Файл: Контрольная работа на тему Технология группового консультирования по учебной дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Группа – это тренировка

Безопасное место, где можно поговорить или подурачиться, попробовать необычную для себя роль или отработать важный момент. Например, говорить «нет» собеседнику или достойно принимать комплименты. Вы скажете, эти навыки естественны и просты в отработке? Что ж, попробуйте сказать «нет» начальнику или родной матери…

С этими социальными навыками не справиться во время индивидуального психологического консультирования – групповая психотерапия работает во много раз лучше.

Группы бывают разные!

Группы могут быть разными, исходя из целей и задач, позиционирования как психотерапевта, так и самой группы. Но в целом их можно разделить на поддерживающие и «мотивирующие». В первых чаще всего складываются очень доверительное, нежное, бережное отношение друг к другу.

Работа здесь идет на самом глубинном уровне, обсуждаются те вещи и интимные подробности, которые не расскажешь порой даже самому близкому человеку. Но если вы хотите быстрых изменений – выберите другой тип.

Второй тип группы имеет следующую особенность. Члены группы склонны конкурировать друг с другом, «подначивать» и внезапно «тыкать» в болезненные места. Для участия в такой группе требуется больше душевных сил и желания развиваться. Но и прогресс более значительный.

Группа – безопасное место

Насколько таинственно выглядит индивидуальное психологическое консультирование, настолько же групповая психотерапия кажется слишком «открытой». И приходить на группу без желания открыться-то же самое, что не приходить на нее вовсе.

Безопасность группы обусловлена многими факторами:

  • С определенного времени группа считается «закрытой» – т.е. ее состав становится постоянным.

  • «Открываются» все участники группы – отмолчаться практически невозможно. А значит, сокровенные знания друг о друге будут обоюдными.

  • Обсуждать все происходящее на группе с друзьями, родными, коллегами можно, но по правилам группы нельзя называть конкретных имен и давать точные указания, «кто» это может быть. Без подробностей, ситуацию в целом и от своего лица рассказывать можно.

  • Постоянство-то, чего часто не хватает современному человеку. А значит, еженедельные (или раз в две недели) встречи, в строго определенное время помогают ощущать это место и эту группу как нечто безопасное.

Чему поучиться?

Сложно заранее предсказать процесс психологического консультирования – групповая психотерапия – именно тот вид терапии, где больше всего неожиданностей.


Тренер может готовить свою «программу» – что предложить группе, или идти за ее интересами. Взаимоотношения взрослой дочери с престарелой мамой, которая по-прежнему командует своему ребенку, что и как делать; продуктивное взаимодействие с начальником, инстанциями, учителями в школе ребенка – все это можно вынести на обсуждение.

Как ни удивительно, но со временем, когда доверия внутри группы много, интересы ее участников начинают совпадать. А те, кто совершенно «не заморачивается» определенным типом проблем, уходят из терапии или переходят в другие группы.


    1. Состав групп, их цели и задачи


В зависимости от методологической ориентации и функциональной направленности работы в группах их членами могут быть как относительно приспособленные к жизни, эмоционально уравновешенные студенты, которые стремятся к самопознанию и самосовершенствованию, так и лица, которые нуждаются в помощи в связи с эмоциональными или поведенческими расстройствами. Многие руководители перед набором новых групп проводят предварительное обследование кандидатов. Однако такие обследования не позволяют безошибочно выявить тех, кто наиболее способен к эффективной работе. Больше всего вводят в заблуждение попытки экстраполировать на всю группу те результаты, которые получаются при индивидуальной работе с ее потенциальными членами, поскольку решающее значение для конечного результата имеют еще и тип группы и особенности ее руководителя.

Один из способов определить, кому группа может принести наибольшую пользу, состоит в изучении «отказников» – тех, кто преждевременно отказался от работы в группе. Отказ может быть обусловлен многими обстоятельствами, в том числе переездом на новое место жительства, нехваткой времени, сменой интересов. Большего внимания заслуживают причины, которые были выявлены Яломом в его исследовании девяти групп, созданных при поликлинике одного из университетов. По ходу работы от участия в этих группах отказались 35 из 97 членов. Одной из приводившихся «отказниками» причин была их озабоченность проблемами внегруппового характера и, как следствие, резкий спад интереса к жизни группы. Но иной раз такие посторонние интересы представлялись исследователю оправданием бегства «отказников» из-за их чувства страха перед группой, перед возможной агрессией со стороны других ее членов или страха перед самораскрытием и формированием близких отношений. Второй причиной была неспособность вписаться в группу: поведение «отказника» не соответствовало поведению других членов группы, которые к тому же проявляли недостаточную психологическую искушенность, чуткость и проницательность. Третья причина была связана с неспособностью к душевной близости, которая выражалась в отстраненности, нежелании самораскрытия, нереалистичных ожиданиях. По печальной иронии, именно тот, кто боится близости, более всех нуждается в опыте участия в работе психокоррекционной группы. Четвертая причина состояла в боязни «заразиться» чужими эмоциями: на некоторых членов группы отрицательное воздействие оказывали проблемы, занимавшие тех, кто слишком свободно изливал свои негативные переживания на окружающих.




    1. Групповое решение проблем


Сравнение индивидуального и группового решения проблем – один из центральных вопросов групп, динамики, и большинство работ, посвященных групповому решению проблем, концентрировалось на таком сравнении. Выявляя различия между процессом решения проблемы людьми, работающими в одиночку, и людьми, работающими в составе групп, психолог может пролить немало света на концептуальные модели функционирования групп. Кроме того, большая часть работы в нашем мире происходит в условиях группы. Это означает, что педагогические, организационные и социальные психологи, наряду с другими, должны активно изучать сравнительную эффективность групповых и индивидуального способов решения проблем, и если для решения проблем необходима группа, они должны разработать способы максимизации групповой продуктивности.

При сравнении абсолютной продуктивности решения проблем группами и работающими в одиночку людьми почти всегда обнаруживается превосходство групп. Но если эти совокупные усилия группы измерять, используя такие процедуры, как сравнение затраченных человеко-часов, картина оказывается гораздо более сложной. Иногда группа затрачивает больше совокупных усилий, чем работающий в одиночку человек, а иногда – меньше. Когда главными считаются денежные или личностные ресурсы, возникает необходимость в выявлении как тех условий и обстоятельств, при которых групповой процесс будет повышать индивидуальные усилия, так и тех, при которых групповой процесс будет их снижать.

Существуют характеристики группы, снижающие эффективность решения. К факторам «производственных потерь» относятся потери во времени, когда группа не признает найденного кем-то (из ее членов) способа решения; нежелание некоторых членов группы целиком отдаваться групповой работе; снижение индивидуальных усилий членов группы в результате группового опыта. Многие социальные психологи признают неизбежность «производственных потерь» при групповом решении проблем, но существуют также исследования, которые указывают на «производственные выигрыши» как результат группового опыта. Групповое взаимодействие может способствовать усилению групповой продуктивности при подходящем составе группы, соответствующих групповых нормах и правильной постановке групповой задачи. Хилл указывает на то, что в ситуации группового решения проблем, вероятно, всегда имеют место и «производственные выигрыши» и «производственные потери». Лафлин и Адамопулос показали, что члены группы не только обучают друг друга в процессе групповой деятельности, но что происходящее при групповой работе научение переносится на последующее поведение, относящееся к индивидуальному решению проблем. Таким образом, долгосрочный подход часто диктует выбор групповой модели решения проблем, так как, несмотря на связанные с ней кратковременные «производственные потери», она играет важную обучающую роль.


Одним из важнейших факторов, относящихся к сравнительной эффективности групп в решении проблем, является роль «лучшего в группе». Часто «лучший в группе», по существу, решает проблему, а другие оказываются просто зрителями. Если бы такого лучшего члена группы можно было определить заранее, возможно, следующим наиболее мудрым шагом стало бы сведение к минимуму всего, что может отвлечь этого человека от решения проблемы, например, ликвидация групповой ситуации и использование способностей оставшихся членов группы по-иному.

Существуют ситуации, в которых групповая продуктивность оказывается ниже продуктивности «лучшего в группе». Это задачи, требующие, чтобы группа объединила несколько шагов на пути к их решению, которое к тому же далеко не очевидно. Стратегии, при которых члены группы воспринимают и поддерживают правильное решение, характерны для категории «дизъюнктивных», или эвристических, задач. И напротив, когда задачи оказываются конъюнктивными и требуют, чтобы «лучший в группе» убеждал других членов в правильности найденного им решения, группа будет создавать этому человеку серьезные препятствия.

Согласно Келли и Тибо, если члены группы обладают разнообразными способностями, а задачи легко делятся на части, то в этой ситуации группа будет превосходить своего лучшего члена. Однако такого рода ситуация не обязательно рассматривается в качестве наиболее подходящей для группового решения проблем; гораздо чаще она просто учитывается в качестве важного условия распределения и координации усилий. Для максимизации «производственных выигрышей» и минимизации «производственных потерь» предлагались специальные программы. Разработка процедур, позволяющих обучать членов группы более эффективному взаимодействию внутри группы, может дополняться ознакомлением групп с процессами, которые снижают эффективность групповой работы. Джанис и Манн рекомендовали при работе с группами побуждать их к поиску различных альтернативных решений, обучать методикам, ослабляющим действие защитных механизмов в группе, и использовать структурированные методики.

Другие ученые, стоящие на позициях поведенческого подхода, разработали структурированную систему групповых процессов коммуникации, позволяющую группам наиболее эффективно справляться с решением проблем. Метод Дельфи предусматривает сбор, объединение и обеспечение обратной связи в отношении индивидуальных решений, а затем принятие окончательного решения группой лиц. Эта процедура обладает преимуществами группового решения проблем, т.к. «производственные потери» от прямого взаимодействия между членами группы сведены к минимуму. Она широко применялась в работе разных правительственных и производственных групп планирования. Эти подходы указывают, что необходимо сдерживать группу от создания ею препятствий отдельным людям и формировать среду, предотвращающую сужение мышления членов группы в отношении альтернативных решений проблемы.


Классическая модель группового решения творческих проблем в предложенном сборном виде начинается с определения и выяснения проблемы. Следующий шаг предусматривает сбор информации о влияющих на проблему факторах и характере самой проблемы. За этим следует групповой процесс, известный под названием «мозгового штурма», в ходе которого, в атмосфере отсутствия оценочных суждений, группа продуцирует как можно больше дивергентных вариантов решения. Конвергентное мышление несовместимо с решением на этой стадии процесса, поскольку оно связано с критической оценкой предлагаемых решений. После успешного сеанса мозгового штурма группа начинает оценивать и критиковать различные альтернативные решения, выбирая в конечном итоге ту стратегию, которая будет реализовываться. Далее следует практическое внедрение решения, а за ним – оценка его эффективности. Как и другие методы групповое решение проблем, творческие подходы к решению проблем не во всех случаях оказываются лучше, чем индивидуальные подходы. Творческое решение проблем группой оказывается наиболее эффективным, когда необходимая для решения проблемы информация «поделена» между членами группы, когда внедрение решения зависит от многих людей, когда участники группы обучены методикам творческого решения проблем, когда проблема оказывается «реальной», связанной с конкретной отдачей от решения, и когда имеет место высокая эффективность межличностного взаимодействия в группе.

1.4 Плюсы и минусы группового консультирования



В такой группе анализируются личностные особенности участников, их жизненные ситуации, решаются различные психологические проблемы.

В группе обсуждаются личные, социально – психологические и профессиональные трудности, то, что мешает человеку полноценно жить.

Такие группы обычно организуются в определенных учреждениях, например в школах, центрах консультирования, психологических центрах… Группы решения проблем не стремятся к глубоким структурным изменениям личности, работают с осознанными проблемами и трудностями, решение которых не требует продолжительного времени (Например, год и более.). В таких группах ставятся больше профилактические и восстановительные, нежели лечебные цели. Проблемы «приносимые» участниками в группы такого рода, чаще всего касаются трудностей в личной или профессиональной жизни, кризисных ситуаций. Многие проблемы такого рода, как правило, имеют межличностный контекст, и группа является идеальным местом для их обсуждения и решения. В группе фактически воссоздается жизнь участников аналогичная жизни вне группы, так как участники приносят и реализуют в ней стиль своей жизни, и в особенности стиль общения, попадают в конфликтные ситуации, аналогичные встречающимся в повседневной жизни.