Файл: Курсовая работа по дисциплине теория государства и права.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие, виды и принципы правотворчества
1.1 Понятие и виды правотворчества
1.3 Законодательный процесс как разновидность правотворческого процесса
2 Характеристика и анализ стадий правотворчества и особенностей законодательного процесса в России
2.1 Основные подходы разделения правотворческого процесса на стадии
2.2 Особенности правотворческого процесса на федеральном уровне
2.3 Особенности правотворческого процесса на уровне субъекта Российской Федерации
2.4 Особенности правотворческого процесса на муниципальном уровне
Заключение
Правотворчество - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с создание или изменением существующих в государстве правовых норм, результатом которой является закон или нормативный акт.
Соответственно, правотворческий процесс - это процесс принятия и вступления в силу нормативных актов, изданных компетентными органами. Главной частью правотворческого процесса, его сердцевиной является законодательный процесс. Именно принятие закона характеризует данный процесс в целом. Законодательный процесс представляет собой систему относительно завешенных, самостоятельных и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате которых создается непосредственно закон. Этот процесс состоит из нескольких стадий: законодательная инициатива, рассмотрение законопроектов, принятие законов, подписание законов Президентом РФ, опубликование и вступление в силу.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующим выводы.
Во-первых, правотворчество является важнейшей составной частью всего процесса правообразования. Последний включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права, который был рассмотрен в исследовании. Необходимость существования последнего обусловливается постоянно возникающей потребностью повышения качества издаваемых актов, уменьшения количества новых редакций нормативных правовых актов.
Оно зависит не только от уровня самой правотворческой деятельности государственных органов, сколько от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ.
Во-вторых, для того чтобы принимаемый акт в максимальной степени отвечал потребностям жизни общества и был эффективен, важно заранее разрешить круг проблем, касающихся его характера, формы, внутренней структуры, места и роли в системе других нормативного правовых актов. Важно также определить круг факторов, способствующих и, наоборот, препятствующих подготовке и принятию того или иного нормативного правового акта.
Кроме того, типичными ошибками, которые нередко допускаются в процессе правотворчества, выявленные по итогам исследования являются:
- неверный выбор формы нормативно-правового акта;
- нарушение процедуры его подготовки и принятия;
- неверное определение предмета правового регулирования;
- недооценка общественного мнения (восприятия гражданами будущего документа);
- недостаток правовых средств для воплощения в жизнь норм данного нормативно-правового акта.
Выделенные недостатки важнейшей области деятельности государства – правотворческой лишают правовую систему эффективной и стабильной работы, что неминуемо отражается на социальной жизни населения. Необходимо выработать систему преодоления вышеуказанных проблем для предотвращения наступления негативных последствий в будущем.
В ходе выполнения данной работы были решены следующие задачи: описаны понятие, виды и принципы правотворчества; рассмотрен законодательный процесс как разновидность правотворчества; проанализированы основные подходы разделения правотворческого процесса на стадии; раскрыты особенности законодательного процесса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что поставленные задачи выполнены, а цель работы достигнута.
Список использованной литературы и источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 1993.
2. Федеральный закон от 14 июня 1994 года №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Доступ из справочно - правовой системы СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Доступ из справочно - правовой системы СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. № 202.
5. Федеральный закон от 21.07.1993 № 5485-1-ФЗ «О государственной тайне» // Российская газета. 1993. № 182.
6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 года № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации». Доступ из справочно - правовой системы СПС «КонсультантПлюс»
7. Постановление Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998 года № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Доступ из справочно - правовой системы СПС «КонсультантПлюс».
Научная и учебно-методическая литература
8. Абрамова А.И. Законодательная идея и форма ее реализации / А.И. Абрамова // Журнал российского права. декабрь 2010. № 12. С. 65-72.
9. Багдасаров В.Ю. Основания классификации правотворчества // Теоретические проблемы российского права и государственности // https://cyberleninka.ru/article/n/osnovaniya-klassifikatsii-pravotvorchestva (2012. Ноябрь).
10. Бошно С.В. Законодательная инициатива: внесение законопроектов в Государственную Думу / С.В. Бошно // Право и образование. 2004. № 2. С. 154.
11. Бошно С.Ю. Законодательная инициатива в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: автореф. дис. на соискан. уч. степени канд. юр. наук / С.Ю. Бошно. М., 1997. 7 с.
12. Булакова О.Н. Парламентское право России: учебник / О. Н. Булакова. М.: Эксмо., 2006. 656 с.
13. Григорьева И. В. Теория государства и права: учеб. пособие / И.В Григорьева. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 304 с.
14. Кокотов А. Н. Федеральный законодательный процесс: Понятие и структура /А. Н. Кокотов // Правоведение. 2001. № 1. С. 53 - 63.
15. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / под ред. Б.А. Страшуна. М.: Бек, 2001.
16. Липень С.В. Идеи правотворчества и правореализации в политико-правовой мысли России XIX - начала ХХ век: автореф. дис. … канд. полит. наук / С.В. Липень. СПб., 2013. 52 с.
17. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник / М.Н. Марченко. М.: Проспект, 2001. 760 с.
18. Морозова Л.А. Проблемы качества нормативного правового регулирования в современной России / Л.А. Морозова // Правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: сб. науч. ст. / М., 2010. С.138-140.
19. Общая теория права: учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев и др. М.: Изд-во МГТК им. Н.Э. Баумана, 1996. 384 с.
20. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: учебник / В.В. Оксамытный. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 591 с.
21. Осипов М.Ю. Понятие и соотношение правового регулирования и правотворчества: монография / М.Ю. Осипов. М.: Изд-во СГУ, 2010. 220 с.
22. Павлушкин А.В., Павловский А.С. Современное правотворчество: новые возможности для общества и государства / А.В. Павлушкин, А.С. Павловский // Журнал российского права. 2015. № 3. С. 146 -154.
23. Рыбаков В.А. Правотворчество в переходной период развития права / В.А. Рыбаков // Юридическая техника. 2015. № 9. С. 652 - 657.
24. Соколова А. И. О нормоконтроле за неопубликованными (незарегистрированными) нормативными правовыми актами в сфере местного самоуправления / А.И. Соколова // Вестник оренбургского государственного университета. 2012. №3. С. 178 -183.
25. Соколова Н.С. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: развитие и совершенствование: автореф. дис. ... канд. юр. наук / Н.С. Соколова. М., 2003. 297 с.
26. Термины, используемые в юридической практике // Юридический словарь // https://petroleks.ru/dictionaries/ dict_big_law.php.
1 Общая теория права: Учебник для юридических вузов // Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТК им. Н.Э. Баумана, 1996. С. 200.
1 Павлушкин А.В., Павловский А.С. Современное правотворчество: новые возможности для общества и государства / А.В. Павлушкин, А.С. Павловский // Журнал российского права. 2015. № 3. С. 146 -154..
2 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник / М.Н. Марченко. М: Проспект, 2001. С. 56.
1 Багдасаров В.Ю. Основания классификации правотворчества // Теоретические проблемы российского права и государственности // https://cyberleninka.ru/article/n/osnovaniya-klassifikatsii-pravotvorchestva (2012. Ноябрь).
2 Осипов М. Ю. Понятие и соотношение правового регулирования и правотворчества. М., 2010. С. 41.
1Термины, используемые в юридической практике // Юридический словарь // https://petroleks.ru/dictionaries/ dict_big_law.php.
2 Григорьева И. В. Теория государства и права: учеб. пособие / И.В Григорьева. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 304 с.
1 Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 1993.
2 Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: учебник / В.В. Оксамытный. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 591 с.
3 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник / М.Н. Марченко. М: Проспект, 2001. С. 567.
1 Кокотов А. Н. Федеральный законодательный процесс: Понятие и структура /А. Н. Кокотов // Правоведение. 2001. № 1. С. 53 - 63.
1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран / под ред. Б.А. Страшуна. М.: Бек, 2001
2 Бошно С.Ю. Законодательная инициатива в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: автореф. дис. на соискан. уч. степени канд. юр. наук. М., 1997, С 7.