационная технология управления — совокупность методов и средств сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обе­
спечения для решения управленческих задач. Основная цель информационной технологии управления — преобразовать пер­
вичные данные для получения информации нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения.
Информационные технологии управления в их современном понимании представляют собой весьма важную и сложную область управленческой теории и практики. Само понятие управления в наши дни приобрело особенные черты. Наука управления сегод­
ня непосредственно связана с такими дисциплинами, как систем­
ный анализ, исследование операций, теория принятия решений, математическое моделирование и др. Внедрение в управленческую деятельность исследовательского подхода базируется на примене­
нии современных достижений в области информационных техно­
логий, обеспечивающих полноту, своевременность информаци­
онного отображения управляемых процессов, возможность их моделирования, анализа, прогнозирования. Но то что действенно для строго формализованного процесса, отнюдь не очевидно для такой сложной сферы, как управление. Трудности, возникающие при решении задачи автоматизированной поддержки управления, связаны с его спецификой. Управленческий труд отличается слож­
ностью и многообразием, наличием большого числа форм и видов,
135
многосторонними связями с различными явлениями и процесса­
ми. Это прежде всего творческий и интеллектуальный труд. На первый взгляд, большая его часть вообще не поддается какой-либо формализации. Поэтому автоматизация управленческой деятель­
ности изначально связывалась только с автоматизацией некоторых вспомогательных, рутинных операций. Но бурное развитие ин­
формационных технологий, совершенствование технической платформы и появление принципиально новых классов программ­
ных продуктов привело в наши дни к изменению подходов к ав­
томатизации управления предприятием. При рассмотрении тех­
нологии управления необходимо четко разделять три понятия: система управления, объект управления, внешняя среда, воздей­
ствующая на объект управления (рис. 5.1)
Под с и с т е м о й у п р а в л е н и я подразумевается совокуп­
ность информации, экономико-математических методов и моде­
лей, технических, программных, других технологических средств, предназначенных для обработки информации и принятия управ­
ленческих решений.
О б ъ е к т о м у п р а в л е н и я является некий экономический субъект — предприятие, организация, подразделение и т.д.
В н е ш н я я с р е д а — это внешние факторы, влияющие на экономическое состояние субъекта (законодательство, стабиль­
ность государственной экономической политики, состояние рын­
ка сбыта продукции или услуг, обеспеченность поставками и т.д.).
Одним из основных элементов информационных систем управ­
ления является лицо, принимающее решение (ЛПР), — человек или группа людей, оказывающих управляющее воздействие на объект.
В информационных системах управления на нижних уровнях действует детальная информация о состоянии объекта управле­
ния. По мере движения информации от нижних уровней управ­
ления к высшим она должна быть избавлена от лишних подроб-
Рис. 5.1. Общая схема процесса управления
136

ностей, бесполезной детализации. Этот процесс называется и н т е г р а ц и е й или с ж а т и е м и н ф о р м а ц и и . Первичная информация — информация о состоянии внешней среды и объ­
екта управления. Информация, получаемая в результате обработ­
ки первичной информации (сортировки, группировки, выделения, вычисления и т.д.), называется промежуточной, или вторичной, информацией. Информация, полученная для выработки управ­
ляющих воздействий, называется управляющей, требующей ре­
акции объекта управления.
Основные функции системы управления — функции принятия решений, рутинные функции обработки информации, функции обмена информацией.
Функции принятия решений выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления. Это связано с преобразованием инфор­
мации о состоянии объекта управления и внешней среды в управ­
ляющую информацию при решении логических задач и выполне­
нии аналитических расчетов, проводимых ЛПР. Эта группа функций является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий для перевода экономического объ­
екта в новое состояние или удержания в существующем состоянии.
Без автоматизации этой функции информационная система не может считаться полноценной.
Рутинные функции обработки информации охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение информации и т.д. Эта группа функций преобразует информацию, не изменяя ее смысл, т. е. это функции, не связанные с содержательной обработкой информации.
Функции обмена информацией связаны с доведением вырабо­
танных воздействий до объекта управления и обменом информа­
цией между лицами, принимающими решения (ограничение до­
ступа, сбор, передача информации по управлению в различных формах).
Совокупность функций управления, выполняемых в системе при изменении состояния внешней среды, принято называть ц и к л о м у п р а в л е н и я . Выполняя цикл за циклом, система приближается к сформулированной цели. Одно из представлений цикла управления показано на рис 5.2.
От экономического объекта в систему управления поступает информация о текущем состоянии дел. ЛПР контролируют ее ис­
тинность, учитывают и анализируют ее в целях выявления откло­
нений от требуемого состояния и оценки текущего состояния.
Учет является необходимым дополнительным средством контроля.
По результатам анализа выбирают задачи управления, осущест­
вляется выработка решений по удержанию объекта в требуемом
137


Рис. 5.2. Цикл управления
состоянии или корректируются цели, после чего объект управле­
ния переводится в новое состояние на основе прогнозирования и планирования. Информация о состоянии экономического объ­
екта передается лицам, принимающим решения (менеджерам, руководителям) или системе управления верхнего уровня. Ис­
пользуя оперативную информацию, полученную в ходе функцио­
нирования автоматизированной информационной системы, ру­
ководитель может спланировать и сбалансировать ресурсы пред­
приятия (материальные, финансовые, кадровые), просчитать и оценить результаты управленческих решений, наладить оператив­
ное управление себестоимостью продукции (товаров, услуг), ходом выполнения плана, использованием ресурсов и т.д.
Информационная технология управления должна удовлетво­
рять информационные потребности менеджеров, принимающих решения по повышению эффективности деятельности предпри­
ятия. Она применима на любом уровне управления. Информация
138
должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы про­
сматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. Для принятия решения не­
обходимо оценить планируемое состояние объекта управления.
В рамках данной оценки определяют отклонения от планируемо­
го состояния и выявляют причины. После чего анализируют воз­
можные решения и действия.
Принятие решения может осуществляться менеджером двумя способами:
— на основе анализа информации из управленческих отчетов;
— выбором из возможных альтернативных решений.
Информационные системы, создающие управленческие от­
четы, ориентированы главным образом на обработку данных (по­
иск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Они обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку.
Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение. Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком, определяющим время их создания
(например, анализ продаж компании за декаду или месяц). Специ­
альные отчеты создаются по запросам менеджеров или в случаях, когда на предприятии (в организации) произошло что-то неза­
планированное. И те, и другие виды отчетов могут иметь форму суммирующих, сравнительных и чрезвычайных отчетов. Сумми­
рующие отчеты содержат данные, объединенные в отдельные группы, отсортированные и представленные в виде промежуточ­
ных и окончательных итогов по отдельным полям. Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из разных источников или классифицированные по нескольким признакам и используемые для целей сравнения. Чрезвычайные отчеты содержат данные ис­
ключительного (чрезвычайного) характера.
Принятие решений в информационных системах, разрабаты­
вающих альтернативы решений, сводится к выбору одной из пред­
ложенных альтернатив. Система предлагает различные варианты готовых решений в виде моделей или описаний, из которых ме­
неджеру необходимо выбрать оптимальное. Эти системы могут быть модельными или экспертными.
Модельные информационные системы предоставляют поль­
зователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.
Основными функциями модельной информационной системы являются:
139


— работа в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа «как сделать, что­
бы?», «что будет, если?», анализ чувствительности и др.;
— достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;
— оперативная подготовка и корректировка входных параме­
тров и ограничений модели;
— графическое отображение динамики модели;
— объяснение пользователю хода работы модели.
Экспертные информационные системы обеспечивают вы­
работку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.
Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.
Работа первого уровня экспертной поддержки исходит из кон­
цепции «типовых управленческих решений», в соответствии с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управ­
ленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтер­
натив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.
Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе имею­
щихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.
Общая цель автоматизации управления — повышение эффек­
тивности деятельности объекта управления, что обеспечивается следующими направлениями автоматизации.
1. Повышение оперативности управления — сокращение вре­
мени выполнения таких операций, как сбор, поиск, предваритель­
ная обработка и передача информации, расчеты, решение логи­
ческих задач, оформление документов и т.д.
2. Снижение трудозатрат ЛПР на выполнение вспомогательных процессов. К ним относятся информационные и расчетные опе­
рации, которые носят вспомогательный характер и при этом яв­
ляются весьма трудоемкими. В результате высвобождения от ру­
тинной работы должностные лица могут сосредоточиться на творческих процессах управления.
3. Повышение объективности и обоснованности принимаемых решений. Процесс принятия решений строится на основе анали­
за и прогноза развития ситуации с применением математическо­
го аппарата. При этом сохраняют свое значение традиционные
140