Файл: Учебник Рекомендовано Федеральным государственным учреждением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 783

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рые позволяют оценивать степень достижения стратегических целей фирмы и прогнозировать ее деятельность на длительную перспективу. Особенностью информационной технологии систем долгосрочного планирования и анализа является построение агрегированных моделей развития организации с учетом деятель­
ности смежных производств.
При выработке стратегических управленческих решений учи­
тываются следующие факторы:
— особенности развития рыночных отношений в стране;
— возможные перспективные виды продукции (товары и услу­
ги), относящиеся к профилю деятельности организации или пред­
приятия;
— потенциальные виды производственных ресурсов, возможные для использования при создании новых видов продукции (товаров, услуг);
— перспективные технологические процессы изготовления новых видов продукции (товаров и услуг).
Учет перечисленных факторов в модели функционирования информационной технологии базируется преимущественно на использовании внешней по отношению к деятельности органи­
зации информации. Таким образом, информационная технология должна располагать развитой коммуникационной средой (включая
Internet) для получения, накопления и обработки внешней ин­
формации.
Отличительной особенностью функционирования информа­
ционной технологии в долгосрочном стратегическом планирова­
нии, базирующемся на использовании агрегированных моделей, следует считать решающую роль самого управленческого персо­
нала в процессе принятия решений. Высокий уровень неопреде­
ленности и неполноты информации повышает значение субъек­
тивного фактора как основы принятия решений. При этом авто­
матизированная информационная технология выступает в роли вспомогательного средства, обеспечивающего главную предпо­
сылку для организации деятельности аппарата управления.
Таким образом, информационные технологии поддержки стра­
тегического уровня принятия решений помогают высшему звену управления организацией решать неструктурированные задачи, основной из которых является сравнение изменений, происходя­
щих во внешней среде, с имеющимся потенциалом фирмы.
Можно выделить следующие подходы к использованию систем стратегического планирования:
— первый заключается в том, что сначала формулируются цели и стратегии их достижения, а только затем автоматизированная информационная технология приспосабливается к выработанной заранее стратегии;
150


— второй основывается на том, что организация использует стратегическую информационную систему при формулировании целей и стратегическом планировании;
— третий характеризуется применением методологии синтеза двух предыдущих подходов.
В российских условиях решение стоящих перед ЛПР задач стратегического управления осложняется постоянными измене­
ниями условий, в которых работают российские предприятия (в первую очередь следует отметить частые поправки, принимаемые к налоговому законодательству), да и для всей мировой экономики последние годы характеризуются появлением многочисленных факторов нестабильности. В связи с этим в настоящее время в применяемых на российских предприятиях интегрированных корпоративных системах, как правило, реализована автоматизация оперативного и тактического уровней управления. Что же касает­
ся задач стратегического уровня управления, то они в большинстве случаев решаются на основе имеющихся данных нижнего уровня, а также благодаря профессиональному опыту и интуиции топ- менеджеров предприятий.
5.4. Системы поддержки принятия решений
Ранее были рассмотрены концепции информационных систем принятия решений на различных уровнях управления. Системы поддержки принятия решений (СППР) представляют собой си­
стемы, максимально приспособленные к решению задач повсед­
невной управленческой деятельности. С помощью СППР можно решать некоторые неструктурированные и слабоструктурирован­
ные задачи, в том числе и многокритериальные. Современные системы поддержки принятия решения возникли в результате слияния информационных систем и систем управления базами данных для оптимального решения задач управления бизнес- процессами. С момента появления первых разработок по созданию
СППР им не было дано четкого определения. И в настоящее вре­
мя нет общепринятого определения СППР, поскольку конструк­
ция СППР существенно зависит от вида задач, от доступности данных, информации и знаний, а также от пользователей системы.
Необходимо подчеркнуть, что СППР поддерживают, а не заменя­
ют выработку решений менеджерами.
Основные характеристики систем поддержки принятия реше­
ний следующие:
— возможность решения проблем, развитие которых трудно прогнозировать;
151


— наличие инструментальных средств моделирования и анализа;
— возможность легко менять постановки решаемых задач и входных данных;
— гибкость и адаптируемость к изменению условий;
— использование технологии, максимально ориентированной на пользователя.
Информационная технология поддержки принятия решений применяется на разных уровнях управления.
Любой процесс принятия решений включает в себя:
— определение проблемы и критериев принятия решения;
— выбор методики принятия решений;
— выявление и анализ альтернативных решений;
— выбор решения;
— информирование о результатах анализа.
Системы поддержки принятия решений обслуживают частич­
но структурированные задачи, результаты которых трудно спрог­
нозировать заранее. СППР имеют достаточно мощный аналити­
ческий аппарат с множеством моделей. База моделей состоит из стратегических, тактических, оперативных и математических мо­
делей в виде совокупности модельных блоков, модулей и процедур, используемых как элементы для их построения.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

Стратегические модели (детерминистские, описательные, специализированные для использования на одной определенной фирме) используют на высших уровнях управления для установ­
ления целей организации, объемов ресурсов, необходимых для их достижения, а также политики приобретения и использования этих ресурсов. Они могут быть также полезны при выборе вари­
антов размещения предприятий, прогнозировании политики конкурентов и т. п. Для стратегических моделей характерны зна­
чительная широта охвата, множество переменных, представление данных в сжатой агрегированной форме. Часто эти данные ба­
зируются на внешних источниках и могут иметь субъективный характер. Горизонт планирования в стратегических моделях, как правило, измеряется в годах.
Тактические модели (детерминистские, оптимизационные и универсальные, т.е. могут быть использованы в различных орга­
низациях) применяются управляющими среднего уровня для рас­
пределения и контроля использования имеющихся ресурсов.
Среди возможных сфер использования следует указать финансо­
вое планирование, планирование требований к работникам, планирование увеличения продаж, построение схем компоновки предприятий. Эти модели применимы обычно лишь к отдельным частям фирмы (например, к системе производства и сбыта) и могут также включать в себя агрегированные показатели. Времен­
ной горизонт, охватываемый тактическими моделями — от одного
152
месяца до двух лет. Здесь также могут потребоваться данные из внешних источников, но основное внимание при реализации дан­
ных моделей должно быть уделено внутренним данным фирмы.
Оперативные модели
(детерминистские, оптимизационные и универсальные) используют на низших уровнях управления для поддержки принятия оперативных решений с горизонтом, изме­
ряемым днями и неделями. Возможные применения этих моделей включают в себя ведение дебиторских счетов и кредитных рас­
четов, календарное производственное планирование, управление запасами и т. д. В оперативных моделях для расчетов обычно ис­
пользуют внутрифирменные данные.
Математические модели
состоят из совокупности модельных блоков, модулей и процедур, реализующих математические мето­
ды. Сюда могут входить процедуры линейного программирования, статистического анализа временных рядов, регрессионного ана­
лиза и т.п. — от простейших процедур до сложных пакетов при­
кладных программ. Модельные блоки, модули и процедуры могут быть использованы как поодиночке, так и комплексно для по­
строения и поддержания моделей.
Система управления базой моделей должна обладать следу­
ющими возможностями:
— создавать новые модели или изменять существующие;
— поддерживать и обновлять параметры моделей;
— манипулировать моделями.
Использование моделей в составе информационных систем началось с применения статистических методов и методов финан­
сового анализа, которые реализовывались командами обычных алгоритмических языков. Позже были созданы специальные язы­
ки, позволяющие моделировать ситуации типа «что будет, если ?» или «как сделать, чтобы?». Такие языки, созданные специально для построения моделей, дают возможность построения моделей определенного типа, обеспечивающих нахождение решения при гибком изменении переменных.
Существует множество типов моделей и способов их класси­
фикации, например, по цели использования, области возможных приложений, способу оценки переменных и т. п.
По цели использования:
— оптимизационные модели, связанные с нахождением точек минимума или максимума некоторых показателей (например, управляющие часто хотят знать, какие их действия ведут к макси­
мизации прибыли или минимизации затрат);
— описательные модели, описывающие поведение некоторой системы и не предназначенные для целей управления (оптимиза­
ции).
По способу оценки:
153


— детерминистские модели, использующие оценку переменных одним числом при конкретных значениях исходных данных;
— стохастические модели, оценивающие переменные несколь­
кими параметрами, так как исходные данные заданы вероятност­
ными характеристиками.
Детерминистские модели более популярны, чем стохастиче­
ские, — они менее дорогие, их легче строить и использовать.
К тому же часто с их помощью можно получить вполне достаточ­
ную информацию для принятия решения.
По области возможных приложений:
— специализированные модели, предназначенные для исполь­
зования только одной системой;
— универсальные модели, предназначенные для использования различными системами.
Специализированные модели более дорогие, чем универсаль­
ные. Их обычно применяют для описания уникальных систем, и они обладают большей точностью.
Для задач СППР характерны трудности формализации целей и ограничений. Имеющаяся в распоряжении ЛПР информация часто бывает неполной, нечеткой и противоречивой, поэтому за­
дачи планирования решают с помощью различных методов ста­
тистического анализа, экспертных систем, математического и имитационного моделирования. Возможно также применение методов интеллектуального анализа данных (искусственные ней­
ронные сети, методы нечеткой логики, системы поиска логических правил в данных и т. д.).
СППР реализуются обычно в виде диалоговых человеко-ма­
шинных систем. Для них характерна высокая активность ЛПР, варьирующего в процессе решения задач своими целями и огра­
ничениями. При создании СП ПР можно использовать Web- технологии.
5.5. Основны е м е то д о ло ги и создания эконом ических инф орм ационны х управляю щ их систем
5.5.1. Планирование потребности в материалах
(Material Requirements Planning, MRP) и мощностях
(Capacity Requirements Planning, CRP)
M RP-системы — прямые предш ественники современных
ИКИС. Считается, что с появлением этой методологии можно
154
говорить о возникновении современных экономических корпо­
ративных информационных систем. Первые мысли о возмож­
ности использования средств вычислительной техники для планирования деятельности предприятий (в том числе, плани­
рования производственных процессов) возникли еще в начале
1960-х годов. Тогда была разработана методология планирования потребности в материалах — MRP. Суть концепции MRP состо­
ит в том, чтобы минимизировать издержки, связанные с запаса­
ми на складах и на различных участках в производстве. Метод
MRP позволяет обеспечивать компоненты, требуемые в соот­
ветствии с планом производства конечной продукции точно в том количестве и в те сроки, которые требуются для изготовления конечных изделий.
Собственно методология MRP — это реализация двух извест­
ных принципов JIT (Just In Time — «вовремя заказать») и КапВап
(«вовремя произвести»). JIT — это система управления материа­
лами в производстве, при которой комплектующие с предыду­
щего этапа производства или от внешнего поставщика достав­
ляются именно в тот момент, когда они требуются, но не раньше.
Партии комплектующих настолько малы, насколько это возмож­
но (это зависит от времени выполнения и стабильности цикла доставки). Наиболее успешно система JIT работает на пред­
приятиях среднего масштаба с серийным типом производства, непрерывным потоком материалов и комплектующих, высокой скоростью производства стандартных изделий. В данной ситуа­
ции процедуры планирования и контроля в достаточной степени стандартизованы и просты. На крупных высокотехнологичных предприятиях, где процедура планирования и контроля произ­
водственных процессов является сложной, JIT практически не используют.
Концепция MRP легла в основу построения так называемых
MRP-систем. MRP-система, получая на входе данные о наличии материалов на складе и их свойствах, «зная», что именно требу­
ется для производства конечного продукта, а также имея возмож­
ность соотнести производственный цикл с временной шкалой, способна предоставить в руки менеджера информацию, которая позволит оптимально (относительно сроков закупки и производ­
ства) спланировать процесс производства.
M RP-программа отслеживает движение материалов, чтобы оптимизировать процесс выработки решений о заказе новых по­
ставок, автоматизирует этот процесс, генерируя заказы автомати­
чески (в ее ведении находится вся информация, требуемая для своевременного оформления новых требований). В результате создается глобальный план заказов поставщикам, в котором долж­
но быть расписано, что, когда и у кого необходимо заказать.
155