Файл: Характеристика Дальневосточного института управления филиала.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
2
Теоретические основы организации контактной работы с
обучающимися в высших учебных заведениях
2.1 Сущность, виды, методы и технологии организации
лекционных занятий
Лекция (от лат. lectio) - систематическое, последовательное, монологическое устное изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения лекция традиционна для учреждений СПО, где на её основе формируются курсы по многим предметам учебного плана.
Подготовка лекции непосредственно начинается с разработки преподавателем структуры рабочего лекционного курса по конкретной дисциплине. Руководством здесь должна служить рабочая программа, учитывающая специфику содержания образования в конкретном образовательном учреждении. Рабочая программа динамична, и каждый преподаватель имеет возможность внести в неё свои изменения. Учебный план и рабочая программа служат основой разработки рабочего лекционного курса.
Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учётом общего количества часов, отведённых для лекционной работы, и специфики структуры изучении данного предмета.
После определения структуры лекционного курса можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы:
отбор материала для лекции;
12
определение объёма и содержания лекции;
выбор последовательности и логики изложения;
подбор иллюстративного материала;
выработка манеры чтения лекции.
Отбор материала для лекции определяется её темой. Для отбора материала необходимо тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и чётко сформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции.
Лекции присущи три основные педагогические функции, которые определяют её возможности в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая.
Познавательная функция выражается в возможности средствами лекции обеспечить слушателей основной научной информацией, необходимой для их профессиональной и исследовательской деятельности.
Развивающая функция лекции реализуется в непосредственном контакте студента с преподавателем, становлении у студентов творческой мыслительной деятельности, обеспечивающей их профессионально-личностное развитие.
Организующая функция предусматривает управление самостоятельной работой студентов, как в процессе занятия, так и во внеаудиторное время.
Лекция - экономный по времени способ сообщения студентам учреждений среднего профессионального обучения значительного объёма информации. Индивидуальность лектора и тот факт, что он может постоянно совершенствовать содержание лекции благодаря собственным исследованиям, знакомству с вновь принятыми нормативными актами и их проектами, актуальной литературой, научному общению с коллегами и т.п., делает лекцию
13 практически незаменимой другими источниками учебной информации, которые, как правило, "работают" в учебном процессе с определённым запаздыванием. Так, например, в отличие от учебника лекция:
даёт непосредственное общение с лектором;
представляет разные точки зрения;
даёт возможность повторения того, что нужно студентам и преподавателю;
учитывает особенности ситуации;
способствует установлению живой связи студентов с изучаемой дисциплиной.
Объем и содержание лекции зависят и от ряда классификационных характеристик лекционного занятия. Существуют классификации лекций по различным основаниям:
месту в лекционном или учебном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);
преимущественной форме обучения (лекции при очном, заочном обучении);
частоте общения лектора с аудиторией (разовая, систематическая, цикловая и т.п.);
степени проблемности изложения материала (информационная, проблемная, дискуссия и т.п.).
Установочная лекция включает обзор основного материала предмета, даёт студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала. Лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешённых проблемах, высказывает собственную точку зрения, даёт научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли. В работе на заочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения данной разновидности лекций, при этом
14 преподаватель всегда может предложить студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности. Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость чёткой градации материала, представленного вниманию студентов, по степени важности.
В педагогической практике понятие “установочная лекция” может иметь и другой смысл. Нередко установочными называют «фондовые» лекции, которые составляются преподавателями по всему курсу и передаются в «фонд» кафедры как базовый материал, на основе которого могут создаваться авторские курсы по данной или близкой дисциплине.
Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подаётся в расчёте на самостоятельную работу студентов. Однако внимание студентов будет снижено, если им будет представлена только структура подлежащего изучению материала. Необходимо в конспективной форме предлагать их вниманию также базовые дефиниции, которые помогут уже на лекции составить представление об изучаемом предмете.
Итоговая (заключительная) лекция, как правило, завершает изучение курса, обобщает пройдённое за весь период. При подготовке указанной разновидности лекции целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на семинарских занятиях, в процессе фронтальных опросов и, как минимум, дать им установку на пути устранения пробелов, а также дальнейшее усовершенствование своей подготовки в данной области. На итоговой лекции преподаватель выделяет основные идеи курса, показывает, каким образом можно использовать полученные знания на практике и при изучении других дисциплин. Подводятся итоги изучения дисциплины, показывается её значение в формировании научного мировоззрения, обсуждаются особенности зачёта или экзамена по предмету.
Проблемная лекция представляет собой лекционное занятие,
15 предполагающее привлечение преподавателем аудитории к решению научной проблемы, определяющей тему занятия. Например, могут быть прочитаны лекции на тему: «История развития логистики», «Научные основы логистики».
В каждом учебно-установочном материале лектор касается сущности той или иной научной проблемы, раскрывает возможные пути её решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений, то есть каждая лекция носит проблемный характер. И, тем не менее, целенаправленное включение в лекционный курс хотя бы одной проблемной лекции желательно. Это просто необходимо в тех случаях, когда научный коллектив кафедры на протяжении многих лет занимается изучением той или иной научной проблемы.
Естественно, он располагает оригинальными, а возможно, и уникальными научными данными.
Проблемную лекцию условно можно разбить на следующие условные части:
получение исходных данных для формулировки проблемного вопроса;
формулировка и разъяснение проблемного вопроса;
определение общего направления поиска решения и разбивки (если это требуется) проблемы на подпроблемы;
решение проблемного вопроса на основании выдвинутых гипотез;
анализ результатов решения и установление связи с практикой.
Возможны и другие схемы построения проблемной лекции. Студенты могут участвовать в решении проблемного вопроса, предлагая свои гипотезы или анализируя результаты. Но даже в том случае, когда решение излагается только самим преподавателем, студенты будут участниками решения.
Целостность лекции обеспечивается созданием единой её структуры, основанной на взаимосвязи задач занятия и содержания материала, предназначенного для усвоения студентами. В тех случаях, когда на одном занятии достигнуть такой целостности не представляется возможным, это должно быть специально обосновано лектором ссылками на предыдущее или последующее изложение, на литературные и другие источники.
16
Научность лекции предполагает соответствие материала основным положениям современной науки, абсолютное преобладание объективного фактора и доказательность выдвигаемых положений. Каждый тезис должен быть чётко сформулированным и непротиворечивым. Прежде чем приступить к доказательству, необходимо выяснить, насколько тезис усвоен студентами. В ходе всего доказательства тезис должен оставаться неизменным.
Ну и, наконец, ценность лекционной формы обнаруживается также в том, что в лекции, возможно, учесть и отразить то новое, что появилось в логистике в последнее время.
2.2 Сущность, виды, методы и технологии организации
семинарских (практических) занятий
Значительное место в системе подготовки специалистов занимают практические занятия. Главная их задача - закрепление, перевод в долговременную память теоретических знаний, формирование навыков и умений по той или иной учебной дисциплины, овладение аппаратом научных исследований.
Практическое занятие (лат praktikos - деятельный) - форма учебного занятия, во время которой научно-педагогический работник организует для студентов анализ отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует навыки и умение их практического применения, через индивидуальное исполнение соответственно сформулированных задач. Эту форму занятий проводят в лабораториях или аудиториях, оборудованных необходимыми техническими средствами обучения, вычислительной техникой
Научно-педагогический работник, которому поручено практические занятия, по согласованию с лектором учебной дисциплины заблаговременно
17 готовит необходимый методический материал - тесты для выявления уровня овладения соответствующими теоретическими положениями, набор задач различной степени сложности.
Основные задачи практических занятий:
углубление и уточнение знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы;
формирование интеллектуальных навыков и умений планирования, анализа и обобщений, овладение навыками организации профессиональной деятельности;
накопление первичного опыта организации производства и техникой управления им;
овладение начальными навыками руководства, менеджмента и само менеджмента.
Вид (форма) семинара определяется содержанием темы, характером рекомендуемых по ней литературных источников, уровнем подготовки студентов данной группы, их специальностью, необходимостью увязать преподавание той или иной учебной дисциплины с профилем вуза и другими факторами. Некоторые преподаватели предлагают при определении вида семинара учитывать также и мнение студентов. На наш взгляд, подобная практика, если она не становится системой, вполне допустима. Вид семинара призван способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на нем темы, обеспечить наибольшую активность студентов, решение познавательных и воспитательных задач. Гибкость видов семинарских занятий, широкие возможности постоянного их совершенствования позволяют преподавателю наиболее полно осуществлять обратную связь с обучаемыми, выясняя для себя ряд вопросов, имеющих важное значение для постановки всего учебного процесса.
В практике проведения семинаров в вузах сложился ряд видов:
вопросно-ответный;
развернутая беседа на основе заранее врученного студентам плана
18 семинарского занятия;
устные доклады студентов с последующим обсуждением их;
обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем до семинара, прочитанного всей группой;
теоретическая конференция в группе или на потоке;
семинар-диспут;
комментированное чтение первоисточников;
решение задач и упражнений на самостоятельность мышления;
работа с так называемыми обучающими и экзаменующими машинами;
семинар по материалам конкретных социальных исследований, проведенных студентами под руководством преподавателя;
семинар-экскурсия в музеи или по памятным историческим местам;
контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением;
семинар-коллоквиум;
семинар-пресс-конференция.
Опыт показывает, что каждый из перечисленных видов содержит сильные и слабые стороны, и, быть может, за исключением первого, имеет право на существование.
Более того, вряд ли можно проводить резкие разграничительные линии между различными видами семинаров. Все они в большей или меньшей степени связаны между собой и нередко переходят друг в друга.
Наиболее распространенным видом проведения семинарских занятий является развернутая беседа. Данный вид предполагает подготовку студентов по всем вопросам семинара с единым для группы перечнем рекомендованной литературы; выступления студентов (по их желанию или же по вызову преподавателя); обсуждение выступлений, вступление и заключение преподавателя по отдельным вопросам и семинару в целом.
Структура практического занятия: предварительный контроль знаний, навыков и умений студентов; формулировки общей проблемы и её обсуждение
19 с участием студентов; решения задач и их обсуждение; раз связывания контрольных заданий, их проверка и оценка. Оценки за отдельные практические занятия учитывают, выставляя итоговую оценку по учебной дисциплине.
Количество часов на практические занятия по отдельной дисциплины определено учебным планом. Перечень тем практических занятий содержится в рабочей учебной программе дисциплины. Количество студентов на практических занятии не должна превышать половины академической группы.
Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что:
- к семинарским занятиям выдвигаются общедидактические требования
(научность, доступность, единство формы и содержания, обеспечение обратной связи, проблемность и др.);
- при выборе методики проведения семинарских занятий следует учитывать особенности, обусловленные логикой преподавания конкретной дисциплины и психолого-педагогических особенностей студенческой группы;
- необходимо обеспечивать высокий уровень мотивации учебной деятельности студентов (изучение темы следует начинать с выяснения ее значение для усвоения данной или иных дисциплин, в будущей профес ийний деятельности и т.д.)
- необходимо придерживаться принципа профессиональной направленности обучения в высшей школе и осуществлять разноуровневые межпредметные связи с другими дисциплинами, практическим обучением, обеспечивающая фор ния единой системы знаний, умений и навыков студентов
- важной задачей является также формирование профессиональной культуры и мышления, умений самообразования;
В процессе проведения практических занятий используют различные методы обучения.
Поскольку главная задача этого вида учебной работы - формирование навыков и умений, то основными должны быть разнообразные упражнения (подготовительные, пробные, по образцу, тренировочные,
20 творческие, практические, графические, устные, письменные, профессиональные, технические и др.).
Технологии проведения семинарских занятий бывают различными.
Практические занятия, независимо от их конкретных особенностей, в значительной степени обеспечивают отработку навыков и умений принятия практических решений в реальных условиях профессиональной деятельности, имеющие в своей основе теоретический характер. Хотя на практических занятиях отрабатывают темы, по которым были прочитаны лекции, целесообразно, чтобы на этих занятиях небольшая теоретическая часть предшествовала практической. Это направляет студентов на научный подходов ход к выполнению практических работ, повышает их качество.
Лабораторное занятие (лат labor - труд) - форма учебного занятия, на котором студенты под руководством научно-педагогического работника лично проводят натурные или имитационные эксперименты или исследования с целью гирактической проверки и подтверждения отдельных теоретических положений учебной дисциплины, приобретают практические навыки работы с лабораторным оборудованием, оборудованием, измерительной аппаратурой, вычислительной техникой, овладевают методикой экспериментальных исследований в конкретной предметной области. Проведение лабораторных занятий требует хорошо подготовленных, специально оборудованных учебных лабораторий с использованием оборудования, приспособленного к условиям учебного процесса (лабораторных установок, макетов и т.д.). Иногда лабораторные занятия целесообразно проводить непосредственно на производстве, в условиях реальной профессиональной среды (на заводе, в поле, в научно-исследовательском институте, в школе). Структура лабораторного занятия: проведение текущего контроля подготовленности студентов к выполнению конкретной лабораторной работы, выполнения её задач, подготовка индивидуального отчёта о выполнение на работу и защиту его перед научно-педагогическим работникам.