Файл: Учебник Рекомендовано Федеральным государственным учреждением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 784
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
методы обоснования решений, опирающие на опыт и интуи
цию.
Следует отметить, что оптимальных решений не всегда удается достичь даже в условиях автоматизированного управления, поэто
му скорее всего более верно говорить о рациональных решени
ях.
Итак, информационная технология управления должна решать текущие задачи стратегического и тактического планирования, бухгалтерского учета и оперативного управления фирмой, т.е. управлять системой принятия решений, а именно:
— управлять материальными ресурсами;
— управлять знаниями и информационной средой;
— автоматизировать процессы управления;
— обеспечивать создание интегрированных баз данных и баз знаний;
— обеспечивать сокращение персонала и повышение произво
дительности труда;
— обеспечивать интеграцию всех звеньев управления;
— автоматизировать обработку данных и обеспечить соответ
ствующий мониторинг основных показателей экономического состояния предприятия (организации);
— создавать новую информационную культуру деятельности;
— усиливать интеллектуальные возможности ЛПР.
5.2. Локальные и корпоративные
информационные системы
Информационную систему управления (ИСУ) можно охарак
теризовать как систему процессов, использующую комплексный набор взаимодействующих элементов и их связей для сбора, об
работки, хранения и предоставления информации для принятия решений и достижения установленных целей. Сейчас уже невоз
можно найти предприятие, на котором в той или иной степени не применялись бы автоматизированные информационные системы управления. Информационная система является частью органи
зации. При этом эффективность работы всей организации часто находится в прямой зависимости от эффективности функциони
рования ее ИСУ.
Локальные информационные системы управления — про
стейшие информационные системы, реализующие отдельные функции управления предприятием (бухгалтерский учет, сбыт, снабжение, учет готовой продукции, складское хозяйство, управ
ление автотранспортом, учет кадров, маркетинг и т.д.).
141
цию.
Следует отметить, что оптимальных решений не всегда удается достичь даже в условиях автоматизированного управления, поэто
му скорее всего более верно говорить о рациональных решени
ях.
Итак, информационная технология управления должна решать текущие задачи стратегического и тактического планирования, бухгалтерского учета и оперативного управления фирмой, т.е. управлять системой принятия решений, а именно:
— управлять материальными ресурсами;
— управлять знаниями и информационной средой;
— автоматизировать процессы управления;
— обеспечивать создание интегрированных баз данных и баз знаний;
— обеспечивать сокращение персонала и повышение произво
дительности труда;
— обеспечивать интеграцию всех звеньев управления;
— автоматизировать обработку данных и обеспечить соответ
ствующий мониторинг основных показателей экономического состояния предприятия (организации);
— создавать новую информационную культуру деятельности;
— усиливать интеллектуальные возможности ЛПР.
5.2. Локальные и корпоративные
информационные системы
Информационную систему управления (ИСУ) можно охарак
теризовать как систему процессов, использующую комплексный набор взаимодействующих элементов и их связей для сбора, об
работки, хранения и предоставления информации для принятия решений и достижения установленных целей. Сейчас уже невоз
можно найти предприятие, на котором в той или иной степени не применялись бы автоматизированные информационные системы управления. Информационная система является частью органи
зации. При этом эффективность работы всей организации часто находится в прямой зависимости от эффективности функциони
рования ее ИСУ.
Локальные информационные системы управления — про
стейшие информационные системы, реализующие отдельные функции управления предприятием (бухгалтерский учет, сбыт, снабжение, учет готовой продукции, складское хозяйство, управ
ление автотранспортом, учет кадров, маркетинг и т.д.).
141
В настоящее время автоматизация отдельной функции, на
пример бухгалтерского учета или сбыта готовой продукции, счи
тается уже пройденным этапом для многих предприятий. Пред
приятие, ограничивающееся при автоматизации управления своей деятельностью лишь локальными информационными си
стемами, не может быть конкурентоспособным в современных условиях. Опыт показывает, что полнофункциональная инфор
мационная система обязательно должна быть интегрированной или корпоративной.
Интегрированные информационные системы предназначены для автоматизации всех функций управления экономическим объектом (фирмой, предприятием, организацией). При этом фир
ма или корпорация может иметь территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами и т. д. Напомним, что к о р п о р а ц и е й называют сложный хозяй
ствующий субъект, имеющий иерархическую структуру и вклю
чающий в себя предприятия самого различного масштаба и про
филя деятельности.
Интегрированные информационные системы — сравнительно новый класс систем, поэтому применяемая в этой сфере терми
нология пока еще не устоялась. Например, некоторыми авторами термины «интегрированная» и «корпоративная» используются фактически в качестве синонимов, другие определяют корпора
тивные информационные системы как системы, предназначенные для территориально разобщенных предприятий (корпораций). Но это вопрос только терминологии, и для нас не является принци
пиальным.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 19
Интегрированные корпоративные информационные системы
(ИКИС) — системы, используемые для автоматизации всех функ
ций предприятия и охватывающие весь цикл работ от планиро
вания деятельности до сбыта продукции. Они ориентированы на автоматизацию процессов управления на всех уровнях и обладают средствами поддержки корпоративного управления. ИКИС вклю
чают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином ин
формационном пространстве и выполняющих функции поддерж
ки соответствующих направлений деятельности предприятия
(планирование, анализ и финансовый учет, производство, марке
тинг, учет человеческих ресурсов и т.д.). Анализ современного состояния рынка информационных систем показывает устойчи
вую тенденцию роста спроса именно на интегрированные систе
мы управления хозяйственной деятельностью.
К интегрированным корпоративным системам можно отнести системы очень большого диапазона — от информационных систем среднего предприятия, которое имеет цеха, склады, магазины и другие подразделения с той или иной степенью самостоятельности,
142
находящиеся в пределах одного города, до информационных си
стем транснациональных корпораций.
Средние ИКИС имеют такие средства поддержки корпо
ративного управления, как возможность ведения совместной базы данных корпорации и получения консолидированной отчетности по любому виду хозяйственной деятельности.
Крупные ИКИС помимо перечисленных средств обладают возможностями более глубокой поддержкой процессов управления многофункциональными группами предприятий. В первую оче
редь здесь следует отметить средства корпоративного анализа с использованием технологии интерактивной аналитической об
работки данных (OLAP — On-line Analytical Processing).
Интегрированная информационная система строится на еди
ной программно-аппаратной платформе и общей базе данных.
Отдельные функциональные подсистемы в ней взаимодействуют на основе единого технологического процесса обработки инфор
мации, для чего необходимо организовать на предприятии вы
числительную сеть. Способ построения сети зависит от требова
ний управленческого аппарата к оперативности информационно
го обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации. Это вле
чет за собой организацию не только локальных вычислительных систем, но и многоуровневых (иерархических) и распределенных информационных технологий в информационных системах орга
низационного управления. Все они ориентированы на техноло
гическое взаимодействие, которое организуется за счет средств передачи, обработки, накопления, хранения и защиты информа
ции. Процессы обработки информации в интегрированных ин
формационных системах базируются, как правило, на технологии клиент-сервер.
5.3. Классификация информационных систем
по уровню управления
Основными функциями управленческого аппарата различных организаций являются анализ ситуаций в компании и внешней среде и принятие решений по стратегическому и краткосрочному планированию ее деятельности.
На рис. 5.3 отображены уровни управления, которые соотне
сены с такими факторами, как степень возрастания ответствен-
143
стем транснациональных корпораций.
Средние ИКИС имеют такие средства поддержки корпо
ративного управления, как возможность ведения совместной базы данных корпорации и получения консолидированной отчетности по любому виду хозяйственной деятельности.
Крупные ИКИС помимо перечисленных средств обладают возможностями более глубокой поддержкой процессов управления многофункциональными группами предприятий. В первую оче
редь здесь следует отметить средства корпоративного анализа с использованием технологии интерактивной аналитической об
работки данных (OLAP — On-line Analytical Processing).
Интегрированная информационная система строится на еди
ной программно-аппаратной платформе и общей базе данных.
Отдельные функциональные подсистемы в ней взаимодействуют на основе единого технологического процесса обработки инфор
мации, для чего необходимо организовать на предприятии вы
числительную сеть. Способ построения сети зависит от требова
ний управленческого аппарата к оперативности информационно
го обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации. Это вле
чет за собой организацию не только локальных вычислительных систем, но и многоуровневых (иерархических) и распределенных информационных технологий в информационных системах орга
низационного управления. Все они ориентированы на техноло
гическое взаимодействие, которое организуется за счет средств передачи, обработки, накопления, хранения и защиты информа
ции. Процессы обработки информации в интегрированных ин
формационных системах базируются, как правило, на технологии клиент-сервер.
5.3. Классификация информационных систем
по уровню управления
Основными функциями управленческого аппарата различных организаций являются анализ ситуаций в компании и внешней среде и принятие решений по стратегическому и краткосрочному планированию ее деятельности.
На рис. 5.3 отображены уровни управления, которые соотне
сены с такими факторами, как степень возрастания ответствен-
143
Уровни
ности и сложности решаемых задач, а также динамика принятия решений по реализации задач.
Каждый из этих уровней требует определенной информацион
ной поддержки, реализуемой на базе информационной техноло
гии. В соответствии с уровнями принятия решений (управления) в функционировании информационной технологии можно вы
делить три уровня:
— оперативный (быстрого регулирования деятельности орга
низации);
— стратегический (долгосрочное планирование);
— тактический (среднесрочное планирование).
Каждому уровню соответствуют свои информационные систе
мы управления.
5.3.1. Системы оперативного уровня
Оперативный (операционный) уровень принятия решений является основой всех автоматизированных информационных систем. Он обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей информации. Задачи, цели и источники информации на оперативном уровне заранее определены и структурированы. Про
граммная обработка информации выполняется по заранее раз
работанным алгоритмам.
Системы оперативного уровня называют еще системами об
работки данных/транзакций (в зарубежной литературе использу-
144
ется термин OLTP — On-line Transaction Processing — технологии, ориентированные на оперативную (транзакционную) обработку данных). Задачи, решаемые системами обработки данных, носят регулярный характер, а их временные рамки, как правило, не превышают нескольких дней. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений (см. рис 5.3). Этот уровень управления и называют оперативным из-за необходимости быстрого реаги
рования на изменение ситуации. На уровне оперативного управ
ления выполняется огромное количество текущих рутинных операций по решению различных функциональных задач пред
приятия.
Информационные технологии обеспечивают менеджеров опе
ративного уровня ежедневной информацией о состоянии дел как внутри фирмы, так и во внешней среде, необходимой для при
нятия оперативных решений. Через оперативный уровень предо
ставляются данные для верхних уровней управления о результатах деятельности исполнителей. Инструментальные средства на опе
ративном уровне управления имеют небольшие аналитические возможности. Их достаточно для периодического формирования строго структурированных сводных типовых отчетов, удовлетво
рения запросов менеджеров о текущем состоянии фирмы и кон
троля информационных потоков организации (например, пред
ставление сведений о текущей дебиторской задолженности, о состоянии склада, о денежных остатках в кассе, о состоянии рас
четного счета и т.д.). Информационная технология, поддержи
вающая управление на оперативном уровне, является также свя
зующим звеном между организацией и внешней средой (рис.
5.4).
Оперативное управление ориентировано на достижение целей, сформулированных на стратегическом уровне, и использует по
тенциал, определенный на тактическом уровне. Главная функция оперативных систем — регистрация в базе данных и обработка элементарных событий, сопутствующих бизнес-процессам. На
помним, что б и з н е с - п р о ц е с с — это совокупность взаимо
связанных действий или операций, которые используют ресурсы предприятия для создания или получения продукции (работ, услуг), необходимой потребителю. Бизнес-процессами являются прием и увольнение сотрудников, приход и расход материальных ценностей на складах и производственных подразделениях, опла
та материальных ценностей и оказанных предприятию услуг через банк, ведение табеля учета рабочего времени и т.д.
Задачи системы оперативной обработки данных решаются не
посредственными исполнителями бизнес-процессов (кладовщи
ками, рабочими, кассирами, бухгалтерами, администраторами
145
рования на изменение ситуации. На уровне оперативного управ
ления выполняется огромное количество текущих рутинных операций по решению различных функциональных задач пред
приятия.
Информационные технологии обеспечивают менеджеров опе
ративного уровня ежедневной информацией о состоянии дел как внутри фирмы, так и во внешней среде, необходимой для при
нятия оперативных решений. Через оперативный уровень предо
ставляются данные для верхних уровней управления о результатах деятельности исполнителей. Инструментальные средства на опе
ративном уровне управления имеют небольшие аналитические возможности. Их достаточно для периодического формирования строго структурированных сводных типовых отчетов, удовлетво
рения запросов менеджеров о текущем состоянии фирмы и кон
троля информационных потоков организации (например, пред
ставление сведений о текущей дебиторской задолженности, о состоянии склада, о денежных остатках в кассе, о состоянии рас
четного счета и т.д.). Информационная технология, поддержи
вающая управление на оперативном уровне, является также свя
зующим звеном между организацией и внешней средой (рис.
5.4).
Оперативное управление ориентировано на достижение целей, сформулированных на стратегическом уровне, и использует по
тенциал, определенный на тактическом уровне. Главная функция оперативных систем — регистрация в базе данных и обработка элементарных событий, сопутствующих бизнес-процессам. На
помним, что б и з н е с - п р о ц е с с — это совокупность взаимо
связанных действий или операций, которые используют ресурсы предприятия для создания или получения продукции (работ, услуг), необходимой потребителю. Бизнес-процессами являются прием и увольнение сотрудников, приход и расход материальных ценностей на складах и производственных подразделениях, опла
та материальных ценностей и оказанных предприятию услуг через банк, ведение табеля учета рабочего времени и т.д.
Задачи системы оперативной обработки данных решаются не
посредственными исполнителями бизнес-процессов (кладовщи
ками, рабочими, кассирами, бухгалтерами, администраторами
145
торговых залов) параллельно с выполнением основных обязан
ностей. От них требуется элементарная компьютерная грамот
ность, в первую очередь умение пользоваться рабочим местом локальной вычислительной сети предприятия и оконным интер
фейсом для заполнения экранных форм. Основная задача, стоя
щая перед информационной системой оперативного уровня, — обеспечить высокую скорость прохождения информационных потоков, связывающих участников бизнес-процессов. При необ
ходимости системы обработки данных должны быть синхронизи
рованы с информационными системами управления технологи
ческими процессами на предприятии.
Системы оперативного уровня позволяют сделать контроль за исполнением бизнес-процессов прозрачным, поскольку в каждый момент времени можно оперативно выяснить состояние пред
приятия на всех рабочих местах.
К числу важнейших приоритетов оперативного управления следует отнести следующие:
— получение прибыли за счет реализации запланированных заранее мероприятий с использованием накопленного потенциа
ла;
— регистрацию, накопление и анализ отклонений хода произ
водства от запланированного;
— выработку и реализацию решений по устранению или ми
нимизации нежелательных отклонений.
На основе накопленной базы оперативных данных решаются задачи более высоких уровней управления — тактического и стра
тегического.
5.3.2. Системы тактического (функционального)
уровня
Информационные системы управления функционального
(тактического) уровня служат для решения задач управления бизнес-процессами предприятия. К тактическому уровню отно
сятся процедуры среднесрочного планирования, анализа и орга
низации работ. Если, например, на оперативном уровне мы име
ем дело с отдельным заказом и сопутствующими его выполнению транзакциями, то на тактическом уровне рассматривается уже свод заказов для формирования производственной программы, либо делается прогноз прибыли и разработка плана выпуска продукции на ближайший период (неделю, месяц, квартал) на основании анализа статистических данных по спросу на продукцию и т.д.
Результаты решения подобных задач предназначены для менед
жеров среднего звена — начальников производственных и транс-
147
ностей. От них требуется элементарная компьютерная грамот
ность, в первую очередь умение пользоваться рабочим местом локальной вычислительной сети предприятия и оконным интер
фейсом для заполнения экранных форм. Основная задача, стоя
щая перед информационной системой оперативного уровня, — обеспечить высокую скорость прохождения информационных потоков, связывающих участников бизнес-процессов. При необ
ходимости системы обработки данных должны быть синхронизи
рованы с информационными системами управления технологи
ческими процессами на предприятии.
Системы оперативного уровня позволяют сделать контроль за исполнением бизнес-процессов прозрачным, поскольку в каждый момент времени можно оперативно выяснить состояние пред
приятия на всех рабочих местах.
К числу важнейших приоритетов оперативного управления следует отнести следующие:
— получение прибыли за счет реализации запланированных заранее мероприятий с использованием накопленного потенциа
ла;
— регистрацию, накопление и анализ отклонений хода произ
водства от запланированного;
— выработку и реализацию решений по устранению или ми
нимизации нежелательных отклонений.
На основе накопленной базы оперативных данных решаются задачи более высоких уровней управления — тактического и стра
тегического.
5.3.2. Системы тактического (функционального)
уровня
Информационные системы управления функционального
(тактического) уровня служат для решения задач управления бизнес-процессами предприятия. К тактическому уровню отно
сятся процедуры среднесрочного планирования, анализа и орга
низации работ. Если, например, на оперативном уровне мы име
ем дело с отдельным заказом и сопутствующими его выполнению транзакциями, то на тактическом уровне рассматривается уже свод заказов для формирования производственной программы, либо делается прогноз прибыли и разработка плана выпуска продукции на ближайший период (неделю, месяц, квартал) на основании анализа статистических данных по спросу на продукцию и т.д.
Результаты решения подобных задач предназначены для менед
жеров среднего звена — начальников производственных и транс-
147
ЛПР
Рис. 5.5. Система функционального уровня
портных цехов, руководителей служб снабжения и маркетинга, планово-финансовых отделов и т.д.
Функциональный уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подго
товленной на первом уровне. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность (см. рис. 5.3). При этом не всегда уда
ется выработать нужное решение оперативно, требуется дополни
тельное время на осмысление, сбор недостающих сведений и т.п.
Управление связано с некоторой задержкой от момента поступле
ния информации до принятия решений и их реализации, а также от момента реализации решений до получения реакции на них.
Результаты принимаемых управленческих решений проявляются спустя некоторое время (месяц, квартал, год).
Основные функции систем тактического уровня управления:
— мониторинг и контроль деятельности исполнителей бизнес- процессов;
— администрирование;
— сравнение текущих показателей с прошлыми;
— составление аналитических отчетов за определенный период;
— планирование и прогнозирование;
— обеспечение доступа к архивной информации;
— анализ отклонений;
148
— принятие тактических управленческих решений и т.д.
Для поддержки принятия тактического решения в информаци
онной технологии фирмы используют такие инструментальные средства, как базы данных, базы моделей, системы обработки знаний, системы поддержки принятия решений и т.д. (рис. 5.5).
Так, с помощью использования моделей можно анализировать продажи, при этом учитывая в значительной степени внешние требования поставщиков и потребителей. Модели, базируясь на математической интерпретации проблемы, при помощи опреде
ленных алгоритмов способствуют нахождению информации, по
лезной для принятия наиболее правильных решений.
5.3.3. Системы стратегического уровня
Основным инструментарием для поддержки работы высшего руководящего звена являются информационные системы для реализации стратегических перспективных планов развития ор
ганизации. Системы стратегического уровня обеспечивают вы
работку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных целей организации. На стратегическом уровне рас
сматриваются вопросы выпуска и продвижения на рынок новой продукции, поиска новых рынков сбыта, выбора источников фи
нансирования, привлечения инвесторов, реинжиниринга бизнес- процессов. Часто стратегический уровень управления называют долгосрочным планированием. Правомерность принятого на этом уровне решения может быть подтверждена спустя достаточно длительное время — могут пройти месяцы или даже годы. Ответ
ственность за принятие управленческих решений чрезвычайно велика и определяется не только результатами анализа с исполь
зованием математического аппарата, но и профессиональной подготовкой и интуицией менеджеров верхнего уровня. Итак, стратегический уровень ориентирован на руководителей высшего ранга. За счет организации информационной технологии обеспе
чивается доступ к информации, отражающей текущее состояние дел в фирме, внешней среде, их взаимосвязь.
Основные цели стратегического уровня управления:
— определение системы приоритетов развития организации;
— оценка перспективных направлений развития организа
ции;
— выбор и оценка необходимых ресурсов для достижения по
ставленных целей.
В соответствии с этими направлениями информационная тех
нология обеспечивает высшему руководству оперативный удобный доступ и сортировку информации по ключевым факторам, кото
149