Файл: Философия сущность и предназначение (Занятие 1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Специфика научного знания.

3. Наивный и научный реализм.

4. Интуиция как источник познания.

5. Специфика медицинского знания.

Темы докладов:

1. Интуиция как источник познания.

2. Специфика медицинского знания.

Методические указания к практическому занятию № 23

Тема: «Познание как предмет философского анализа» (Занятие № 2).

Цели занятия:

  1. Дать представление об истине как семантической категории, ее онтологическом и гносеологическом аспектах;

  2. Дать представление о принципах и свойствах истины;

  3. Охарактеризовать истину как процесс, провести сравнительный анализ истины, заблуждения и лжи;

  4. Изучить проблему врачебных заблуждений (ошибок);

  5. Определить критерии истинного знания.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Понятие истины. Онтологический и гносеологический статусы истины. Истина как семантическая категория. Принципы истины: корреспонденции, когеренции и прагматизма.

2. Свойства истины: объективность, абсолютность, относительность, конкретность.

3. Истина как процесс. Заблуждение. Ложь. Ложь «во спасение». Плацебо. Истина и правда. Проблема врачебных ошибок. Проблема фальсификации лекарственных средств.

4. Логическая (теоретическая) и практическая достоверность. Критерии истинности знания. Верификация. Фальсификация (фактуальная, аналитическая, формальная истина).

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Истина как семантическая категория.

2. Проблема врачебных ошибок.

3. Плацебо. Проблема фальсификации лекарственных средств.

4. Критерии истинности знания. Верификация.

5. Истина и правда в русской философской мысли.

6. Проблема выражения истины в языке.

Темы докладов:

1. Истина и правда в русской философской мысли.

2. Проблема выражения истины в языке.
Методические указания к практическому занятию № 24

Тема: «Познание как предмет философского анализа» (Занятие № 3)

Цели занятия:

  1. Дать представление о практике, ее свойствах и формах;

  2. Дать представление о практике как источнике и цели познания;

  3. Выявить специфику человеческой деятельности и ее отличие от деятельности животных и роботов;

  4. Дать представление о практике как критерии истины, специфике врачебной практики.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.


Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Понятие практики и ее генезис. Особенности практики (целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразование материальных систем). Специфика человеческой деятельности, ее отличие от активности животных и функционирования технических систем (Л. Фейербах, К. Маркс).

  2. Диалектика субъективного и объективного в практике. Роль «идеального» в практике.

  3. Формы практической деятельности: материально-производственная, политическая, научная, художественная, семейно-бытовая и др. Специфика врачебной практики.

  4. Роль практики в познании. Базисная, детерминирующая, критериальная, целеполагающая функции практики в познании. Свойства практики: абсолютность, относительность, процессуальность.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Диалектика субъективного и объективного в практике.

  2. Роль «идеального» в практике.

  3. Формы практической деятельности: материально-производственная, политическая, научная, художественная, семейно-бытовая и др.

  4. Специфика врачебной и педагогической практики.

  5. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса.

Темы докладов:

  1. Специфика врачебной (фармацевтической) и педагогической практики.

  2. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса.


Методические указания к практическому занятию № 25


Тема: «Научное познание» (Занятие № 1).

Цели занятия:

1. Дать представление о специфике научного познания и роли науки в современном мире, социальных функциях и критериях науки;

2. Дать представление об уровнях и формах научного познания;

3. Сравнить науки «о природе» и науки «о духе» и выявить специфику естественнонаучного и гуманитарного знания (В. Виндельбанд, В. Дильтей);

4. Дать представление о теориях развития и методологии науки.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Специфика научного познания. Критерии науки. Наука как система знаний. Медицина как научный и культурный феномен. Роль науки в современном мире.

2. Проблема классификации наук. Науки «о природе» и науки «о духе»: специфика естественнонаучного и гуманитарного знания (В. Виндельбанд, В. Дильтей).

3. Строение и динамика научного знания. Эмпирический и теоретический уровни. Формы научного познания: факт, проблема, гипотеза, теория. Типы и виды теорий. Парадигмы.

4. Проблема роста научного знания: кумулятивизм, теория фальсификации (К. Поппер), теория научных революций (Т. Кун), теория научно-исследовательских программ (И. Лакатос). Тенденции развития медицины.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Наука как система знаний.

2. Медицина как научный и культурный феномен.

3. Роль науки в современном мире.

4. Проблема классификации наук.

5. Тенденции развития медицины.

6. Гносеологические проблемы медицины.

7. Медикализация культуры и критика технократического мышления.

Темы докладов:

1. Гносеологические проблемы медицины.

2. Медикализация культуры и критика технократического мышления.
Методические указания к практическому занятию № 26

Тема: «Научное познание» (Занятие № 2).

Цели занятия:

1. Дать представление о методах научного познания, их специфике и классификации;

2. Дать представление об основных логических процессах: анализе, синтезе, дедукции, индукции, обобщении, идеализации, абстрагировании и формах логического познания;

3. Дать представление о логической структуре диагностического познания и клиническом мышлении врача;

4. Провести анализ работы Р.И. Лившиц и др. «Молекулярные основы эндогенной интоксикации при термических поражениях и новые пути их лечения».


Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Методы научного познания и их специфика. Классификация научных методов. Наблюдение и эксперимент. Особенности медицинского эксперимента. Роль приборов в современном научном и медицинском познании. Метод опроса и его значение в медицине.

2. Философия как методология медицины. Особенности логического познания. Формальная и неформальная логика. Основные логические процессы: анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, идеализация, абстрагирование. Формы логического познания (понятие, суждение, умозаключение).

3. Структура научного поиска в естествознании (гипотетико-дедуктивный метод). Анализ работы: Р.И. Лившица и др. «Молекулярные основы эндогенной интоксикации при термических поражениях и новые пути их лечения».

4. Особенности диагностики как познавательного процесса. Логическая структура диагностического познания. Клиническое мышление врача.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Методы научного познания и их специфика.

2. Классификация научных методов.

3. Наблюдение и эксперимент. Особенности медицинского эксперимента.

4. Роль приборов в современном научном и медицинском познании.

5. Метод опроса и его значение в медицине.

Темы докладов:

1. Логика Аристотеля.

2. Специфика врачебного мышления.
Методические указания к практическому занятию № 27

Тема: «Философские концепции общества и глобальные проблемы современности» (Занятие №1).

Цели занятия:

  1. Дать представление об обществе как социальной системе;

  2. Дать представление о роли материального производства как основе общественного развития;

  3. Изучить структуру общества;

  4. Дать представление о диалектике свободы и необходимости в историческом процессе;

  5. Дать представление о критериях социального прогресса;

  6. Дать представление о сущности цивилизации и перспектив её развития.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Социальная философия и ее предмет. Понятие общества. Общество как социальная система. Экономическая, политическая, социальная и духовная подсистемы общества. Концепция исторического материализма. Формационный подход к анализу общества: базис и надстройка общества (К. Маркс). Типология обществ.

  2. Структура общества. Социальные общности и социальные институты. Касты. Сословия. Классы. Государство и гражданское общество. Социальная стратификация и социальная мобильность (П.А. Сорокин). Маргинальность и депривация в современном обществе.

  3. Особенности развития общества. «Закон трех стадий» О. Конта. Социальный прогресс и социальный регресс. Критерии социального прогресса. Революции и реформы. Социокультурная динамика. (П.А. Сорокин).

  4. Цивилизационный подход к анализу общества. Понятие цивилизации. Основные концепции цивилизации (К. Маркс, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Теория модернизации и конфликт цивилизаций (С. Хантингтон). Перспективы и ценности современной (западной) цивилизации.


Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Социальный прогресс и социальный регресс.

  2. Критерии социального прогресса.

  3. Революции и реформы.

  4. Маргинальность и депривация в современном обществе

  5. Исторический материализм. Базис и надстройка общества (К. Маркс).

  6. Типология обществ (К. Маркс, Д. Белл).

  7. Перспективы и ценности современной (западной) цивилизации.

  8. Теория модернизации и конфликт цивилизаций (С. Хантингтон).

  9. Основные концепции цивилизации (К. Маркс, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

  10. Особенности становления и развития русской цивилизации.

  11. Перспективы и ценности современной (западной) цивилизации.

Темы докладов:

1. Особенности становления и развития русской цивилизации.

2. Перспективы и ценности современной (западной) цивилизации.
Методические указания к практическому занятию № 28

Тема: «Философские концепции общества и глобальные проблемы современности» (Занятие №2).

Цели занятия:

  1. Дать представление о феномене природы как объекте философского осмысления;

  2. Дать представление о взаимодействии природы и культуры;

  3. Изучить причины возникновения глобальных проблем;

  4. Дать представление о методологии разрешения глобальных проблем;

  5. Дать представление о перспективах человечества и сценариях будущего.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Природа как объект философского осмысления. Космоцентризм и пантеизм. Материализм и идеализм. Природа и культура. Естественная и искусственная среда.

  2. Классификация проблем современного общества. Источники и сущность глобальных проблем (экологическая, демографическая и проблема угрозы ядерной войны).

  3. Методология разрешения глобальных проблем современности. Идеология сознательного аскетизма.

  4. Человечество как единое целое. Глобализация и антиглобализация. Будущее человечества.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Космоцентризм и пантеизм.

  2. Материализм и идеализм.

  3. Природа и культура. Естественная и искусственная среда.

  4. Будущее человечества.

  5. Научно-техническая революция и основные сценарии будущего.

  6. «Римский клуб» о глобальных проблемах и перспективах выживания человечества.