Файл: Характеристика Дальневосточного института управления филиала.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31 планомерной работы объекта планирования. Оперативные планы носят краткосрочный характер.
В зависимости от срока, на который составляется план (прогноз), и степени детализации плановых или прогнозных расчетов принято различать долгосрочное (от 5 лет и выше), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и краткосрочное (до 1 года) планирование. По масштабу действия различают прогнозы
(планы) международные, национальные, межрегиональные, региональные, межотраслевые, отраслевые, предприятий.
Виды планов и прогнозов в соответствии с указанными выше критериями их классификации представлены на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 – Общая классификация форм планирования и видов планов и прогнозов
Также выделяют и другие критерии классификации планов и прогнозов, основными из которых являются следующие.
По глубине планирования (прогнозирования) различают агрегированные и детальные прогнозы (планы).
32
В зависимости от учета изменения данных различают жесткое и гибкое
(адаптивное) прогнозирование (планирование).
По очередности во времени выделяют упорядоченное планирование
(прогнозирование), при котором по завершении периода действия одного плана
(прогноза) разрабатывается другой; скользящее, при котором по истечении определенного запланированного срока план (прогноз) продлевается на следующий период; внеочередное (эвентуальное), при котором планирование
(прогнозирование) осуществляется по мере необходимости.
По степени охвата прогнозы (планы) делятся на частные, охватывающие только определенные области деятельности и параметры, и комплексные, описывающие все аспекты развития экономической системы.
В свою очередь по назначению частные прогнозы (планы) можно подразделить на научно-технические, демографические, прогнозы природных ресурсов, экологические, социальные, экономические.
По объектам планирования выделяют целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей; планирование средств, проявляющееся в определении средств достижения поставленных целей и ресурсов; программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ; планирование действий.
Теория прогнозирования и планирования является составной частью экономической науки и базируется на экономической теории. Место теории прогнозирования и планирования в системе экономических дисциплин определяется тем, что она является связующим звеном экономической теории, с одной стороны, и отраслевыми экономиками − с другой. Данная наука имеет тесную связь со статистикой, от которой она заимствует методы анализа и необходимые сведения для расчетов. Прогнозирование и планирование также использует достижения естественных наук, математики, особенно таких ее разделов, как теория вероятностей, математическая статистика и др.
3.2 План проведения семинарского занятия по теме: «Социально-
33
экономическое прогнозирование»
Определение регламента проведения практических занятий на семестр.
Выдача и подробное объяснение заданий на выполнение комплексной самостоятельной работы «Разработка социально-экономического прогноза развития».
Тренинг «Футурология в современном мире». Суть тренинга:
1. Группа делится на подгруппы по 5-6 человек.
2. Каждая подгруппа получает конверт с определениями по теме
«Социально-экономическое прогнозирование».
3. В течение 20 минут каждой подгруппе необходимо на основе метода генерации новых идей «Алгоритм Кровица», схематически изобразить современную систему социально-экономического прогнозирования России, применяя полученные знания и ключевые понятия темы, при этом необходимо выявить оригинальные связи социально-экономических объектов, способствующие их развитию.
В основе метода «Алгоритм Кровица» – постулат: чтобы найти новое; надо понять или придумать новую связь между элементами (проблемы; механизма; устройства; организации и т.д.). Для этого необходимо использовать слова; которые позволяют соединять элементы в оригинальные связи. Это слова: без; в; в пределах; вверх; вдоль; вне; внизу; внутрь; во время; вокруг; все ещё; где; для; до; до тех пор; если; за (позади); за пределами; затем; и; из; из-за; или; итак; к; как; когда; кроме; между; на; над; напротив; не; ниже; но; об; около; от; относительно; перед; поверх; повсюду; под; пока; поперёк; после; посреди; посредством; против; рядом; с; с помощью; с тех пор как; сбоку от; сверху; свыше; сквозь; снаружи; снизу; среди; так; так как; теперь; тогда; у; хотя; чем; через; чьё.
4. Каждая подгруппа выступает с полученными результатами, после чего происходит коллективное обсуждение, подводятся итоги.
34 5. В результате формируется общая схема системы социально- экономического прогнозирования России, с учётом всех выводов и замечаний.
Данный интерактивный метод обучения позволяет проанализировать существующие и выявить новые взаимосвязи между составными элементами социально-экономического прогнозирования, способствует закреплению полученных знаний.
Для эффективного проведения практического занятия студенты должны владеть следующими ключевыми понятиями: экономика; прогноз; социально- экономическое прогнозирование; системный подход; объект прогнозирования; производство; финансы; маркетинг; НИОКР; внешняя среда; внутренняя среда; прогнозирование; этап прогнозирования; приём прогнозирования; модель прогнозирования; метод прогнозирования; методика прогнозирования; прогнозирующая система; прогнозный вариант; характеристика объекта прогнозирования; переменная объекта прогнозирования; период основания прогноза; период упреждения прогноза; прогнозный горизонт; точность прогноза; достоверность прогноза; ошибка прогноза; источник ошибки прогноза; верификация прогноза; эксперт; экспертная оценка; прогнозист
(футуролог); функции прогнозирования; принципы прогнозирования; типология прогнозов.
1 2 3 4
3.3 План проведения семинарского занятия по теме: «Система,
принципы и функции социально-экономического
прогнозирования»
Деловая игра «Взаимосвязь принципов и функций социально- экономического прогнозирования».
Суть:
35 1. Группа делится на подгруппы по 5-6 человек.
2. Преподавателем предлагается ряд тем для обсуждения для каждой подгруппы:
– Социально-экономическое прогнозирование в системе государственного регулирования экономики.
– Социально-экономическое прогнозирование как информационная основа стратегического управления.
– Системный подход как методологическая основа социально- экономического прогнозирования.
– Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости населения
– Прогнозирование и планирование потребительского рынка национальной экономики.
3. С помощью метода «мозговой штурм» в подгруппах на основе кластеров разрабатываются принципы и функций социально-экономического прогнозирования с приведением примеров для предложенных тем.
4. Каждая подгруппа выступает с полученными результатами, после чего происходит коллективное обсуждение, подводятся итоги.
5. В результате формируется общая кластерная схема, с учётом всех выводов и замечаний.
36
Заключение
Таким образом, подводя итог проведённому исследованию, отметим следующее.
Дальневосточный институт управления – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» – это высококлассное учреждение с международным опытом (оценка дана
Экспертной комиссией International Education Society Ltd., London). Уже 5 лет подряд Дальневосточный институт управления награждается дипломом
Лауреата Межрегионального конкурса с правом использования логотипа, что является свидетельством общественного признания деятельности института и высокой оценки профессионального уровня подготовки специалистов в стенах
ВУЗа.
В Дальневосточном институте управления – филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при
Президенте
Российской
Федерации» используются различные методики проведения лекционных и семинарских занятий.
Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями, представляет собой лекция. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Традиционная лекция имеет несомненные преимущества не только как способ доставки информации, но и как метод эмоционального воздействия преподавателя на обучающихся, повышающий их познавательную активность.
П
р е
д с
е д
а т
е л
ь
З
а к
о н
о д
а т
е л
ь н
о й
Д
у м
ы
Х
а б
а р
о в
с к
о г
37
Достигается это за счёт педагогического мастерства лектора, его высокой речевой культуры и ораторского искусства. Высокая эффективность деятельности преподавателя во время чтения лекции будет достигнута только тогда, когда он учитывает психологию аудитории, закономерности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных процессов учащихся.
Практические занятия предназначены для углублённого изучения дисциплины. На этих занятиях идёт осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности. Разнообразные формы проведения практических занятий: занятия по изучению иностранного языка, решение задач по физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам, семинары, лабораторные практикумы, - могут быть использованы и при дистанционном обучении. В этом случае они приобретают некоторую специфику, связанную с использованием информационных технологий.
В работе был разработан проект организации лекционного и семинарского занятия по дисциплине «Планирование и прогнозирование социально-экономического развития». Во-первых, был разработан план проведения лекционного занятия по теме: «Планирование и прогнозирование социально-экономического развития». Во-вторых, были организованы два практических занятия по теме «социально-экономическое прогнозирование» в форме тренинга и по теме «Система, принципы и функции социально- экономического прогнозирования» в форме деловой игры.
38
Библиографический список
1.
Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. – М. :
Проспект, 2015. – 32с.
2.
Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон от
31.07.1998 N 145-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
3.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст] : федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
4.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст] : федер. закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1996. – № 5.
– Ст. 410.
5.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Текст] : федер. закон от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Собр. законодательства РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
6.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)
[Текст] : федер. закон от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Собр. законодательства РФ. –
2006. – № 52 (часть I). – Ст. 5496.
7.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"// СПС Консультант-Плюс;
8.
Аринин, А. Н. К новой стратегии развития России. Федерализм и гражданское общество. Идейно-теоретические, политические и правовые аспекты [Текст] / А. Н. Аринин. – М. : Наука, 2010. – 233 с.
9.
Абракова, Т. А. Власть и общество в советской истории: взаимодействие региональной власти и населения [Текст] / Т. А. Абракова //
Приволжский научный журнал. – 2011. – № 1. – С. 140-143.
10.
Ачкасова, В. А. GR как новая отрасль коммуникативной деятельности [Текст] / В. А. Ачкасова, И.Е. Минтусов // Российская школа связей с общественностью. – 2015. – № 6. – С. 73-84.
11.
Бикбаева, Э. В. GR-коммуникации в системе управления политико- коммуникационными процессами [Текст] / Э. В. Бикбаева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2015. – № 17. – С. 141-143.
12.
Будникова, Н. С. Взаимодействие органов государственной власти с гражданским обществом [Текст] / Н. С. Будникова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – № 6. – С. 54-57.
13.
Глушенкова, Н. А. Коммуникационные отношения между властью и обществом [Текст] / Н. А. Глушенкова // Сборник Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика,
39 политика, социально-культурная и правовая сферы : материалы Всероссийской научно-практической конференции школьников, учителей, студентов, аспирантов и ученых. – Институт экономики, управления и права (г. Казань), –
2015. – С. 326-327.
14.
Голованева, К. С. НКО и власть в контексте социального партнерства [Текст] / К. С. Голованева // Сборник Развитие современного общества в условиях реформ: вопросы экономики и управления : материалы III
Межвузовской научно-практической конференции. под общ. ред. Е. В.
Королюк. – 2014. – С. 50-54.
15.
Журавлева, Е. К. Решение демографических задач государственной властью и гражданским обществом [Текст] / Е. К. Журавлева // Сегодня и завтра Российской экономики. – 2013. – № 62. – С. 43-50.
16.
Яблонский, В. Б. Новые тенденции, проблемы и поиски решений субъектами социального взаимодействия (власть - НКО - бизнес - высшая школа) [Текст] / В. Б. Яблонский, Н.Ю. Сурова // Поволжский торгово- экономический журнал. – 2014. – № 6 (40). – С. 91-95.
40
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Рейтинги РАНХиГС. ........................................................................
41
Приложение 1
Рейтинги РАНХиГС
РАНХиГС в рейтингах
Источник
Новости РАНХиГС
Проектом «Социальный навигатор» МИА
«Россия сегодня» был представлен национальный рейтинг вузов РФ, который показывает их востребованность со стороны российской экономики. РАНХиГС заняла 4 место в национальном рейтинге востребованности вузов в РФ среди вузов сферы управления (экономика, финансы, юриспруденция). Президентская академия имеет один самых высоких показателей i- индекса цитирования трудов сотрудников организации – равный 24 единицам, среди всех вузов в сфере управления.
«Социальный навигатор» МИА
«Россия сегодня»
РАНХиГС стала одним из самых востребованных вузов в сфере управления (15 декабря
2017 г.)
Специалисты портала по поиску работы для студентов и молодых специалистов
Career.ru проанализировали данные о востребованности выпускников 2016–2017 г. факультетов и кафедр московских вузов, разместивших свои резюме на сайте.
Оценка проходила по 8 профессиональным направлениям, в каждом из которых были определены по 20 вузов. Результаты проведённого исследования выявили наиболее востребованных у работодателей выпускников. В сфере экономики и финансов, по результатам исследования, 3 место занял Факультет финансов и банковского дела (ФФБ) РАНХиГС с результатом 9,93 балла.
Рейтинг сайта Career.ru
Выпускники
ФФБ
РАНХиГС – одни из самых востребованных в сфере экономики и финансов (14 декабря 2017 г.)
На официальном сайте британского рейтингового агентства
Quacquarelli
Symonds (QS), признанного лидера в области оценки высшего образования, опубликован рейтинг университетов стран
БРИКС. В 2017 г. составителями рейтинга были проанализированы показатели 9000 вузов стран
БРИКС.
Президентская академия заняла 90 место, войдя, таким образом, в верхний 1% лучших вузов данной группы стран.
Британская компания
Quacquarelli
Symonds (QS)
Академия вошла в список
90 лучших вузов стран
БРИКС (23 ноября 2017 г.)
Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) и Высшая школа корпоративного управления (ВШКУ)
РАНХиГС в очередной раз вошли в международный рэнкинг Eduniversal 1000 лучших бизнес-школ мира.
Eduniversal
– ведущее европейское экспертное и рейтинговое агентство в
Две бизнес-школы
РАНХиГС – в рэнкинге лучших бизнес-школ мира по версии Eduniversal (17 ноября 2017 г.)