Файл: Отчет по практической подготовке по учебной практике.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализируя занятие «Значение самостоятельности в нашей жизни», можно отметить следующее: обучающиеся были активно задействованы в ходе данной беседы, они обменивались своими мнениями, рассказывали о себе. Делая выводы по данному занятию, можно сказать о том, что дети не до конца понимают смысл и значение в жизни понятия «самостоятельность», где и когда они могут проявлять в жизни данное качество. В дальнейшем работа по данной теме необходима им для формирования самостоятельности.
Также нами был проведен классный час «Я выбираю сам», предполагающий проведение обучающимися игр по различным направлениям. Игры были заранее предложены детям. Обучающиеся выбрали игры по разным направлениям, к подготовке отнеслись ответственно, в ходе подготовки и проведения сталкивались с определенными трудностями, обращались за помощью, но провести игры удалось всем, кто готовился. Подводя итоги проделанной работы, обучающиеся сделали выводы о том, что проведение таких занятий необходимо для них, потому что им предоставляется возможность самостоятельно выбрать игру, подготовиться и провести ее, что эффективно для формирования самостоятельности у младших школьников.
Методы и приемы обучения: наглядные (показ педагога, пример, помощь); словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование рассказов, скороговорок, пословиц и поговорок); практические (самостоятельный выбор игры, подготовка к их проведению).
Конспекты некоторых занятий представлены в приложении 4.
3. Динамика развития самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности
На основе констатирующей и формирующей части эксперимента была выдвинута цель контрольного этапа эксперимента: сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов и сделать выводы.
Нами было проведено повторное диагностическое исследование с использованием тех же методик что и на констатирующем этапе исследования.
Рассмотрим полученные данные по каждой из методик.
Результаты по методике «Представление о самостоятельности и трудолюбии» (опрос) (Приложение 6).
В результате обработки данных, полученных посредством опроса учащихся «Представление о самостоятельности и трудолюбии» вновь были проанализированы ответы учащихся и распределены по группам, соответствующим степени сформированности представлений об изучаемом определении. Наглядно данные представлены на диаграмме 2.5.
Рисунок 2.5 - Степень сформированности представлений о самостоятельности у учащихся (контрольный этап исследования)
Как видно из рисунка 2.5, после проведения занятий во внеурочной деятельности у младших школьников повысилась степень сформированности представлений о самостоятельности.
Теперь уже достаточно большая группа школьников (18 человек, что составило 60%) знают, что такое самостоятельность и какого человека можно назвать самостоятельным.
По-прежнему встречаются ответы детей, которые показывали неполную сформированность этих понятий (12 человек, что составило 40%), они знали, что такое самостоятельность, называли себя самостоятельными, но путали пояснения, молчали при необходимости обосновать свой ответ.
Младших школьников, которые не считают себя самостоятельными и вообще не знают, что такое самостоятельность, не могут привести пример проявления самостоятельности, на данном этапе исследования выявлено не было.
Таким образом, обобщая полученные данные по методике «Представление о самостоятельности и трудолюбии», можно сказать, что большинство детей (60%) обладает высоким уровнем самостоятельности. Дети показали полную сформированность понятий «самостоятельность» и «трудолюбие», они знали, что такое самостоятельность, называли себя самостоятельными, не путали пояснения, не молчали при необходимости обосновать свой ответ.
Результаты по методике «Диагностика параметров самостоятельной деятельности учащихся» (Л.В. Жарова) (Приложение 6).
В результате обработки данных, полученных посредством шкалы «Диагностика параметров самостоятельной деятельности учащихся», были проанализированы оценки параметров самостоятельности деятельности младших школьников.
Результаты исследования параметров самостоятельности деятельности младших школьников после проведения занятий во внеурочной деятельности представлены на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 - Выраженность параметров самостоятельной деятельности у младших школьников (контрольный этап)
Как видно из рисунка 2.6, после проведения занятий во внеурочной деятельности у младших школьников повысилась степень мотивации, активности, организованности, ответственности, самостоятельности. Теперь у младших школьников мотивация выражена на среднем уровне, что говорит о повышение устойчивости мотивов самостоятельной деятельности.
Активность у младших школьников мотивация выражена на среднем уровне, что свидетельствует о проявлении творческой активности. Младшие школьники проявляют умеренную организованность – они научились планировать способы самостоятельной деятельности. У младших школьников ответственность стала выражаться на среднем уровне – у них сформировались умение выполнять самостоятельную деятельность без внешнего контроля.
У младших школьников самостоятельность теперь проявляется на высоком уровне – они стали использовать совокупность умений, позволяющих успешно выполнять самостоятельную деятельность.
Результаты по методике «Карта проявлений самостоятельности» (А.М.Щетинина) (Приложение 6).
В результате обработки данных, полученных в ходе наблюдения по «Карте проявлений самостоятельности»» был установлен уровень самостоятельности у младших школьников на контрольном этапе (рисунок 2.7).
Рисунок 2.7 - Уровень развития самостоятельности у младших школьников (контрольный этап)
Как видно из рисунка 2.7, на контрольном этапе исследования преобладающий уровень развития самостоятельности у младших школьников высокий (16 человек или 53%). Эти учащиеся умеют найти себе дело, имеют свою точку зрения, не склонны обращается за помощью к сверстникам и взрослому. Они стремятся все делать самостоятельно, доводить дело до конца, без напоминаний выполнять порученные дела. Младшие школьники с высоким уровнем развития самостоятельности способны самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками, противостать мнению большинства, отвергать помощь взрослого или сверстников.
Таким образом, обобщая полученные данные по трем методикам, мы сможем сделать следующие выводы:
-
По методике «Представление о самостоятельности и трудолюбии», можно сказать, что большинство детей (60%) обладает высоким уровнем самостоятельности. Дети показали полную сформированность понятий «самостоятельность» и «трудолюбие», они знали, что такое самостоятельность, называли себя самостоятельными, не путали -
По методике Диагностика параметров самостоятельной деятельности учащихся» (Л.В. Жарова) установлено, что у младших школьников мотивация, активность, организованность, ответственность теперь проявляются на среднем уровне. Самостоятельность стада проявляться на высоком уровне. -
По методике «Карта проявлений самостоятельности» показано, что большинство младших школьников продемонстрировали высокий уровень развития самостоятельности (53%).
Представим общий уровень развития самостоятельности у младших школьников на рисунке 2.8.
Рисунок 2.8 - Общий уровень развития самостоятельности у младших школьников
Как видно из рисунка 2.5, после проведения занятий во внеурочной деятельности у младших школьников преобладает высокий уровень развития самостоятельности.
Сравнительный анализ результатов исследования уровня самостоятельности до и после проведения занятий во внеурочной деятельности представлены на рисунке 2.9.
Рисунок 2.9- Сравнительный анализ результатов полученных в ходе констатирующего и контрольного этапов эксперимента
Так, результаты исследования позволяют сделать вывод что уровень развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста повысился со среднего уровня до высокого (56,5%).
Для оценки значимости различий в уровне развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста до и после проведения комплекса занятий был использован критерий Вилкоксона, позволяющий установить различия между показателями, измеренными в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы «STATISTICA» v. 12.0.
Результаты статистической обработки данных представлены в Приложении 7.
Результаты оценки значимости различий между показателями развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста до и после проведения комплекса занятий представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Результаты оценки значимости различий между показателями развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста до и после проведения комплекса занятий
Параметр | До | После | Тэмп. | Р |
Уровень сформированности представлений о самостоятельности (методика Л.Б.Качиной) | 4,8 | 7,9 | 0 | р≤0,05 |
Самостоятельность как качество личности, отражающее стремление выполнять деятельность самостоятельно | 1,7 | 3,1 | 8,5 | р≤0,05 |
Уровень развития самостоятельности в поведении (методика А.М. Щетининой) | 17,8 | 24,3 | 0 | р≤0,05 |
Как видно из таблицы 2.3, у младших школьников после проведения комплекса занятий по повышению самостоятельности значимо повысился уровень сформированности представлений о самостоятельности (TЭмп = 0), самостоятельность как качество личности, отражающее стремление выполнять деятельность самостоятельно (TЭмп = 8,5), уровень развития самостоятельности в поведении (TЭмп = 0).
Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют об эффективности проведенного комплекса занятий во внеурочной деятельности с младшими школьниками. Следовательно, подтверждается гипотеза о том, что организация внеурочной работы по развитию самостоятельности будет результативной, если педагог будет использовать на занятиях комплекс следующих методов:
-
наглядные (показ педагога, пример, помощь); -
словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование рассказов, пословиц и поговорок); -
практические (самостоятельный и выбор игры, подготовка к их проведению).
Таким образом, на основе опытно-экспериментального исследования можно сделать вывод, что разработанный и апробированный комплекс занятий позволил выявить положительную динамику развития самостоятельности у младших школьников. Проведя все занятия по формированию самостоятельности у младших школьников, мы пришли к выводу о том, что уровень сформированности данного качества стал намного выше, обучающиеся могли не только дать определение понятию «самостоятельность», но и раскрыть его суть, рассказать о том, насколько в жизни важно уметь самостоятельно организовывать свою досуговую деятельность, самостоятельно принимать решения, которые не требуют помощи взрослого, самостоятельно анализировать свои поступки, ставить перед собой цель для дальнейшей деятельности. Гипотеза исследования подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате констатирующего этапа исследования было выявлено следующие:
-
по методике «Представление о самостоятельности и трудолюбии», можно сказать, что большинство детей (40%) обладает средним уровнем самостоятельности. Дети показали неполную сформированность понятий «самостоятельность» и «трудолюбие», они знали, что такое самостоятельность, называли себя самостоятельными, но путали пояснения, молчали при необходимости обосновать свой ответ; -
по методике «Диагностика параметров самостоятельной деятельности учащихся», установлено, что у учащихся самостоятельность как качество личности умерено выражена (1,7). Рассматривая отдельные параметры самостоятельной деятельности младших школьников, можно отметить, что они обладают средней успеваемостью, низкой мотиваций, воспроизводящей активностью, средней организованностью, умеренной ответственностью; -
по методике «Карта проявлений самостоятельности», можно отметить, что средний уровень является преобладающим уровнем развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста (40%). Однако важно отметить, что достаточно большое количество учащихся имеет низкий уровень развития самостоятельности (37%); -
уровень развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста находится на среднем (40% респондентов) и низком (38,5% респондентов) уровнях. Требуется дополнительная работа по повышению уровня развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста.