Файл: Курсовая работа по дисциплине теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителя высшего исполнительного органа государственной власти и иных органов и должностных лиц субъекта Российской Федерации, которые противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, не соответствуют конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.

Президент Российской Федерации вправе обращаться в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации с представлением о приведении в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами конституции (устава) субъекта Российской Федерации или иного нормативного акта законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.

2.4 Особенности правотворческого процесса на муниципальном уровне


Правотворческий процесс в нашей стране осуществляется на всех уровнях публичной власти. Муниципальное правотворчество, то есть деятельность уполномоченных органов и должностных лиц местного самоуправления по созданию, разработке и принятию муниципальных нормативных правовых актов, на современном этапе играет важную роль в вопросе установления определенных видов правоотношений в рамках конкретного муниципального образования. Без него нельзя представить правовое поле нашей страны, так как зачастую именно муниципальные правовые акты регулируют основные положения, которые продиктованы различиями между муниципальными образованиями, то есть в них могут содержаться те нормы и правоотношения, характер которых присущ только данному муниципальному образованию. С помощью муниципального правового акта решаются вопросы местного значения, а также возможно исполнение переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Муниципальные правовые акты, помимо этого, способствуют тому, что успешно реализуются представительные функции местной власти и населения муниципального образования непосредственно. Вопросу правового регулирования местного правотворчества отведены ст. 46-48 главы 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Как и любая правотворческая деятельность, данный процесс осуществляется в особой процессуальной форме, которая представляет собой упорядоченную систему стадий данной деятельности:

- разработка проектов муниципальных правовых актов и внесение их в соответствующий орган местного самоуправления;

- дальнейшее обсуждение, изменение и принятие муниципальных правовых актов;

- опубликование (обнародование) в официальных источниках и вступление в силу муниципальных правовых актов;

- контроль за исполнением и отмена муниципальных правовых актов или приостановление их действия.

Разработка проектов муниципальных нормативных правовых актов осуществляется:



- в сроки, определенные представительным органом муниципального образования, главой данного образования;

- в сроки, установленные действующими нормативно-правовыми актами;

- в сроки, установленными судом.

При подготовке проекта решения (т. е. муниципального правового акта) представительного органа муниципального образования требуется:

- во-первых, разработать концепцию муниципального нормативного правового акта;

- во-вторых, установить полный перечень задач и вопросов, которые подлежат решению или регулированием в данном акте;

- в-третьих, рассмотреть по данным вопросам действующее законодательство: Конституцию РФ, федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты субъектов РФ;

- в-четвертых, проверить, не издавались ли ранее по данным вопросам муниципальные нормативные правовые акты, ознакомиться с содержанием данных норм и проанализировать практику их применения.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 проекты муниципальных нормативных правовых актов могут вноситься:

- депутатами представительного органа муниципального

образования;

- главой муниципального образования;

- иными выборными органами местного самоуправления;

- главой местной администрации;

- органами территориального общественного самоуправления;

- инициативными группами граждан;

- иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. Такими субъектами могут быть, например, муниципальная избирательная комиссии, районный (городской) прокурор.

Порядок подготовки, рассмотрения, принятия и подписания муниципальных нормативных правовых актов главой муниципального образования, местной администрацией (иными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления) устанавливается, как правило, самостоятельно этими органами (если данный аспект не урегулирован в самом уставе муниципального образования).

Необходимость принятия (издания) муниципального нормативного правового акта определяется главой муниципального образования, главой местной администрации, а также иными должностными лицами местного самоуправления: его заместителями, руководителями отраслевых (функциональных) и территориальных органов местной администрации (в пределах предоставленных им полномочий).


Относительно же опубликования муниципальных актов законодатель придерживается более строгой позиции, нежели чем процесса опубликования нормативно-правовых актов федерального уровня, распространяя обязанность опубликования не только на нормативные правовые акты, а на любые муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности. Данное положение свидетельствует о расширении круга актов органов местного самоуправления, подлежащих нормоконтролю1.

Все нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Никто не может быть ограничен в своих правах и наделен обязанностями на основании решений органов местного самоуправления, если они не опубликованы официально. Неопубликованные (необнародованные) муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не применяются.

В соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат официальному опубликованию та часть правовых актов, которые содержат сведения, распространение которых ограничено. Перечень таких сведений установлен Федеральным законом от 21 июля 1993 года № 5485-1 (ред. от 18.07.2009) «О государственной тайне»2. Но тем не менее, правовые акты либо их отдельные положения, которые не подлежат опубликованию, в обязательном порядке должны доводиться до сведения органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также организаций, на которые распространяется действие данных актов.

Порядок вступления в силу муниципальных правовых актов в обязательном порядке описывается в уставе муниципального образования. Могут быть предусмотрены следующие случаи:

- муниципальные правовые акты вступают в силу по истечении определенного срока после его официального опубликования. В таком случае в акте может быть использована формулировка «… вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования» или «… вступает в силу по истечении 10 (или любого другого срока) дней со дня его официального опубликования»;

- порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе. Называется конкретная дата или
, как правило, дается следующая формулировка: «… вступает в силу с 1 мая 2017 года» или «… вступает в силу после дня его официального опубликования»;

- порядок вступления в силу правового акта местного самоуправления, как и обычного нормативно-правового акта, может определяться отдельным документом - указом о введении его в действие, который будет являться подзаконным муниципальным актом;

- изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, а также их полномочия, вступают в силу лишь после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав вышеуказанных поправок;

- вступление в силу муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устанавливающих какие-либо налоги или вносящих изменения в действующее налоговое законодательство, имеют одну характерную особенность: в соответствии с п.1 ст.5 Налогового кодекса РФ, нормативные акты, которые вносят изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и иных сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Таким образом, изучив соответствующие источники, затрагивающие законотворческий процесс органов местного самоуправления на территории определенного муниципального образования, можно сказать, что, как и правотворческий процесс федерального и регионального уровня, правотворческий процесс органов местного самоуправления осуществляется в строго регламентированном порядке, который совершается в несколько довольно ёмких стадий:

- разработка проектов муниципальных правовых актов и внесение их в соответствующий орган местного самоуправления;

- дальнейшее обсуждение, изменение и принятие муниципальных правовых актов;

- опубликование (обнародование) в официальных источниках и вступление в силу муниципальных правовых актов;

- контроль за исполнением и отмена муниципальных правовых актов или приостановление их действия.

Все те муниципальные правовые акты, которые затрагивают какие-либо права, свободы и обязанности граждан, обязаны публиковаться для общего сведения населения определенного муниципального образования. В ином случае, данные акты не применяются.