Файл: Организация стратегического планирования на макроуровне в российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- анализ и выявление условий и факторов, ограничивающих развитие национальной экономики.

Второй этап проведения стратегического анализа развития национальной экономики носит предварительный характер, поскольку тесно связан с последующим выбором определенного варианта будущего развития национальной экономики.


4.3. Национальное прогнозирование: содержание и функции в процессе

обоснования государственного стратегического плана

Сущность национального прогнозирования связана с определением допустимого спектра возможных вариантов развития национальной экономики для принятия оптимального решения.

Прогноз развития национальной экономики, или национальный прогноз, представляет собой комплекс аргументированных предложений, выраженных в качественной и количественной формах и дающих представление о будущих параметрах развития национальной экономики.

В основе национального прогнозирования лежит предположение о том, что в значительной мере определяется ее прошлым и настоящим состоянием.

В силу того, что прошлое, настоящее и будущее состояния национальной экономики связаны объективными законами и последние по своей сущности выступают как момент устойчивости, повторяемости и воспроизводимости процессов и явлений, то значение качественных и количественных характеристик этих законов при полноте и надежности информации может служить основой представлений о будущем состоянии национальной экономики.

Вместе с тем будущее всегда несет в себе и элементы неопределенности. Это обуславливается тем, что всегда имеется определенное множество вариантов возможного развития. Вследствие этого единство детерминированности и неопределенности как двух взаимосвязанных и взаимодополняющих свойств будущего состояния является непременным условием национального прогнозирования. Если бы будущее состояние экономики было полностью детерминированным, то отсутствовала бы необходимость выбора одного из вариантов возможного развития при завершении этапа целеполагания и перехода к этапу реализации целей (целеосуществление).


Сочетание детерминированности и неопределенности обуславливает использование вероятного подхода в национальном прогнозировании. Сущность этого подхода заключается в ограничении неопределенности будущего и описании интервала, в пределах которого возможен поиск регулирующих решений.

Другой неотъемлемой чертой национального прогнозирования является опережающее отражение действительности, т.е. приспособление экономической системы к представляемому будущему. Такое отражение дает возможность разрешить противоречия между начальными условиями и заданной траекторией развития. Причем область допустимых траекторий развития национальной экономики и возможность опережающего отражения действительности в зависимости от временного горизонта прогноза изменяется. С увеличением горизонта прогнозирования происходит расширение области допустимых траекторий.

В свою очередь, временной горизонт прогноза зависит от скорости изменения прогнозируемого объекта, от присущих ему циклов развития, от продолжительности действия главных тенденций, определяющих его состояние или функционирование. В национальном прогнозировании принято выделять различные периоды упреждения (горизонты будущего):

- краткосрочное прогнозирование (2-3 года);

- среднесрочное прогнозирование (5-7 лет);

- долгосрочное прогнозирование (до 15-20 лет).

Каждый из этих видов прогнозов базируется на тех устойчивых циклах и процессах в развитии национальной экономики, продолжительность которых укладывается в соответствующий временной горизонт.

Классификация национальных прогнозов может проводиться не только по временному горизонту, но и по подходам, которые применяются при их разработке. Такие подходы могут различаться:

- по способу описания тенденций изменения объекта или процесса;

- по способу формирования параметров, которые дают характеристику объекта или процесса.

В рамках первого подхода принято выделять трендовый и факторный подходы.

Содержание трендового подхода в национальном прогнозировании заключается в экстраполяции выровненных значений динамического временного ряда прогнозируемого показателя. Такой подход используется для прогноза показателей, которые характеризуются либо монотонным возрастанием, либо монотонным убыванием. Опыт национального прогнозирования свидетельствует о том, что трендовые функции показателей, характеризующие темпы и пропорции экономического роста, следует описывать в рамках определенного класса математических зависимостей.



Факторный подход в национальном прогнозировании предполагает определение круга воздействующих на прогнозируемый объект (процесс, показатель) факторов и формы их взаимосвязи. Сущность факторного прогнозирования состоит в том, что перспективные оценки прогнозируемого показателя получаются на основе замены его динамики динамикой значимых и относительно устойчивых тенденций факторов и параметров, позволяющих установить между ними взаимосвязь.

В настоящее время в национальном прогнозировании трендовый подход не имеет самостоятельного значения, а применяется либо как подготавливающее условие, либо как один из элементов факторного прогнозирования. На практике в факторные зависимости вводятся тренды, которые отражают изменения во времени параметров, характеризующих взаимосвязи между прогнозируемым показателем и обуславливающим его факторами.

Согласно второму критерию – способу определения параметров, которые характеризуют прогнозируемый объект или процесс – принято выделять генетический (ресурсный) и нормативный (целевой) подходы.

Генетический подход в национальном прогнозировании, который отражает инерционный характер развития экономики, основывается на прогнозировании устойчивых тенденций в развитии национальной экономики и сводится к перенесению зависимостей, характерных для прошлого и настоящего, на будущее.

Нормативный подход, который связывается с регулируемостью экономики, исходит из целей развития, которых желательно достичь в прогнозируемом периоде. Содержание нормативного подхода состоит в определении параметров воспроизводства, необходимых для достижения заданных целей экономического роста. При нормативном подходе учитывается взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Это находит проявление в том, что применяемые нормативные показатели формируются в терминах прошлого и настоящего. В их основу кладутся выявленные к началу прогнозного периода общественные потребности и реализованные направления технологического прогресса.

Генетический и нормативный подходы в национальном прогнозировании выступают альтернативными способами выявления параметров, характеризующих прогнозируемый объект или процесс. При генетическом подходе взаимосвязь процессов, формирующих темпы и пропорции экономического роста, разворачиваются от настоящего к будущему, а при нормативном подходе – от будущего к настоящему.


Главной задачей национального прогнозирования становится согласование результатов прогнозных расчетов, получаемых на основе генетического и нормативного подходов. Генетический подход призван обеспечить соответствие прогнозируемых процессов реальным возможностям экономического развития,
а нормативный подход – переход от сложившихся тенденций к оптимальным. В процессе проведения прогнозных расчетов на основе современного использования генетического и нормативного подходов могут разрабатываться следующие варианты развития национальной экономики:

1. Пессимистический вариант развития национальной экономики, который получается на основе экстраполяции сложившихся тенденций на перспективу (генетический подход).

2. Совокупность вероятных альтернативных прогнозов, получаемых на основе сочетания генетического и нормативного подходов (рабочие гипотезы).

3. Оптимистический вариант, получаемый на основе нормативного подхода и формирующий цели развития национальной экономики в прогнозном периоде.

Национальное прогнозирование носит комплексный характер и охватывает все уровни и аспекты функционирования и развития национальной экономики, тесно взаимосвязаны между собой и образуют целостную систему.

Система национального прогнозирования



Направление национального планирования

Направления национального прогнозирования



Внешне - экономические

прогнозы


Демографический прогноз



Прогноз природных ресурсов


Прогноз технологического процесса



Социальный прогноз


Прогнозы темпов и пропорций воспроизводства




Макроэкономический прогноз



Прогнозы развития межотраслевых комплексов и отраслей национальной экономики




Экономические функциональные прогнозы

Прогноз трудовых ресурсов и занятости населения

Прогноз воспроизводства основных фондов и инвестиций

Прогноз уровня жизни населения

Прогноз внешнеэкономической деятельности



Каждый из прогнозов имеет свой специфический объект исследования. Вместе с тем разработка системы национального прогнозирования еще далеко не завершена. В качестве основного направления ее дальнейшего совершенствования можно назвать обеспечение методического, информационного и организационного единства проведения всех видов прогнозных расчетов.


    1. Концепция социально-экономического развития страны


Стратегический анализ развития национальной экономики и национальное прогнозирование являются основой формирования концепции развития национальной экономики.

Концепцию развития национальной экономики, или концепцию социально-экономического развития страны, следует рассматривать в качестве одного из важнейших документов стратегического характера. Она призвана выразить общий замысел, включающий определение стратегических целей развития национальной экономики и средств их реализации исходя из учета и обеспечения сочетания государственных, региональных и местных интересов.

Главная цель формирования концепции – определение стратегических ориентиров и целей развития национальной экономики, основных направлений и механизмов их реализации.

Разработка концепции базируется на следующих важнейших принципах:

- целенаправленность,

- комплексность,

- вариантность,

- эффективность,

- демократичность.

Структура концепции социально-экономического развития страны определяется ее сущностью и назначением, общими требованиями, предъявляемыми к документам прогнозно-аналитического характера.

Основные разделы концепции социально-экономического развития

страны


Структура концепции социально-экономического развития страны





Раздел 1. Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации




Раздел 2. Стратегические цели и приоритеты развития национальной экономики



Раздел 3. Основные направления реализации стратегических целей




Раздел 4. Механизм реализации концепции развития национальной экономики