Файл: Характеристика Дальневосточного института управления филиала.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21
Выполнение лабораторной работы оценивает научно-педагогический работник. Итоговые оценки за выполнение лабораторных работ учитывают при определении семестровой итоговой оценки по соответствующей учебной дисциплине.
Планы, технологию и методику проведения лабораторных работ разрабатывают соответствующие кафедры. Количество часов на лабораторные занятия по отдельной дисциплине определены учебным планом, перечень тем лабораторных занятий - рабочей учебной программой дисциплины. Заменять лабораторные занятия другими видами учебных занятий нельзя. Количество студентов на лабораторном занятии не должна превышать поло вине академической группы. Каждый студент должен самостоятельно выполнить все лабораторные работы и оформить их результаты.
Практические занятия должны соответствовать следующим требованиям:
понимания со стороны студентов необходимости владеть базовыми теоретическими знаниями;
осознание необходимости выработки навыков и умений, имеющих профессиональную направленность;
обеспечение оптимальных условий для формирования навыков и умений (санитарно-гигиенических, дидактических, воспитательных);
обучение студентов рациональных методов овладения навыками и умениями;
обеспечение самостоятельной деятельности каждого студента;
соблюдение систематичности и логической последовательности в формировании навыков и умений студентов;
разработка задач для практических занятий с чёткой профессиональной направленностью;
широкое включение в систему практических занятий творческих задач;
систематический контроль за выполнением практических задач; постоянное поощрение практической учебной деятельности студентов.
В процессе организации и проведения лабораторных работ научно-
22 педагогическому работнику необходимо акцентировать внимание на следующих аспектах: содержательность лабораторных занятий, обеспечение лабораторий, кабинетов новейшим оборудованием, которое соответствует технологиям современного производства; материалами, реактивами, приборами, аппаратами, обеспечение самостоятельности студентов при выполнении лабораторных работ; соблюдение правил техники безопасности, обучение студентов методов выполнения этого вида работ.
23
3
Проект организации лекционного и семинарского занятия по
дисциплине «Планирование и прогнозирование социально-
экономического развития»
3.1 План
проведения
лекционного
занятия
по
теме:
«Прогнозирование и планирование в системе государственного
управления экономическим развитием»
Тема лекции: «Прогнозирование и планирование в системе государственного управления экономическим развитием».
Цель лекции – ознакомить студентов с основными понятиями процессов прогнозирования и планирования, изложить ключевые принципы прогнозирования и планирования в системе государственного управления экономическим развитием.
План лекции:
1. Сущность и содержание процессов прогнозирования и планирования.
2. Прогнозирование и планирование как функции государства и субъектов хозяйствования.
3. Формы планирования, виды планов и прогнозов.
Основные понятия темы: Предвидение, прогнозирование, прогноз, планирование, план, мероприятие, программа, концепция, макроэкономическое регулирование, директивное планирование, индикативное планирование, стратегическое планирование, тактическое планирование, оперативное планирование, долгосрочное прогнозирование, среднесрочное прогнозирование, краткосрочное прогнозирование, макроэкономические прогнозы, межотраслевые прогнозы, отраслевые прогнозы, межрегиональные прогнозы, региональные прогнозы. 1. Сущность и содержание процессов
24
прогнозирования и планирования
Прогнозирование представляет собой целенаправленную деятельность государства, органов управления, хозяйствующих субъектов по разработке перспектив развития страны, регионов, отраслей, предприятий различных форм собственности. Прогноз − это комплекс научно обоснованных предположений
(выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров экономической системы.
Прогнозирование соотносится с более широким понятием – предвидением. Предвидение опережает отражение действительности и основано на познании законов природы, общества, мышления. В процессе прогнозирования используются два подхода: индуктивный и дедуктивный.
Метод индукции, используемый при индуктивном подходе, построен на рассмотрении проблем от частного к общему, т. е. на основании фактических или зарегистрированных данных (эксперимента или развития процесса) об объекте устанавливается тенденция (или закономерность) общего развития объекта, которая и используется при обосновании прогноза.
При дедуктивном способе, т. е. подходе от общего к частному, вначале определяются общие тенденции или закономерности развития анализируемой области техники, а затем на основе выявленной общей перспективы определяются уровни и пути развития отдельных направлений, а также конкретные технические характеристики интересующих в данном случае объектов прогнозирования.
Индуктивному подходу в наибольшей степени соответствуют методы поискового прогнозирования, а дедуктивному способу − нормативного
(целевого) прогнозирования.
При поисковом прогнозировании состояние объекта в будущем определяется закономерностями, выявленными по частным результатам опыта
(эксперимента), его поведения в прошлом и настоящем. В этом случае прогнозирование осуществляется от имеющегося уровня знаний (по ходу
25 времени), а конечные результаты развития объекта составляют содержание прогноза.
В свою очередь, нормативное прогнозирование ориентировано на то, что задается конечная цель (или закономерность) развития (поведения) объекта в будущем, а содержанием прогноза является определение частных путей, средств и сроков достижения цели. Прогнозирование в этом случае осуществляется от заданной цели как бы навстречу ходу времени.
Планирование − это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. В общем виде планирование можно определить как процесс принятий решений, который предшествует будущему действию. Можно сказать, что планирование представляет собой проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения, конечным результатом которого являются плановые решения, лежащие в основе целенаправленной деятельности органов управления различных уровней. План − документ, который содержит систему показателей и комплекс мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем устанавливаются пути и средства развития в соответствии с поставленными задачами, обосновываются принимаемые управленческие решения.
Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми разными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т. е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.
Поскольку прогнозирование в управленческом цикле всегда предшествует планированию, то его зачастую рассматривают как подфункцию планирования. Результатом прогнозирования и планирования является принятие органом управления решения о том, что должно быть сделано, где и
26 каким образом. При реализации данных функций управления рассматриваются и оцениваются альтернативные варианты будущих действий, из которых выбирается наилучший.
2. Прогнозирование и планирование как функции государства и
субъектов хозяйствования
Процесс государственного регулирования экономики включает в себя реализацию многих функций. В их число входят прогнозирование и планирование, организация, координация и регулирование, учет, контроль и анализ, активация и стимулирование (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 – Связь прогнозирования и планирования с другими функциями управления
Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функций
«прогнозирование − планирование», можно отметить, что данные функции в системе государственного регулирования экономики являются центральными.
В современных условиях прогнозирование принимает беспрецедентные масштабы. Сознательно или подсознательно любой человек прогнозирует
27 последствия своих действий, решений, формулирует суждение о будущем, строит модель будущего. Роль прогнозирования неизменно возрастает в связи с ускорением научно-технического прогресса, усложнением задач управления, усилением неопределенности. В управлении экономическим развитием прогнозирование является первоосновой, так как всякое управленческое решение имеет прогнозную или плановую направленность. Прогноз вскрывает неопределенности в системе, обосновывает факторы, при которых достигаются поставленные цели.
С момента прогноза (принятия решения) до завершения прогнозируемого периода меняется среда, происходят изменения по различным возможным направлениям. Не определяя параметры развития с достаточной точностью, прогноз раскрывает альтернативы, положительные и отрицательные тенденции, противоречия и намечает условия, при которых обеспечивается решение поставленных задач. Оно может иметь несколько вариантов в зависимости от вероятностного воздействия различных факторов.
В случае, когда имеется несколько путей реализации замысла, разрабатываются сценарии возможного развития. Сценарий – это описание будущего, составленное с учетом правдоподобных положений; он разрабатывается для определенной совокупности условий будущего развития.
Необходимость составления сценариев заложена в вероятностном, вариантном развитии. Прогноз обычно имеет несколько сценариев, в том числе оптимистический, пессимистический, оптимально-реалистический.
Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения общественной системы с учетом закономерностей ее развития, перспектив эффективного вложения капитала. Социально-экономические прогнозы и планы выражают количественные и качественные изменения, связанные с оценкой объемов производства, стоимостных макроэкономических показателей, спроса и предложения, трудовых отношений, структуры доходов и расходов. Они включают показатели развития макроэкономической ситуации, научно-технического прогресса, динамики производства и потребления, уровня
28 и качества жизни, внешнеэкономической деятельности, экологической обстановки, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
Социально-экономическое планирование является видом управленческой деятельности, направленной на обоснование мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Оно выступает функцией собственника, производителя или уполномоченного ими лица, обусловлено потребностями информации, углубляющегося разделения труда и не зависит от формы собственности или хозяйствования.
План базируется на концепции, идеологии и стратегии развития.
Концепция содержит систему понятий и представлений для трактовки явлений, их понимания. Концептуальные проработки переводятся в организационный план путем выбора и обоснования стратегии, которая предполагает постановку целей, поиск средств для реализации планируемых мероприятий в соотношении с предполагаемыми результатами, формирование необходимых структур.
Необходимость государственного социально-экономического планирования заключается в том, что:
− глобальные проблемы (экология, истощение ресурсов) можно решать лишь в рамках долгосрочной перспективы в общенациональном масштабе;
− объективно повышается доля общественного (коллективного) потребления, которое можно эффективно регулировать лишь с помощью государства;
− рынок не способен обеспечить макроэкономическую сбалансированность и устойчивость;
− без планирования невозможно повышение эффективности экономики в масштабе общества;
− отсутствие планирования как функции управления равнозначно анархии.
Содержание социально-экономического планирования заключается в обосновании конкретных достижимых целей и приоритетов развития,
29 выявлении материальных, трудовых и финансовых возможностей реализации разрабатываемых программ. С формированием рыночных отношений, укреплением договорных связей между хозяйствующими субъектами объектами государственного планирования становятся лишь наиболее общественно значимые и структуроопределяющие сферы, отрасли, функции, регионы.
3. Формы планирования, виды планов и прогнозов
Наукой и практикой разработаны различные формы планирования, из которых наибольшее распространение получили директивное и индикативное.
Их характеристика представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Характеристика форм планирования
Характеристика
Формы планирования директивное индикативное
Характер
Обязательный
Рекомендательный
Преимущества
1.
Учет в планах общегосудар- ственных интересов
2.
Возможность сосредоточения государственных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики
Учет в планах интересов госу- дарства и предпринимателей
Недостатки
1.
Сковывает инициативу субъ- ектов хозяйствования
2.
Порождает волюнтаризм
Недостаточная заинтересован- ность субъектов хозяйствования в решении социальных, экологических проблем, развитии инфраструктуры
Область приме- нения
Экономика, отрасль, регион, субъект хозяйствования
Экономика, регион
Условия приме- нения
В экстремальных ситуациях (война, послевоенное восстановление экономики, крупные стихийные бедствия)
В рыночных условиях
Директивное планирование, т. е. обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно- административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач. В рамках директивной формы планирования
30 осуществляется доведение плановых заданий, обязательных к выполнению, до конкретных исполнителей.
Планы разрабатываются на основе общегосударственных интересов, утверждаются и носят силу законов.
Индикативное планирование – это процесс формирования системы параметров, которые характеризуют состояние и развитие экономики страны.
Индикативный план-прогноз наполняет стратегический и выступает в качестве практического инструмента в развитии экономики на кратко- и среднесрочный периоды. Индикативный план не имеет директивного характера и содержит ограниченное число обязательных заданий, носит в большей мере рекомендательный характер.
В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, занятости, уровня жизни населения, внешнеэкономических связей и т. д. Роль индикаторов планов состоит в том, чтобы определить, где и когда должно вмешаться государство, если рынок не справляется со своими задачами.
По содержанию плановых решений принято различать стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Стратегическое планирование − процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, предприятия и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу и формирования механизма по их реализации.
Тактическое планирование является процессом создания предпосылок для реализации целей, поставленных в стратегическом плане. Тактические планы разрабатываются в основном на среднесрочный период и позволяют обосновывать и реализовывать резервы повышения эффективности общественного производства. Оперативное планирование – завершающий этап системы планирования, который ориентирован на конкретизацию показателей тактического плана с целью организации повседневной