Файл: Система образования в китае в конце xx начале xxi в. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принятие нового закона закрепляет права и обязанности профессорско-преподавательского состава и учащихся вузов КНР, создает дополнительные возможности для поощряемого со стороны государства роста у китайской молодежи тяги к получению высшего образования (ежегодно лишь 1 млн. или 4% китайской молодежи соответствующей возрастной категории может поступить в вузы). По всей видимости, он сможет повысить статус китайской высшей школы и таким образом сбалансировать модную сегодня в КНР тенденцию к получению высшего образования за границей (за 20 лет на Запад, прежде всего в США, выехало на учебу 270 тыс. чел.). 18

Следует отметить сохраняющийся в КНР высокий престиж российской высшей школы. Между Россией и Китаем действует соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях. Однако в связи с отсутствием централизованной государственной информационной и рекламной поддержки усилия отдельных российских вузов по привлечению китайских студентов на коммерческой основе пока не дают эффективных результатов (в вузах США обучается 40 тыс. китайцев, а в российских - 8 тыс.).

Увеличивается количество учебных заведений, расширяется деятельности негосударственных образовательных учреждений, начинается процесс децентрализации в системе управления вузами, создаются многопрофильные университеты и специализированные институты.

С 1997 г. отменен старый порядок приема в вузы, разделявший студентов на категорию, принятую по директивному плану государства, и категорию, принятую по регулируемому плану. Все студенты принимаются в едином порядке и должны платить за обучение. Для тех студентов, кто переживает финансовые трудности, открывается банковский кредит и предоставляются стипендии, трудоустройство.

Начинается Программа 211 (согласно которой в 100 наиболее важных вузах, в ряде приоритетных дисциплин и специальностей на самый высокий уровень должна быть выведена преподавательская, научно-исследовательская, управленческая и хозяйственная деятельность, чтобы в ХХI веке эти вузы стояли в ряду наилучших вузов мира).19

2. Частные ВУЗы
2.1. Рост частного образования
В марте 1982 года, после тридцатилетнего отсутствия, в Пекине вновь был открыт первый частный вуз — Китайский социальный университет. В измененной конституции 1982 года говорилось: «Государство поощряет коллективные экономические организации, государственные и прочие предприятия учреждать высшие учебные заведения различных типов в соответствии с законом» (статья 19).
20 Это предполагало легальную основу функционирования частных вузов. Та же политика была определена в документе «Решение относительно Реформы Образовательной Системы», выпущенном Центральным комитетом Китайской Коммунистической Партии в 1985 году.

Быстрое развитие вызвало некоторые проблемы, такие как низкий уровень управления и злоупотребления служебным положением. В результате, в 1987 году было провозглашено Временное Постановление о функционировании высших учебных заведений, в соответствии с которым социальные силы должны были решить эти проблемы. Местное постановление регулировало открытие и функционирование частных вузов.

В 1992 году «южный тур с инспекцией» Дэн Сяопина и введение рыночной экономики положили основу учреждения большого числа частных вузов. В 1993 году Программа Образовательной Реформы и развития Китая впервые устанавливала политику, направленную на развитие частного образования как «сильной и активной поддержки, надлежащих руководящих принципов и умелого руководства».21
2.2. Различие частного и государственного университета.
Как новый феномен в системе высшего образования, частные вузы в Китае отличаются от государственных следующим:

А) Учредители. Поставщики частного высшего образования весьма разнообразны. Они включают в себя 1) бывших преподавателей, отставных чиновников, бизнесменов; 2) социальные организации, такие как демократические партии; 3) предприятия, как, например, образовательные группы, играющие наиболее активную роль в учреждении частных вузов;

4) государственные вузы с дочерними колледжами; 5) сотрудничество Китая с различными странами; 6) др.

Б) Создание. В соответствии с Законом о Содействии частного высшего образования, частные аккредитованные вузы, дошкольные учреждения, самостоятельное обучение и т.п. должны быть одобрены образовательными ведомствами на государственном уровне. Профессионально-технические учебные заведения должны быть одобрены департаментами труда и социального обеспечения на государственном уровне. Подготовительный период подачи документов на официальное учреждение частного колледжа длится до трех лет. Документы, которые необходимо представить

, включают в себя: финансовый сертификат, устав вуза, дипломы преподавателей и руководителей.

Многие частные вузы были учреждены в последние годы. К примеру, появившиеся вузовские городки в развитых районах, которые представляют собой совокупность частных колледжей и университетов. Некоторые слабые государственные вузы были трансформированы в частные учебные заведения при поддержке государства. Один из путей выживания для таких вузов с недостаточным финансированием и низким уровнем управления — это трансформироваться в частные, которые обладают новыми механизмами и средствами из негосударственных источников. С 1999 года в государственных вузах были созданы дочерние колледжи, что позволяет согласовывать увеличивающийся прием студентов. Эти дочерние колледжи считаются независимыми органами, хотя и находятся под руководством вышестоящих вузов. Доход таких вузов зависит от платы за обучение.

В) Финансовые источники. В отличие от государственных университетов и вузов, чье финансирование идет от одного источника — правительства или налогоплательщиков, финансовые источники частных вузов — различны, это могут быть: 1) плата за обучение и взносы; 2) спонсорские инвестиции; 3) пожертвования; 4) банковские займы; 5) специальные государственные фонды; 6) иностранные инвестиции; 7) предпринимательский доход; 8) прочее. Вследствие того, что вузы не получают большую финансовую помощь от государства, и в Китае не развита культура пожертвований, большинство частных колледжей и университетов управляют рынком, конкурируя за студентов, которые платят высокую плату за обучение и взносы.

Г) Управление. Частный вуз по закону обладает автономией как юридическое лицо. Правительство утверждает его создание, аккредитует программы и оценивает их качество. Совет попечителей назначает президента, утверждает положения и планы вуза, формирует доход и решает важные вопросы. Президенты в вузе ответственны за обучение и административные вопросы.

Д) Студенты и преподаватели. Хотя преподаватели и студенты в частных вузах обладают тем же правовым статусом, что и в государственных вузах, в действительности это не совсем так. Студентов можно поделить на две группы: 1. Студенты, получившие на вступительных экзаменах в государственный колледж количество баллов ниже проходного. 2. Работающие студенты. Обычно это люди более старшего, чем традиционно для студентов, возраста. Поэтому студенты в частных вузах различаются по возрасту и степени подготовленности. Помимо преподавателей, работающих на полную ставку в частном вузе, также нанимают лекторов из государственных вузов или колледжей. Таким преподавателям платят жалованье, согласно учебным часам, и не предоставляют льготы, такие как пособия, медицинское страхование, пенсии и прочее.


Е) Программы и обучение. Для востребованности будущих выпускников большинство частных колледжей концентрируются на программах, которые отвечают требованиям рынка: бизнес-администрирование, маркетинг, финансы, иностранные языки, вычислительная техника, экономика и пр. Некоторые частные вузы специализируются на профессионально-технических программах, по которым готовят инженеров для местных предприятий. В сравнении с государственными вузами, программы в частных вузах более гибкие и приспособлены к изменениям на рынке труда.

Большинство частных колледжей предлагают двух-трех - годичные программы. К 2002 году 133 частных вуза получили аккредитацию выдавать дипломы выпускникам (MOE, 2003). Почти все частные школы помогают студентам проходить национальные экзамены. В частных вузах существуют специальные программы. Такие вузы принимают выпускников средних школ, которые не прошли по конкурсу в государственные вузы. Благодаря курсам частных вузов, студенты могут сдать государственные и местные экзамены (около 70 % общего числа курсов), а также университетские экзамены (30 % всех курсов), таким образом имея возможность получить сертификат или диплом. Из-за различной степени подготовленности студентов, поступающих в частные вузы, и недостатка факультетов, большинство частных вузов не могут гарантировать высокий уровень обучения.

Несмотря на бурное развитие частного сектора в Китае, частные вузы сталкиваются со сложными задачами и проблемами, которые требуют решения.

  • Во-первых, некоторые финансовые проблемы ограничивают нормальное развитие частного высшего образования:

1. Большинство частных вузов обладают ограниченными финансовыми средствами, кроме тех, которые щедро спонсируются некоторыми предприятиями. В результате, ряд частных колледжей не имеет собственных кампусов или средств обслуживания.

2. Высокая плата за обучение в определенной степени стала причиной несправедливости в высшем образовании. К примеру, в 2003 году в университете Zhejinag Wanli плата за обучение составляла 17 тысяч юаней, а плата за проживание варьировалась от 1100 до 1200 юаней в год (Wanli Education Group, 2003). В то время как в 2002 году чистый годовой доход на душу населения в городе равнялся 12 970 юаней, в сельской местности он составлял 5 764 юаня (Ningbo, 2003). Можно сделать вывод, что стоимость обучения равнялась почти двойному годовому доходу на душу населения в городе, а это за рамками возможностей городских жителей. Учеба в частном колледже или университете является привилегией семей высшего сословия.


3. В частных вузах не существует программ финансовой помощи студентам. Государственные программы финансовой помощи не распространяются на студентов частных университетов. Вопрос в том, как финансово помочь студентам продолжить образование, все еще является «больным» вопросом частного сектора.

4. В некоторых вузах царит беспорядок, так как не урегулированы вопросы финансового менеджмента, бюджетирования, систем аудита.

5. Многие вузы ориентированы на привлечение большего числа студентов для увеличения прибыли, а не на улучшение качества образования. Поэтому многие частные вузы называют «фабриками по выдачи дипломов». Злоупотребление служебным положением приводит к плохой репутации всего частного сектора.

  • Во-вторых, нужно усилить руководство в частных вузах. В период учреждения и функционирования вуза он должен взаимодействовать с отделами образования, труда, социального обеспечения и налогообложения. Как скоординировать помощь частному сектору во всей этой бюрократической системе и как построить эффективное сотрудничество между государственными органами и частными вузами — вот вопросы, которые требуют разрешения и урегулирования.

По закону, выбранный президент вуза должен им управлять, но фактически он не имеет на это права. Также необходимо определить участие профессорско-преподавательского состава и студентов в вузовском управлении. В действительности частные вузы управляются и контролируются учредителями, которые не обладают ни опытом в управлении вузами, ни должной компетенцией. Существование такого феномена показывает несостоятельность учреждения.

3. Образование для взрослых
Кроме того с развитием образования, повсеместно распространятся образование для взрослых.

Образование для взрослых предполагает популяризацию культурных знаний главным образом среди занятых на работе лиц, профессиональную подготовку безработных или желающих сменить профессию, повышения уровня классификации; ликвидацию неграмотности; удовлетворения запросов тех, кто имеет определенное образование (в том числе высшее), но нуждается в продолжительном обучении или технической подготовке для пополнения знаний; удовлетворение духовных запросов граждан в условиях многообразия социально- культурной жизни, внедрение здорового и культурного образа жизни.

В систему образования для взрослых входят радио - и телеуниверситеты, вузы для рабочих, служащих и крестьян, институты для управленческих кадров, институты для педагогов, заочные институты, разные курсы для взрослых при вузах (например, заочные курсы, вечерние курсы, курсы переподготовки преподавателей), курсы «дистанционного обучения» с помощью спутниковой связи, самообразовательные курсы для последующей сдачи государственных экзаменов и т.п.; средние специальные курсы для рабочих и служащих, средние школы для взрослых и средние школы технической подготовки, культурно- технические школы для крестьян при средних специальных школах для взрослых или средних общеобразовательных школах, радиотелешколы для крестьян и т.д. Образование для взрослых осуществляется в разных формах: аудиторное обучение с полным учебным днем, заочное обучение с обеспечением аудиовизуальным учебными пособиями, обучение с полным или частичными отрывом от производства, вечернее обучение и т.д.