Файл: Учебник Рекомендовано Федеральным государственным учреждением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 784

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
методы обоснования решений, опирающие на опыт и интуи­
цию.
Следует отметить, что оптимальных решений не всегда удается достичь даже в условиях автоматизированного управления, поэто­
му скорее всего более верно говорить о рациональных решени­
ях.
Итак, информационная технология управления должна решать текущие задачи стратегического и тактического планирования, бухгалтерского учета и оперативного управления фирмой, т.е. управлять системой принятия решений, а именно:
— управлять материальными ресурсами;
— управлять знаниями и информационной средой;
— автоматизировать процессы управления;
— обеспечивать создание интегрированных баз данных и баз знаний;
— обеспечивать сокращение персонала и повышение произво­
дительности труда;
— обеспечивать интеграцию всех звеньев управления;
— автоматизировать обработку данных и обеспечить соответ­
ствующий мониторинг основных показателей экономического состояния предприятия (организации);
— создавать новую информационную культуру деятельности;
— усиливать интеллектуальные возможности ЛПР.
5.2. Локальные и корпоративные
информационные системы
Информационную систему управления (ИСУ) можно охарак­
теризовать как систему процессов, использующую комплексный набор взаимодействующих элементов и их связей для сбора, об­
работки, хранения и предоставления информации для принятия решений и достижения установленных целей. Сейчас уже невоз­
можно найти предприятие, на котором в той или иной степени не применялись бы автоматизированные информационные системы управления. Информационная система является частью органи­
зации. При этом эффективность работы всей организации часто находится в прямой зависимости от эффективности функциони­
рования ее ИСУ.
Локальные информационные системы управления — про­
стейшие информационные системы, реализующие отдельные функции управления предприятием (бухгалтерский учет, сбыт, снабжение, учет готовой продукции, складское хозяйство, управ­
ление автотранспортом, учет кадров, маркетинг и т.д.).
141

В настоящее время автоматизация отдельной функции, на­
пример бухгалтерского учета или сбыта готовой продукции, счи­
тается уже пройденным этапом для многих предприятий. Пред­
приятие, ограничивающееся при автоматизации управления своей деятельностью лишь локальными информационными си­
стемами, не может быть конкурентоспособным в современных условиях. Опыт показывает, что полнофункциональная инфор­
мационная система обязательно должна быть интегрированной или корпоративной.
Интегрированные информационные системы предназначены для автоматизации всех функций управления экономическим объектом (фирмой, предприятием, организацией). При этом фир­
ма или корпорация может иметь территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами и т. д. Напомним, что к о р п о р а ц и е й называют сложный хозяй­
ствующий субъект, имеющий иерархическую структуру и вклю­
чающий в себя предприятия самого различного масштаба и про­
филя деятельности.
Интегрированные информационные системы — сравнительно новый класс систем, поэтому применяемая в этой сфере терми­
нология пока еще не устоялась. Например, некоторыми авторами термины «интегрированная» и «корпоративная» используются фактически в качестве синонимов, другие определяют корпора­
тивные информационные системы как системы, предназначенные для территориально разобщенных предприятий (корпораций). Но это вопрос только терминологии, и для нас не является принци­
пиальным.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   19

Интегрированные корпоративные информационные системы
(ИКИС) — системы, используемые для автоматизации всех функ­
ций предприятия и охватывающие весь цикл работ от планиро­
вания деятельности до сбыта продукции. Они ориентированы на автоматизацию процессов управления на всех уровнях и обладают средствами поддержки корпоративного управления. ИКИС вклю­
чают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином ин­
формационном пространстве и выполняющих функции поддерж­
ки соответствующих направлений деятельности предприятия
(планирование, анализ и финансовый учет, производство, марке­
тинг, учет человеческих ресурсов и т.д.). Анализ современного состояния рынка информационных систем показывает устойчи­
вую тенденцию роста спроса именно на интегрированные систе­
мы управления хозяйственной деятельностью.
К интегрированным корпоративным системам можно отнести системы очень большого диапазона — от информационных систем среднего предприятия, которое имеет цеха, склады, магазины и другие подразделения с той или иной степенью самостоятельности,
142
находящиеся в пределах одного города, до информационных си­
стем транснациональных корпораций.
Средние ИКИС имеют такие средства поддержки корпо­
ративного управления, как возможность ведения совместной базы данных корпорации и получения консолидированной отчетности по любому виду хозяйственной деятельности.
Крупные ИКИС помимо перечисленных средств обладают возможностями более глубокой поддержкой процессов управления многофункциональными группами предприятий. В первую оче­
редь здесь следует отметить средства корпоративного анализа с использованием технологии интерактивной аналитической об­
работки данных (OLAP — On-line Analytical Processing).
Интегрированная информационная система строится на еди­
ной программно-аппаратной платформе и общей базе данных.
Отдельные функциональные подсистемы в ней взаимодействуют на основе единого технологического процесса обработки инфор­
мации, для чего необходимо организовать на предприятии вы­
числительную сеть. Способ построения сети зависит от требова­
ний управленческого аппарата к оперативности информационно­
го обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации. Это вле­
чет за собой организацию не только локальных вычислительных систем, но и многоуровневых (иерархических) и распределенных информационных технологий в информационных системах орга­
низационного управления. Все они ориентированы на техноло­
гическое взаимодействие, которое организуется за счет средств передачи, обработки, накопления, хранения и защиты информа­
ции. Процессы обработки информации в интегрированных ин­
формационных системах базируются, как правило, на технологии клиент-сервер.
5.3. Классификация информационных систем
по уровню управления
Основными функциями управленческого аппарата различных организаций являются анализ ситуаций в компании и внешней среде и принятие решений по стратегическому и краткосрочному планированию ее деятельности.
На рис. 5.3 отображены уровни управления, которые соотне­
сены с такими факторами, как степень возрастания ответствен-
143


Уровни
ности и сложности решаемых задач, а также динамика принятия решений по реализации задач.
Каждый из этих уровней требует определенной информацион­
ной поддержки, реализуемой на базе информационной техноло­
гии. В соответствии с уровнями принятия решений (управления) в функционировании информационной технологии можно вы­
делить три уровня:
— оперативный (быстрого регулирования деятельности орга­
низации);
— стратегический (долгосрочное планирование);
— тактический (среднесрочное планирование).
Каждому уровню соответствуют свои информационные систе­
мы управления.
5.3.1. Системы оперативного уровня
Оперативный (операционный) уровень принятия решений является основой всех автоматизированных информационных систем. Он обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей информации. Задачи, цели и источники информации на оперативном уровне заранее определены и структурированы. Про­
граммная обработка информации выполняется по заранее раз­
работанным алгоритмам.
Системы оперативного уровня называют еще системами об­
работки данных/транзакций (в зарубежной литературе использу-
144
ется термин OLTP — On-line Transaction Processing — технологии, ориентированные на оперативную (транзакционную) обработку данных). Задачи, решаемые системами обработки данных, носят регулярный характер, а их временные рамки, как правило, не превышают нескольких дней. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений (см. рис 5.3). Этот уровень управления и называют оперативным из-за необходимости быстрого реаги­
рования на изменение ситуации. На уровне оперативного управ­
ления выполняется огромное количество текущих рутинных операций по решению различных функциональных задач пред­
приятия.
Информационные технологии обеспечивают менеджеров опе­
ративного уровня ежедневной информацией о состоянии дел как внутри фирмы, так и во внешней среде, необходимой для при­
нятия оперативных решений. Через оперативный уровень предо­
ставляются данные для верхних уровней управления о результатах деятельности исполнителей. Инструментальные средства на опе­
ративном уровне управления имеют небольшие аналитические возможности. Их достаточно для периодического формирования строго структурированных сводных типовых отчетов, удовлетво­
рения запросов менеджеров о текущем состоянии фирмы и кон­
троля информационных потоков организации (например, пред­
ставление сведений о текущей дебиторской задолженности, о состоянии склада, о денежных остатках в кассе, о состоянии рас­
четного счета и т.д.). Информационная технология, поддержи­
вающая управление на оперативном уровне, является также свя­
зующим звеном между организацией и внешней средой (рис.
5.4).
Оперативное управление ориентировано на достижение целей, сформулированных на стратегическом уровне, и использует по­
тенциал, определенный на тактическом уровне. Главная функция оперативных систем — регистрация в базе данных и обработка элементарных событий, сопутствующих бизнес-процессам. На­
помним, что б и з н е с - п р о ц е с с — это совокупность взаимо­
связанных действий или операций, которые используют ресурсы предприятия для создания или получения продукции (работ, услуг), необходимой потребителю. Бизнес-процессами являются прием и увольнение сотрудников, приход и расход материальных ценностей на складах и производственных подразделениях, опла­
та материальных ценностей и оказанных предприятию услуг через банк, ведение табеля учета рабочего времени и т.д.
Задачи системы оперативной обработки данных решаются не­
посредственными исполнителями бизнес-процессов (кладовщи­
ками, рабочими, кассирами, бухгалтерами, администраторами
145

торговых залов) параллельно с выполнением основных обязан­
ностей. От них требуется элементарная компьютерная грамот­
ность, в первую очередь умение пользоваться рабочим местом локальной вычислительной сети предприятия и оконным интер­
фейсом для заполнения экранных форм. Основная задача, стоя­
щая перед информационной системой оперативного уровня, — обеспечить высокую скорость прохождения информационных потоков, связывающих участников бизнес-процессов. При необ­
ходимости системы обработки данных должны быть синхронизи­
рованы с информационными системами управления технологи­
ческими процессами на предприятии.
Системы оперативного уровня позволяют сделать контроль за исполнением бизнес-процессов прозрачным, поскольку в каждый момент времени можно оперативно выяснить состояние пред­
приятия на всех рабочих местах.
К числу важнейших приоритетов оперативного управления следует отнести следующие:
— получение прибыли за счет реализации запланированных заранее мероприятий с использованием накопленного потенциа­
ла;
— регистрацию, накопление и анализ отклонений хода произ­
водства от запланированного;
— выработку и реализацию решений по устранению или ми­
нимизации нежелательных отклонений.
На основе накопленной базы оперативных данных решаются задачи более высоких уровней управления — тактического и стра­
тегического.
5.3.2. Системы тактического (функционального)
уровня
Информационные системы управления функционального
(тактического) уровня служат для решения задач управления бизнес-процессами предприятия. К тактическому уровню отно­
сятся процедуры среднесрочного планирования, анализа и орга­
низации работ. Если, например, на оперативном уровне мы име­
ем дело с отдельным заказом и сопутствующими его выполнению транзакциями, то на тактическом уровне рассматривается уже свод заказов для формирования производственной программы, либо делается прогноз прибыли и разработка плана выпуска продукции на ближайший период (неделю, месяц, квартал) на основании анализа статистических данных по спросу на продукцию и т.д.
Результаты решения подобных задач предназначены для менед­
жеров среднего звена — начальников производственных и транс-
147

ЛПР
Рис. 5.5. Система функционального уровня
портных цехов, руководителей служб снабжения и маркетинга, планово-финансовых отделов и т.д.
Функциональный уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подго­
товленной на первом уровне. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность (см. рис. 5.3). При этом не всегда уда­
ется выработать нужное решение оперативно, требуется дополни­
тельное время на осмысление, сбор недостающих сведений и т.п.
Управление связано с некоторой задержкой от момента поступле­
ния информации до принятия решений и их реализации, а также от момента реализации решений до получения реакции на них.
Результаты принимаемых управленческих решений проявляются спустя некоторое время (месяц, квартал, год).
Основные функции систем тактического уровня управления:
— мониторинг и контроль деятельности исполнителей бизнес- процессов;
— администрирование;
— сравнение текущих показателей с прошлыми;
— составление аналитических отчетов за определенный период;
— планирование и прогнозирование;
— обеспечение доступа к архивной информации;
— анализ отклонений;
148


— принятие тактических управленческих решений и т.д.
Для поддержки принятия тактического решения в информаци­
онной технологии фирмы используют такие инструментальные средства, как базы данных, базы моделей, системы обработки знаний, системы поддержки принятия решений и т.д. (рис. 5.5).
Так, с помощью использования моделей можно анализировать продажи, при этом учитывая в значительной степени внешние требования поставщиков и потребителей. Модели, базируясь на математической интерпретации проблемы, при помощи опреде­
ленных алгоритмов способствуют нахождению информации, по­
лезной для принятия наиболее правильных решений.
5.3.3. Системы стратегического уровня
Основным инструментарием для поддержки работы высшего руководящего звена являются информационные системы для реализации стратегических перспективных планов развития ор­
ганизации. Системы стратегического уровня обеспечивают вы­
работку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных целей организации. На стратегическом уровне рас­
сматриваются вопросы выпуска и продвижения на рынок новой продукции, поиска новых рынков сбыта, выбора источников фи­
нансирования, привлечения инвесторов, реинжиниринга бизнес- процессов. Часто стратегический уровень управления называют долгосрочным планированием. Правомерность принятого на этом уровне решения может быть подтверждена спустя достаточно длительное время — могут пройти месяцы или даже годы. Ответ­
ственность за принятие управленческих решений чрезвычайно велика и определяется не только результатами анализа с исполь­
зованием математического аппарата, но и профессиональной подготовкой и интуицией менеджеров верхнего уровня. Итак, стратегический уровень ориентирован на руководителей высшего ранга. За счет организации информационной технологии обеспе­
чивается доступ к информации, отражающей текущее состояние дел в фирме, внешней среде, их взаимосвязь.
Основные цели стратегического уровня управления:
— определение системы приоритетов развития организации;
— оценка перспективных направлений развития организа­
ции;
— выбор и оценка необходимых ресурсов для достижения по­
ставленных целей.
В соответствии с этими направлениями информационная тех­
нология обеспечивает высшему руководству оперативный удобный доступ и сортировку информации по ключевым факторам, кото­
149