Файл: Учебник Рекомендовано Федеральным государственным учреждением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 779
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
данных (иногда включаемых в ERP-систему в виде нового моду- ля);
— в ряде ERP-систем разработаны развитые средства настрой
ки (конфигурирования), интеграции с другими приложениями и адаптации (в том числе, применяемые динамически в процессе эксплуатации систем).
Эксперты определяют ERP как систему управления всеми бизнес-процессами предприятия, увязывающую функции отдель
ных подразделений с движением финансовых и товарных потоков по всей технологической цепочке управленческих процедур.
Преимущества ERP покажем на примере процесса выполнения заказа. В случаях отсутствия автоматизации либо частичной («ло
скутной») автоматизации принятый заказ клиента начинает дли
тельное, в основном «бумажное», путешествие по предприятию.
Заказ часто заново вводится в различные компьютерные програм
мы в разных подразделениях. В одном подразделении вводятся параметры заказа в виде необходимых материалов и комплектую
щих, в других — в виде производственного плана. При этом ин
формационные системы соответствующих подразделений имеют между собой только «бумажную» связь. В результате зачастую ни
кто на предприятии не знает, на каком этапе находится процесс выполнения заказа, готов ли заказ и не пора ли выставить счет на оплату.
На предприятии, где внедрена ERP-система, отсутствует про
блема «информационной стыковки» различных подразделений.
Для того чтобы определить состояние выполнения заказа, доста
точно войти в систему и набрать номер заказа. В данном случае номер заказа является тем информационным полем, которое «про
свечивает» все службы предприятия, связывая воедино их деятель
ность.
Внедрение ERP-системы повышает требования к оперативности работы с информацией и взаимодействию между подразделениями.
Например, если работник склада (кладовщик) по нескольку дней не актуализирует информацию о поступивших на склад материа
лах и комплектующих, то отдел сбыта считает, что необходимого для выполнения заказа количества на складе нет. В результате выполнение заказа задерживается. По мнению специалистов российского представительства SAP AG, внедрение ИКИС клас
са ERP, как правило, меняет управленческую стратегию на пред
приятии. Они отмечают, что «... наши клиенты покупают не
«систему». Они покупают порядок». Здесь имеется в виду, что, как правило, внедрение на предприятии ИКИС сопровождается ре
инжинирингом бизнес-процессов, т.е. их переосмыслением и перепроектированием (вплоть до изменения управленческой структуры) для достижения кардинальных улучшений в таких
165
— в ряде ERP-систем разработаны развитые средства настрой
ки (конфигурирования), интеграции с другими приложениями и адаптации (в том числе, применяемые динамически в процессе эксплуатации систем).
Эксперты определяют ERP как систему управления всеми бизнес-процессами предприятия, увязывающую функции отдель
ных подразделений с движением финансовых и товарных потоков по всей технологической цепочке управленческих процедур.
Преимущества ERP покажем на примере процесса выполнения заказа. В случаях отсутствия автоматизации либо частичной («ло
скутной») автоматизации принятый заказ клиента начинает дли
тельное, в основном «бумажное», путешествие по предприятию.
Заказ часто заново вводится в различные компьютерные програм
мы в разных подразделениях. В одном подразделении вводятся параметры заказа в виде необходимых материалов и комплектую
щих, в других — в виде производственного плана. При этом ин
формационные системы соответствующих подразделений имеют между собой только «бумажную» связь. В результате зачастую ни
кто на предприятии не знает, на каком этапе находится процесс выполнения заказа, готов ли заказ и не пора ли выставить счет на оплату.
На предприятии, где внедрена ERP-система, отсутствует про
блема «информационной стыковки» различных подразделений.
Для того чтобы определить состояние выполнения заказа, доста
точно войти в систему и набрать номер заказа. В данном случае номер заказа является тем информационным полем, которое «про
свечивает» все службы предприятия, связывая воедино их деятель
ность.
Внедрение ERP-системы повышает требования к оперативности работы с информацией и взаимодействию между подразделениями.
Например, если работник склада (кладовщик) по нескольку дней не актуализирует информацию о поступивших на склад материа
лах и комплектующих, то отдел сбыта считает, что необходимого для выполнения заказа количества на складе нет. В результате выполнение заказа задерживается. По мнению специалистов российского представительства SAP AG, внедрение ИКИС клас
са ERP, как правило, меняет управленческую стратегию на пред
приятии. Они отмечают, что «... наши клиенты покупают не
«систему». Они покупают порядок». Здесь имеется в виду, что, как правило, внедрение на предприятии ИКИС сопровождается ре
инжинирингом бизнес-процессов, т.е. их переосмыслением и перепроектированием (вплоть до изменения управленческой структуры) для достижения кардинальных улучшений в таких
165
целевых показателях бизнеса, как затраты, прибыль, оператив
ность.
Проверка соответствия системы стандарту ERP включает не
сколько этапов. При тестировании следует проверить наличие связи между модулем оперативного планирования производства и модулем управления персоналом. Например, в случае болезни какого-либо сотрудника должна быть обеспечена автоматическая либо полуавтоматическая корректировка сменных заданий.
Система должна увязывать все виды затрат ресурсов с бюджетом предприятия. Это должно проводиться в системе на стадии воз
никновения обязательств, а не в момент фактического осущест
вления платежей. Система должна содержать встроенный меха
низм связи плана закупок с бюджетом. Тестирование состоит в получении информации о состоянии бюджетных статей на раз
личных стадиях возникновения обязательств (обязательств на стадии договоров, заказов и выставленных счетов-фактур), а так
же в проведении тестов на возможность формирования плана снабжения и заказов поставщикам при отсутствии достаточных средств на соответствующий период. Система должна предостав
лять информацию о фактических затратах на производство от
дельных видов продукции и затратах на содержание подразделений в разрезе статей, режимов работы, факторов отклонений и центров ответственности, т.е. структурной единицы предприятия, ответ
ственной за определенные доходы либо расходы. В качестве теста системе может быть предложен такой запрос: «В какой мере по
влияли на себестоимость продукции отклонения от планового уровня загрузки оборудования, относящегося к конкретному цен
тру ответственности по конкретному подразделению?»
5.5.4. ВРМ (Business Performance
Management) — автоматизация процессов управленческого планирования и контроля
В настоящее время остро встает необходимость в специализи
рованных приложениях для автоматизации управленческих задач бюджетирования, финансового планирования, анализа и контро
ля. Международная компания IDC, специализирующаяся на не
зависимом мониторинге рынка программного обеспечения, объединила такие приложения в новое семейство — ВРМ (Business
Performance Management — управление эффективностью бизнеса).
ВРМ-системы позволяют связывать воедино такие понятия, как миссия компании, стратегия развития, цели, долгосрочные планы, среднесрочные перспективы и конкретные бюджеты на ближай
ший период. Топ-менеджеры могут предоставлять плановые бюд
166
ность.
Проверка соответствия системы стандарту ERP включает не
сколько этапов. При тестировании следует проверить наличие связи между модулем оперативного планирования производства и модулем управления персоналом. Например, в случае болезни какого-либо сотрудника должна быть обеспечена автоматическая либо полуавтоматическая корректировка сменных заданий.
Система должна увязывать все виды затрат ресурсов с бюджетом предприятия. Это должно проводиться в системе на стадии воз
никновения обязательств, а не в момент фактического осущест
вления платежей. Система должна содержать встроенный меха
низм связи плана закупок с бюджетом. Тестирование состоит в получении информации о состоянии бюджетных статей на раз
личных стадиях возникновения обязательств (обязательств на стадии договоров, заказов и выставленных счетов-фактур), а так
же в проведении тестов на возможность формирования плана снабжения и заказов поставщикам при отсутствии достаточных средств на соответствующий период. Система должна предостав
лять информацию о фактических затратах на производство от
дельных видов продукции и затратах на содержание подразделений в разрезе статей, режимов работы, факторов отклонений и центров ответственности, т.е. структурной единицы предприятия, ответ
ственной за определенные доходы либо расходы. В качестве теста системе может быть предложен такой запрос: «В какой мере по
влияли на себестоимость продукции отклонения от планового уровня загрузки оборудования, относящегося к конкретному цен
тру ответственности по конкретному подразделению?»
5.5.4. ВРМ (Business Performance
Management) — автоматизация процессов управленческого планирования и контроля
В настоящее время остро встает необходимость в специализи
рованных приложениях для автоматизации управленческих задач бюджетирования, финансового планирования, анализа и контро
ля. Международная компания IDC, специализирующаяся на не
зависимом мониторинге рынка программного обеспечения, объединила такие приложения в новое семейство — ВРМ (Business
Performance Management — управление эффективностью бизнеса).
ВРМ-системы позволяют связывать воедино такие понятия, как миссия компании, стратегия развития, цели, долгосрочные планы, среднесрочные перспективы и конкретные бюджеты на ближай
ший период. Топ-менеджеры могут предоставлять плановые бюд
166
жеты начальникам отделов, которые, исходя из оценки ситуации
(могут ли они выполнить эти задачи, какие ресурсы им для этого нужны), их корректируют. Система позволяет им видеть и ис
пользовать в своей работе отчетность смежных подразделений: на основе планов поставок сырья оценивать свои возможности по объемам производства и т. п. Далее откорректированные и допол
ненные на нижнем уровне цифры агрегируются вновь до обще
корпоративного уровня. Весь этот процесс «двунаправленного» бюджетирования итеративно повторяется до тех пор, пока не бу
дет составлен наиболее «реальный» бюджет.
Благодаря единой среде сотрудничества каждый работник на
чинает более четко осознавать свою роль в процессе управления организацией. Достоверность бюджета повышается за счет во
влечения рядовых исполнителей в процесс его составления.
Аналитическая функциональность ВРМ-приложений обеспе
чивает возможность составления отчетности «на лету». Система
ВРМ обладает возможностью своевременного обнаружения от
клонения фактических показателей от их плановых величин и оповещ ения об этом менеджеров. В настоящее время ВРМ- приложения набирают все большую популярность. Предприятия различных сфер деятельности заинтересованы в использовании
BMP-приложений как мощного механизма консолидации отчет
ности.
5.6. А налитическая обработка данны х д л я по дд е р ж к и принятия реш ений
Можно выделить три основные технологии поддержки при
нятия управленческих решений на основе накопленной инфор
мации:
— технологии, ориентированные на оперативную (транзакци
онную) обработку данных и реализованные в большинстве тран
закционных систем (OLTP). Сфера действия таких технологий — область детализированных данных. Классические реляционные
СУБД нормально справляются с подобными задачами, поэтому в подробном их рассмотрении нет необходимости;
— технологии OLAP (On-line Analytical Processing — интерак
тивная аналитическая обработка данных), ориентированные на область агрегированных показателей;
— технологии интеллектуальной обработки данных, ориенти
рованные на область закономерностей. Интеллектуальная обра
ботка проводится методами интеллектуального анализа данных
(ИАД, в западной литературе — Data Mining). С помощью этих
167
(могут ли они выполнить эти задачи, какие ресурсы им для этого нужны), их корректируют. Система позволяет им видеть и ис
пользовать в своей работе отчетность смежных подразделений: на основе планов поставок сырья оценивать свои возможности по объемам производства и т. п. Далее откорректированные и допол
ненные на нижнем уровне цифры агрегируются вновь до обще
корпоративного уровня. Весь этот процесс «двунаправленного» бюджетирования итеративно повторяется до тех пор, пока не бу
дет составлен наиболее «реальный» бюджет.
Благодаря единой среде сотрудничества каждый работник на
чинает более четко осознавать свою роль в процессе управления организацией. Достоверность бюджета повышается за счет во
влечения рядовых исполнителей в процесс его составления.
Аналитическая функциональность ВРМ-приложений обеспе
чивает возможность составления отчетности «на лету». Система
ВРМ обладает возможностью своевременного обнаружения от
клонения фактических показателей от их плановых величин и оповещ ения об этом менеджеров. В настоящее время ВРМ- приложения набирают все большую популярность. Предприятия различных сфер деятельности заинтересованы в использовании
BMP-приложений как мощного механизма консолидации отчет
ности.
5.6. А налитическая обработка данны х д л я по дд е р ж к и принятия реш ений
Можно выделить три основные технологии поддержки при
нятия управленческих решений на основе накопленной инфор
мации:
— технологии, ориентированные на оперативную (транзакци
онную) обработку данных и реализованные в большинстве тран
закционных систем (OLTP). Сфера действия таких технологий — область детализированных данных. Классические реляционные
СУБД нормально справляются с подобными задачами, поэтому в подробном их рассмотрении нет необходимости;
— технологии OLAP (On-line Analytical Processing — интерак
тивная аналитическая обработка данных), ориентированные на область агрегированных показателей;
— технологии интеллектуальной обработки данных, ориенти
рованные на область закономерностей. Интеллектуальная обра
ботка проводится методами интеллектуального анализа данных
(ИАД, в западной литературе — Data Mining). С помощью этих
167
технологий решаются задачи поиска функциональных и логиче
ских закономерностей в накопленной информации.
Рассм отрим подробнее перечисленны е технологии.
5.6.1- OLAP (On-line Analitical Processing) — оперативный анализ данных
Механизм OLAP является на сегодня одним из популярных методов анализа данных. OLAP — это не отдельно взятый про
граммный продукт, не язык программирования и даже не кон
кретная технология. Если постараться охватить OLAP во всех его проявлениях, то это совокупность концепций, принципов и требований, лежащих в основе программных продуктов, которые облегчают аналитикам доступ к данным. Для начала выясним, зачем аналитикам надо специально облегчать доступ к дан
ным.
Дело в том, что аналитики — это особые потребители корпо
ративной информации. Их задача — найти закономерность в большом массиве данных. Поэтому аналитик не будет обращать внимания на отдельно взятый факт (например, продажа конкрет
ному покупателю отдельного товара). Одиночные факты в базе данных могут заинтересовать, к примеру, бухгалтера или началь
ника отдела продаж, в компетенции которого находится сделка.
Аналитику одной такой записи мало — ему могут понадобиться все сделки за месяцы или годы. При этом аналитик отбрасывает ненужные ему подробности вроде ИНН покупателя, его точного адреса и номера телефона.
Технологии OLAP основаны на понятии х р а н и л и щ е д а н - н ы х. Приведем определение, сформулированное «основателем» хранилищ данных Биллом Инмоном. OLAP — это предметно
ориентированное, привязанное ко времени и неизменяемое со
брание данных для поддержки процесса принятия управляющих решений.
Данные в хранилище поступают из оперативных систем (OLTP) и из внешних источников — статистических отчетов, Интернета, прайс-листов и т. п. (рис. 5.8). Оперативные данные «очищаются»' интегрируются и сохраняются в реляционном хранилище. При этом они уже доступны для анализа, их можно использовать с помощью различных средств построения отчетов. Затем данные
(полностью или частично) подготавливаются для OLAP-анализа.
Они могут быть загружены в специальную БД OLAP или оставле
ны в реляционном хранилище. Важнейшим элементом инфор
мационно-аналитической системы являются м е т а д а н н ы е , т.е. информация о структуре, размещении и трансформации данных.
168
ских закономерностей в накопленной информации.
Рассм отрим подробнее перечисленны е технологии.
5.6.1- OLAP (On-line Analitical Processing) — оперативный анализ данных
Механизм OLAP является на сегодня одним из популярных методов анализа данных. OLAP — это не отдельно взятый про
граммный продукт, не язык программирования и даже не кон
кретная технология. Если постараться охватить OLAP во всех его проявлениях, то это совокупность концепций, принципов и требований, лежащих в основе программных продуктов, которые облегчают аналитикам доступ к данным. Для начала выясним, зачем аналитикам надо специально облегчать доступ к дан
ным.
Дело в том, что аналитики — это особые потребители корпо
ративной информации. Их задача — найти закономерность в большом массиве данных. Поэтому аналитик не будет обращать внимания на отдельно взятый факт (например, продажа конкрет
ному покупателю отдельного товара). Одиночные факты в базе данных могут заинтересовать, к примеру, бухгалтера или началь
ника отдела продаж, в компетенции которого находится сделка.
Аналитику одной такой записи мало — ему могут понадобиться все сделки за месяцы или годы. При этом аналитик отбрасывает ненужные ему подробности вроде ИНН покупателя, его точного адреса и номера телефона.
Технологии OLAP основаны на понятии х р а н и л и щ е д а н - н ы х. Приведем определение, сформулированное «основателем» хранилищ данных Биллом Инмоном. OLAP — это предметно
ориентированное, привязанное ко времени и неизменяемое со
брание данных для поддержки процесса принятия управляющих решений.
Данные в хранилище поступают из оперативных систем (OLTP) и из внешних источников — статистических отчетов, Интернета, прайс-листов и т. п. (рис. 5.8). Оперативные данные «очищаются»' интегрируются и сохраняются в реляционном хранилище. При этом они уже доступны для анализа, их можно использовать с помощью различных средств построения отчетов. Затем данные
(полностью или частично) подготавливаются для OLAP-анализа.
Они могут быть загружены в специальную БД OLAP или оставле
ны в реляционном хранилище. Важнейшим элементом инфор
мационно-аналитической системы являются м е т а д а н н ы е , т.е. информация о структуре, размещении и трансформации данных.
168
Рис. 5.8. Структура корпоративной информационно-аналитической системы
Благодаря метаданным обеспечивается эффективное взаимодей
ствие различных компонентов хранилища.
Возникает вопрос — зачем создавать хранилища данных, со
держащие заведомо избыточную информацию, если необходимые данные уже имеются в файлах оперативных систем? Еще несколь
ко лет назад в качестве главных причин называли различие фор
матов хранящихся данных, их разрозненность, локализация в разных местах корпоративной сети. Действительно, раньше хра
нение всех данных на центральном сервере базы данных было редким явлением для крупного предприятия. Сейчас в связи с интенсивным внедрением интегрированных корпоративных ин
формационных систем положение меняется. Но остаются прин
ципиальными три причины необходимости создания хранилищ данных. Во-первых, сложные аналитические запросы к оператив
ным данным «забирают» ресурсы сервера и тормозят работу ин
формационной системы, надолго блокируя таблицы данных.
Во-вторых, оперативные данные малопригодны для непосред
ственного сложного анализа. В-третьих, системы OLTP предна
значены для оперативной обработки данных, поэтому они не приспособлены для хранения информации за длительный период, в то время как для OLAP интересен многолетний и многоаспект
ный анализ объекта.
Итак, OLAP предоставляет «сырье» для анализа в простой, по
нятной структуре, используя удобные быстродействующие сред
169
ства доступа, просмотра и анализа деловой информации. Тради
ционные отчеты, даже построенные на основе единого хранилища, лишены гибкости. Их нельзя «покрутить», «развернуть» или «свер
нуть», чтобы получить желаемое представление данных. OLAP является удобным инструментом для многомерного анализа дан
ных, накопленных в хранилище.
В основе OLAP лежит наглядная модель данных, организуемая самим пользователем, в виде многомерных кубов (гиперкубов).
Осями многомерной системы координат служат атрибуты анали
зируемого бизнес-процесса — и з м е р е н и я (Dimensions). На
пример, для продаж это могут быть вид товара, регион, контрагент.
В качестве одного из измерений используется время. Данные, количественно характеризующие бизнес-процесс, называются м е р а м и (Measures). Это могут быть объемы продаж в количе
ственном или денежном выражении, товарные остатки на складе, издержки и т. п. Пользователь получает естественную, интуитивно понятную модель данных. Анализируя информацию, он может
«разрезать» куб по разным направлениям. Это дает возможность получать сводные или детальные сведения о бизнес-процессе и осуществлять прочие манипуляции, которые придут в голову пользователю в процессе анализа.
В качестве мер в трехмерном кубе, изображенном на рис. 5.9, использованы суммы продаж, а в качестве измерений — время, товар и склад. Измерения представлены на определенных уровнях группировки: товары группируются по видам, а данные о времени совершения операций — по месяцам. Чуть позже мы рассмотрим уровни группировки (иерархии) подробнее.
На самом деле с точки зрения математики кубом такой массив будет далеко не всегда: у настоящего куба количество элементов во всех измерениях должно быть одинаковым, а у кубов OLAP такого ограничения нет. Тем не менее, несмотря на эти детали, термин «кубы OLAP» ввиду своей краткости и образности стал
Рис. 5.9. Пример OLAP-куба
170
ционные отчеты, даже построенные на основе единого хранилища, лишены гибкости. Их нельзя «покрутить», «развернуть» или «свер
нуть», чтобы получить желаемое представление данных. OLAP является удобным инструментом для многомерного анализа дан
ных, накопленных в хранилище.
В основе OLAP лежит наглядная модель данных, организуемая самим пользователем, в виде многомерных кубов (гиперкубов).
Осями многомерной системы координат служат атрибуты анали
зируемого бизнес-процесса — и з м е р е н и я (Dimensions). На
пример, для продаж это могут быть вид товара, регион, контрагент.
В качестве одного из измерений используется время. Данные, количественно характеризующие бизнес-процесс, называются м е р а м и (Measures). Это могут быть объемы продаж в количе
ственном или денежном выражении, товарные остатки на складе, издержки и т. п. Пользователь получает естественную, интуитивно понятную модель данных. Анализируя информацию, он может
«разрезать» куб по разным направлениям. Это дает возможность получать сводные или детальные сведения о бизнес-процессе и осуществлять прочие манипуляции, которые придут в голову пользователю в процессе анализа.
В качестве мер в трехмерном кубе, изображенном на рис. 5.9, использованы суммы продаж, а в качестве измерений — время, товар и склад. Измерения представлены на определенных уровнях группировки: товары группируются по видам, а данные о времени совершения операций — по месяцам. Чуть позже мы рассмотрим уровни группировки (иерархии) подробнее.
На самом деле с точки зрения математики кубом такой массив будет далеко не всегда: у настоящего куба количество элементов во всех измерениях должно быть одинаковым, а у кубов OLAP такого ограничения нет. Тем не менее, несмотря на эти детали, термин «кубы OLAP» ввиду своей краткости и образности стал
Рис. 5.9. Пример OLAP-куба
170
общепринятым. Куб OLAP совсем не обязательно должен быть трехмерным. Он может быть и двух-, и многомерным — в зависи
мости от решаемой задачи. Особо искушенным аналитикам может понадобиться порядка 20 измерений, и серьезные OLAP-продукгы именно на такое количество и рассчитаны. Более простые на
стольные приложения поддерживают около 6 измерений.
Однако куб сам по себе для анализа не пригоден. Даже трех
мерный куб сложно отобразить на экране компьютера так, чтобы были видны значения интересующих мер. Что уж говорить о кубах с количеством измерений больше трех? Для визуализации данных, хранящихся в кубе, применяют, как правило, привычные двумер
ные табличные представления со сложными иерархическими за
головками строк и столбцов. Поэтому перед употреблением из многомерного куба извлекают обычные двумерные таблицы. Эта операция образно называется «разрезанием» куба. Аналитик как бы берет и «разрезает» измерения куба по интересующим его меткам. Этим способом аналитик получает двумерный срез куба и с ним работает. Примерно так же лесорубы считают годовые кольца на спиле. Соответственно «неразрезанными», как правило, остаются только два измерения — по числу измерений таблицы.
Определяющие принципы OLAP были сформулированы в
1993 г. Э. Коддом — «изобретателем» реляционных БД. Позже его определение было переработано в так называемый тест FASMI, требующий, чтобы OLAP-приложение предоставляло возможно
сти быстрого анализа разделяемой многомерной информации.
Расшифруем аббревиатуру FASMI:
— Fast (быстрый) — анализ должен производиться одинаково быстро по всем аспектам информации. Приемлемое время от
клика — 5 с или менее;
— Analysis (анализ) — должна быть возможность осуществлять основные типы числового и статистического анализа, предопреде
ленного разработчиком приложения или произвольно определяе
мого пользователем;
— Shared (разделяемой) — множество пользователей должно иметь доступ к данным, при этом необходимо контролировать доступ к конфиденциальной информации;
— Multidimensional (многомерной) — это основная, наиболее существенная характеристика OLAP;
— Information (информация) — приложение должно иметь воз
можность обращаться к любой нужной информации, независимо от ее объема и места хранения.
Работа с OLAP-системами может быть построена на основе двух описанных ниже схем.
1.
Для «легковесного» применения подойдут OLAP-средства, встроенные в настольные приложения. Такие средства, как пра
171
мости от решаемой задачи. Особо искушенным аналитикам может понадобиться порядка 20 измерений, и серьезные OLAP-продукгы именно на такое количество и рассчитаны. Более простые на
стольные приложения поддерживают около 6 измерений.
Однако куб сам по себе для анализа не пригоден. Даже трех
мерный куб сложно отобразить на экране компьютера так, чтобы были видны значения интересующих мер. Что уж говорить о кубах с количеством измерений больше трех? Для визуализации данных, хранящихся в кубе, применяют, как правило, привычные двумер
ные табличные представления со сложными иерархическими за
головками строк и столбцов. Поэтому перед употреблением из многомерного куба извлекают обычные двумерные таблицы. Эта операция образно называется «разрезанием» куба. Аналитик как бы берет и «разрезает» измерения куба по интересующим его меткам. Этим способом аналитик получает двумерный срез куба и с ним работает. Примерно так же лесорубы считают годовые кольца на спиле. Соответственно «неразрезанными», как правило, остаются только два измерения — по числу измерений таблицы.
Определяющие принципы OLAP были сформулированы в
1993 г. Э. Коддом — «изобретателем» реляционных БД. Позже его определение было переработано в так называемый тест FASMI, требующий, чтобы OLAP-приложение предоставляло возможно
сти быстрого анализа разделяемой многомерной информации.
Расшифруем аббревиатуру FASMI:
— Fast (быстрый) — анализ должен производиться одинаково быстро по всем аспектам информации. Приемлемое время от
клика — 5 с или менее;
— Analysis (анализ) — должна быть возможность осуществлять основные типы числового и статистического анализа, предопреде
ленного разработчиком приложения или произвольно определяе
мого пользователем;
— Shared (разделяемой) — множество пользователей должно иметь доступ к данным, при этом необходимо контролировать доступ к конфиденциальной информации;
— Multidimensional (многомерной) — это основная, наиболее существенная характеристика OLAP;
— Information (информация) — приложение должно иметь воз
можность обращаться к любой нужной информации, независимо от ее объема и места хранения.
Работа с OLAP-системами может быть построена на основе двух описанных ниже схем.
1.
Для «легковесного» применения подойдут OLAP-средства, встроенные в настольные приложения. Такие средства, как пра
171
вило, имеют множество ограничений: на количество измерений, на допустимые иерархии и т. д. К подобным средствам, например, относится модуль Pivot Table, позволяющий работать с кубами в
Microsoft Excel. Pivot Table входит в Microsoft Office с незапамятных времен и до недавнего времени был единственным OLAP-npo- дуктом в его составе. В этом случае данные извлекаются модулем- клиентом непосредственно из реляционной СУБД.
2.
В «тяжелых» случаях применяют двухступенчатую схему
«клиент-сервер». Сервер обеспечивает непосредственно извлече
ние информации из СУБД и все прочее, необходимое для создания кубов. Специализированное же приложение-клиент предназна
чено для удобного (а главное — эффективного) просмотра кубов и выявления тех самых аналитических закономерностей. В линей
ке продуктов Microsoft серверная часть представлена продуктами
Microsoft Analysis Services, которые входят в MS SQL Server. Срав
нительно недавно в состав MS Office включен OLAP-клиент под названием Microsoft Data Analyzer.
В России разработкой технологий OLAP занимаются несколько компаний. Наиболее известный программный продукт — аналити
ческая платформа Контур фирмы InterSoft Lab. Все большую из
вестность приобретает модуль Галактика Zoom системы «Галакти
ка». Отметим, что эти программные продукты получили междуна
родное признание и благодаря привлекательному сочетанию цена/ качество заняли свою нишу на западном рынке OLAP-продуктов.
Наличие в ERP-системе «встроенной OLAP-аналитики» станет в ближайшие годы важным конкурентным преимуществом инте
грированных корпоративных информационных систем.
Microsoft Excel. Pivot Table входит в Microsoft Office с незапамятных времен и до недавнего времени был единственным OLAP-npo- дуктом в его составе. В этом случае данные извлекаются модулем- клиентом непосредственно из реляционной СУБД.
2.
В «тяжелых» случаях применяют двухступенчатую схему
«клиент-сервер». Сервер обеспечивает непосредственно извлече
ние информации из СУБД и все прочее, необходимое для создания кубов. Специализированное же приложение-клиент предназна
чено для удобного (а главное — эффективного) просмотра кубов и выявления тех самых аналитических закономерностей. В линей
ке продуктов Microsoft серверная часть представлена продуктами
Microsoft Analysis Services, которые входят в MS SQL Server. Срав
нительно недавно в состав MS Office включен OLAP-клиент под названием Microsoft Data Analyzer.
В России разработкой технологий OLAP занимаются несколько компаний. Наиболее известный программный продукт — аналити
ческая платформа Контур фирмы InterSoft Lab. Все большую из
вестность приобретает модуль Галактика Zoom системы «Галакти
ка». Отметим, что эти программные продукты получили междуна
родное признание и благодаря привлекательному сочетанию цена/ качество заняли свою нишу на западном рынке OLAP-продуктов.
Наличие в ERP-системе «встроенной OLAP-аналитики» станет в ближайшие годы важным конкурентным преимуществом инте
грированных корпоративных информационных систем.
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19