Файл: Система образования в китае в конце xx начале xxi в. В.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образование для взрослых по своей постановке можно разделить на две категории: с выдачей аттестата об образовании и без выдачи такового. Первая категория предполагает вузовский курс с полным сроком обучения, курс с сокращенным сроком обучения, среднее специальное и среднее общее образование; вторая же категория представлена курсами по ликвидации неграмотности, по распространению прикладных технологий в деревне, курсами повышения квалификации на рабочем месте, курсами по обучению отдельными дисциплинами и курсами поствузовского образования.
В последние годы обновлены учебные помещения, лабораторное оборудование, повышена квалификация преподавательского состава в учебных заведениях для взрослых, значительно улучшено качество и эффективность обучения. Обучения взрослых стало одной из важных частей народного образования в Китае. Ныне в стране помимо государственных учебных 21 из них имеет право выдачи дипломом выпускникам. Свыше 30тыс.вузов открыли краткосрочные курсы профессиональной подготовки и повышения классификации.
4. Образование специфического населения
Значительным вниманием китайского правительства пользовался вопрос о гарантиях получения образования специфическим населением. Следуя принципам, определенным Конституцией и Законом об образовании, правительство обращало большое внимание и обеспечивало равные права граждан на получение образования.
Для людей, испытывавших различные трудности, предпринимались специальные меры в порядке оказания помощи. Женщины и девочки обрели гарантии на получение образования. В старом Китае 90% женщин были неграмотны. В 1949 году лишь примерно 15% девочек ходили в школу, а в 1999 году процент поступающих в школу девочек достиг 99%. Разрыв между учащимися мужского и женского пола снизился до 0,1%, в сравнении с мальчиками численность девочек в целом уравнялась. В 1949 г. девочки в начальных школах составляли лишь 23% учеников, а в 1999 г. их было уже 47,64%, что выше мирового уровня девочек-учениц начальных школ, который был равен 45,7%. На этапе среднего образования пропорция девочек-учащихся учебных заведений в 1999 г. превысила 50%, а в обычных университетах эта доля в 1999 г. достигла 40%. Быстрое развитие специфического образования. В 1999 году количество учебных заведений по стране с неординарным образованием достигло 1520. В этих учебных заведениях и обычных учебных заведениях получали образование 371600 студентов-инвалидов.
Колоссальны успехи в развитии просвещения для национальных меньшинств. В 1999 году во всем Китае функционировали 12 национальных институтов (университетов), в пяти автономных национальных районах (Синьцзян, Тибет, Нинся, Внутренняя Монголия и Гуанси) имелось 74 обычных высших учебных заведения, 150 средних национальных профессиональных училищ, 158 национальных профессиональных средних школ, 3500 с лишним национальных средних школ, 20 тыс. с лишним национальных начальных школ и около одной тысячи детских садов. Количество учащихся в национальных учебных заведениях различных ступеней и категорий достигло 5 миллионов человек, а преподавателей в них насчитывалось свыше 300 тысяч человек. В 1999 году студентов из среды национальных меньшинств обучалось в университетах 250 тысяч человек, что составляло 6,06% студентов университетов во всей стране. В настоящее время все 55 нацменьшинств Китая имеют своих студентов в университетах.
Страна помогает районам, населенным нацменьшинствами, осуществлять двуязычное обучение и обеспечение учебными материалами на национальных языках. Из 55 нацменьшинств Китая 53 имеют свой язык. Используя 29 видов учебных материалов на языке 21 национальности или переводные материалы ведется двуязычное обучение. Ежегодно издается и переводится более 3500 видов учебных материалов для средней и начальной школы по различным дисциплинам общим тиражом около 100 млн. экземпляров.
В конце XX века значительно повышается интерес государства к педагогическому образованию. В связи с этим увеличивается число педагогических кадров, добавочных средств для улучшения материально-технической базы педагогических вузов, реформируется система педагогического образования с целью подготовки большого количества учителей начальных и средних школ для работы в сельских школах, устанавливаются определенные льготы для выпускников средней школы, поступающих в педагогические вузы.22
Таким образом, можно видеть, что к началу XXI века Китай значительно повысил уровень высшего образования, начал активную международную деятельность и продолжает вкладывать большие средства в образование. Однако научно-исследовательская деятельность пока остается на достаточно низком уровне, Китаю приходится больше использовать европейский опыт в образовании, чем заниматься собственной научной деятельностью. К тому же остается проблема перенасыщения техническими вузами и специальностями, тогда как, скажем, педагогических кадров, несмотря на все меры государства, продолжает не хватать. На сегодняшний день для китайских граждан предпочтительней получать высшее образование за рубежом, а это указывает на то, что китайские вузы нуждаются в еще большей модернизации и перед правительством стоит задача вывести вузы на мировой уровень.
5. Международные обмены
Одним из конкретных проявлений независимой и самостоятельной мирной внешней политики Китайской Народной Республики является осуществление всесторонних международных обменов и сотрудничества в области образования. Это – выполнение до конца долга Китая, один из важных путей внесения им должного вклада ради сотрудничества и развития международного сообщества.
Международные обмены и сотрудничество Китая в области образования имеют под собой законодательно обеспеченную базу. "Закон об образовании Китайской Народной Республики" предусматривает: "Государство поощряет развертывание внешних обменов и сотрудничества в сфере образования". "Закон о высшем образовании Китайской Народной Республики" устанавливает: "Государство поощряет и поддерживает международные обмены и сотрудничество в области высшего образования".
Содержание международных обменов и сотрудничества Китая в области образования затрагивает многосторонние и двусторонние рамки деятельности правительства, органов образования, неправительственных организаций. Правительство КНР принимает деятельное участие в работе ЮНЕСКО и развернуло многопрофильное взаимодействие с ЮНЕСКО, Детским фондом ООН, с Департаментом ООН по планированию развития детей, Фондом народонаселения ООН, Всемирным банком и т.д. Правительство КНР подписало документы о развитии обменов и сотрудничества в области образования с более чем 160 странами и районами мира. Китайские органы просвещения от начальной школы до университета наладили отношения сотрудничества с органами просвещения того же уровня многих стран. Особенно следует отметить развертывание многостороннего сотрудничества университетов с зарубежными университетами и предприятиями. В настоящее время на китайском материке уже работают около 300 учебных заведений, основанных на сотрудничестве Китая и зарубежных стран. Разворачиваются активные двусторонние и многосторонние обмены в сфере образования китайских неправительственных организаций по обменам с более чем 130 организациями или коллективами 30 с лишним стран и районов мира.
Международные обмены и сотрудничество Китая в области образования захватили в свое русло многостороннюю деятельность, включая контакты преподавателей, обмен студентами на учебу, совместные исследования, совместное обучение. Китай направляет в некоторые страны своих преподавателей и аналогично приглашает к себе преподавателей из некоторых стран. Китай в настоящее время посылает на учебу за границу студентов больше всех стран мира. В последние несколько лет их было направлено около 300 тысяч в 103 страны и районы, из них 110 тысяч человек, окончив учебу, вернулось на Родину. Вместе с тем Китай – одна из стран мира, принимающая сейчас на учебу довольно много иностранных студентов. За последние 20 лет их было принято около 300 тысяч человек из 152 стран. В настоящее время число приехавших в КНР на учебу иностранных студентов достигает около 10 тысяч человек. В основном все высшие учебные заведения Китая наладили разного рода взаимодействие с зарубежными органами высшего образования, в том числе совместное проведение исследовательских работ.
Международные обмены и сотрудничество Китая в области образования находится в ведении министерства образования КНР. Повседневной работой в этой сфере занимаются Управление международного сотрудничества и обменов министерства образования. Соответственно административные органы образования на местах в Китае имеют свои организации, занимающиеся повседневной работой по международным обменам и сотрудничеству в сфере образования. Китайское правительство учредило Всекитайский комитет ЮНЕСКО и аккредитовало в этом органе ООН свою миссию, на местах в Китае имеются филиалы этого комитета. Всекитайской неправительственной организацией, занимающейся международными обменами и сотрудничеством в области образования, является Китайская ассоциация международных обменов в области образования, на местах в Китае функционируют ее филиалы. Ведутся оживленные, активные и богатые по содержанию общественные контакты в этой области. В китайских высших учебных заведениях, как правило, функционируют органы, ответственные за международные обмены и сотрудничество в области образования. Обычно они называются "Отделом международных обменов и сотрудничества" или же "Центром международных обменов и сотрудничества".
Но для того чтобы образование отвечало требованиям нового века, китайское правительство постоянно стимулирует реформирование образования и 1999 году провело третью Всекитайскую конференцию по работе в области образования. Было обнародовано « Решение ЦК КПК и Госсовета об углублении реформы образования и всестороннего стимулирования качественных параметров образования».
Добиться качественных параметров значит повысить уровень преподавательского корпуса.
6. Система педагогического образования в Китае
6.1. Политика правительства КНР в сфере педагогического образования
К концу XX века перед быстрыми темпами развивающейся Китайской народной республикой возникли проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов в самых различных областях, повышения уровня образования в школе. Решить эти проблемы без качественной системы педагогического образования невозможно, поэтому правительство начинает всячески поддерживать педагогическую науку и образование. Постоянно повышается заработная плата учителей, в 1985 году введен День Учителя, поддерживается высокий социальный статус педагогов.