Файл: Организация стратегического планирования на макроуровне в российской федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 4 ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
НА МАКРОУРОВНЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4.1. Содержание и функции макроэкономического планирования в современных условиях
Макроэкономическое планирование представляет собой научную категорию, связанную с интегрированным способом производства. В результате процессов интеграции и централизации, характерных для мировой экономики, воспроизводство становится в той или иной мере обобществленным не только по форме организации и регулирования, но и по конечным результатам. Вследствие этого к настоящему времени наметился переход к принципиально новому, интегративномувоспроизводству совокупного конечного продукта. Последнее и составляет специфический объект макроэкономического планирования.
В качестве предпосылок, которые обуславливают необходимость макроэкономического планирования, можно назвать следующие:
1. В современных условиях значительно возрастает роль государства, связанная с необходимостью осуществления контроля за рядом ключевых параметров национальной экономики (бюджет, денежная масса, учетная ставка процента и т.п.). Государство выступает как субъект управления, который заинтересован в макроэкономической сбалансированности. Такое управление невозможно без представлений о проблемах и перспективах развития национальной экономики, ее месте и роли в мировом хозяйстве и без обобщающей эти представления стратегии. В этой связи макроэкономическое планирование может рассматриваться как основа государственной экономической политики.
2. Макроэкономическое планирование необходимо в тех сферах, где рынок либо вообще невозможен, либо неизбежно ограничен – оборона, фундаментальная наука, образование и т.п. В этом случае распределение ресурсов в значительной мере регулируется внерыночными методами, в том числе планированием.
3. Макроэкономическое планирование призвано снять или снизить основные недостатки рыночной координации (инфляция, безработица, дефицит бюджета и т.п.).
4. Усиление макроэкономического планирования объясняется усиливающейся
интеграцией национальной экономики, которая приводит к тому, что проблемы, возникающие в одном элементе национальной экономики,
достаточно легко распространяются на многие другие ее элементы. Действие рыночных механизмов в такой ситуации может привести к значительным потерям. В этой связи и возникает необходимость макроэкономического
планирования.
5. Необходимость координации мер государственного регулирования экономики, главным образом посредством планирования.
6. Решение таких глобальных проблем, как долгосрочное развитие национальной экономики, угроза истощения природных ресурсов, вопросы экологии и т.п.
К числу предпосылок, определяющих возможность экономического планирования, следует отнести:
1. Осуществление государственного контроля над значительной долей ресурсов общества, включая косвенное влияние на использование ресурсов в частном секторе экономики.
2. Накопленный опыт государственного регулирования национальной экономики.
3. Возрастающая консолидация различных общественных групп, приводящая к появлению дополнительных возможностей влияния на национальную экономику и согласованности частных действий и решений
4. Достигнутый уровень экономической теории, макроэкономического регулирования, международной статистики и экономической информатики.
На практике процесс обобществления производительных сил общества заключается в переходе от простого укрупнения к межотраслевой интеграции собственности и может выступать субъектом макроэкономического планирования.
В качестве важнейших функций макроэкономического планирования можно назвать:
- обоснование государственной экономической политики;
- координация решений всех экономических агентов (локальных решений) с позиций национальной экономики как единого целого;
- обеспечение экономического роста;
- поддержание циклического равновесия в национальной экономике;
- обеспечение устойчивого развития национальной экономики.
Естественно, что равновесный рост национальной экономики, который достигается в ущерб ее конкурентоспособности, не может являться целью современной экономической стратегии развитых стран. Основной целевой функцией становится обеспечение долговременной конкурентоспособности национальной экономики, которая обусловливает прочность и устойчивость позиций страны в общемировой системе разделения и кооперации труда. Подобное изменение ориентиров экономической политики потребовало и соответствующего изменения теоретических и методических основ макроэкономического планирования.
Объектом макроэкономического планирования становится расширенное воспроизводство в единстве всех его фаз или интегральный кругооборот совокупного продукта воспроизводства как неразрывное единство движений товарной и денежной массы.
Субъектом макроэкономического планирования является ассоциированный макроэкономический собственник. В качестве основной сферы макроэкономического планирования следует рассматривать государственно-корпоротивный сектор национальной экономики.
Стратегической целью макроэкономического планирования становится обеспечение динамического экономического роста, согласованного с требованиями макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости развития национальной экономики, включая социальный и экономический аспекты.
В соответствии с этим подходом необходимо провести корректировку стратегии реализации экономической политики государства.
Однако мировой опыт свидетельствует, что макроэкономическое планирование может иметь весьма различный уровень развития – от достаточно законченных и целостных систем и моделей до наличия лишь отдельных элементов планирования. Конкретные модели и алгоритмы макроэкономического планирования зависят от характера и уровня развития экономической системы.
В современных условиях основное содержание макроэкономического планирования должно быть направлено на стратегический выбор основных направлений социально-экономического развития. Это вызывает необходимость обоснования целей развития национальной экономики и системы приоритетов. В качестве главной стратегической перспективы развития экономики и общества следует рассматривать неуклонный рост уровня благосостояния населения всей страны, что можно считать важнейшей объективной тенденцией общественного развития. Ориентация на преодоление текущих проблем не должна заслонять необходимость долгосрочных задач, без чего невозможно найти правильный выход из тупиков сегодняшней жизни. Всегда необходимо отстаивать ориентацию общества на творческое преобразование жизни, а не простое выживание. Так, например, в нашей стране, извлекая уроки из просчетов и ошибок последних лет, следует откорректировать концепцию реформирования экономики, изменить устоявшиеся стереотипы мышления. Измененная концепция должна ориентировать не на
приумножение финансового капитала, а на обеспечение реального роста национальной экономики и благосостояния народа, всестороннее развитие личности.
В соответствии с этим система планирования должна ориентироваться на ускоренное достижение стратегической цели. Для этого планирование должно осуществляться на всех иерархических уровнях. В современных условиях перестройка системы планирования осуществляется посредством смещения центра тяжести с микроуровня на макроуровень экономики, особенно на определение общих тенденций развития национальной экономики и формирование стратегии экономического роста, обеспечение тесной увязки общегосударственной и региональной стратегии, долговременной и текущей макроэкономической политики.
Стратегическое планирование должно предусматривать разработку специального механизма реализации плана, сориентированного на достижение целей развития общества, включая специальные регуляторы, призванные обеспечивать проведение принимаемых решений в жизнь в тех сферах, где рыночные механизмы не срабатывают.
Возникает вопрос: какой должна быть система государственного планирования в нашей стране в переходный период? В такой ситуации представляется целесообразным разрабатывать на федеральном уровне стратегический план, где формулируются важнейшие стратегические цели развития общества, реализация которых позволит осуществить прорыв по всей экономической системе. В качестве основных преимуществ такого плана следует назвать:
- возможность его совмещения и согласования с целями государственной структурной политики;
- обоснование и разработка такого плана не требует обеспечения материально-финансовой сбалансированности, что в современных условиях не представляется возможным;
- такой план не нуждается в оптимизации экономических процессов, которая представляется нереальной в условиях неполной и недостоверной информации.
В условиях переходной экономики России стратегическое планирование может сочетаться с административными методами регулирования. Это прежде всего относится к предприятиям государственного сектора, а также предприятиям частного сектора экономики, которые принимают участие в разработке и реализации государственных программ.
Основной функцией государственного стратегического плана может являться обоснование и выработка способов и методов регулирующего воздействия государства на будущую траекторию развития национальной экономики.
Процесс формирования стратегического плана
4.2. Стратегический анализ развития национальной экономики
Главная задача прогнозно-аналитической стадии, или стадии стратегического анализа развития национальной экономики, состоит в определении допустимого набора вариантов развития национальной экономики на основе анализа хода исследуемых процессов в прошлом и прогнозирования их возможного протекания в будущем. На этом этапе реализуется на практике принцип вариантности планирования, формируются требования к развитию национальной экономики, которые позволят реализовать возможные социально-экономические цели.
Важнейшим требованием, которое должно реализовываться на данной стадии разработки государственного стратегического плана, является поиск возможных вариантов развития экономики страны.
Стадии стратегического анализа развития национальной экономики
Стратегический анализ развития национальной экономики является первым этапом работ по обоснованию и разработке концепции социально-экономического развития страны.
На первом этапе проведения стратегического анализа используется соответствующая информация статистических органов, материалы отраслевых, общественных и других учреждений и организаций. Основная цель этого этапа анализа – оценить эффективность предыдущей стратегии развития страны, различные аспекты функционирования и развития элементов национальной экономики.
В качестве основных аспектов проведения такого анализа можно назвать:
- комплексный анализ и оценка места и роли страны в мировой экономике и системе международного разделения труда, конкурентоспособности национальной экономики;
- анализ и оценка степени фактического использования основных условий и факторов, которые можно отнести к числу стратегических преимуществ, которыми располагает страна;
- выявление и оценка позитивных и негативных тенденций в развитии как национальной экономики в целом, так и ее отдельных элементов;
- анализ и оценка влияния институциональных и организационных изменений в национальной экономике как на эффективность ее функционирования и развития, так и на важнейшие параметры социального развития;