Файл: Отчет по практической подготовке по учебной практике.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты по методике «Диагностика параметров самостоятельной деятельности учащихся» (Л.В. Жарова).
Была проведена оценка параметров самостоятельной деятельности обучающихся учителем. Результаты по каждому респонденту представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 4.
Для наглядности представим полученные данные на рисунке 2.2 – Выраженность параметров самостоятельной деятельности у младших школьников.
Рисунок 2.2 - Выраженность параметров самостоятельной деятельности у младших школьников
Как видно из рисунка 2.2, для младших школьников характерна средняя успеваемость (1,9). Это говорит о средней степени успешности овладения учебным материалом, усвоении знаний.
У младших школьников выявлена низкая мотивация (1,6). Это говорит о том, что их деятельность и поведение детерминируется ситуативными факторами.
По параметру активности у младших школьников выявлены пониженные показатели, что свидетельствует об их воспроизводящей активности (1,8).
У младших школьников выявлена средняя организованность – учащиеся в целом способны организовать свое место и время для выполнения деятельности, однако для этого требуется напоминание взрослого (1,9).
По параметру ответственности у младших школьников выявлены средние показатели (2,2). Это говорит о том, что деятельность учащихся чаще всего выполняется без внешнего контроля взрослого.
У младших школьников выявлена умеренно выраженная самостоятельность (1,7). Полученные результаты указывают на том, что у учащихся умеренно выражена склонность выполнять работу самостоятельности, не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать предложения других лиц, действовать на основе собственных взглядов и убеждений. Младшие школьники нуждаются в частичной помощи взрослого при выполнении деятельности
Таким образом, обобщая полученные данные по методике «Диагностика параметров самостоятельной деятельности учащихся», можно заключить, что у учащихся самостоятельность как качество личности умерено выражена. Рассматривая отдельные параметры самостоятельной деятельности младших школьников, можно отметить, что они обладают средней успеваемостью, низкой мотиваций, воспроизводящей активностью, средней организованностью
, умеренной ответственностью.
Результаты по методике «Карта проявлений самостоятельности» (А.М. Щетинина).
В результате наблюдений за деятельностью младших школьников, анализа оценок учителем отдельных проявлений самостоятельности, были установлены уровни самостоятельности в поведении учащихся.
Результаты по каждому респонденту представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 4. Для наглядности представим полученные данные на рисунке 2.3 – Выраженность проявлений самостоятельности в поведении у младших школьников.
Рисунок 2.3 - Уровень развития самостоятельности у младших школьников
Как видно из рисунка 2.3, высокий уровень развития самостоятельности выявлен у 23% младших школьников. Эти учащиеся умеют найти себе дело, имеют свою точку зрения, не склонны обращается за помощью к сверстникам и взрослому. Они стремятся все делать самостоятельно, доводить дело до конца, без напоминаний выполнять порученные дела. Младшие школьники с высоким уровнем развития самостоятельности способны самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками, противостать мнению большинства, отвергать помощь взрослого или сверстников.
Средний уровень развития самостоятельности выявлен у 12 человек (40%). Эти учащиеся нуждаются в помощи нахождения себе дела, склонны обращается за помощью к сверстникам и взрослому. У них умеренно выражено стремление все делать самостоятельно, доводить дело до конца. Им нужно напоминать о выполнении порученных дел. Эти школьники не способны самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками, противостать мнению большинства, отвергать помощь взрослого или сверстников.
Низкий уровень развития самостоятельности выявлен у 11 человек (37%). Эти учащиеся не умеют найти себе дело, не имеют свою точку зрения, постоянно обращаются за помощью к сверстникам и взрослому. У них не развито умение доводить дело до конца, без напоминаний выполнять порученные дела. Они не способны самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками, придерживаются мнения большинства.
Так, подводя итоги наблюдения по «Карте проявлений самостоятельности», можно отметить, что средний уровень является преобладающим уровнем развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста (40%). Однако важно отметить, что достаточно большое количество учащихся имеет низкий уровень развития самостоятельности (37%).
Таким образом, обобщая полученные данные по трем методикам, можно сделать следующие выводы:
-
По методике «Представление о самостоятельности и трудолюбии», можно сказать, что большинство детей (40%) обладает средним уровнем самостоятельности. Дети показали неполную сформированность понятий «самостоятельность» и «трудолюбие», они знали, что такое самостоятельность, называли себя самостоятельными, но путали пояснения, молчали при необходимости обосновать свой ответ. -
По методике «Диагностика параметров самостоятельной деятельности учащихся», установлено, что у учащихся самостоятельность как качество личности умерено выражена (1,7). Рассматривая отдельные параметры самостоятельной деятельности младших школьников, можно отметить, что они обладают средней успеваемостью, низкой мотиваций, воспроизводящей активностью, средней организованностью, умеренной ответственностью. -
По методике «Карта проявлений самостоятельности», можно отметить, что средний уровень является преобладающим уровнем развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста (40%). Однако важно отметить, что достаточно большое количество учащихся имеет низкий уровень развития самостоятельности (37%).
Представим общий уровень развития самостоятельности у младших школьников на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 - Общий уровень развития самостоятельности у младших школьников
Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что уровень развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста находится на среднем (40% респондентов) и низком (38,5% респондентов) уровнях.
Результаты диагностики указывают на то, что требуется дополнительная работа по повышению уровня развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
2. Разработка и внедрение комплекса методов по внеурочной деятельности для повышения уровня развития самостоятельности у младших школьников
На основе результатов анализа констатирующего эксперимента был разработан формирующий эксперимент, который проводился с учащимися 1 «А» класса.
Целью формирующего этапа исследования было с помощью специально подобранных методов поднять уровень самостоятельности у младших школьников.
Гипотеза: предполагаем, что организация внеурочной работы по развитию самостоятельности будет результативной, если педагог будет использовать на занятиях комплекс следующих методов:
-
наглядные (показ педагога, пример, помощь); -
словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование рассказов, пословиц и поговорок); -
практические (самостоятельный и выбор игры, подготовка к их проведению).
Работа осуществлялась в несколько этапов.
Первый этап - воспитание «первичной» или исполнительской самостоятельности. Это «копирующая» самостоятельность. Работа учителя на первом этапе требует его непосредственного руководства всеми делами школьников, связана с постоянным обучением ребят самостоятельным действиям и поведению. Она направлена на раскрытие сущности самостоятельности, возбуждения потребности в самостоятельных действиях, вооружение знаниями и умениями организации деятельности.
Второй этап - становление фундамента самостоятельности и ее ведущих компонентов в основных видах деятельности младшего школьника. Для этого этапа характерно заметное снижение педагогического руководства. К организации деятельности в небольшой степени привлекаются школьники.
Третий этап характеризуется наиболее полным проявлением самостоятельности. Этот этап отличает еще более опосредованный характер педагогического руководства. Создаются условия, способствующие развитию детского самоуправления, более частыми становятся ситуации, когда ребенок вынужден самостоятельно действовать и принимать решения [25, с. 184].
План занятий по воспитанию самостоятельности представлен в таблице 2.2 - Примерный план занятий по воспитанию самостоятельности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности комплекс занятий.
Таблица 2.2 - План занятий по воспитанию самостоятельности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
№ | Занятия | Ответственный |
1 | Беседа-игра «Поговорим о самостоятельности» Цель: способствовать развитию чувства самостоятельности; учить умению выслушивать мнения других, доказывать свою точку зрения; воспитывать нормы поведения детей, нравственные качества личности. | Классный руководитель |
2 | Классный час «Как я умею преодолевать трудности» Цель: сформировать у обучающихся понятие «самостоятельность», умение оценивать свои поступки, соотносить с нравственными ценностями, воспитывать самостоятельность. | Классный руководитель |
3 | Беседа на тему «Значение самостоятельности в нашей жизни». Цель: выявить у обучающихся уровень сформированности знаний о понятии «самостоятельность», о значении данного нравственного качества в жизни человека. | Классный руководитель |
4 | Классный час «Я выбираю сам». Цель: воспитать чувство собственного достоинства, желание выбора и уверенности в его реальной возможности. Развивать понимание разумного выбора, невозможности выбора в ущерб другим. | Классный руководитель |
Анализируя занятия «Поговорим о самостоятельности», а также «Как я умею преодолевать трудности» можно отметить следующее: исследование показало, что понятие «самостоятельность» у большинства обучающихся не сформировано. Так, на данных занятиях раскрывается смысл понятия, обучающиеся ставят перед собой цели и задачи для дальнейшей работы по формированию данного качества, дают формулировку понятию «самостоятельность». В ходе занятия «Как я умею преодолевать трудности» детям было предложено совместное чтение рассказа Юрия Сотника «Как я был самостоятельным», обсуждение данного рассказа. Обучающиеся делятся своими историями из жизни, когда они проявляли самостоятельность.