Файл: Учебник Рекомендовано Федеральным государственным учреждением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 781
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
зависит от характера решаемых задач, используемых технических средств, систем контроля, числа пользователей, принятого доку
ментооборота и т. д.
ментооборота и т. д.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 19
1.4.2. Организация сбора, размещения, хранения,
накопления, преобразования и передачи данных
в информационную систему
Сбор и регистрация информации происходят по-разному на различных экономических объектах. Особое значение при этом придается достоверности, полноте и своевременности первичной информации. На предприятии сбор и регистрация информации происходят при выполнении различных хозяйственных операций
(прием готовой продукции, отпуск товара, получение и отгрузка материалов и т.п.), в банках — при выполнении финансово
кредитных операций с юридическими и физическими лицами.
Учетные данные могут возникать на рабочих местах в результате подсчета количества обработанных деталей, прошедших сборку готовых изделий, выявления бракованной продукции и т.д.
Хранение и накопление информации вызвано необходимостью многократного ее использования, применением условно-по- стоянной, справочной и других видов информации, необходимо
стью комплектации первичных данных до их обработки. Хранение и накопление информации осуществляется в информационных базах на машинных носителях в виде информационных массивов, структурированных определенным образом. На сегодняшний день объемы хранимой информации в десятки терабайтов уже стали реальностью. Информационные ресурсы такого объема уже на
коплены в хранилищах данных некоторых крупных корпораций
(например, данными терабайтового объема оперируют системы хранения и обработки результатов спутниковой цифровой фото
съемки поверхности Земли).
С хранением и накоплением непосредственно связан поиск данных, т. е. выборка нужных данных из хранимой информации, включая поиск информации, подлежащей корректировке или за
мене. Процедура поиска информации осуществляется автомати
чески на основе запроса пользователя.
Обработка информации производится на ПЭВМ, как прави
ло, децентрализованно, в местах возникновения первичной ин
формации, где организуются автоматизированные рабочие места специалистов, а также в вычислительных центрах. В ходе обра
ботки информации формируются выходные отчеты, которые можно просмотреть на экране или вывести на печатающее уст
ройство.
При проектировании технологических процессов ориентиру
ются на режимы их реализации. Режим реализации технологии зависит от объемно-временных особенностей решаемых задач и от режимных возможностей технических средств. Рассмотрим не
которые режимы обработки данных.
Организация вычислительного процесса при пакетном режиме строится без доступа пользователя к ЭВМ. Сбор и регистрация информации, ввод и обработка не совпадают по времени. Вначале пользователь собирает информацию, формирует ее в пакеты в соот
ветствии с какими-либо признаками или типами задач (задачи неоперативного характера с долговременным сроком действия результатов решения). После завершения приема происходит ввод информации в ЭВМ и обработка. Этот режим используется, как правило, при централизованном способе обработки информации.
Интерактивный режим предусматривает непосредственное взаимодействие пользователя с информационно-вычислительной системой, может носить характер запроса (как правило, регламен
тированного) или диалога с ЭВМ.
Диалоговый режим открывает пользователю возможность не
посредственно взаимодействовать с вычислительной системой в допустимом для него темпе работы, реализуя повторяющийся цикл вьщачи задания, получения и анализа ответа. При этом ЭВМ сама может инициировать диалог, сообщая пользователю последова
тельность шагов (представление меню) для получения искомого результата.
Под запросным режимом понимается одноразовое обращение к системе, после которого она выдает ответ и отключается, тогда как в диалоговом режиме система выдает ответ и ждет дальнейших действий пользователя.
Обработка данных может быть централизованной, децентра
лизованной и распределенной.
Централизованная обработка информации была первой исторически сложившейся информационной технологией. Созда
вались крупные вычислительные центры коллективного пользо
вания, оснащенные большими ЭВМ, позволяющими обрабаты
вать большие массивы информации, которая затем передавалась пользователям. Принцип централизованной обработки данных не отвечал высоким требованиям надежности процесса обработ
ки, затруднял развитие систем и не мог обеспечить необходимые временные параметры при диалоговой обработке данных в много
пользовательском режиме. Кратковременный выход из строя центральной ЭВМ приводил к роковым последствиям для систе
мы в целом, так как приходилось дублировать функции централь
ной ЭВМ, значительно увеличивая затраты на создание и экс
плуатацию систем обработки данных.
40
Децентрализованная обработка информации связана с по
явлением в 1980-х годах персональных компьютеров и средств телекоммуникаций. Она существенно потеснила централизован
ную информационную технологию, поскольку дала пользователю широкие возможности при работе с информацией. Появление персональных компьютеров потребовало нового подхода к орга
низации систем обработки данных, созданию новых информаци
онных технологий. Возникло логически обоснованное требование перехода от использования отдельных ЭВМ в системах централи
зованной обработки данных к распределенной обработке данных.
Последняя позволяет повысить эффективность удовлетворения информационных потребностей пользователей, обеспечить гиб
кость и оперативность принимаемых ими решений и др.
Под распределенной обработкой данных понимают обработку приложений несколькими территориально разделенными ЭВМ.
При этом в приложениях, связанных с обработкой базы данных, собственно управление базой данных может выполняться центра
лизованно. Распределенная обработка данных (Distributed Data
Processing, DDP) — это методика выполнения прикладных про
грамм группой систем. При этом пользователь получает возмож
ность работать с сетевыми службами и прикладными процессами в нескольких взаимосвязанных абонентских системах.
Распределенная обработка данных позволяет повысить эффек
тивность удовлетворения информационных потребностей поль
зователей, обеспечивает гибкость и оперативность принимаемых ими решений.
Наиболее часто данные размещаются в БД. Базами обычно управляют локальные СУБД, т. е. размещенные на том же компью
тере. Когда несколько таких БД удалены друг от друга на большие расстояния, возникает необходимость решения задач управления ими, т.е. распределенными БД. Для решения таких задач между
ЭВМ с локальными СУБД и БД организуют сеть передачи данных по каналам связи, а в ней обеспечивают техническую и программ
ную поддержку обмена данными. В этом случае используют ПО, управляющее распределенными базами данных, которые могут образовывать банки данных.
Распределенные базы данных (Distributed DataBase, DDB) — это определенным образом связанные между собой БД, рассредото
ченные на какой-либо территории (локально или регионально) и обеспечивающие свободный обмен информацией и поиск данных в них. Распределенная база данных предполагает хранение и вы
полнение функций управления данными в нескольких узлах и передачу данных между этими узлами в процессе выполнения за
просов. Разбиение данных в распределенной базе данных может достигаться путем хранения различных таблиц на разных компью
41
терах или даже хранения разных частей и фрагментов одной та
блицы на разных компьютерах. Для пользователя или прикладной программы не имеет значения, каким образом распределены дан
ные между компьютерами. Работа с распределенной базой данных осуществляется так же, как и с централизованной, т. е. размещение
БД должно быть прозрачно.
При распределенной обработке работа с базой (представление данных, их обработка и др.) ведется на компьютере клиента, а поддержание базы в актуальном состоянии — на сервере. При этом такие БД обычно располагаются на нескольких серверах — раз
личных узлах компьютерной сети, а некоторые данные могут дублироваться.
Размещение частей общей БД бывает избыточным или неиз
быточным. При избыточном размещении определяют степень дублирования частей (фрагментов) единой БД. Чтобы поддержи
вать целостность БД, необходимо постоянно корректировать все ее копии. Преимущества дублирования уменьшаются, когда уве
личивается стоимость хранения ее частей, что связано с необхо
димостью обеспечивать устойчивость системы.
Создание распределенных баз данных (РБД) вызвано попыткой одновременного решения двух задач: интеграции и децентрали
зации.
Интеграция подразумевает централизованное управление и ведение баз данных. Децентрализация обеспечивает хранение данных там, где они появились и обрабатываются. При этом сни
жается стоимость системы и увеличивается степень ее надежности, а также повышается скорость обработки данных.
Выделяют однородные и неоднородные распределенные базы данных. В однородных распределенных базах данных применяют одну СУБД. В неоднородных распределенных базах данных ис
пользуются несколько различных СУБД. Основная проблема при этом заключается в сложности их интеграции.
Очень важно обеспечить достоверность информации в про
цессе хранения и обработки. Резервное копирование может за
щитить данные от потери и является практически единственным и самым надежным способом предохранить данные от потери в результате поломки диска, сбоев электропитания, действий злоу
мышленников и т.д. Для минимизации потери данных и восста
новления утерянных данных нужно иметь стратегию резервного копирования, которая должна вернуть систему обратно в то со
стояние, которое было до наступления проблемы. Резервное ко
пирование сохраняет базу данных на жестком диске или другом носителе информации. Для обеспечения максимальной надеж
ности хранения данных следует регулярно проводить резервное копирование на внешние носители.
42
блицы на разных компьютерах. Для пользователя или прикладной программы не имеет значения, каким образом распределены дан
ные между компьютерами. Работа с распределенной базой данных осуществляется так же, как и с централизованной, т. е. размещение
БД должно быть прозрачно.
При распределенной обработке работа с базой (представление данных, их обработка и др.) ведется на компьютере клиента, а поддержание базы в актуальном состоянии — на сервере. При этом такие БД обычно располагаются на нескольких серверах — раз
личных узлах компьютерной сети, а некоторые данные могут дублироваться.
Размещение частей общей БД бывает избыточным или неиз
быточным. При избыточном размещении определяют степень дублирования частей (фрагментов) единой БД. Чтобы поддержи
вать целостность БД, необходимо постоянно корректировать все ее копии. Преимущества дублирования уменьшаются, когда уве
личивается стоимость хранения ее частей, что связано с необхо
димостью обеспечивать устойчивость системы.
Создание распределенных баз данных (РБД) вызвано попыткой одновременного решения двух задач: интеграции и децентрали
зации.
Интеграция подразумевает централизованное управление и ведение баз данных. Децентрализация обеспечивает хранение данных там, где они появились и обрабатываются. При этом сни
жается стоимость системы и увеличивается степень ее надежности, а также повышается скорость обработки данных.
Выделяют однородные и неоднородные распределенные базы данных. В однородных распределенных базах данных применяют одну СУБД. В неоднородных распределенных базах данных ис
пользуются несколько различных СУБД. Основная проблема при этом заключается в сложности их интеграции.
Очень важно обеспечить достоверность информации в про
цессе хранения и обработки. Резервное копирование может за
щитить данные от потери и является практически единственным и самым надежным способом предохранить данные от потери в результате поломки диска, сбоев электропитания, действий злоу
мышленников и т.д. Для минимизации потери данных и восста
новления утерянных данных нужно иметь стратегию резервного копирования, которая должна вернуть систему обратно в то со
стояние, которое было до наступления проблемы. Резервное ко
пирование сохраняет базу данных на жестком диске или другом носителе информации. Для обеспечения максимальной надеж
ности хранения данных следует регулярно проводить резервное копирование на внешние носители.
42