Файл: Курсовая работа по дисциплине теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ВО «МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВПА»
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Стадии правотворческого процесса и особенности законодательного процесса в Российской Федерации

Работу выполнил студент Демичев Александр Игоревич

331-070-21 учебной группы, 1 курса
Проверила Фокина Елена Михайловна. _____________________________________________________

(должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество)


Дата представления

работы на кафедру

«______»_______________20__г.
___________________________

(подпись студента)

Оценка

____________________________

____________________________

(подпись преподавателя)

«___» ____________ 20 __г.

Тула, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3

1 Понятие, виды и принципы правотворчества 6

1.1 Понятие и виды правотворчества 6

1.2 Принципы правотворчества 9

1.3 Законодательный процесс как разновидность правотворческого процесса 13

2 Характеристика и анализ стадий правотворчества и особенностей законодательного процесса в России 15

2.1 Основные подходы разделения правотворческого процесса на стадии 15

2.2 Особенности правотворческого процесса на федеральном уровне 19

2.3 Особенности правотворческого процесса на уровне субъекта Российской Федерации 25

2.4 Особенности правотворческого процесса на муниципальном уровне 28

Заключение 33

Список использованной литературы и источников 36



Введение


Одним из важнейших составных частей процесса правообразования является правотворческая деятельность, обеспечивающая государственное руководство обществом.

Осознание важности данного государственно-правового феномена происходит во всех сферах государственной жизни, во всех ветвях государственной власти, поскольку отечественная правовая система находится в стадии формирования и развития. Вместе с тем основными целями деятельности всех государственных институтов должны стать: демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства. Основой для этого является стабильная законодательная база. На формирование, в первую очередь, законодательной базы и направлена правотворческая деятельность современной России. Несомненно, что законодательство призвано быть важным и эффективным инструментом государственного руководства обществом, затрагивающим, по существу, все основные сферы общественной жизни населения страны.


Своевременность, полнота и точность законодательных решений, качество законов становятся, во многом, определяющим фактором развития рыночных отношений, политического, социального и духовного развития России. Вместе с этим, по результатам правотворческой работы судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций. Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить государство. На современном этапе развития российского общества совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни - одно из направлений его демократизации, что означает возрастание организующей роли права в отношении государства.

Отечественная и зарубежная теория государства и права уделяет серьезное внимание проблемам развития правотворчества. Ввиду особой значимости данного вида деятельности, сопутствующей актуальности на различных этапах развития общества и государства, научный интерес к данной области исследования наблюдался (и возрастает в современный период) со стороны представителей как науки общей теории государства и права, так и отраслевых юридических наук (работы С.С.Алексеева, Н.А.Богдановой, , A.Б.Венгерова, Н.В.Витрука, А.В.Васильева, Д.А.Керимова, И.В.Котелевской, С.А.Комарова, А.Е.Козлова, Е.И.Козловой, О.Е.Кутафина, B.Н.Кудрявцева, В.М.Корельского, В.В.Лазарева, Г.В.Мальцева, М.Н.Марченко, А.В.Мицкевича, А.В.Малько, Н.И.Матузова, A.Нашиц, В.С.Нерсесянца, А.С.Пиголкина, С.В.Полениной, В.Д.Перевалова, Т.Н.Рахманиной, В.М.Сырых, Ю.А.Тихомирова, Т.Я.Хабриевой, В.Н.Хропанюка, А.Ф.Черданцева).

Актуальность данной темы обуславливается тем, что существуют проблемные аспекты правотворческого (законодательного) процесса в Российской Федерации. Ведь именно правовые проблемы и пробелы в этой области юриспруденции мешают развитию всей правовой системы страны. А также тем что в современной России у граждан смутное и нечеткое представление о самом понятии правотворчества и о его сложности и длительности. Многие недовольны работой Федерального Собрания, утверждая, что депутаты бездействуют. Но граждане просто иногда не имеют понятия насколько это трудоемкая задача: создать нормативный акт, который бы не противоречил Конституции РФ, не ущемлял ни чьи права и отвечал требованиям демократического строя и уровню развития страны в целом. В данной работе представлены стадии правотворчества и особенности законодательного процесса, показывающие, насколько этот процесс важен и сложен.



Объектом исследования является общественные отношения в сфере правотворческой деятельности в современной России, ее организация и правовая регламентация.

Предметом работы являются нормы права, регулирующие процесс правотворчества в современной России, а также практическая деятельность различных субъектов данного процесса.

Целью данной работы является теоретический и правовой анализ стадий правотворческой деятельности и особенностей законодательного процесса в современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- описать понятие, виды и принципы правотворчества;

-рассмотреть законодательный процесс как разновидность правотворчества;

- проанализировать основные подходы разделения правотворческого процесса на стадии;

- раскрыть особенности законодательного процесса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти;

Методологическая основа исследования представлена следующими методами научного познания: всеобщими философскими в лице метода диалектического материализма; общенаучными (анализ, синтез, индукция, дедукция, системный); частнонаучными (исторический); специально юридическими (сравнительно-правовой, формально юридический, метод юридико-технического анализа).

Структура курсовой работы включает введение, две главы, объединяющие семь параграфов, заключение и список использованных источников. В первой главе раскрываются общие теоретические положения о првотворчестве, его понятии, виды и принципы. Во второй раскрываются более подробно уровни правотворческого процесса и особенности законодательного процесса на всех уровнях власти.


1 Понятие, виды и принципы правотворчества

1.1 Понятие и виды правотворчества


Характеризуя правотворчество, необходимо заметить прежде всего, что оно представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.

По своей социальной сути правотворчество - это есть процесс возведения государственной воли в нормативно правовые акты, процесс придания содержащимся в них правилами поведения - государственным велениям общеобязательного характера. Оно охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.

В юридической науке нет единого подхода к исследованию правотворчества и к его определению. Наряду с традиционным и весьма распространенным представлением о правотворчестве как о «форме государственной деятельности, направленной на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену»1, в научной литературе имеют место и иные его определения. В частности, под понятием правотворчество нередко понимается как «направленная на достижение целей развития общества организационно оформленная деятельность государства по выявлению потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений и созданию в соответствии с выявленными потребностями новых нормативно - правовых норм, замене и отмене действующих».1

Раскрывая принципиальное отличие данного определения, сформулированного С.В. Полениной, от ранее приведенного, автор подчеркивает, что в первом случае «понятие правотворчества связывается прежде всего с процедурно-процессуальной деятельностью различных государственных органов». В основу же второго определения положена «социально-юридическая трактовка правотворчества, которая охватывает весь процесс создания правовой нормы, начиная с зарождения идеи о ней в связи с выявлением потребности в правовой регламентации соответствующих общественных отношений и кончая ее принятием и введением в действие»
2.

В юридической литературе традиционное представление о правотворчестве как о форме, или виде государственной деятельности, направленной на создание, изменение или упразднение правовых норм, нередко называют правотворчеством в собственном («буквальном») смысле слова. Данным понятием охватывается законодательная деятельность всех без исключения государственных органов, уполномоченных на создание, изменение или упразднение правовых норм.

В системе правотворчества исследователями иногда выделяется процесс законотворчества, название которого говорит само за себя. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства. В отличие от правотворчества в собственном, буквальном смысле слова законотворчество порождает не всю систему нормативно-правовых актов, весьма условно и далеко не всегда удачно именуемых «законами», а только те из них, которые по всем признакам - по форме и по содержанию - являются именно таковыми.

Существует многообразие подходов к классификации видов правотворчества. Рассмотрим четыре основных критерия выделения видом правотворчества:

- субъект правотворчества (наиболее распространённая классификация);

- регламенты правотворчества различных государственных органов, т. е. предлагается разграничить виды правотворчества в зависимости от законодательно закрепленной процедуры нормотворчества;

- виды правовых актов как цели правотворческих процессов;

- тема, объем и содержание будущего правового акта. На основе названных критериев выявляются «пять основных видов правотворчества: законотворчество, подзаконное правотворчество, локальное правотворчество местного самоуправления (как известно, признается муниципальное право), прямое, непосредственное правотворчество, договорное нормотворчество».1

По мнению М.Ю. Осипова в качестве критерия классификации необходимо выделить уровень действия правотворческих актов, т.е. акты международно-правового уровня, общегосударственного, регионального, местного (муниципального), локального (уровень юридического лица).2 В данном случае локальное правотворчество по уровню действия оказалось ниже муниципального правотворчества. Однако локальное и муниципальное правотворчество не находятся в отношениях подчинения. Кроме того, локальный нормативный правовой акт крупного акционерного общества может затрагивать интересы несоизмеримо большего количества лиц, чем устав муниципалитета, на территории которого проживает немного жителей. Все виды правотворчества, несмотря на свою специфику и возникающую между ними конкуренцию, выполняют одну общую задачу - это развитие действующей системы права. Таким образом, система права в ее динамике выступает объединяющим фактором для всех видов правотворчества. Этим во многом и определяется принципиальная взаимообусловленность различных видов правотворчества.