ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Специфика научного знания.
3. Наивный и научный реализм.
4. Интуиция как источник познания.
5. Специфика медицинского знания.
Темы докладов:
1. Интуиция как источник познания.
2. Специфика медицинского знания.
Методические указания к практическому занятию № 23
Тема: «Познание как предмет философского анализа» (Занятие № 2).
Цели занятия:
-
Дать представление об истине как семантической категории, ее онтологическом и гносеологическом аспектах; -
Дать представление о принципах и свойствах истины; -
Охарактеризовать истину как процесс, провести сравнительный анализ истины, заблуждения и лжи; -
Изучить проблему врачебных заблуждений (ошибок); -
Определить критерии истинного знания.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Понятие истины. Онтологический и гносеологический статусы истины. Истина как семантическая категория. Принципы истины: корреспонденции, когеренции и прагматизма.
2. Свойства истины: объективность, абсолютность, относительность, конкретность.
3. Истина как процесс. Заблуждение. Ложь. Ложь «во спасение». Плацебо. Истина и правда. Проблема врачебных ошибок. Проблема фальсификации лекарственных средств.
4. Логическая (теоретическая) и практическая достоверность. Критерии истинности знания. Верификация. Фальсификация (фактуальная, аналитическая, формальная истина).
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Истина как семантическая категория.
2. Проблема врачебных ошибок.
3. Плацебо. Проблема фальсификации лекарственных средств.
4. Критерии истинности знания. Верификация.
5. Истина и правда в русской философской мысли.
6. Проблема выражения истины в языке.
Темы докладов:
1. Истина и правда в русской философской мысли.
2. Проблема выражения истины в языке.
Методические указания к практическому занятию № 24
Тема: «Познание как предмет философского анализа» (Занятие № 3)
Цели занятия:
-
Дать представление о практике, ее свойствах и формах; -
Дать представление о практике как источнике и цели познания; -
Выявить специфику человеческой деятельности и ее отличие от деятельности животных и роботов; -
Дать представление о практике как критерии истины, специфике врачебной практики.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
-
Понятие практики и ее генезис. Особенности практики (целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразование материальных систем). Специфика человеческой деятельности, ее отличие от активности животных и функционирования технических систем (Л. Фейербах, К. Маркс). -
Диалектика субъективного и объективного в практике. Роль «идеального» в практике. -
Формы практической деятельности: материально-производственная, политическая, научная, художественная, семейно-бытовая и др. Специфика врачебной практики. -
Роль практики в познании. Базисная, детерминирующая, критериальная, целеполагающая функции практики в познании. Свойства практики: абсолютность, относительность, процессуальность.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
-
Диалектика субъективного и объективного в практике. -
Роль «идеального» в практике. -
Формы практической деятельности: материально-производственная, политическая, научная, художественная, семейно-бытовая и др. -
Специфика врачебной и педагогической практики. -
«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса.
Темы докладов:
-
Специфика врачебной (фармацевтической) и педагогической практики. -
«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса.
Методические указания к практическому занятию № 25
Тема: «Научное познание» (Занятие № 1).
Цели занятия:
1. Дать представление о специфике научного познания и роли науки в современном мире, социальных функциях и критериях науки;
2. Дать представление об уровнях и формах научного познания;
3. Сравнить науки «о природе» и науки «о духе» и выявить специфику естественнонаучного и гуманитарного знания (В. Виндельбанд, В. Дильтей);
4. Дать представление о теориях развития и методологии науки.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Специфика научного познания. Критерии науки. Наука как система знаний. Медицина как научный и культурный феномен. Роль науки в современном мире.
2. Проблема классификации наук. Науки «о природе» и науки «о духе»: специфика естественнонаучного и гуманитарного знания (В. Виндельбанд, В. Дильтей).
3. Строение и динамика научного знания. Эмпирический и теоретический уровни. Формы научного познания: факт, проблема, гипотеза, теория. Типы и виды теорий. Парадигмы.
4. Проблема роста научного знания: кумулятивизм, теория фальсификации (К. Поппер), теория научных революций (Т. Кун), теория научно-исследовательских программ (И. Лакатос). Тенденции развития медицины.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Наука как система знаний.
2. Медицина как научный и культурный феномен.
3. Роль науки в современном мире.
4. Проблема классификации наук.
5. Тенденции развития медицины.
6. Гносеологические проблемы медицины.
7. Медикализация культуры и критика технократического мышления.
Темы докладов:
1. Гносеологические проблемы медицины.
2. Медикализация культуры и критика технократического мышления.
Методические указания к практическому занятию № 26
Тема: «Научное познание» (Занятие № 2).
Цели занятия:
1. Дать представление о методах научного познания, их специфике и классификации;
2. Дать представление об основных логических процессах: анализе, синтезе, дедукции, индукции, обобщении, идеализации, абстрагировании и формах логического познания;
3. Дать представление о логической структуре диагностического познания и клиническом мышлении врача;
4. Провести анализ работы Р.И. Лившиц и др. «Молекулярные основы эндогенной интоксикации при термических поражениях и новые пути их лечения».
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Методы научного познания и их специфика. Классификация научных методов. Наблюдение и эксперимент. Особенности медицинского эксперимента. Роль приборов в современном научном и медицинском познании. Метод опроса и его значение в медицине.
2. Философия как методология медицины. Особенности логического познания. Формальная и неформальная логика. Основные логические процессы: анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, идеализация, абстрагирование. Формы логического познания (понятие, суждение, умозаключение).
3. Структура научного поиска в естествознании (гипотетико-дедуктивный метод). Анализ работы: Р.И. Лившица и др. «Молекулярные основы эндогенной интоксикации при термических поражениях и новые пути их лечения».
4. Особенности диагностики как познавательного процесса. Логическая структура диагностического познания. Клиническое мышление врача.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Методы научного познания и их специфика.
2. Классификация научных методов.
3. Наблюдение и эксперимент. Особенности медицинского эксперимента.
4. Роль приборов в современном научном и медицинском познании.
5. Метод опроса и его значение в медицине.
Темы докладов:
1. Логика Аристотеля.
2. Специфика врачебного мышления.
Методические указания к практическому занятию № 27
Тема: «Философские концепции общества и глобальные проблемы современности» (Занятие №1).
Цели занятия:
-
Дать представление об обществе как социальной системе; -
Дать представление о роли материального производства как основе общественного развития; -
Изучить структуру общества; -
Дать представление о диалектике свободы и необходимости в историческом процессе; -
Дать представление о критериях социального прогресса; -
Дать представление о сущности цивилизации и перспектив её развития.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
-
Социальная философия и ее предмет. Понятие общества. Общество как социальная система. Экономическая, политическая, социальная и духовная подсистемы общества. Концепция исторического материализма. Формационный подход к анализу общества: базис и надстройка общества (К. Маркс). Типология обществ. -
Структура общества. Социальные общности и социальные институты. Касты. Сословия. Классы. Государство и гражданское общество. Социальная стратификация и социальная мобильность (П.А. Сорокин). Маргинальность и депривация в современном обществе. -
Особенности развития общества. «Закон трех стадий» О. Конта. Социальный прогресс и социальный регресс. Критерии социального прогресса. Революции и реформы. Социокультурная динамика. (П.А. Сорокин). -
Цивилизационный подход к анализу общества. Понятие цивилизации. Основные концепции цивилизации (К. Маркс, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Теория модернизации и конфликт цивилизаций (С. Хантингтон). Перспективы и ценности современной (западной) цивилизации.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
-
Социальный прогресс и социальный регресс. -
Критерии социального прогресса. -
Революции и реформы. -
Маргинальность и депривация в современном обществе -
Исторический материализм. Базис и надстройка общества (К. Маркс). -
Типология обществ (К. Маркс, Д. Белл). -
Перспективы и ценности современной (западной) цивилизации. -
Теория модернизации и конфликт цивилизаций (С. Хантингтон). -
Основные концепции цивилизации (К. Маркс, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). -
Особенности становления и развития русской цивилизации. -
Перспективы и ценности современной (западной) цивилизации.
Темы докладов:
1. Особенности становления и развития русской цивилизации.
2. Перспективы и ценности современной (западной) цивилизации.
Методические указания к практическому занятию № 28
Тема: «Философские концепции общества и глобальные проблемы современности» (Занятие №2).
Цели занятия:
-
Дать представление о феномене природы как объекте философского осмысления; -
Дать представление о взаимодействии природы и культуры; -
Изучить причины возникновения глобальных проблем; -
Дать представление о методологии разрешения глобальных проблем; -
Дать представление о перспективах человечества и сценариях будущего.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
-
Природа как объект философского осмысления. Космоцентризм и пантеизм. Материализм и идеализм. Природа и культура. Естественная и искусственная среда. -
Классификация проблем современного общества. Источники и сущность глобальных проблем (экологическая, демографическая и проблема угрозы ядерной войны). -
Методология разрешения глобальных проблем современности. Идеология сознательного аскетизма. -
Человечество как единое целое. Глобализация и антиглобализация. Будущее человечества.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
-
Космоцентризм и пантеизм. -
Материализм и идеализм. -
Природа и культура. Естественная и искусственная среда. -
Будущее человечества. -
Научно-техническая революция и основные сценарии будущего. -
«Римский клуб» о глобальных проблемах и перспективах выживания человечества.