Файл: Система образования в китае в конце xx начале xxi в. В.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, сопровождавшиеся постоянными репрессиями против инакомыслящих внутри правящей партии и за ее пределами. Символами этого курса, принесшего стране огромные материальные затраты и многомиллионные человеческие жертвы, стали "народные коммуны" и "культурная революция".
В итоге к середине 70-х годов континентальный Китай оставался слаборазвитым аграрным государством с диктаторским и репрессивным политическим режимом. Он объединил страну и отстоял ее независимость, но КНР, как и прежде, была далека от модернизации. Тридцатилетний коммунистический путь воплощения национального идеала оказался неэффективным и разрушительным. Лишь после смерти председателя Мао коммунистическое движение стало сходить на нет, а в самом Китае начались постепенные, но последовательные экономические реформы либерального характера (возрождение элементов свободного рынка, частной собственности, привлечение иностранного капитала и т.д.).9
Восстановление и дальнейшее развитие высшего образования началось с 1978 года, когда было признано, что «Культурная революция» привела высшее образование в состояние глубокого кризиса и полностью дезориентировала работу учебных заведений. В результате была сформирована следующая система образования: дошкольные учреждения при городских промышленных предприятиях, сельских и поселковых народных коммунах; 9-летние школы для детей в возрасте от 7 до 15 лет (5-летняя младшая школа, 2-годичная неполная ср. и 2-годичная полная средняя), проф. и высшие учебные заведения (срок обучения не менее 3 лет после 9-летней школы), затем практика на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве или в военных организациях.10
Увеличиваются государственные расходы на образование. В 1977 году проведена реформа высшего образования, по которой срок обучения в вузах отныне составляет 4-5 лет, организуются новые институты, разрабатываются единые экзаменационные нормы для поступления в вузы.
В 1978 решением Госсовета КНР было введено 10-летнее общее образование (начальная школа - 5 лет обучения; неполная средняя - 3 года; полная средняя - 2 года), был также увеличен до 4-5 лет срок обучения в высшей школе. В 1-й половине 80-х гг. восстановлено 12-летнее общее образование: младшая школа (6 лет обучения), неполная средняя (3 года), полная средняя (3 года).11
Однако на развитие высшего образования продолжает оказывать влияние тенденция к прагматизации и элитарности высшего образования, характерная для технократически настроенной части руководства КПК. Игнорируя принципы демократизации образования, открываются «элитарные» («ключевые») учебные заведения.
12
Заново начинается процесс централизации вузов, воссоздается Министерство просвещения. Все вузы делятся на пять категорий: университеты общего профиля с естественным и гуманитарным отделениями, технологические университеты и институты, отраслевые институты, педагогические университеты и колледжи, специальные колледжи. Обучение в вузах становится платным. Расширяется их автономия: учебные планы и программы утверждаются непосредственно самими вузами, Государственный комитет по вопросам образования (организованный вместо Министерства просвещения) только контролирует выполнение основных требований. Распространяются факультативы и европейская система зачетных единиц (за весь период обучения). Организуются вечерние и заочные отделения, экстернат. С 1978 года действует Единый государственный экзамен. А с 1985 года прием в вузы осуществляется по трем направлениям: 1. По государственному плану; 2. по заявкам организаций; 3. Обучение за собственный счет. В первых двух случаях обучение оплачивают государство и организация, а в последнем – сам студент.13
В конце 80-х гг. проводится целый ряд реформ высшего образования, основными направлениями которых являются:
1. Осуществление интеграции образования, науки и производства;
2. Замена системы распределения выбором самого выпускника;
3. Комплексная перестройка внутри вузов. Вуз должен реализовывать образовательные задачи исходя из реальных условий, найти свою модель учебного процесса, соответствующую его уровню и категории;
4. Улучшение идейно-нравственного воспитания, повышение качества образования.14
Кроме того, создается три ведомства подчинения вузов: Государственный комитет образования, отраслевые ведомственные центры и местные органы власти. Последний подчиняется наибольшее количество вузов.
После "Великой культурной революции", в конце 70-х гг. стали приниматься меры по развитию педагогической науки, начался пересмотр ряда положений Мао Цзэдуна об образовании. В 1978 в Пекине возобновил работу Центральный научно-исследовательский институт педагогики, а также аналогичные НИИ в ряде провинций и крупных городах. В кон. 70-х гг. создана Национальная педагогическая ассоциация, в состав которой входят научные общества педагогики, истории педагогики, сравнительной педагогики, дошкольного воспитания, преподавания китайского языка в школе, преподавания иностранных языков. В 1983 году организован Комитет по координации педагогических исследований.
К концу 80-х гг. действовало более 30 научных учреждений в области педагогики и народного образования. Выпускаются периодические педагогические издания, книги, монографии; журналы "Цзя-оюй яньцзю" ("Педагогические исследования"), "Женьминь цзяоюй" ("Народное образование") и "Вайго цзяоюй" ("Зарубежная педагогика"), а также "Чжунго цзяоюй бао"("Китайская педагогическая газета") и др.
Проведение большого количества реформ, увеличение расходов на образование, создание централизованной системы высшего образования с одной стороны и предоставление широкой автономии вузам с другой, позволили Китаю выйти из кризиса 60-х гг. и поднять высшее образование на достаточно высокий уровень. Но оставался еще целый ряд проблем, центральное место среди которых занимают перекос в сторону технических специальностей в ущерб гуманитарным и плохая обеспеченность провинций и сел в получении высшего образования. Кроме того, достаточно высокая плата за обучение в вузах не позволяет обучаться всем желающим.
1.3. Образование в КНР на рубеже веков
На рубеже веков образование в Китае переживает период существенных преобразований. При этом важно, насколько удачно сумеет китайское образование вписаться в мировые образовательные процессы. В своем выступлении на 15 съезде партии генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Цзян Цзэминь подчеркнул, что расцвет и упадок страны связаны с просвещением, и каждый гражданин ответственен за развитие просвещения. Он также указал, что именно повышение образовательной подготовки граждан — это основная цель просвещения, а обучение должно осуществляться в духе новаторства и развития способностей на практике.15 Необходимо воспитать и подготовить продолжателей дела политического и социально-экономического подъема страны, которые будут не только всесторонне развиты, но также будут обладать моральными, культурными, волевыми качествами. Следует отметить, что в ходе начального этапа реформы китайской системы образования были осмыслены передовые зарубежные педагогические идеи и опыт школьных реформ других стран. В результате началось обновление содержания образования, форм и методов обучения в Китае. Одновременно совершенствовалась технология педагогической деятельности, были созданы благоприятные условия переориентации системы общего образования на развитие личности. Сегодня, по мере глобализации образования, любая образовательная реформа в мире не только может, но и оказывает реальное влияние на развитие всего человеческого общества. Процессы модернизации системы образования радикальным образом влияют на социально-экономические изменения в Китае.
На сентябрьском 1998 г. заседании Постоянного Комитета ВСНП принят новый Закон КНР о высшем образовании. Закон вступил силу с 1 января 1999 года.
Общее руководство сферой высшего образования осуществляется Госсоветом через подчиненные ему ведомства (в настоящее время 70% из 2200 вузов находятся в компетенции министерства образования КНР, остальные являются ведомственными). Разрешение на создание или изменение статуса вузов осуществляется административными органами Госсовета, провинций, автономных районов, городов центрального подчинения либо другими организациями по их поручению. Одновременно указывается, что наряду с существованием вузов общенационального и провинциального подчинения государство "поощряет в рамках закона их создание и финансирование профессиональными, предпринимательскими организациями, общественными коллективами, другими общественными организациями и гражданами". Тем самым впервые допускается в принципе идея учреждения и легализации частных вузов.16
Закон предусматривает три разновидности высшего образования: курсы со специальными учебными программами (срок обучения 2-3 года), бакалавриат (4-5 лет) и магистратура (дополнительно 2-3 года). Устанавливаются три учебные степени: бакалавр, магистр и доктор наук. Предусматриваются должностные категории: ассистент, преподаватель (лектор), доцент и профессор. Закрепляется платная система обучения. Исключение делается лишь для студентов из нуждающихся семей (льготная оплата или бесплатное обучение). Лучшие студенты могут претендовать на стипендии и разовые материальные поощрения.17
Помимо ссылок на государственные и другие местные источники финансирования, нет указаний на формальный запрет на получение средств от иностранных контрагентов, как на регулярной, так и на разовой основе (на практике в Китае широко допускается получение спонсорской помощи от зарубежных соотечественников и западных доноров; в стране существует несколько готовящих магистров бизнес-школ с иностранным финансированием и преподаванием). Указывается, что стоимость обучения, финансирование учебного процесса и источники поступления средств устанавливаются административными органами Госсовета и провинций в зависимости от себестоимости обучения в каждом отдельном вузе. Получаемая оплата за обучение должна использоваться строго в соответствии с установленными правилами и не может быть направлена на другие цели. Государством предоставляются соответствующие льготы на приобретение вузами импортного оборудования и материалов.
Подчеркивается, что целью создания вуза должно быть служение государственным и общественным интересам, а не извлечение прибыли. В то же время закон формально не запрещает достаточно распространенную сегодня в КНР практику ведения вузами коммерческой деятельности (сдача помещений в аренду, издательские и типографские услуги и т.д.). Вузами был создан ряд предприятий по освоению высоких технологий с целью содействия развитию НИОКР. В результате этого сформировался ряд известных конкурентоспособных прибыльных компаний. В 1997 г. доходы предприятий при китайских вузах составили 20,55 млрд. юаней с налогом на прибыль - 2,73 млрд. юаней. К концу 1999 г. валовая продукция данных предприятий достигнет 100 млрд. юаней.
В документе говорится, что иностранцы - при условии соответствия предъявляемым требованиям - могут обучаться в китайских вузах, а также вести научную или преподавательскую работу (сегодня в вузах КНР работает около 30 тыс. иностранных преподавателей, в основном из США и Западной Европы).
Закон разрешает образовывать в вузах студенческие организации, деятельность которых должна "регулироваться внутренним распорядком и согласовываться с учебной администрацией".
В целом новый закон значительно расширяет возможности участия негосударственных структур в деле развития высшего образования - область, считающаяся в Китае приоритетной в контексте усилий по преодолению культурного и технологического отставания от передовых держав. При этом, несмотря на сохраняющиеся у государства традиционные идеологические, политические и административные рычаги контроля за образовательной сферой, он позволяет в определенной степени ослабить его в случае учебных заведений, создаваемых другими общественными структурами (в отличие от госвузов они не обязаны работать под руководством парткомов, а "в соответствии с законодательными положениями об общественных организациях"). По сравнению с прошлым существенный акцент делается на приобретении глубоких специальных и профессиональных знаний, в частности, указывается, что учеба является "важнейшей обязанностью студентов", а их "участие в общественной жизни не должно отражаться на выполнении учебных задач". Характерным является и то, что на деле происходит значительное перераспределение прав от Центра в пользу административных органов провинциального уровня и самих вузов, поднимается значение вузовской науки и ее связей с НИИ системы АН КНР и промышленным производством.
В итоге к середине 70-х годов континентальный Китай оставался слаборазвитым аграрным государством с диктаторским и репрессивным политическим режимом. Он объединил страну и отстоял ее независимость, но КНР, как и прежде, была далека от модернизации. Тридцатилетний коммунистический путь воплощения национального идеала оказался неэффективным и разрушительным. Лишь после смерти председателя Мао коммунистическое движение стало сходить на нет, а в самом Китае начались постепенные, но последовательные экономические реформы либерального характера (возрождение элементов свободного рынка, частной собственности, привлечение иностранного капитала и т.д.).9
Восстановление и дальнейшее развитие высшего образования началось с 1978 года, когда было признано, что «Культурная революция» привела высшее образование в состояние глубокого кризиса и полностью дезориентировала работу учебных заведений. В результате была сформирована следующая система образования: дошкольные учреждения при городских промышленных предприятиях, сельских и поселковых народных коммунах; 9-летние школы для детей в возрасте от 7 до 15 лет (5-летняя младшая школа, 2-годичная неполная ср. и 2-годичная полная средняя), проф. и высшие учебные заведения (срок обучения не менее 3 лет после 9-летней школы), затем практика на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве или в военных организациях.10
Увеличиваются государственные расходы на образование. В 1977 году проведена реформа высшего образования, по которой срок обучения в вузах отныне составляет 4-5 лет, организуются новые институты, разрабатываются единые экзаменационные нормы для поступления в вузы.
В 1978 решением Госсовета КНР было введено 10-летнее общее образование (начальная школа - 5 лет обучения; неполная средняя - 3 года; полная средняя - 2 года), был также увеличен до 4-5 лет срок обучения в высшей школе. В 1-й половине 80-х гг. восстановлено 12-летнее общее образование: младшая школа (6 лет обучения), неполная средняя (3 года), полная средняя (3 года).11
Однако на развитие высшего образования продолжает оказывать влияние тенденция к прагматизации и элитарности высшего образования, характерная для технократически настроенной части руководства КПК. Игнорируя принципы демократизации образования, открываются «элитарные» («ключевые») учебные заведения.
12
Заново начинается процесс централизации вузов, воссоздается Министерство просвещения. Все вузы делятся на пять категорий: университеты общего профиля с естественным и гуманитарным отделениями, технологические университеты и институты, отраслевые институты, педагогические университеты и колледжи, специальные колледжи. Обучение в вузах становится платным. Расширяется их автономия: учебные планы и программы утверждаются непосредственно самими вузами, Государственный комитет по вопросам образования (организованный вместо Министерства просвещения) только контролирует выполнение основных требований. Распространяются факультативы и европейская система зачетных единиц (за весь период обучения). Организуются вечерние и заочные отделения, экстернат. С 1978 года действует Единый государственный экзамен. А с 1985 года прием в вузы осуществляется по трем направлениям: 1. По государственному плану; 2. по заявкам организаций; 3. Обучение за собственный счет. В первых двух случаях обучение оплачивают государство и организация, а в последнем – сам студент.13
В конце 80-х гг. проводится целый ряд реформ высшего образования, основными направлениями которых являются:
1. Осуществление интеграции образования, науки и производства;
2. Замена системы распределения выбором самого выпускника;
3. Комплексная перестройка внутри вузов. Вуз должен реализовывать образовательные задачи исходя из реальных условий, найти свою модель учебного процесса, соответствующую его уровню и категории;
4. Улучшение идейно-нравственного воспитания, повышение качества образования.14
Кроме того, создается три ведомства подчинения вузов: Государственный комитет образования, отраслевые ведомственные центры и местные органы власти. Последний подчиняется наибольшее количество вузов.
После "Великой культурной революции", в конце 70-х гг. стали приниматься меры по развитию педагогической науки, начался пересмотр ряда положений Мао Цзэдуна об образовании. В 1978 в Пекине возобновил работу Центральный научно-исследовательский институт педагогики, а также аналогичные НИИ в ряде провинций и крупных городах. В кон. 70-х гг. создана Национальная педагогическая ассоциация, в состав которой входят научные общества педагогики, истории педагогики, сравнительной педагогики, дошкольного воспитания, преподавания китайского языка в школе, преподавания иностранных языков. В 1983 году организован Комитет по координации педагогических исследований.
К концу 80-х гг. действовало более 30 научных учреждений в области педагогики и народного образования. Выпускаются периодические педагогические издания, книги, монографии; журналы "Цзя-оюй яньцзю" ("Педагогические исследования"), "Женьминь цзяоюй" ("Народное образование") и "Вайго цзяоюй" ("Зарубежная педагогика"), а также "Чжунго цзяоюй бао"("Китайская педагогическая газета") и др.
Проведение большого количества реформ, увеличение расходов на образование, создание централизованной системы высшего образования с одной стороны и предоставление широкой автономии вузам с другой, позволили Китаю выйти из кризиса 60-х гг. и поднять высшее образование на достаточно высокий уровень. Но оставался еще целый ряд проблем, центральное место среди которых занимают перекос в сторону технических специальностей в ущерб гуманитарным и плохая обеспеченность провинций и сел в получении высшего образования. Кроме того, достаточно высокая плата за обучение в вузах не позволяет обучаться всем желающим.
1.3. Образование в КНР на рубеже веков
На рубеже веков образование в Китае переживает период существенных преобразований. При этом важно, насколько удачно сумеет китайское образование вписаться в мировые образовательные процессы. В своем выступлении на 15 съезде партии генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Цзян Цзэминь подчеркнул, что расцвет и упадок страны связаны с просвещением, и каждый гражданин ответственен за развитие просвещения. Он также указал, что именно повышение образовательной подготовки граждан — это основная цель просвещения, а обучение должно осуществляться в духе новаторства и развития способностей на практике.15 Необходимо воспитать и подготовить продолжателей дела политического и социально-экономического подъема страны, которые будут не только всесторонне развиты, но также будут обладать моральными, культурными, волевыми качествами. Следует отметить, что в ходе начального этапа реформы китайской системы образования были осмыслены передовые зарубежные педагогические идеи и опыт школьных реформ других стран. В результате началось обновление содержания образования, форм и методов обучения в Китае. Одновременно совершенствовалась технология педагогической деятельности, были созданы благоприятные условия переориентации системы общего образования на развитие личности. Сегодня, по мере глобализации образования, любая образовательная реформа в мире не только может, но и оказывает реальное влияние на развитие всего человеческого общества. Процессы модернизации системы образования радикальным образом влияют на социально-экономические изменения в Китае.
На сентябрьском 1998 г. заседании Постоянного Комитета ВСНП принят новый Закон КНР о высшем образовании. Закон вступил силу с 1 января 1999 года.
Общее руководство сферой высшего образования осуществляется Госсоветом через подчиненные ему ведомства (в настоящее время 70% из 2200 вузов находятся в компетенции министерства образования КНР, остальные являются ведомственными). Разрешение на создание или изменение статуса вузов осуществляется административными органами Госсовета, провинций, автономных районов, городов центрального подчинения либо другими организациями по их поручению. Одновременно указывается, что наряду с существованием вузов общенационального и провинциального подчинения государство "поощряет в рамках закона их создание и финансирование профессиональными, предпринимательскими организациями, общественными коллективами, другими общественными организациями и гражданами". Тем самым впервые допускается в принципе идея учреждения и легализации частных вузов.16
Закон предусматривает три разновидности высшего образования: курсы со специальными учебными программами (срок обучения 2-3 года), бакалавриат (4-5 лет) и магистратура (дополнительно 2-3 года). Устанавливаются три учебные степени: бакалавр, магистр и доктор наук. Предусматриваются должностные категории: ассистент, преподаватель (лектор), доцент и профессор. Закрепляется платная система обучения. Исключение делается лишь для студентов из нуждающихся семей (льготная оплата или бесплатное обучение). Лучшие студенты могут претендовать на стипендии и разовые материальные поощрения.17
Помимо ссылок на государственные и другие местные источники финансирования, нет указаний на формальный запрет на получение средств от иностранных контрагентов, как на регулярной, так и на разовой основе (на практике в Китае широко допускается получение спонсорской помощи от зарубежных соотечественников и западных доноров; в стране существует несколько готовящих магистров бизнес-школ с иностранным финансированием и преподаванием). Указывается, что стоимость обучения, финансирование учебного процесса и источники поступления средств устанавливаются административными органами Госсовета и провинций в зависимости от себестоимости обучения в каждом отдельном вузе. Получаемая оплата за обучение должна использоваться строго в соответствии с установленными правилами и не может быть направлена на другие цели. Государством предоставляются соответствующие льготы на приобретение вузами импортного оборудования и материалов.
Подчеркивается, что целью создания вуза должно быть служение государственным и общественным интересам, а не извлечение прибыли. В то же время закон формально не запрещает достаточно распространенную сегодня в КНР практику ведения вузами коммерческой деятельности (сдача помещений в аренду, издательские и типографские услуги и т.д.). Вузами был создан ряд предприятий по освоению высоких технологий с целью содействия развитию НИОКР. В результате этого сформировался ряд известных конкурентоспособных прибыльных компаний. В 1997 г. доходы предприятий при китайских вузах составили 20,55 млрд. юаней с налогом на прибыль - 2,73 млрд. юаней. К концу 1999 г. валовая продукция данных предприятий достигнет 100 млрд. юаней.
В документе говорится, что иностранцы - при условии соответствия предъявляемым требованиям - могут обучаться в китайских вузах, а также вести научную или преподавательскую работу (сегодня в вузах КНР работает около 30 тыс. иностранных преподавателей, в основном из США и Западной Европы).
Закон разрешает образовывать в вузах студенческие организации, деятельность которых должна "регулироваться внутренним распорядком и согласовываться с учебной администрацией".
В целом новый закон значительно расширяет возможности участия негосударственных структур в деле развития высшего образования - область, считающаяся в Китае приоритетной в контексте усилий по преодолению культурного и технологического отставания от передовых держав. При этом, несмотря на сохраняющиеся у государства традиционные идеологические, политические и административные рычаги контроля за образовательной сферой, он позволяет в определенной степени ослабить его в случае учебных заведений, создаваемых другими общественными структурами (в отличие от госвузов они не обязаны работать под руководством парткомов, а "в соответствии с законодательными положениями об общественных организациях"). По сравнению с прошлым существенный акцент делается на приобретении глубоких специальных и профессиональных знаний, в частности, указывается, что учеба является "важнейшей обязанностью студентов", а их "участие в общественной жизни не должно отражаться на выполнении учебных задач". Характерным является и то, что на деле происходит значительное перераспределение прав от Центра в пользу административных органов провинциального уровня и самих вузов, поднимается значение вузовской науки и ее связей с НИИ системы АН КНР и промышленным производством.