Файл: Учебник Рекомендовано Федеральным государственным учреждением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 652

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
зависит от характера решаемых задач, используемых технических средств, систем контроля, числа пользователей, принятого доку­
ментооборота и т. д.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

1.4.2. Организация сбора, размещения, хранения,
накопления, преобразования и передачи данных
в информационную систему
Сбор и регистрация информации происходят по-разному на различных экономических объектах. Особое значение при этом придается достоверности, полноте и своевременности первичной информации. На предприятии сбор и регистрация информации происходят при выполнении различных хозяйственных операций
(прием готовой продукции, отпуск товара, получение и отгрузка материалов и т.п.), в банках — при выполнении финансово­
кредитных операций с юридическими и физическими лицами.
Учетные данные могут возникать на рабочих местах в результате подсчета количества обработанных деталей, прошедших сборку готовых изделий, выявления бракованной продукции и т.д.
Хранение и накопление информации вызвано необходимостью многократного ее использования, применением условно-по- стоянной, справочной и других видов информации, необходимо­
стью комплектации первичных данных до их обработки. Хранение и накопление информации осуществляется в информационных базах на машинных носителях в виде информационных массивов, структурированных определенным образом. На сегодняшний день объемы хранимой информации в десятки терабайтов уже стали реальностью. Информационные ресурсы такого объема уже на­
коплены в хранилищах данных некоторых крупных корпораций
(например, данными терабайтового объема оперируют системы хранения и обработки результатов спутниковой цифровой фото­
съемки поверхности Земли).
С хранением и накоплением непосредственно связан поиск данных, т. е. выборка нужных данных из хранимой информации, включая поиск информации, подлежащей корректировке или за­
мене. Процедура поиска информации осуществляется автомати­
чески на основе запроса пользователя.
Обработка информации производится на ПЭВМ, как прави­
ло, децентрализованно, в местах возникновения первичной ин­
формации, где организуются автоматизированные рабочие места специалистов, а также в вычислительных центрах. В ходе обра­
ботки информации формируются выходные отчеты, которые можно просмотреть на экране или вывести на печатающее уст­


ройство.

При проектировании технологических процессов ориентиру­
ются на режимы их реализации. Режим реализации технологии зависит от объемно-временных особенностей решаемых задач и от режимных возможностей технических средств. Рассмотрим не­
которые режимы обработки данных.
Организация вычислительного процесса при пакетном режиме строится без доступа пользователя к ЭВМ. Сбор и регистрация информации, ввод и обработка не совпадают по времени. Вначале пользователь собирает информацию, формирует ее в пакеты в соот­
ветствии с какими-либо признаками или типами задач (задачи неоперативного характера с долговременным сроком действия результатов решения). После завершения приема происходит ввод информации в ЭВМ и обработка. Этот режим используется, как правило, при централизованном способе обработки информации.
Интерактивный режим предусматривает непосредственное взаимодействие пользователя с информационно-вычислительной системой, может носить характер запроса (как правило, регламен­
тированного) или диалога с ЭВМ.
Диалоговый режим открывает пользователю возможность не­
посредственно взаимодействовать с вычислительной системой в допустимом для него темпе работы, реализуя повторяющийся цикл вьщачи задания, получения и анализа ответа. При этом ЭВМ сама может инициировать диалог, сообщая пользователю последова­
тельность шагов (представление меню) для получения искомого результата.
Под запросным режимом понимается одноразовое обращение к системе, после которого она выдает ответ и отключается, тогда как в диалоговом режиме система выдает ответ и ждет дальнейших действий пользователя.
Обработка данных может быть централизованной, децентра­
лизованной и распределенной.
Централизованная обработка информации была первой исторически сложившейся информационной технологией. Созда­
вались крупные вычислительные центры коллективного пользо­
вания, оснащенные большими ЭВМ, позволяющими обрабаты­
вать большие массивы информации, которая затем передавалась пользователям. Принцип централизованной обработки данных не отвечал высоким требованиям надежности процесса обработ­
ки, затруднял развитие систем и не мог обеспечить необходимые временные параметры при диалоговой обработке данных в много­
пользовательском режиме. Кратковременный выход из строя центральной ЭВМ приводил к роковым последствиям для систе­
мы в целом, так как приходилось дублировать функции централь­
ной ЭВМ, значительно увеличивая затраты на создание и экс­
плуатацию систем обработки данных.
40


Децентрализованная обработка информации связана с по­
явлением в 1980-х годах персональных компьютеров и средств телекоммуникаций. Она существенно потеснила централизован­
ную информационную технологию, поскольку дала пользователю широкие возможности при работе с информацией. Появление персональных компьютеров потребовало нового подхода к орга­
низации систем обработки данных, созданию новых информаци­
онных технологий. Возникло логически обоснованное требование перехода от использования отдельных ЭВМ в системах централи­
зованной обработки данных к распределенной обработке данных.
Последняя позволяет повысить эффективность удовлетворения информационных потребностей пользователей, обеспечить гиб­
кость и оперативность принимаемых ими решений и др.
Под распределенной обработкой данных понимают обработку приложений несколькими территориально разделенными ЭВМ.
При этом в приложениях, связанных с обработкой базы данных, собственно управление базой данных может выполняться центра­
лизованно. Распределенная обработка данных (Distributed Data
Processing, DDP) — это методика выполнения прикладных про­
грамм группой систем. При этом пользователь получает возмож­
ность работать с сетевыми службами и прикладными процессами в нескольких взаимосвязанных абонентских системах.
Распределенная обработка данных позволяет повысить эффек­
тивность удовлетворения информационных потребностей поль­
зователей, обеспечивает гибкость и оперативность принимаемых ими решений.
Наиболее часто данные размещаются в БД. Базами обычно управляют локальные СУБД, т. е. размещенные на том же компью­
тере. Когда несколько таких БД удалены друг от друга на большие расстояния, возникает необходимость решения задач управления ими, т.е. распределенными БД. Для решения таких задач между
ЭВМ с локальными СУБД и БД организуют сеть передачи данных по каналам связи, а в ней обеспечивают техническую и программ­
ную поддержку обмена данными. В этом случае используют ПО, управляющее распределенными базами данных, которые могут образовывать банки данных.
Распределенные базы данных (Distributed DataBase, DDB) — это определенным образом связанные между собой БД, рассредото­
ченные на какой-либо территории (локально или регионально) и обеспечивающие свободный обмен информацией и поиск данных в них. Распределенная база данных предполагает хранение и вы­
полнение функций управления данными в нескольких узлах и передачу данных между этими узлами в процессе выполнения за­
просов. Разбиение данных в распределенной базе данных может достигаться путем хранения различных таблиц на разных компью­
41

терах или даже хранения разных частей и фрагментов одной та­
блицы на разных компьютерах. Для пользователя или прикладной программы не имеет значения, каким образом распределены дан­
ные между компьютерами. Работа с распределенной базой данных осуществляется так же, как и с централизованной, т. е. размещение
БД должно быть прозрачно.
При распределенной обработке работа с базой (представление данных, их обработка и др.) ведется на компьютере клиента, а поддержание базы в актуальном состоянии — на сервере. При этом такие БД обычно располагаются на нескольких серверах — раз­
личных узлах компьютерной сети, а некоторые данные могут дублироваться.
Размещение частей общей БД бывает избыточным или неиз­
быточным. При избыточном размещении определяют степень дублирования частей (фрагментов) единой БД. Чтобы поддержи­
вать целостность БД, необходимо постоянно корректировать все ее копии. Преимущества дублирования уменьшаются, когда уве­
личивается стоимость хранения ее частей, что связано с необхо­
димостью обеспечивать устойчивость системы.
Создание распределенных баз данных (РБД) вызвано попыткой одновременного решения двух задач: интеграции и децентрали­
зации.
Интеграция подразумевает централизованное управление и ведение баз данных. Децентрализация обеспечивает хранение данных там, где они появились и обрабатываются. При этом сни­
жается стоимость системы и увеличивается степень ее надежности, а также повышается скорость обработки данных.
Выделяют однородные и неоднородные распределенные базы данных. В однородных распределенных базах данных применяют одну СУБД. В неоднородных распределенных базах данных ис­
пользуются несколько различных СУБД. Основная проблема при этом заключается в сложности их интеграции.
Очень важно обеспечить достоверность информации в про­
цессе хранения и обработки. Резервное копирование может за­
щитить данные от потери и является практически единственным и самым надежным способом предохранить данные от потери в результате поломки диска, сбоев электропитания, действий злоу­
мышленников и т.д. Для минимизации потери данных и восста­
новления утерянных данных нужно иметь стратегию резервного копирования, которая должна вернуть систему обратно в то со­
стояние, которое было до наступления проблемы. Резервное ко­
пирование сохраняет базу данных на жестком диске или другом носителе информации. Для обеспечения максимальной надеж­
ности хранения данных следует регулярно проводить резервное копирование на внешние носители.
42