Файл: Контрольная работа на тему Технология группового консультирования по учебной дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
постоянно подвергается разным формам отвержения, – развивается аутизм и тенденция к автономности. Третий тип семей – это семьи, которые делегируют свои жизненные ожидания детям, при этом истинные достижения Детей родители игнорируют и перемещают на них свои несбывшиеся надежды, то есть манипулируют ими как своеобразным продолжением «Я».

Выявление этих устойчивых отношений в психодиагностической процедуре возможно, например, с помощью графических методов (примеры в заданиях для самостоятельной работы) или через изучение состояния человека. Показателями наличия постоянных травмирующих факторов могут быть состояние глобальной семейной неудовлетворенности, состояние семейной тревоги, состояние вины, связанное с семьей, состояние невыносимого, непосильного нервно-психического и физического напряжения. Во всех этих случаях семья выступает как группа, определяющая устойчивое состояние индивида. Работа психолога с этим состоянием возможна только тогда, когда он работает с содержанием семейных отношений.

Другими показателями наличия устойчивых отношений, в данном случае конфликтных отношений, могут быть соматические заболевания человека, наличие у одного из членов группы соматических заболеваний может создавать условия для воспроизведения в группе одного и того же типа отношений. В этом случае работа психолога с конфликтной личностью может стать основанием для изменения групповых отношений. Описаны типы устойчивых личностных конфликтов у лиц, страдающих хроническими соматическими заболеваниями': например, при язвенной болезни желудка и язвенной болезни двенадцатиперстной кишки у человека существует постоянный конфликт – зависимость от окружающих с интенсивным страхом перед этой зависимостью. В поведении это может проявляться как тирания окружающих, постоянное недовольство ими, что создает устойчивое содержание отношений с этим человеком и определяет содержание взаимодействия всех членов группы.

У людей с гипертонией существует внутриличностный конфликт между агрессивными импульсами и потребностью в зависимости от значимых лиц или другой тип внутриличностного конфликта – стремление к достижению высоких социальных целей и высоких стандартов социальной жизни, что рождает ситуацию хронического стресса.

При ишемической болезни сердца и инфаркте миокарда внутриличностные конфликты обусловлены торопливостью, нетерпением, нехваткой времени, чувством высокой ответственности.


Устойчивые внутриличностные конфликты одного из членов группы создают условия для стабилизации группы, они могут лишить ее необходимой для развития отношений психологической информации, которая, как мы уже отмечали, характеризуется относительностью и динамичностью.

Устойчивые личностные качества членов группы, если они противоположны по содержанию, создают основу для стабильных, устойчивых конфликтов, которые, не развиваясь, становятся источником, дезорганизующим группу. К числу таких качеств относятся, например:

  • экстравертированность – интравертированность;

  • рационализм – романтизм;

  • доминантность – подчиненность;

  • враждебность – дружелюбие;

  • ригидность – гибкость;

  • вспыльчивость – спокойствие;

  • стабильность – лабильность;

  • оптимизм – пессимизм;

  • активность – пассивность;

  • ответственность – беспечность и т.п.

Наличие конфликтных внутриличностных и межличностных качеств у членов группы осложняет для психолога работу по созданию общего для всех членов группы предмета взаимодействия.

Мы уже отмечали, что одним из способов создания предмета взаимодействия может стать графическое изображение отношений между членами группы и описание ими на основе этого содержания основных модальностей как своего внутреннего мира, так и модальностей внутреннего мира других членов группы.

Исследование структуры группы позволяет психологу не только выделить иерархические отношения – кто лидер, а кто ведомые, но и проанализировать содержание воздействия одного члена группы на другого. Воздействие, мера воздействия, на которую способен каждый член группы, – важный показатель поддержания психологической информации, который Доступен каждому члену группы. С этой точки зрения, можно выделить следующие типы воздействия членов группы:
Типы воздействия членов группы

тип

содержание воздействия

использование психологической информации

действие по образцу

делай, как я, желай, как я, думай, как я, чувствуй, как я

информация только о модальностях своего внутреннего мира

действие на равных условиях

давайте делать вместе, т.е. ты делаешь, ты думаешь, чувствуешь, желаешь, как я

предполагается, что все модальности другого человека равны собственным

рефлексивное действие

давай подумаем вместе. как нам делать; ты делаешь иначе

модальности внутреннего мира другого человека так же индивидуальны, как и мои



Анализ психологом типов воздействия членов группы позволяет отследить динамику возможностей каждого члена группы в использовании ими психологической информации друг о друге и о себе.

Таким образом, предмет взаимодействия группы – психологическая информация о ее членах – будет дополнена анализом возможностей использования каждым членом группы этой информации.

Наиболее ярко эта особенность групповых отношений проявляется при анализе патологических свойств личности, проявляющихся именно в группе. Остановимся на характеристике типов воздействия на других людей у нескольких видов личностей с патологическими свойствами.

Так, астеническая, гиперсензитивная личность в отношениях с другими людьми для воздействия использует информацию только в модальностях своего внутреннего мира, в содержании преобладает модальность чувств («я чувствую»).

Для эксплозивной личности, которая характеризуется неконтролируемой злобой, в способах воздействия преобладает модальность желаний («я хочу»), которая практически блокирует все другие модальности.

Резонер отличается воздействием на другого человека с помощью когнитивных характеристик внутреннего мира («я думаю»), но как и предыдущие типы личностей, он ориентируется только на модальности своего внутреннего мира.

Другие патологические свойства личности также, на наш взгляд, могут быть описаны, с этой точки зрения, преобладанием в содержании воздействия одной какой-то модальности: педант – модальность действия («я могу»), шизоидная личность – модальность чувств и мысли («я чувствую», «я думаю»), истерик может быть описан через преобладание в его воздействии двух модальностей – «я хочу», «я чувствую» и т.п.

По нашему мнению, такой подход к описанию воздействия одного члена группы на другого и на всех вместе позволяет психологу выбрать адекватный язык для описания предмета взаимодействия с группой.

Группа в ситуации консультирования может выступать как коллективный клиент, а может быть так, что в ней один или несколько человек – клиенты, а остальные выступают в роли заказчика или пользователей психологической информации. Психолог обозначает эти роли членов группы, дозируя таким образом свое действие в группе.

Обсуждение процесса воздействия членов группы друг на друга приводит к анализу динамики психологической информации
, моментов ее стабильности и изменчивости. Для исследования меры воздействия психолог может, по нашему мнению, использовать психологическое содержание нравственной категории меры, которое предполагает как выраженное отношение человека к психологической информации, так и действие этой информации. Среди действий, которые существенным образом связаны с использованием психологической информации, влияющей на отношение членов группы, – действия прощения, наказания, поощрения, одобрения.

Содержание этих действий – психологическая информация, используемая для воздействия на другого человека или на самого себя.

Так, действие прощения не только констатирует психологическую информацию различной модальности, но и через отношение к ней открывает для прощаемого человека перспективу личностного развития. Прощаемый человек, таким образом, через содержание воздействия создает условия для рефлексивного действия другого человека и сам осуществляет такое Действие. Таким образом, действие прощения способствует появлению новых альтернатив в поведении всех членов группы, что является важным для становления предмета взаимодействия.

Действие наказания, с точки зрения использования в нем психологической информации о человеке, создает условия для более осознанного выбора. Таким образом, наказание в известном смысле ограничивает альтернативы действия, уточняет предмет взаимодействия между членами группы.

Действие поощрения, одобрения, с точки зрения использования в нем психологической информации, – это действие по репрезентации для участников взаимодействия содержания психологической информации. Можно сказать, что с его помощью создается предмет взаимодействия, в котором основное содержание – психологическая информация разной модальности.

Таким образом, исследуя содержание этих действий – прощения, наказания, поощрения – как воздействия участников группы друг на друга, психолог получает материал для анализа устойчивых элементов во взаимодействии исследуемой группы.

Специфика консультирования каждой группы (семьи, производственной группы, детской группы и т.п.) определяется содержанием предмета взаимодействия в этой группе, выделение специфики этого предмета – важная профессиональная психодиагностическая задача.

Например, работа с семьей требует от психолога уточнения для членов группы содержания их социальных ролей, так как это важнейшее содержание предмета взаимодействия членов семейной группы. Попробуйте сформулировать содержание родительских ролей – роли отца и роли матери – с точки зрения родителей и с точки зрения ребенка.


Представление психологом содержания социальной роли каждому участнику группы – это момент осознания предмета взаимодействия с членами группы, момент, необходимый для проведения интервью – основного метода воздействия психолога в ситуации консультирования.
1.1 Для чего нужны группы
Психологическое консультирование и групповая психотерапия взаимосвязаны. Групповая терапия является одним из видов консультирования, вернее, персонального тренинга.

На группе каждому уделяется время – и у него есть уникальная возможность высказаться и быть услышанными, получить обратную связь не только от одного человека, а от многих. Ведь «истин в последней инстанции» не существует, и лучше узнать, как могут воспринимать те или иные действия или даже слова разные люди.

Пока вы «на кушетке» (а на деле – в кресле напротив психотерапевта или психолога) «распинаетесь» про жизнь-жестянку, вы говорите о себе. Максимум – об отсутствующих в кабинете друзьях, знакомых и отношениях с ними.

В группе же очень много динамики. В ней происходят процессы. И если процесс взаимоотношений «психолог – клиент» изучен вдоль и поперек, разложен на разные стадии с подробным описанием, то в группе все гораздо менее предсказуемо.

Психологическое консультирование – групповая психотерапия – эффективно в двух случаях:

  • Когда у вас наработался какой-то стереотип общения, «благодаря» которому вы не можете продвинуться дальше определенного момента (или с конкретными людьми – учителями, продавцами-хамками… у каждого индивидуально).

  • Когда вы более-менее разобрались «с собой», и вам не терпится опробовать новые способы общения и предъявления себя в безопасной обстановке.

Группа – это хорошая компания.

Собраться с единомышленниками взрослым людям довольно сложно. Друзья детства и юности, однокашники и сокурсники разбежались кто куда… И вот уже сформировавшийся человек имеет только два основных места, где можно предъявить себя как личность – работа и дом.

Но зачастую даже если у женщины остается время на коллективное хобби или «кружок по интересам» (даже если его организовала она сама или ее подруга), то общение там строго ограничено обсуждением самого хобби и дел домашних. А этого для современной женщины мало.

Психологическое консультирование – групповая психотерапия со временем собирает именно такую компанию, в которой хотят и рады видеть друг друга не только в назначенный час. Более того, одним из показателей «здоровья» группы и ее развития являются встречи за пределами терапевтического пространства.