Файл: Контрольная работа на тему Технология группового консультирования по учебной дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Частное учреждение образовательная организация высшего образования

"Омская гуманитарная академия"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: Технология группового консультирования

по учебной дисциплине: Психологическое консультирование в социальной работе

Выполнила: Турсунходжаева. Д.Х

Направление подготовки:

Психология,

Форма обучения: заочная

Оценка:

____________________________

____________________________

Подпись Фамилия И.О.

“____”________________20___ г.


Омск2023


Введение

Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.

Психологическое консультирование отличается от других видов оказания практической психологической помощи следующими основными особенностями:

– оно предполагает относительно кратковременный период и эпизодический характер личных контактов психолога-консультанта с клиентом;

– психолог-консультант в основном только дает советы клиенту, а их практическая реализация становится делом самого клиента, активную роль он сохраняет за собой;

– психокоррекционная работа чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним.

– психодиагностика в начале работы с клиентом сводится к минимуму и в основном опирается на результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента;

– за конечный результат работы психолог-консультант не несет прямой персональной ответственности (консультант не отвечает за то, воспользуется или не воспользуется клиент его советами).

Консультант отвечает лишь за правильность своих выводов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых клиенту практических рекомендаций.


Целью работы является анализ особенностей группового психологического консультирования.
1. Групповое психологическое консультирование
Психологическое консультирование – специально организованный процесс общения, благодаря которому у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, обеспечивающие отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.

Цель психологического консультирования – создание в ходе специального общения психологически благоприятных условий для актуализации внутренних (скрытых) ресурсов обратившегося. Создание таких условий во многом зависит от того, как консультант решает такие важнейшие задачи, как выслушивание клиента и расширение его представлений о себе и собственной ситуации. Кроме того, важным условием для актуализации ресурсов обратившегося за помощью являются доверительные отношения между клиентом и консультантом и умение консультанта оказывать эмоциональную поддержку.

Разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. Проблемой многих людей, обращающихся за помощью к психологу, является то, что им практически не с кем поговорить откровенно о том, что их тревожит и беспокоит. Быть внимательно выслушанным и понятым консультантом – необычайно важно, и это само по себе приводит к определенным положительным изменениям.

Спокойный и вдумчивый разговор со специалистом позволяет узнать и понять о себе и об окружающих людях много нового, способствует расширению представлений об окружающей человека действительности.

В процессе психологического консультирования консультант может поочередно сталкиваться с решением следующих задач.

1. Прояснение проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы.

3. Изучение личности клиента с целью выяснения его возможностей самостоятельно справиться с возникшей проблемой.

4. Четкое формулирование рекомендаций клиенту по поводу возможностей клиента в разрешении проблемы.

5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических рекомендаций, психологических техник, упражнений для развития необходимых способностей или выработки новых моделей поведения в процессе решения жизненной проблемы клиентом.

6. Информирование клиента об элементарных, жизненно необходимых психологических знаниях и умениях, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки.



Трудно однозначно очертить границы применения психологического консультирования, поскольку слово «консультирование» уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, применяется консультирование как одна из форм профессиональной деятельности. Среди видов психологического консультирования можно выделить профконсультирование, психолого-педагогическое консультирование, возрастно-психологическое консультирование, консультирование руководителей и многое другое. Наиболее широкой сферой применения психологического консультирования является помощь тем, кто обращается по поводу своих личных и семейных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений: консультирование в кризисной ситуации, консультирование супружеских пар, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

Выделяют индивидуальную и групповую формы психологического консультирования. Семейное консультирование является частной формой группового психологического консультирования.

Групповое консультирование – вид психологического консультирования, когда терапевт работает не индивидуально, а с группой клиентов.

Групповое консультирование имеет ряд преимуществ как средство, помогающее людям изменить свои позиции, убеждения, взгляды, касающиеся себя и других, чувства и поступки. Одна из выгод заключается в том, что участник может исследовать свой стиль отношении с другими и приобрести более эффективные социальные навыки. Другая заключается в том, что члены группы могут обсуждать свое восприятие друг друга и получать ценную обратную связь о том, как их воспринимает группа. Консультативная группа самыми разнообразными способами воссоздает привычный для участников группы мир, особенно если члены группы различаются по возрасту, интересам, происхождению, социально-экономическому статусу и типу проблем. Как микрокосм общества, группа представляет собой образец реальности – члены группы борются друг с другом и конфликтуют так же, как и за ее пределами, и разнообразие состава, которым характеризуется большинство групп, в результате выливается в необычно богатую обратную связь для ее участников, которые могут увидеть себя глазами разных людей. Группа предлагает понимание и поддержку, которые усиливают готовность членов группы исследовать и разрешать проблемы, с которыми они пришли в группу. Участники достигают чувства принадлежности и через сплоченность учатся заботиться о других или не соглашаться с ними. В такой поддерживающей атмосфере члены группы могут экспериментировать с альтернативными формами поведения. По мере того как они практикуются в этом поведении в группе, они получают поддержку и помощь в попытках применить то, чему они научились, в реальном мире. В конечном счете, члены группы должны сами решить, каких изменении они хотели бы достичь. Они могут сравнить свое восприятие себя с тем, как их видят другие, а затем решить, что делать с этой информацией. По сути, члены группы получают четкое представление о том типе личности, которой они хотят быть, и приходят к пониманию того, что мешает им стать таковыми».


Групповое психологическое консультирование чаще всего организуется после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами, или если все они являются членами одной системы межличностных отношений (например, семьи).

• Однократные и многократные консультации.

• Консультации по личному обращению – консультации в результате вызова, направления.

•Без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием.

• Без привлечения методов психологической коррекции (доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации) и с привлечением этих методов.

•Консультации изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи (например, социально-психологический тренинг между консультациями).

Групповое консультирование может заключаться, например, в решении какой-либо проблемы или в поощрении выражения подавленных эмоций в психотерапевтической группе. Такой группой может быть семья, производственная группа или группа людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании могут быть семейное консультирование, консультирование по проблемам профессиональной деятельности и работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах.

Наиболее частым вариантом работы в ситуации группового консультирования является анализ психологом детско-родительских отношений или отношений между взрослыми людьми в условиях производственного конфликта. Как показывает практика работы, значительно реже бывают заказы на исследование психологической совместимости двух людей (чаще всего это новобрачные). В современной практической психологии существует узкая специализация психологов-консультантов, и очень редко бывает так, чтобы специалист по индивидуальному консультированию был специалистом и по групповому консультированию. Это связано со сложностью предмета взаимодействия психолога и клиента, который требует его всестороннего освоения в свете избранной автором научной теории.

При групповом консультировании независимо от исходных теоретических позиций психолога ему приходится иметь дело со сложной системой, какой является любая группа. Поэтому основы системного подхода имплицитно присутствуют в любой теории о групповом консультировании.

Итак, первое, с чем начинает работать психолог в групповом консультировании, – это система реально существующих отношений между людьми (которые реально в ситуации консультирования могут и не присутствовать).


Описание всего многообразия отношений, которые могут быть между членами группы, сложно и часто практически нецелесообразно, так как не все виды отношений входят в содержание психологической задачи, которую решает психолог: выделить наиболее значимые отношения, представить их для группы как предмет взаимодействия, объединяющий группу.

Содержание этих отношений может быть самым различным, но для психолога важно перевести его на язык описания субъективной модальности каждого члена группы, чтобы в процессе интервью со всеми членами группы каждый смог выработать свои альтернативы в исследуемой ситуации. Выработка альтернатив связана с потребностью и возможностью каждого члена группы выразить свои актуальные возможности («я могу»), свои чувства («я чувствую»), свои мысли («я думаю»), свои желания («я хочу»), а также свои представления об их изменении.

Задача психолога состоит в том, чтобы найти предмет взаимодействия членов группы, в котором были бы представлены взаимосвязанные модельности внутреннего мира каждого члена группы. Для решения этой задачи психолог должен располагать психологическим материалом о типе отношений между членами группы.

Диагностика типа отношений строится, как мы уже отмечали, на теоретической модели семьи, которой пользуется психолог. Так как общепринятой классификации типов семьи нет, каждый психолог может использовать свою классификацию. В большинстве случаев в основе типологии лежит представление о родительских установках и стилях воспитания. Влияние этих факторов на характеристики личности описано многими авторами: Э. Берн, 3. Фрейд, А.И. Захаров, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко и др.

По нашему мнению, существенно важными для практической работы представляются факты, говорящие об устойчивости отношений. Выявление этого содержания – относительно постоянного для данной группы – позволяет сделать его предметом взаимодействия и на его основе исследовать динамические особенности отношений. Примером этого могут быть отношения в семьях людей с психосоматическими заболеваниями, где неблагоприятные устойчивые отношения создают фон для психосоматических заболеваний. В литературе описаны три типа родительских семей у таких больных. Первый тип – отношения «связывания», когда в отношениях преобладают жесткие стереотипы коммуникации, это приводит к отставанию детей в эмоциональном развитии и их инфантильности. Второй тип семей – это семьи, где ребенку отказывается в его индивидуальности, где он