Файл: Отчет по практической подготовке по учебной практике.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образовательное частное учреждение высшего образования МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ |
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
по учебной практике
(Практике по получению первичных профессиональных умений и навыков)
Обучающегося ____ курса
гр. _______
______________
Ф. И. О.
Руководитель по практической подготовке:
______________________
должность, Ф. И. О.
Защищено с оценкой [написать от руки]
Москва 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
1. Выявление уровня развития самостоятельности младших школьников 5
2. Разработка и внедрение комплекса методов по внеурочной деятельности для повышения уровня развития самостоятельности у младших школьников 15
3. Динамика развития самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 50
ВВЕДЕНИЕ
Цель: закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении профессиональных и специальных дисциплин по профилю подготовки.
Во время прохождения технологической практики студент определяет область своей деятельности применительно к структурным подразделениям организации.
Задачи исследования:
-
углубление, расширение и закрепление теоретических знаний, совершенствование общепедагогических умений и навыков студентов; -
воспитание у студентов профессионально значимых качеств личности (эмпатия, сопереживание и др.), уважения к выбранной профессии и активной педагогической позиции; -
приобретение умений устанавливать контакт и общаться с детьми, взрослыми, имеющими нарушения в развитии и коллегами; -
формирование способности к актуализации и применению теоретических знаний в соответствии с условиями практической деятельности; -
овладение формами организации работы специалиста с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ); -
анализ деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, его педагогического опыта; -
овладение методом проектной деятельности; -
планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения; -
формирование умения составлять психолого-педагогическую характеристику детского коллектива.
Задачи профессиональной деятельности выпускника
Бакалавр по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
Место прохождения практики:
Виды деятельности:
1. Проведение установочного собрания.
2. Проведение инструктажа в рамках охраны труда.
3. Разработка дизайна исследования.
4. Реализация программы исследования.
5. Анализ результатов исследования.
6. Подготовка отчета в рамках исследования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Тема «Развитие самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности»
1. Выявление уровня развития самостоятельности младших школьников
Самостоятельность как ответственное, проактивное поведение, независимое от внешних воздействий, осуществляемое самостоятельно без посторонней помощи, является основным вектором взросления. Школа отвечает за один, но один чрезвычайно важный аспект воспитания детей самостоятельными: через обучение школьники должны стать более независимыми, потому что они могут расширить свои знания, навыки и способности самостоятельно. Следовательно, проблема образовательной независимости не может рассматриваться только в контексте одного образовательного уровня. Это проблема всей школы. От того, как будут заложены основы этой самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит выполнение задачи в целом на последующих этапах образования.
Несомненно, проблема формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста была актуальна во все времена и находила отклик в трудах ученых и педагогов. Однако следует отметить, что развитие самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности должным образом изучено не было.
Объектом исследования: развитие самостоятельности.
Предмет исследования: развитие самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, подобрать комплекс методов внеурочной деятельности для развития самостоятельности младших школьников.
Гипотеза: предполагаем, что организация внеурочной деятельности по развитию самостоятельности младших школьников будет результативной, если педагог будет использовать на занятиях комплекс следующих методов:
-
наглядные (показ педагога, пример, помощь); -
словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование рассказов, пословиц и поговорок); -
практические (самостоятельный выбор игры, подготовка и проведение).
Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
-
теоретические – анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования: классификация, обобщение, конкретизация; -
эмпирические – наблюдение, опрос обучающихся, анкетирование педагога; -
качественная и количественная обработка данных: описание, шкалирование , ранжирование, подсчет среднего значения; -
методы знаково-символического представления информации: таблицы, гистограммы; -
методы математической статистики: критерий Вилкоксона.
Для изучения уровня развития самостоятельности во внеурочной деятельности в младшем школьном возрасте было проведено исследование на базе…
В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста, а именно 30 учеников 1 «А» класса. В классе 17 девочек и 13 мальчиков.
Для того, чтобы развивать самостоятельность младших школьников во внеурочной деятельности, необходимо было сначала выявить реальный уровень ее сформированности, а затем проследить динамику развития в результате предложенных методов обучения.
Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в диагностике уровня сформированности самостоятельности младших школьников.
Для изучения проявления характерных особенностей самостоятельности детей в разных видах деятельности нами были определены критериальные показатели самостоятельности младших школьников (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Критериальные показатели самостоятельности, методы и методики диагностики.
Критерии | Показатели | Методики диагностики |
Когнитивно-ценностный | Степень сформированности знаний, представлений о самостоятельности (их глубина, комплексность), понимание важности самостоятельной деятельности; отношение к самостоятельной деятельности. | Опрос учащихся «Представление о самостоятельности и трудолюбии, Л.Б. Качина (приложение 1) |
Мотивационно-личностный | Степень сформированности самостоятельности как качества личности, стремление выполнять деятельность самостоятельно | Шкала «Диагностика параметров самостоятельной деятельности учащихся», Л.В. Жарова (приложение 2) |
Практическо- поведенческий | Практическо-действенное проявление самостоятельности в различных видах деятельности, умение организовать самостоятельную деятельность. | Карта проявлений самостоятельности (А.М. Щетинина) (приложение 3) |
Методики исследования:
-
Опрос учащихся «Представление о самостоятельности и трудолюбии» (Л.Б. Качина) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Цель: выявление уровня сформированности представлений школьников о трудолюбии и самостоятельности.
С помощью опроса можно выявить уровень сформированности знаний школьников о трудолюбии и самостоятельности. Учащимся предлагается 5 открытых вопросов, на которые необходимо максимально развернуто ответить на вопросы.
Обработка результатов: за правильный ответ начисляется 2 балла, за средний ответ – 1 балла, за неправильный ответ начисляется 0 баллов.
Критерии оценки:
– высокий уровень сформированности представлений: 8-10 баллов. Школьники знают, что такое самостоятельность, считают себя самостоятельными, ответ аргументирован;
– средний уровень: 4-7 баллов. Школьники знают, что такое самостоятельность, считают себя самостоятельными, но ответ не аргументирован;
– низкий уровень: 1-3 балла. Школьники знают, что такое самостоятельность, но не считают себя самостоятельными;
– очень низкий – 0 баллов. Школьники не знают, что такое самостоятельность, не могут описать признаки самостоятельности.
2. Шкала «Диагностика параметров самостоятельной деятельности учащихся» (Л.Б. Жарова) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Цель: выявление и оценка формируемых качеств самостоятельной деятельности.
С помощью методики можно выявить такие параметры самостоятельной деятельности, как успеваемость, мотивация, активность, организованность, ответственность и самостоятельность, которые проявляются при выполнении заданий.
Учителю выдаётся шкала оценки самостоятельной деятельности школьников. Каждому уровню соответствует числовое значение: 3 балла – высокий уровень; 2 балла – приближающийся к высокому; 1 балл – средний уровень; 0 – низкий уровень. Учитель оценивает каждый параметр в соответствии с принятой шкалой.
3. Карта проявлений самостоятельности (А.М. Щетинина) (ПРИЛОЖНИЕ 3).
Цель: выявление проявлений самостоятельности в поведении учащихся.
Учителю оценить 12 проявлений самостоятельности по частоте их проявления. В соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда - 2 балла, часто - 4 балла. При обработке результатов подсчитывается общее количество баллов. Критерии оценки уровня развития самостоятельности у школьника: низкий - 0-12 баллов; средний - 13-24 балла; высокий - 25-48 баллов.
Представим результаты исследования по каждой из методик.
Результаты по методике «Представление о самостоятельности и трудолюбии» (опрос) (Приложение 4).
В результате обработки данных, полученных посредством опроса учащихся «Представление о самостоятельности и трудолюбии», были проанализированы ответы обучающихся и распределены по группам, соответствующим степени сформированности представлений об изучаемом определении. Наглядно данные представлены на диаграмме 2.1.
Рисунок 2.1 – Степень сформированности представлений о самостоятельности у учащихся
Как видно из рисунка 2.1, немногочисленная группа школьников (6 человек, что составило 20%) знают, что такое самостоятельность и какого человека можно назвать самостоятельным. Ответы этих учащихся полные, содержательные, аргументированные. Они также определяют себя как самостоятельного человека. Самостоятельным человеком, они обозначают «хорошего человека», «человека, который может все делать сам», «который может доводить дело до конца и сам делает его», «который несет ответственность за свои поступки» и др. В качестве самостоятельного человека учащиеся указывали, как правило, определенного человека - учителя, родителей, друзей. Они смогли обосновать свой ответ, в чем конкретно проявляется их самостоятельность: «хожу сам в магазин», «сам делаю уроки», «сам хожу до школы и после школы домой», «сам могу принять решение» и пр.
Однако встречались ответы детей, которые показывали неполную сформированность этих понятий (12 человек, что составило 40%), они знали, что такое самостоятельность, называли себя самостоятельными, но путали пояснения, молчали при необходимости обосновать свой ответ.
Часть детей самостоятельными себя не считают (8 человек, что составило 27%), поясняя ответ тем, что «родители говорят часто, что я несамостоятельный», «не всегда проявляется это качество», «трудно быть самостоятельным» и пр.
Также была выявлена немногочисленная группа учащихся (4 человека, что составило 13%), которые вообще не знают, что такое самостоятельность, не могут привести пример проявления самостоятельности.
Таким образом, обобщая полученные данные по методике «Представление о самостоятельности и трудолюбии», можно сказать, что большинство детей (40%) обладает средним уровнем самостоятельности. Дети показали неполную сформированность понятий «самостоятельность» и «трудолюбие», они знали, что такое самостоятельность, называли себя самостоятельными, но путали пояснения, молчали при необходимости обосновать свой ответ.