Файл: Система образования в китае в конце xx начале xxi в. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1993 г – Закон «Об учителе», в котором определены основные права и обязанности учителей, условия их назначения на службу, правила аттестации подготовки и переподготовки, оговорены условия назначения заработной платы, нагрузки и.т.д.

В дополнение к закону вышли такие разъяснительные документы, как «Положение об аттестации учителей», «Положение о педагогическом образовании», «Постановление о профессиональном свидетельстве учителя», и др.35

Закон «О высшем образовании» 1999 года подчеркнул необходимость дальнейшего развития высшего педагогического образования и определил стратегию преобразований:

- Педагогические университеты должны включать в себя не только педагогические дисциплины по изучению других наук, но так же предметы по другим специальностям.

- Повышение требований к педагогическому составу. Практика морального поощрения учителей в виде наград и увеличение заработной платы.

- Углубление преподавания в педагогических вузах, разработка новых учебных методик.

- Обеспечение доступа студентов и преподавателей не только к учебникам, но и к большому количеству научных, исторических материалов.

- Интеграция педагогического образования и науки.36
Начинает действие программа «3+1», по которой студенты изучают 3 осиновые обязательные дисциплины (помимо общего курса) и могут выбрать 1 курс по собственному желанию.

Так же педагогические вузы активно участвуют в программе «211», согласно которой в 100 наиболее важных вузах, в ряде приоритетных дисциплин и специальностей на самый высокий уровень должна быть выведена преподавательская, научно-исследовательская, управленческая и хозяйственная деятельность, чтобы в ХХI веке эти вузы стояли в ряду наилучших вузов мира.37

В настоящее время в китайских педагогических университетах продолжаю происходить теоретические исследовании и практические реформы. К теоретическому исследованию, например, относится обновление образовательной концепции, целевое изменение представления о будущем учителей, изменение традиционных методик, переход образовательного аспекта от преподавания знаний к идейному выращиванию, студенческое творческое развитие и т.д. К практической реформе относятся попытки в некоторых педагогических университетах ввести новую модель организации обучения. Обучение делится на несколько периодов. Первый период продолжается 2 семестра и преподаются общие базисные дисциплины, второй период продолжается 4 семестра и преподаются дисциплины профильной подготовки, третий период продолжаться 2 семестра и преподаются общепрофессиональные дисциплины и педпрактика. По окончанию таких вузов выпускники получают степень бакалавра.
38

Таким образом, правительство КНР целиком и полностью осознает необходимость качественного изменения в высшем педагогическом образовании, его расширение и финансирование. Однако, многие исторические, экономические и социальные аспекты не дают возможности мгновенно осуществить все преобразования и вывести высшее педагогическое образование на нужный уровень.




7. Финансирование образования



"Закон об образовании Китайской Народной Республики" устанавливает: "В Китае осуществляется система финансирования образования, в основе которой - правительственные финансовые ассигнования, а вспомогательными являются средства, изыскиваемые по многим другим каналам". Одновременно центральное правительство и местные правительства практикуют ступенчатое управление и ступенчатую ответственность. Это означает, что основным источником расходов на образование в государственных учебных заведениях различных ступеней и категорий являются финансовые ассигнования правительства. Центральные финансы ответственны только за финансирование высшего образования, находящегося в ведении Центра, а также за специальные ассигнования на образование всекитайского характера. Местные финансы ответственны за финансирование высшего образования, среднего образования и ниже, находящегося в ведении мест. Другие каналы изыскания средств на образование – это налоги (расходы), взимаемые по закону правительствами различных ступеней на образование, плата за обучение студентами на этапе необязательного образования, различные сборы со студентов на этапе обязательного образования, развитие производств при учебных заведениях, коллективные средства и пожертвования в порядке поддержки образования, создание фондов образования.

Правительство КНР рассматривает дело просвещения как фундаментальную, приоритетную и связанную с общей ситуацией в стране отрасль в развитии народного хозяйства и общества. "Закон об образовании Китайской Народной Республики" ясно устанавливает: "Доля финансовой поддержки образования во внутреннем национальном продукте должна постепенно увеличиваться по мере развития народного хозяйства и роста финансовых поступлений", "Доля расходов на образование в общем объеме финансовых расходов различных ступеней должна постепенно повышаться по мере развития народного хозяйства", "Рост ассигнований на образование народных правительств различных ступеней должен обгонять рост регулярных финансовых поступления, чтобы постепенно увеличивать средние расходы на образование в расчете на одного учащегося, обеспечивать постепенный рост зарплаты преподавателей и общих средних расходов на одного учащегося". В 1999 году общая сумма финансовых ассигнований на образование в Китае составила: 349040 млн. юаней, в том числе финансовые расходы государства – 228718 млн. юаней, что равняется 2,79% внутреннего валового продукта. Цель китайского правительства в финансировании образования заключается в том, чтобы в сравнительно короткие сроки долю государственных финансовых расходов на образование довести до уровня 4% внутреннего валового продукта.

Расходы на образование в Китае состоят из двух частей: расходы на образование и расходы на капитальное строительство. Бюджет на образование включает в себя бюджетные расходы на дело образования и бюджетные инвестиции на капитальное строительство. На финансовых и плановых органах правительств различных ступеней лежит обязанность по разработке проекта бюджетных расходов на образование, который рассматривается и утверждается собраниями народных представителей тех же ступеней. После составления бюджетных расходов на образования до внесения поправок собранием народных представителей их не вправе изменять ни одно ведомство или отдельная личность. В процессе выполнения бюджета на образование финансовые органы правительства отвечают за контроль над расходами на дело образования, а плановые органы правительства – за контроль над расходами на капитальное строительство.

Параллельно созданию и совершенствованию системы социалистической рыночной экономики в Китае на этапе необязательного образования действует механизм разделения себестоимости образования, когда определенная доля этой себестоимости взимается с учащихся в качестве платы за обучение. В настоящее время среди многообразных источников изыскания средств на образование доходы от платы за обучение, взимаемой с учащихся на этапе необязательного образования, а также от различных расходов учащихся этапа обязательного образования, непрерывно растут, становясь постепенно вторым по величине источником поступления средств на образование, уступающим лишь финансовым ассигнованиям правительства. В 1999 году поступления от различных видов платы за обучение составили 40 млрд. юаней -–13,84% всех поступлений на образование по различным каналам во всем Китае. Чтобы обеспечить продолжение учебы тем студентам, семьи которых находятся в трудном экономическом положении, китайское правительство предприняло целый ряд мер, главные из которых следующие: система поощрительных стипендий, система предоставления возможности подработки одновременно с учебой, система вспомоществования в особо трудных ситуациях, система сокращения или освобождения от платы за обучение, система государственного субсидирования в помощь учащимся. Реализация этих систем эффективно гарантирует успешное завершение учебы студентам, чьи семьи находятся в трудном материальном положении.


Заключение
За период времени, который мы рассмотрели, Китай совершил большой прорыв. Девятилетним образованием было охвачено 90% населения страны.

Руководствуясь принципами совместного учредительства, регулирования, сотрудничества и слияния, после восьмилетних усилий удалось существенно изменить систему управления высшим образованием и оптимизировать использование ресурсов. Около 600 высших учебных заведений были объединены в 267. Среди вузов, которые ранее были под непосредственным управлением центральных министерств, управление половиной было передано правительствам провинций.

Открытость системы образования Китая перед внешним миром позволила изучить опыт других стран и использовать его в интересах реформы и развития отечественной системы образования. Китайские студенты, обучающиеся в лучших университетах зарубежных стран, «являются ценнейшим достоянием китайской нации».

Несмотря на заботу и внимание государства остается много нерешенных проблем. Потребность в увеличении денежных ассигнований опережает возможности государства их удовлетворять. Неравномерное развитие системы в зависимости от экономического положения того или иного района Китая, приводит к тому, что в зонах с отсталым хозяйством учебные заведения страдают от нехватки дипломированных специалистов и многие учителя начальной школы не имеют даже среднего педагогического образования.

Не снижается потребность в специалистах, особенно в сельских школах. Не хватает специалистов по таким дисциплинам, как музыка, физическая культура, изобразительное искусство, биология, английский язык, география, политическое воспитание. Причина заключается в: 1)несбалансированности учебных программ в системе педагогического образования: во многих университетах и училищах приоритетными предметами являются математика, физика, химия.39

2)Невысокий уровень социальной защиты работников системы образования (низкая оплата труда учителя в среднем по стране; жилищно-бытовые проблемы);

3)«Утечка мозгов» в коммерческие организации, за рубеж, где уровень доходов, а также условия жизни работающих по контракту китайских специалистов значительно превосходят основные социальные блага, которыми они пользуются у себя на родине;

4) Отток преподавателей ведет к ухудшению качества обучения и старению кадров.40