Файл: Курсовая работа менеджмент как дисциплина и наука Руководитель С. Л. Лайкова подпись, дата инициалы, фамилия.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.
Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приёмами и способами, а также соответственно организации работы и контрольной деятельности.
Функции менеджмента имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и находиться в тесной связи. Их можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект.
Принято считать, что в процессе управления выделяются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая из четырёх функций менеджмента является для организации жизненно важной. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение технических и стратегических планов организации.
Следует рассмотреть функции менеджмента более подробно.
Функция планирования. В процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать её члены, чтобы достичь этих целей.
План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так на высшем уровне организации занимаются стратегическим планированием – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составные функции: оценить, какие тенденции наблюдаются в её окружении. Главная задача планирования на этом уровне - определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.
Функция организации. В любом плане всегда существует этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджеров.
Функция мотивации. Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом и может уклоняться от работы.
Поведение личности может иметь и другие проявления. Всегда существует и мотив того или иного поведения.
Мотивация – это деятельность, имеющая своей целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей в поставленных планах.
Функция контроля. Управленческий контроль является непрерывным процессом. В самом общем виде контроль можно определить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.
В пассивном менеджменте, контроль – это вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать организацию на нужном (верном) пути, сравнивая показатели её действенности с установленными стандартами.
Метод управления. Это совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Слово «метод» греческого происхождения и в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется содержание управленческой деятельности.
Можно выделить следующие методы управления: организационно-административные, экономические и социально-психологические.
Организационно- административные методы управления в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Организационно- административные методы оказывают прямое воздействие на управление через приказы, распоряжения, оперативные указания. Они призваны обеспечить организации четкость и дисциплину труда.
Экономические методы управления. Им отводят центральное место. Это обуславливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и тенденциями. В их основе лежат объективные потребности и интересы людей. Посредством влияния на экономические интересы людей почти всегда можно добиться поставленной цели.
Социально - психологический метод управления. Установлено, что результат труда зависит от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников помогает менеджерам формировать коллектив с едиными целями и задачами.
3. Цели и задачи менеджмента
Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учётом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. В связи с этим в задачи менеджмента входит:
– обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
– стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
– постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
– постоянный поиск и освоение новых рынков.
К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:
– определение конкретных целей развития фирмы;
– выявление приоритетности целей, их очерёдности и последовательности решения;
– разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и путей их решения;
– выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
– определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
– установление контроля за выполнением поставленных задач.
Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объёмами ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и др.
II. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Исходные данные для расчетов
Задача – осуществить полную замену морально и физически устаревшего оборудования в отделе, рассчитать себестоимость, цену программного продута и технико–экономические показатели ИВЦ.
На предприятие существует необходимость модернизации следующих отделов:
Таблица 1 – Данные о численности разработки работников отделов
Сумма финансирования ограничена и зависит от чистой прибыли, которая предварительно рассчитывается по данным следующей таблицы:
Таблица 2 – Сведения о реализации продукции
Таблица 3 – Данные о трудоемкости и годовой программе разработки программных продуктов
2.2 Расчет суммы финансирования работ
Расчёт выручки от реализации продукции предприятия осуществляем по формуле (2.2.1):
В = ОР * ЦР, руб., где (2.2.1)
В – сумма выручки от реализации продукции, руб.;
ОР – объем реализации продукции, шт.
ЦР – цена единицы продукции, руб.
.,
Себестоимость общего объема реализованной продукции рассчитываем по формуле (2.2.2):
С = ОР * СЕ, руб., где (2.2.2)
С – Себестоимость объема реализованной продукции руб.;
ОР – Объем реализации продукции, шт.
СЕ – Себестоимость единицы продукции, руб.
Валовая прибыль от реализации продукции определяем как разность между выручкой от реализации и суммой себестоимости и рассчитываем по формуле (2.2.3):
ВП = В – С, руб., где (2.2.3)
ВП – сумма валовой прибыли от реализации продукции, руб.;
В – сумма выручки от реализации продукции, руб.;
С – себестоимость объема реализованной продукции, руб.;
Расчет чистой прибыли осуществляем с учётом налога на прибыль, который взимается по ставке 20%, и рассчитываем по формуле (2.2.4):
, где (2.2.4)
НП – сумма налога на прибыль, руб.;
П – сумма прибыли от реализации продукции, руб.;
.
Чистую прибыль рассчитываем по формуле (2.2.5):
ЧП = П – НП, руб., где (2.2.5)
ЧП – чистая прибыль, руб.;
П – сумма прибыли от реализации продукции, руб.;
НП – сумма налога на прибыль, руб.;
Сумма финансирования работ по замене оборудования рассчитывается по следующей формуле:
ФМ= ЧП* I, руб., (2.2.6)
где
ФМ- фонд модернизации, руб.;
ЧП- чистая прибыль, руб.;
I-установленный процент от чистой прибыли для финансирования замены оборудования в отделах предприятия, %.
ФМ = * 2,00% = 4 504 320,00 руб.
Фонд модернизации предприятия в текущем году составит 4 504 320 руб., за счёт этих выделенных денежных средств будут выполнены работы по замене оборудования в отделах.
2.3 Расчёт необходимого количества оборудования
При планировании необходимого количества оборудования учитываться следующее данные:
1. Каждое рабочее место оборудовано необходимым инвентарём (столы, стулья, средства освещения, телефоны и т.д.);
2. Каждое рабочее место оборудовано розетками телефонной связи, локальной сети, потребления электроэнергии;
3. Количество рабочих мест и их расположение в отделе строго определено и является оптимальным.
Стоимость персонального компьютера определяется на основании анализа рынка компьютерной техники г. Красноярска, с использованием интернет- ресурса. Данные анализа представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Комплектация персонального компьютера
Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приёмами и способами, а также соответственно организации работы и контрольной деятельности.
Функции менеджмента имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и находиться в тесной связи. Их можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект.
Принято считать, что в процессе управления выделяются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая из четырёх функций менеджмента является для организации жизненно важной. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение технических и стратегических планов организации.
Следует рассмотреть функции менеджмента более подробно.
Функция планирования. В процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать её члены, чтобы достичь этих целей.
План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так на высшем уровне организации занимаются стратегическим планированием – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составные функции: оценить, какие тенденции наблюдаются в её окружении. Главная задача планирования на этом уровне - определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.
Функция организации. В любом плане всегда существует этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджеров.
Функция мотивации. Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом и может уклоняться от работы.
Поведение личности может иметь и другие проявления. Всегда существует и мотив того или иного поведения.
Мотивация – это деятельность, имеющая своей целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей в поставленных планах.
Функция контроля. Управленческий контроль является непрерывным процессом. В самом общем виде контроль можно определить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.
В пассивном менеджменте, контроль – это вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать организацию на нужном (верном) пути, сравнивая показатели её действенности с установленными стандартами.
Метод управления. Это совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Слово «метод» греческого происхождения и в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется содержание управленческой деятельности.
Можно выделить следующие методы управления: организационно-административные, экономические и социально-психологические.
Организационно- административные методы управления в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Организационно- административные методы оказывают прямое воздействие на управление через приказы, распоряжения, оперативные указания. Они призваны обеспечить организации четкость и дисциплину труда.
Экономические методы управления. Им отводят центральное место. Это обуславливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и тенденциями. В их основе лежат объективные потребности и интересы людей. Посредством влияния на экономические интересы людей почти всегда можно добиться поставленной цели.
Социально - психологический метод управления. Установлено, что результат труда зависит от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников помогает менеджерам формировать коллектив с едиными целями и задачами.
3. Цели и задачи менеджмента
Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учётом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. В связи с этим в задачи менеджмента входит:
– обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
– стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
– постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
– постоянный поиск и освоение новых рынков.
К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:
– определение конкретных целей развития фирмы;
– выявление приоритетности целей, их очерёдности и последовательности решения;
– разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и путей их решения;
– выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
– определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
– установление контроля за выполнением поставленных задач.
Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объёмами ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и др.
II. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Исходные данные для расчетов
Задача – осуществить полную замену морально и физически устаревшего оборудования в отделе, рассчитать себестоимость, цену программного продута и технико–экономические показатели ИВЦ.
На предприятие существует необходимость модернизации следующих отделов:
-
Технического контроля машиностроительного процесса -
Отдела разработки и внедрения -
Бухгалтерии -
Отдела продаж -
Отдела рекламы и маркетинга
Таблица 1 – Данные о численности разработки работников отделов
Вариант | Отдел 1. Технического контроля машиностроительного процесса | Отдел 2. Разработки и внедрения | Отдел 3. Бухгалтерии | Отдел 4. Отдел продаж | Отдел 5. Отдел рекламы и маркетинга | Итого численность (рассчитать самостоятельно) |
15 | 20 | 9 | 10 | 13 | 14 | 66 |
Сумма финансирования ограничена и зависит от чистой прибыли, которая предварительно рассчитывается по данным следующей таблицы:
Таблица 2 – Сведения о реализации продукции
Вариант | Объем реализации 1 ед. продукции, шт. | Себестоимость 1 ед. продукции, руб. | Цена реализации 1 ед. продукции, руб. | Процент от чистой прибыли на финансирование модернизации, % |
15 | 345 000,00 | 3 615,00 | 4 431,00 | 2,00% |
Таблица 3 – Данные о трудоемкости и годовой программе разработки программных продуктов
Вариант | Технологическая трудоемкость изготовления продукта, норма - часы | Годовая программа разработки, шт. | Коэффициент выполнения норм |
15 | 480 | 64 | 1,10 |
2.2 Расчет суммы финансирования работ
Расчёт выручки от реализации продукции предприятия осуществляем по формуле (2.2.1):
В = ОР * ЦР, руб., где (2.2.1)
В – сумма выручки от реализации продукции, руб.;
ОР – объем реализации продукции, шт.
ЦР – цена единицы продукции, руб.
.,
Себестоимость общего объема реализованной продукции рассчитываем по формуле (2.2.2):
С = ОР * СЕ, руб., где (2.2.2)
С – Себестоимость объема реализованной продукции руб.;
ОР – Объем реализации продукции, шт.
СЕ – Себестоимость единицы продукции, руб.
Валовая прибыль от реализации продукции определяем как разность между выручкой от реализации и суммой себестоимости и рассчитываем по формуле (2.2.3):
ВП = В – С, руб., где (2.2.3)
ВП – сумма валовой прибыли от реализации продукции, руб.;
В – сумма выручки от реализации продукции, руб.;
С – себестоимость объема реализованной продукции, руб.;
Расчет чистой прибыли осуществляем с учётом налога на прибыль, который взимается по ставке 20%, и рассчитываем по формуле (2.2.4):
, где (2.2.4)
НП – сумма налога на прибыль, руб.;
П – сумма прибыли от реализации продукции, руб.;
.
Чистую прибыль рассчитываем по формуле (2.2.5):
ЧП = П – НП, руб., где (2.2.5)
ЧП – чистая прибыль, руб.;
П – сумма прибыли от реализации продукции, руб.;
НП – сумма налога на прибыль, руб.;
Сумма финансирования работ по замене оборудования рассчитывается по следующей формуле:
ФМ= ЧП* I, руб., (2.2.6)
где
ФМ- фонд модернизации, руб.;
ЧП- чистая прибыль, руб.;
I-установленный процент от чистой прибыли для финансирования замены оборудования в отделах предприятия, %.
ФМ = * 2,00% = 4 504 320,00 руб.
Фонд модернизации предприятия в текущем году составит 4 504 320 руб., за счёт этих выделенных денежных средств будут выполнены работы по замене оборудования в отделах.
2.3 Расчёт необходимого количества оборудования
При планировании необходимого количества оборудования учитываться следующее данные:
1. Каждое рабочее место оборудовано необходимым инвентарём (столы, стулья, средства освещения, телефоны и т.д.);
2. Каждое рабочее место оборудовано розетками телефонной связи, локальной сети, потребления электроэнергии;
3. Количество рабочих мест и их расположение в отделе строго определено и является оптимальным.
Стоимость персонального компьютера определяется на основании анализа рынка компьютерной техники г. Красноярска, с использованием интернет- ресурса. Данные анализа представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Комплектация персонального компьютера
Тип комплектующих | Количество, шт | Цена 1 ед., руб. |
Процессор | 1 | 4 299 |
Материнская плата | 1 | 8 499 |
Память | 1 | 7 499 |
Накопители | 1 | 8 499 |
Прочие (мышка, клавиатура, монитор, жёсткий диск) | 1 | 11 349 |
Итого: | 1 | 40 145 |