Файл: Система образования в китае в конце xx начале xxi в. В.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СОВРЕМЕННЫХ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Специальность: «Перевод и переводоведение»
Курсовая работа
на тему:
«СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ
В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI В.В.»
Студентки 3 курса 31 группы
Чинкировой Э.С
Научный руководитель
Сосновская Н.И
г. Красноярск
2008 г.
Содержание
Введение 3
1. Эволюция системы образования в Китае во второй половине XX – начале XXI в.в. 6
1.1.Состояние образования в КНР в 1949 – 1976 г.г 6
1.2. Восстановление системы образования в Китае в 70- 90-е г.г. 9
1.3. Образование в КНР на рубеже веков 13
2. Частные ВУЗы 19
2.1. Рост частного образования 19
2.2. Различие частного и государственного университета. 20
3. Образование для взрослых 25
4. Образование специфического населения 27
5. Международные обмены 30
6. Система педагогического образования в Китае 33
6.1. Политика правительства КНР в сфере педагогического образования 33
6.2. Направления и уровни подготовки специалистов системы педагогического образования 37
6.3. Основные направления реформ в области педагогического образования 40
7. Финансирование образования 45
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Введение
На протяжении всей письменной истории человечества Китай постоянно жил и действовал на мировой арене, хотя его вес, значение и роль в разные периоды истории были различными.
В последние два десятилетия двадцатого века мир стал свидетелем не только впечатляющего усиления позиций Китая в мировой политике и экономике, но и модернизационных процессов в образе жизни, гуманитарных науках, общественном сознании китайцев. На настоящий день практически ни у кого не вызывает сомнения выход Китая на международную арену как нового игрока «первого уровня».
Китайская Народная Республика находится сегодня на стадии «взлета». Эта стадия предполагает ориентацию государства на высокие темпы экономического роста, реализацию крупномасштабных проектов, требующих больших вложений и затрат. В настоящее время в связи с обострением конкуренции, особенно в сфере информационных технологий, после вступления КНР во Всемирную торговую организацию, перед страной стоит острая проблема подготовки специалистов для различных областей экономики, промышленности, сельского хозяйства.
Качественная подготовка таких профессионалов, отвечающих постоянно меняющимся требованиям времени, возможна лишь при наличии системы эффективной подготовки таких кадров.
Проводился в жизнь курс, согласно которому «образование должно служить социалистической модернизации, должно быть соединено с производством и с трудом, растить всесторонне развитых строителей социализма и их смену в моральном, интеллектуальном, физическом и эстетическом отношениях».
Очевидно, что в новейший период, в связи со стремительным научно-техническим прогрессом, расширением международного сотрудничества, тенденцией взаимопроникновения науки и техники в гуманитарные дисциплины, эпохой информатизации, обменом восточной и западной культур, изучение и осмысление процессов, происходящих в системе подготовки кадров, становятся исключительно актуальными.
Международные исследования в области образования последних лет показывают, что Китай входит в первую пятерку стран по качеству обучения в средней школе. Такие достижения немыслимы без всестороннего развития образования. И если Китаю удалось подняться по международной образовательной лестнице так высоко, то его опыт представляет несомненный интерес и заслуживает права быть всесторонне изученным.
Объектом исследования является система образования в Китае, а предметом – особенности развития системы образования в Китае.
Цель исследования – осуществить анализ становления и современного состояния системы подготовки нового образованного поколения в Китае.
Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующих задач:
– на основе обобщения имеющейся научно-педагогической литературы и нормативных документов выявить особенности становления системы образования в Китае во второй половине XX – начале XXI вв.;
– рассмотреть систему образования, существующую в настоящее время в КНР;
– выделить проблемы, вставшие перед образованием в связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в Китайской Народной Республике;
– проанализировать возможные перспективы развития системы высшего образования в Китае.
В процессе изучение темы были рассмотрены работы отечественных и зарубежных авторов. Проблемы образования в КНР в 50-х – 70-х годах в своих работах освещали Антиповский А.А., Боревская Н.Е., Франчук Н.В., Сладковский М.И. В настоящее время все больше исследователей обращаются к проблеме образования в Китае, появляется большое количество фундаментальных работ и статей. Боенко М.А., Сорокина Т.Н., Тарасюк Л.Н. проанализировали в своих работах становление системы высшего образования, выявили основные проблемы и предположили ее дальнейшее развитие. В данной работе были использованы статьи таких китайских исследователей, как Ду Яньянь, Куай Мин, Лю Сяоянь, Ру Я, Рю Янг, Сяомань Ч., Тань Чжи Сунн, Цуй Хунхай, Чжан Лили, Чжу Сяо Мань, Чэнь Голян и Ш.Юань.
Кроме того, были использованы материалы сайта Министерства образования КНР, а так же текст конституции КНР 1982 года.
1. Эволюция системы образования в Китае во второй половине XX – начале XXI в.в.
-
Состояние образования в КНР в 1949 – 1976 г.г
К середине XX века экономическая, политическая и социальная ситуация в Китае была крайне тяжелой – недавно закончилась Вторая мировая война, а так же гражданская война между Коммунистической партией Китая и правительством Гоминьдана. В 1949 году провозглашается Китайская Народная Республика, а с 1950 года начинается ее признание в мире. Так же, как и многие другие отрасли, образование находилось в упадке, 80% населения были неграмотны, и новому правительству было необходимо срочно принимать меры для улучшения ситуации.
После образования КНР были проведены реформы в интересах создания единой системы образования. В 1949-1957 г.г. были увеличены расходы на образование; разработаны единые программы обучения и учебные материалы. Уже в 1956 году уровень неграмотности снизился до 78%; была создана система школ для обучения взрослого населения.1 К 1949 году 93 университета из 223, над которыми коммунистическая партия взяла контроль, были частными вузами. Вследствие национализации в начале 1950-х, все частные вузы были закрыты или объединены с государственными. В период с 1952 по 1982 гг. частное высшее образование полностью исчезло.2
В связи с расширением международного сотрудничества Советского Союза и КНР в 50-х - начале 60-х гг. учебные заведения Китая всех видов изучали педагогическую теорию и опыт Советского Союза, а также приглашали советских специалистов. Советская помощь сыграла большую роль, особенно в создании широкой сети производственного обучения и профессионально-технического образования. В 1949-1959 в учебных заведениях Китая работало свыше 760 советских преподавателей, при их участии было создано 337 кафедр и почти 560 лабораторий. Одновременно они подготовили свыше 4 тысяч аспирантов и свыше 7 тысяч педагогических работников. В конце 50-х - начале 60-х гг. в учебных заведениях СССР прошли обучение более 10 тысяч китайских специалистов.3
Кроме того, начинается централизация высшего образования – вузы передаются в ведение Министерства просвещения. Все вузы разделяются на университеты и институты, а так же делятся по профилям на политехнические, технические, лесные, сельскохозяйственные, медицинские и педагогические. Организуется Народный Университет Китая для подготовки руководящих кадров.
Перед новым правительством встала острая проблема нехватки педагогических кадров. В связи с этим значительно расширилась сеть педагогических учебных заведений, в каждой провинции было создано хотя бы по одному педагогическому институту. Началось укрупнение педагогических университетов – образовательный факультет Пекинского университета, кафедра образования Народного Университета Китая слились в одно с кафедрой Пекинского педагогического университета, однако, эта мера не принесла желаемых результатов, так как эти кафедры и факультет имели слишком разные программы и разные уровни подготовки.4
Таким образом, можно видеть, что в первые мероприятия КНР в области образования были направлены на скорейшее преодоление неграмотности большинства населения путем создания централизованной системы учебных заведений, активном сотрудничестве с Советским Союзом и расширение сети педагогических вузов.
В 1958 году КНР провозгласила «Большой скачок» как новый курс партии. Целью курса был быстрый рост экономического и технического потенциала страны. Для осуществления программы планировалось использование внутренних резервов страны наравне с внешней помощью. Этой же цели служил и план новой пятилетки (1958-62). В рамках программы стали организовывать коммуны на селе и в слаборазвитых пригородных зонах. Однако Кампания «большого скачка» с треском проваливается. К 1959 году стало ясно, что она привела к перепроизводству продуктов низкого качества, деморализовала коммуны, децентрализовала власть.
В результате, в апреле 1959 г. Мао, который был вдохновителем и организатором кампании, был смещен с поста председателя КНР и на его место пришел Лю Шаоци (Мао Цзедун остается во главе Коммунистической партии). Начинается охлаждение отношений между СССР и Китаем.5
После провозглашения политики "Большого скачка" управление образованием было передано от Министерства просвещения местным органам власти - народным коммунам. Они создавали самостоятельные учебные заведения, главным образом, с сокращённым сроком обучения по упрощённым программам, в которых половина времени отводилась на труд. Число учащихся начало сокращаться. Ухудшилось качество обучения.6
В соответствии с ранее объявленной Мао программой «Учимся социализму», в стране провозглашались социалистические принципы. Социализму учили в школах, не допуская никакого «буржуазного» влияния. Все образование было поставлено на идеологическую основу, знание основ социализма стало обязательным. Во всех сферах науки, культуры, искусства главным стал вопрос классовой борьбы и социалистического реализма. В это же время была объявлена еще одна кампания по организации движения «Народной освободительной армии».
В структуре самой партии началась активная борьба с оппозицией. С одной стороны группа Маоистов при поддержке Народной освободительной армии, с другой стороны Лю Шаоци и Ден Сяопин. Премьер Чжоу Эньлай, который лояльно относился к Мао, оказался меж двух огней и пытался примирить стороны.
Мао чувствовал, что он не может далее зависеть от формальной партийной организации, которая постепенно скатывалась, по его мнению, к буржуазному абстракционизму. Он объявляет очередной лозунг борьбы за тех, кто «левый формально, но правый по содержанию». В эту работу он активно вовлекает Народную освободительную армию, которая, по его мнению, «должна стать школой для нового поколения революционных борцов и лидеров». Он обращается и к студентам средней школы, к которым потом примкнут студенты некоторых высших учебных заведений, они впоследствии составят костяк так называемых «Красных бригад» - хунвейбинов. В рамках кампании «Культурной Революции» хунвейбины станут опорой партии в ее борьбе с инакомыслящими на местных и региональных уровнях.
«Культурная революция» в Китае вылилась в результате в открытое уничтожение инакомыслящих и сопровождалась массовыми убийствами. Хунвейбины активно занимались поисками «пережитков буржуазной идеологии», на этом основании были организованы массовые кампании по переселению представителей интеллигенции в деревни, убийства и гонения, перевоспитание членов КПК и кадровых работников в «школах 7 мая», являвшихся, по существу, концентрационными лагерями.7
«Культурная революция» нанесла огромный ущерб образованию. Большинство университетов было закрыто. В том числе закрылся Пекинский педагогический университет, и его студенты приняли активной участие в революции.8 Многие педагогические вузы так же приостановили работу, а их сотрудники были отправлены в лагеря. «Культурная революция» практически свела на нет все успехи модернизации образования в начале 50-х гг.
1.2. Восстановление системы образования в Китае в 70- 90-е г.г.
В историю КНР 50- 70-е годы вошли как время массовых политических кампаний: с помощью социально-экономических экспериментов КПК пыталась разработать собственные модели и коммунизма, и модернизации. Партия проводила тотальное огосударствление и обобществление собственности