Файл: Курсовая работа по дисциплине теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В рамках правовой системы различные виды правотворчества взаимозависимы. Конкретное правотворческое решение зависит от потребностей социума, состояния системы права, политико-правовых традиций и т. п. Кроме того, каждый вид правотворчества может быть рассмотрен как открытая система, что логически приводит к выводу о невозможности абсолютно автономного функционирования какого-либо вида правотворчества в отрыве от других его видов.

1.2 Принципы правотворчества

Правотворческая деятельность современного цивилизованного государства должна осуществляться на базе ряда общих основополагающих принципов, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.

Принципы - это конкретные критерии возможного и должного в правотворчестве и законодательстве. Составляя основу правотворчества, принципы вместе с тем отражают все его стороны: от порядка издания норм права до их содержания и реализации.1

В юридической литературе нет единого мнения о видах принципов правотворчества, поскольку различные авторы присоединяют к общепризнанному перечню таковых и другие, не столь очевидные, но действительно существующие либо потенциально обусловленные его спецификой.

Большинство российских ученых считает, что правотворчеству присущи такие принципы, как:2

-  научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов изучается социально-экономическая, политическая и иная ситуация, а также объективные потребности развития общества);

- профессионализм, так как заниматься такой деятельностью должны специалисты - проявляющийся в обязательном участии квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов на всех стадиях правотворческого процесса;

- законность (правотворческая деятельность должна осуществляться в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации1, законами и подзаконными актами);

- демократизм, который отражает степень участия граждан в правотворческом процессе, а также уровень развития процедурных норм и институтов в обществе;

- гласность;

- открытость правотворчества для широкой общественности;

-  оперативность, что предполагает своевременность издания нормативных актов и правовых норм для регулирования постоянно изменяющихся общественных отношений
2.

Особо выделим и принцип постоянного технического совершенства принимаемых актов, который имеет большое значение для повышения качества и эффективности правотворческого процесса. Суть данного принципа заключается в том, чтобы в процессе подготовки и принятия нормативно-правовых актов в максимальной степени использовать предложенные юридической наукой и апробированные правотворческой практикой наиболее эффективные методы и приемы разработки проектов, оптимального изложения их содержания и технического оформления, отвечающего общепринятым в мире стандартам.

Принципами правотворчества отдельные авторы называют также следующие: гуманизм (М.Н. Марченко, А.С. Пиголкин)3 выражающийся в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей; тщательность и скрупулезность подготовки проектов (В.С. Нерсесянц, А.С. Пиголкин); постоянное развитие и своевременное осуществление правотворчества (Р.Ф. Васильев); связи правотворчества с практикой (И.Н. Сенякин, А.Ф. Черданцев); конституционность (М.Н. Марченко); планирование, строгая дифференциация правотворческих полномочий (С.А. Комаров); исполнимость (А.Б. Венгеров); подчиненность целям государственной власти, правозаконности и властности (М.М. Рассолов); разумность (Ю.П. Свит, Н.А. Власенко) и т.д.

Анализ предложенных учеными принципов правотворчества показывает, что в их основе нет единого критерия, по которому данные авторы их формулировали. Поскольку правотворчество является сложной правовой деятельностью, то и каждый из них в соответствии со своим подходом исследовал те или иные его стороны, что позволяло называть все новые и новые принципы, каждый из которых не противоречил другим принципам.

Многообразие выявленных принципов правотворчества объясняется его сложным многоуровневым характером и одновременно богатством основополагающих идей, присущих правовому государству и современному гражданскому обществу, которые безусловно должны быть реализованы в процессе правотворчества. Однако, законодательно могут быть закреплены не все выявленные юридической наукой принципы правотворчества. Это не стоит делать не только во избежание громоздкости возможного законодательного акта о правотворческой деятельности в Российской Федерации, но и в связи с открытостью перечня принципов правотворчества, который с каждым годом будет пополняться новыми и новыми принципами. Поэтому законодательно необходимо закрепить только основные принципы правотворчества, составляющие квинтэссенцию той или иной стороны данного процесса.



Оптимизировать перечень основных принципов правотворчества, которые должны быть указаны в законе, может помочь их классификация. В юридической литературе принципы правотворчества делятся на общие (присущие федеральному и региональному правотворчеству) и региональные.

Региональные принципы правотворчества можно условно разделить на три группы:

- универсальные (принципы права) - гуманизм, демократизм, законность;

- общие, относящиеся к правотворчеству в целом (как федеральному, так и региональному), - это гласность, научность, профессионализм, оперативность и динамичность правотворчества, соблюдение правил правотворческой техники, планирование и прогнозирование, финансовое обеспечение и материальная достаточность, информационно-правовое обеспечение правотворческой деятельности;

- специальные региональные принципы - принципы системности, взаимосогласованности и взаимодополняемости федерального и регионального правотворчества в сфере совместной компетенции, дифференциации правотворческих полномочий и иерархичности нормативных правовых актов, учета социальной, исторической и иной специфики субъекта Федерации, взаимосвязи теории и практики.

Такая классификация принципов правотворчества показывает их взаимосвязь в правотворческом процессе всех уровней, но не позволяет оценить конкретную роль каждого из них в характеристике его сторон, что лишает возможности выделить основные из них, определить необходимую и достаточную степень урегулированности собственно правотворения. Качество правотворчества связано в первую очередь не с реализацией в законодательстве всех его принципов, а с наиболее совершенным их набором, способным ориентировать их субъектов на создание объективно обусловленных нормативных правовых актов и норм права. Субъект правотворчества должен действовать не методом проб и ошибок, а иметь реальные ориентиры, руководствуясь которыми он будет знать вполне определенно, какие принципы необходимо использовать для достижения поставленных целей.

Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что перечень принципов правотворчества законодательно не установлен, что позволяет ученым вносить обоснованные предложения о его дополнении и разнообразии. Для понимания правотворчества, выявления особенностей, влияющих на качество выработки законодательных актов и норм права, решающее значение имеет изучение присущих ему принципов как взаимосвязанной
системы основополагающих обязательных требований, отражающих идеи правового государства и дух открытого гражданского общества.

1.3 Законодательный процесс как разновидность правотворческого процесса


Законодательный процесс является видом правотворческого процесса, направленным на создание нормативных правовых актов высшей юридической силы, то есть законов. Иногда законодательный процесс именуют еще процессом принятия законов, разумея под принятием закона не только положительное голосование законотворческого органа по законопроекту как итог его официального рассмотрения (принятие закона в собственном смысле слова), но и всю процедуру создания закона от возбуждения законодательной инициативы до вступления в силу. Как и правотворческий процесс в целом, законодательный процесс предшествует правоприменительной деятельности и иным видам реализации права, но, по сути, он сам является правоприменительным процессом, поскольку введен в определенные правовые формы. Однако здесь мы имеем дело с право применением особого рода. В отличие от других его видов правотворческий (в том числе законодательный) процесс можно уподобить «производству средств производства».1

С формальной точки зрения законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных действий (процедур), результатом которых является создание закона. Совокупность процедур составляют стадии законодательного процесса, то есть относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу.

Процедуры законодательного процесса, составляющие содержание его этапов, в большинстве стран регламентируются нормами конституций, других законов и регламентами.

К субъектам законодательного процесса относятся его участники; действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить государственные органы, должностные лица, граждане, различные общественные политические силы: политические партии, общественные организации и т.д.1

Участие в законодательном процессе его субъектов основано на их правах или обязанностях.2