Файл: Учебник Рекомендовано Федеральным государственным учреждением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 777
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
базу данных легко занести ошибки, которые могут отразиться на всех пользователях.
Кроме того, в файл-серверной архитектуре изменения, сделан
ные в базе данных одним пользователем, не видны другим поль
зователям. Пока один пользователь редактирует какую-либо за
пись, она заблокирована для других клиентов. Возникает необхо
димость синхронизации работы отдельных пользователей, свя
занная с блокировкой записей.
И еще один недостаток — управление базой данных осущест
вляется с разных компьютеров, поэтому в значительной степени затруднена организация контроля доступа, соблюдения конфи
денциальности, что также усложняет поддержку целостности базы данных.
Тем не менее файл-серверная архитектура привлекает своей простотой и доступностью. Поэтому файл-серверные информа
ционные системы до сих пор представляют интерес для малых рабочих групп и более того нередко используются в качестве ин
формационных систем в масштабах предприятия.
1.3.2. Архитектура клиент-сервер
Архитектура клиент-сервер предназначена для разрешения проблем файл-серверных приложений путем разделения компо
нентов приложения и размещения их там, где они будут функ
ционировать наиболее эффективно. Особенностью архитектуры клиент-сервер является наличие выделенных серверов баз данных, принимающих запросы на языке структурированных запросов
(Structured Query Language, SQL) и выполняющих поиск, сорти
ровку и агрегирование информации. Отличительная черта серве
ров баз данных — наличие хранилища метаданных, в котором записаны структура базы данных, ограничения целостности дан
ных, форматы и серверные процедуры обработки данных по вы
зову или по событиям в программе. Объектами разработки в таких приложениях, помимо диалога и логики обработки, являются прежде всего реляционная модель данных и связанный с ней на
бор SQL-операторов для типовых запросов к базе данных.
База данных на платформе клиент-сервер используется для систем с большим количеством пользователей. В этом случае до
ступ к базе данных для группы клиентов выполняется специаль
ным компьютером — сервером. Клиент дает задание серверу выполнить те или иные операции поиска или обновления базы данных. И мощный сервер, ориентированный на операции с за
просами, выполняет их и сообщает клиенту результаты своей работы. Подобная организация работы повышает эффективность
31
Кроме того, в файл-серверной архитектуре изменения, сделан
ные в базе данных одним пользователем, не видны другим поль
зователям. Пока один пользователь редактирует какую-либо за
пись, она заблокирована для других клиентов. Возникает необхо
димость синхронизации работы отдельных пользователей, свя
занная с блокировкой записей.
И еще один недостаток — управление базой данных осущест
вляется с разных компьютеров, поэтому в значительной степени затруднена организация контроля доступа, соблюдения конфи
денциальности, что также усложняет поддержку целостности базы данных.
Тем не менее файл-серверная архитектура привлекает своей простотой и доступностью. Поэтому файл-серверные информа
ционные системы до сих пор представляют интерес для малых рабочих групп и более того нередко используются в качестве ин
формационных систем в масштабах предприятия.
1.3.2. Архитектура клиент-сервер
Архитектура клиент-сервер предназначена для разрешения проблем файл-серверных приложений путем разделения компо
нентов приложения и размещения их там, где они будут функ
ционировать наиболее эффективно. Особенностью архитектуры клиент-сервер является наличие выделенных серверов баз данных, принимающих запросы на языке структурированных запросов
(Structured Query Language, SQL) и выполняющих поиск, сорти
ровку и агрегирование информации. Отличительная черта серве
ров баз данных — наличие хранилища метаданных, в котором записаны структура базы данных, ограничения целостности дан
ных, форматы и серверные процедуры обработки данных по вы
зову или по событиям в программе. Объектами разработки в таких приложениях, помимо диалога и логики обработки, являются прежде всего реляционная модель данных и связанный с ней на
бор SQL-операторов для типовых запросов к базе данных.
База данных на платформе клиент-сервер используется для систем с большим количеством пользователей. В этом случае до
ступ к базе данных для группы клиентов выполняется специаль
ным компьютером — сервером. Клиент дает задание серверу выполнить те или иные операции поиска или обновления базы данных. И мощный сервер, ориентированный на операции с за
просами, выполняет их и сообщает клиенту результаты своей работы. Подобная организация работы повышает эффективность
31
выполнения приложений за счет использования мощности сер
вера, разгружает сеть, обеспечивает хороший контроль целост
ности данных.
В базах данных клиент-сервер возникает дополнительная про
блема — спроектировать приложение так, чтобы оно максималь
но использовало возможности сервера и минимально нагружало сеть, передавая через нее только минимум информации. Для со
кращения нагрузки на сеть, упрощения администрирования при
ложений и ускорения работы клиентских приложений с удаленной
БД вся логика принятия решений оформляется в виде хранимых процедур и выполняется на сервере баз данных. Хранимые про
цедуры представляют собой подпрограммы, принимающие и воз
вращающие параметры и способные выполнять запросы к БД, условные ветвления и циклическую обработку. Хранимые про
цедуры пишутся на специальном алгоритмическом языке. В них программируются часто повторяемые последовательности запро
сов к БД. Текст процедур хранится на сервере в откомпилирован
ном виде. Преимущества в использовании хранимых процедур очевидны:
— отпадает необходимость синтаксической проверки каждого запроса и его компиляции пред выполнением, что повышает ско
рость выполнения запросов;
— отпадает необходимость реализации в клиентской програм
ме запросов, определенных в теле хранимых процедур;
— увеличивается скорость обработки транзакций, так как вме
сто подчас длинного SQL-запроса по сети передается относитель
но короткое обращение к хранимой процедуре.
Хранимые процедуры улучшают целостность приложений и БД, гарантируют актуальность коллективных операций и вычислений.
Улучшается сопровождение таких процедур, а также безопасность
(нет прямого доступа к данным).
Однако следует помнить, что перегрузка хранимых процедур прикладной логикой может перегрузить сервер, что приведет к потере производительности. Эта проблема особенно актуальна при разработки крупных информационных систем, в котором к серверу может одновременно обращаться несколько клиентов.
Поэтому в большинстве случаев следует принимать компромисс
ные решения: часть логики приложения размещать на стороне сервера, часть — на стороне клиента. Такие клиент-серверные системы называют системами с разделенной логикой.
Описанная архитектура является двухуровневой и называется
«толстым клиентом» (рис. 1.7).
Создание архитектуры клиент-сервер возможно и на основе многотерминальной системы. В этом случае в многозадачной среде сервера приложений выполняются программы пользовате-
32
вера, разгружает сеть, обеспечивает хороший контроль целост
ности данных.
В базах данных клиент-сервер возникает дополнительная про
блема — спроектировать приложение так, чтобы оно максималь
но использовало возможности сервера и минимально нагружало сеть, передавая через нее только минимум информации. Для со
кращения нагрузки на сеть, упрощения администрирования при
ложений и ускорения работы клиентских приложений с удаленной
БД вся логика принятия решений оформляется в виде хранимых процедур и выполняется на сервере баз данных. Хранимые про
цедуры представляют собой подпрограммы, принимающие и воз
вращающие параметры и способные выполнять запросы к БД, условные ветвления и циклическую обработку. Хранимые про
цедуры пишутся на специальном алгоритмическом языке. В них программируются часто повторяемые последовательности запро
сов к БД. Текст процедур хранится на сервере в откомпилирован
ном виде. Преимущества в использовании хранимых процедур очевидны:
— отпадает необходимость синтаксической проверки каждого запроса и его компиляции пред выполнением, что повышает ско
рость выполнения запросов;
— отпадает необходимость реализации в клиентской програм
ме запросов, определенных в теле хранимых процедур;
— увеличивается скорость обработки транзакций, так как вме
сто подчас длинного SQL-запроса по сети передается относитель
но короткое обращение к хранимой процедуре.
Хранимые процедуры улучшают целостность приложений и БД, гарантируют актуальность коллективных операций и вычислений.
Улучшается сопровождение таких процедур, а также безопасность
(нет прямого доступа к данным).
Однако следует помнить, что перегрузка хранимых процедур прикладной логикой может перегрузить сервер, что приведет к потере производительности. Эта проблема особенно актуальна при разработки крупных информационных систем, в котором к серверу может одновременно обращаться несколько клиентов.
Поэтому в большинстве случаев следует принимать компромисс
ные решения: часть логики приложения размещать на стороне сервера, часть — на стороне клиента. Такие клиент-серверные системы называют системами с разделенной логикой.
Описанная архитектура является двухуровневой и называется
«толстым клиентом» (рис. 1.7).
Создание архитектуры клиент-сервер возможно и на основе многотерминальной системы. В этом случае в многозадачной среде сервера приложений выполняются программы пользовате-
32
Рис. 1.7. Двухуровневая архитектура клиент-сервер
лей, а клиентские узлы вырождены и представлены терминала
ми.
В настоящее время архитектура клиент-сервер получила при
знание и широкое распространение как способ организации при
ложений для рабочих групп и информационных систем корпора
тивного уровня. Подобная организация повышает эффективность работы приложений за счет использования возможностей сервера базы данных, снижения нагрузки на сеть и обеспечения контроля целостности данных. Повышение безопасности информации связанно с тем, что обработка запросов всех клиентов выполня
ется единой программой, расположенной на сервере. Сервер устанавливает общие для всех пользователей правила использо
вания БД, управляет режимами доступа клиентов к данным, за
прещая, в частности, одновременное изменение одной записи разными пользователями.
Также уменьшается сложность клиентских приложений за счет отсутствия у них кода, связанного с контролем БД и разграниче
нием доступа к ней.
Двухуровневые схемы архитектуры клиент-сервер могут при
вести к некоторым проблемам в сложных информационных при
ложениях с множеством пользователей и запутанной логикой.
Решением этих проблем может стать применение многоуровневой архитектуры.
1.3.3. Многоуровневая архитектура
Многоуровневая архитектура является развитием архитектуры клиент-сервер и в своей классической форме состоит из трех уров
ней (рис. 1.8).
33
Рис. 1.8. Трехуровневая архитектура клиент-сервер
На нижнем уровне на компьютерах пользователей расположе
ны приложения клиентов, выделенные для выполнения функций и логики представлений, обеспечивающие программный интер
фейс для вызова приложения на среднем уровне.
На среднем уровне расположен сервер приложений, на котором выполняется прикладная логика и с которого логика обработки данных выполняет операции с базой данных, т.е. этот уровень обеспечивает обмен данными между пользователями и распреде
ленными базами данных. Сервер приложений размещается в узле сети доступно всем клиентам.
На третьем, верхнем, уровне расположен удаленный специали
зированный сервер баз данных, принимающий информацию от сервера приложений. Сервер баз данных выделен для услуг об
работки данных и файловых операций.
Достоинства трехуровневой архитектуры:
— разгрузка сервера баз данных от выполнения части операций, перенесенных на сервер приложений;
— уменьшение размера клиентских приложений за счет раз
грузки их от лишнего кода;
— единое поведение всех клиентов;
— упрощение настройки клиентов — при изменении общего кода сервера приложений автоматически изменяется поведение клиентских приложений.
Трехуровневая архитектура устраняет недостатки двухуровне
вой модели клиент-сервер. Она позволяет еще больше сбаланси
ровать нагрузку на сеть. С ростом систем клиент-сервер необхо
димость трех уровней становится все более очевидной.
1.3.4. Интернет(интранет)-технологии
Интернет (Internet, Interconnected Networks) — всемирная си
стема объединенных компьютерных сетей, построенная на ис
пользовании протокола IP (Internet Protocol) и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует единую (всемирную) инфор
мационную среду.
Интранет, в отличие от сети Интернет, — внутренняя частная сеть организации. Как правило, Интранет — это Интернет в ми
ниатюре, который построен на использовании протокола IP для обмена и совместного использования некоторой части информа
ции внутри этой организации. В информационную базу могут быть включены сведения о сотрудниках, списки телефонов пар
тнеров и заказчиков, различная корпоративная информация. Чаще всего под этим термином имеют в виду только видимую часть
Интранет — внутренний Web-сайт организации, основанный на базовых протоколах HTTP и HTTPS и организованный по прин
ципу клиент-сервер, интранет-сайт доступен с любого компью
тера через браузер (Mozilla Firefox, Microsoft Internet Explorer,
Opera и др.). Таким образом, Интранет — это что-то вроде част
ного Интернета, ограниченного виртуальным пространством от
дельно взятой организации.
Преимущества использования Интранет очевидны:
— высокая производительность при совместной работе над какими-то общими проектами;
— легкий доступ персонала к данным;
— гибкий уровень взаимодействия: можно менять бизнес-схемы взаимодействия как по вертикали, так и по горизонтали;
— мгновенная публикация актуальной информации (служебные инструкции, стандарты, службы рассылки новостей и т.д.);
— не требуется инсталляция программы-клиента на компью
терах пользователей (в качестве нее используется браузер), соот
ветственно, при изменениях функциональности корпоративной информационной системы обновление клиентского приложения также не требуется;
— быстрый обмен информацией за счет использования удоб
ного Web-интерфейса.
Интранет, к сожалению, обладает и рядом недостатков. В част
ности, сеть может быть взломана и использована хакерами, также в свободном интерактивном пространстве могут распро
страняться нелегитимные материалы. Следует учитывать, что легкий доступ к корпоративным данным может спровоцировать их утечку к конкурентам через недобросовестных работников.
Кроме того, работоспособность и гибкость Интранета требуют
35
Рис. 1.9. Соединение интернет(интранет)-технологий с архитектурой
клиент-сервер
значительных накладных расходов на разработку и администри
рование.
Для создания удобных и простых в использовании и сопрово
ждении информационных систем, эффективно работающих с базами данных, объединяют интернет(интранет)-технологии с многоуровневой архитектурой. При этом структура информаци
онного приложения приобретает следующий вид (рис. 1.9).
Благодаря интеграции интернет(интранет)-технологий с архи
тектурой клиент-сервер, процесс внедрения и управления корпо
ративной информационной системой существенно упрощается при сохранении достаточно высокой эффективности и простоты совместного использования информации. Любая интеграция предопределяет вполне конкретные ограничения для доступа в информационное пространство. Если в глобальных сетях таких ограничений практически нет, то в корпоративных сетях они явно присутствуют и согласуются исключительно с интересами корпо
ративных пользователей или участников партнерских объедине
ний.
1.4. П р оц ессы в инф ормационной си ст е м е .
Эксплуатация инф ормационны х с и ст е м
1.4.1. Этапы и виды технологических процессов
обработки информации
Технологический процесс обработки информации представля
ет собой комплекс взаимосвязанных операций по преобразованию информации в соответствии с поставленной целью с момента ее возникновения (входа в систему) до момента потребления поль
зователем. Технологические процессы весьма разнообразны и могут быть подразделены на этапы и операции.
Этапы технологического процесса — это его относительно са
мостоятельные части, характеризующиеся логической закончен
ностью, пространственной или временной обособленностью.
Этапы делятся на технологические операции, различаются их со
ставом и последовательностью выполнения. Технологический
36
процесс включает, как правило, первичный и основной этапы. На первичном этапе обеспечивается сбор первичной информации, ее подготовка и регистрация и передача на обработку. На основном этапе происходит непосредственная обработка информации и получение необходимых результатов.
На всех этапах выполняется необходимый объем операций для достижения достоверности и полноты преобразования информа
ции. При этом объектами особого внимания являются время пре
образования и качество результатной информации. По содержа
нию и последовательности преобразования информации разли
чают следующие технологические операции: сбор и регистрация информации, передача, прием, запись на носители, арифметиче
ская и логическая обработка, получение результатной информации и выходных отчетов, передача их пользователю, принятие решений и выработка управляющих воздействий.
По степени механизации и автоматизации операции бывают ручные (выписка первичного документа), механизированные — с использованием технических средств, но преимущественно вы
полняемые человеком, автоматизированные — в большей степени выполняются техническими средствами, но предполагается и участие человека, автоматические — без участия человека. По роли в технологическом процессе различают рабочие и контрольные операции. Рабочие обеспечивают получение конечного результа
та, а контрольные — надежность выполнения рабочих опера
ций.
Способы сбора, анализа и обработки информации существен
но различаются для структурированных и неструктурированных данных. Наиболее развитыми в настоящее время (с точки зрения задач обработки и анализа информации) являются программные средства обработки структурированных данных, так как структу
ризацию можно считать первичной и наиболее трудно формали
зуемой обработкой.
И н ф о р м а ц и о н н ы й п о т о к — это информация (группа данных), рассматриваемая в процессе ее движения в пространстве и времени в определенном направлении. У этих данных есть об
щий источник и общий приемник. Поток, состоящий из смысло
вых структурных элементов, называют с о о б щ е н и е м . Действие информации направлено на уменьшение или снятие неопределен
ности в какой-либо ситуации. Например, в информационных системах управления одной из задач является передача руководству информации, необходимой для определения состояния произ
водства и принятия решения.
При оперировании информацией в процессах ее создания (по
рождения), сбора, выдачи и потребления огромное значение имеет понятие документирования информации или просто до
37
На всех этапах выполняется необходимый объем операций для достижения достоверности и полноты преобразования информа
ции. При этом объектами особого внимания являются время пре
образования и качество результатной информации. По содержа
нию и последовательности преобразования информации разли
чают следующие технологические операции: сбор и регистрация информации, передача, прием, запись на носители, арифметиче
ская и логическая обработка, получение результатной информации и выходных отчетов, передача их пользователю, принятие решений и выработка управляющих воздействий.
По степени механизации и автоматизации операции бывают ручные (выписка первичного документа), механизированные — с использованием технических средств, но преимущественно вы
полняемые человеком, автоматизированные — в большей степени выполняются техническими средствами, но предполагается и участие человека, автоматические — без участия человека. По роли в технологическом процессе различают рабочие и контрольные операции. Рабочие обеспечивают получение конечного результа
та, а контрольные — надежность выполнения рабочих опера
ций.
Способы сбора, анализа и обработки информации существен
но различаются для структурированных и неструктурированных данных. Наиболее развитыми в настоящее время (с точки зрения задач обработки и анализа информации) являются программные средства обработки структурированных данных, так как структу
ризацию можно считать первичной и наиболее трудно формали
зуемой обработкой.
И н ф о р м а ц и о н н ы й п о т о к — это информация (группа данных), рассматриваемая в процессе ее движения в пространстве и времени в определенном направлении. У этих данных есть об
щий источник и общий приемник. Поток, состоящий из смысло
вых структурных элементов, называют с о о б щ е н и е м . Действие информации направлено на уменьшение или снятие неопределен
ности в какой-либо ситуации. Например, в информационных системах управления одной из задач является передача руководству информации, необходимой для определения состояния произ
водства и принятия решения.
При оперировании информацией в процессах ее создания (по
рождения), сбора, выдачи и потребления огромное значение имеет понятие документирования информации или просто до
37
кумента. В большинстве случаев информация предстает и фигу
рирует в виде документа, исключая ту часть информационных потоков, в которых используются только данные (например, в автоматизированных информационных система управления тех
нологическими процессами информация рождается в виде по
казаний датчиков, обрабатывается, выдается и потребляется в виде управляющих сигналов на технологическое оборудование). Под д о к у м е н т и р о в а н и е м информации в широком смысле сло
ва понимают выделение единичной смысловой части информации
(данных) по некоторой предметной области, обособление этой части с приданием ей самостоятельной роли (имя, статус, рекви
зиты и т. п.). Процесс документирования превращает информацию в информационные ресурсы — отдельные документы или масси
вы документов в информационных системах.
Д о к у м е н т о о б о р о т — последовательность прохождения документов с момента их составления или получения до момента их обработки и использования. Документооборот включает в себя комплекс работ с документами: прием, регистрация, рассылка, контроль исполнения, формирование дел, хранение и повторное использование документации. Для эффективного управления организацией и принятия оптимальных решений требуется иметь в распоряжении обширную и достоверную информацию. Достичь этого можно в настоящее время только с помощью средств и ме
тодов автоматизации информационных потоков. Для этого не
обходимо опираться на основные принципы документооборота:
— рациональное и своевременное составление документов;
— однократная регистрация документа, позволяющая одно
значно идентифицировать документ, исключение возможности дублирования документов;
— последовательный охват документами всех видов хозяйствен
ной деятельности организации;
— взаимосвязь и рациональная обработка документов;
— сокращение путей прохождения документов.
При сборе информации в информационной системе исходны
ми документами являются те, которые служат источниками ин
формации. Производные документы формируются на основании первичных документов, непосредственно отражающих входную информацию. Конечные документы (выходные документы) явля
ются результатом обработки информации и непосредственно влияют на объект управления.
Итак, технологическим процессом обработки информации можно назвать упорядоченную последовательность взаимосвязан
ных действий, выполняемых в строго определенной очередности с момента возникновения информации до получения заданных результатов. Технологический процесс обработки информации
38
рирует в виде документа, исключая ту часть информационных потоков, в которых используются только данные (например, в автоматизированных информационных система управления тех
нологическими процессами информация рождается в виде по
казаний датчиков, обрабатывается, выдается и потребляется в виде управляющих сигналов на технологическое оборудование). Под д о к у м е н т и р о в а н и е м информации в широком смысле сло
ва понимают выделение единичной смысловой части информации
(данных) по некоторой предметной области, обособление этой части с приданием ей самостоятельной роли (имя, статус, рекви
зиты и т. п.). Процесс документирования превращает информацию в информационные ресурсы — отдельные документы или масси
вы документов в информационных системах.
Д о к у м е н т о о б о р о т — последовательность прохождения документов с момента их составления или получения до момента их обработки и использования. Документооборот включает в себя комплекс работ с документами: прием, регистрация, рассылка, контроль исполнения, формирование дел, хранение и повторное использование документации. Для эффективного управления организацией и принятия оптимальных решений требуется иметь в распоряжении обширную и достоверную информацию. Достичь этого можно в настоящее время только с помощью средств и ме
тодов автоматизации информационных потоков. Для этого не
обходимо опираться на основные принципы документооборота:
— рациональное и своевременное составление документов;
— однократная регистрация документа, позволяющая одно
значно идентифицировать документ, исключение возможности дублирования документов;
— последовательный охват документами всех видов хозяйствен
ной деятельности организации;
— взаимосвязь и рациональная обработка документов;
— сокращение путей прохождения документов.
При сборе информации в информационной системе исходны
ми документами являются те, которые служат источниками ин
формации. Производные документы формируются на основании первичных документов, непосредственно отражающих входную информацию. Конечные документы (выходные документы) явля
ются результатом обработки информации и непосредственно влияют на объект управления.
Итак, технологическим процессом обработки информации можно назвать упорядоченную последовательность взаимосвязан
ных действий, выполняемых в строго определенной очередности с момента возникновения информации до получения заданных результатов. Технологический процесс обработки информации
38