Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине Организация складских операциий на предприятиях торговли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При формировании складской сети необходимо учитывать:
• место конкретного склада в логистической системе;

• цели, задачи и функции конкретного склада, его вид и характеристики материального потока;

• территориальное расположение складской сети;

• взаимосвязи с внешней средой поставщиков и потребителей;

• характеристики используемых транспортных средств;

• состояние инфраструктуры сети;

• материально-техническую базу предприятия;

• наличие информационной связи внутри складской сети.

Алгоритм формирования складской сети как микрологистической системы в соответствии с методологией системного подхода должен быть конкретизирован применительно к цели исследования в виде комплекса соответствующих моделей, методов, организационнотехнических и экономических разработок.
Цель создания складской сети является основой для решения любых вопросов складской сети. Она закладывает базу стратегии складирования запасов, определяет приоритеты в размещении складов и уровень их технического оснащения, а также технологические решения на каждом складе, ориентированные на удовлетворение спроса потребителей, которых предполагается обслуживать через данную складскую сеть.
Например, определяя бесперебойное обслуживание мелкой и средней розницы целью создания складской сети, компания выбирает следующие позиции:
• разукрупнение и максимальное приближение к клиентской базе проектируемой складской сети;

• склады, непосредственно снабжающие данную группу клиентов, целесообразно определить по функциональному назначению как подсортировочные;

• специфика потребителей требует от поставщика обеспечивать клиента (как правило) мелкими партиями поставки в широком товарном ассортименте. Такая политика обслуживания требует от поставщика использовать на складе технологические решения с любым уровнем штучной комплектации. Следовательно, уровень технического оснащения склада должен обеспечить решение данной задачи (например, ручная комплектация или автоматизация отборки — в зависимости от финансовых возможностей компании).

Прогноз спроса. Как показано на схеме (см. рис. 5.2), первым этапом, определяющим формирование складской сети, является прогнозирование спроса, которое в любой компании практически выполняет отдел маркетинга. От надежности прогноза зависит очень многое, особенно когда речь идет о логистике складирования. Прогноз спроса указывает, где и в каком объеме в перспективе будет потребляться продукция, реализуемая компанией. Для логистики такой прогноз составляет исходную информацию при создании логистической инфраструктуры и, в частности, складского хозяйства компании. Складское хозяйство требует от компании значительных инвестиций, поэтому принятие ошибочных решений в этом случае обходится слишком дорого. Например, прогноз маркетинга ориентирует компанию на реализацию в данном регионе 8 млн пар обуви, под которую необходимо предусмотреть строительство склада общей площадью 40 тыс. кв. м. Если потом окажется, что прогноз завышен в два раза, то пострадает вся компания. Ответственность же переложится на отдел логистики, который отвечает за деятельность складского хозяйства, и он вынужден будет искать новые решения и фактические отвечать за чужие ошибки. Именно поэтому логисты предпочитают проверять точность прогнозов отдела маркетинга, особенно когда они затрагивают вопросы логистической инфраструктуры.

Методы прогнозирования должны отражать задачи логистики, а отбор методов прогнозирования — учет следующих условий:
• анализ ретроспективы спроса, опираясь на учет и анализ заказов, полученных ранее (в течение как можно более длительного периода);

• установление различий в видах и характере материальных потоков и, возможно, потребителей;

• тестирование и отбор подходящих методов прогнозирования с учетом данных о ретроспективе спроса и типах товара. Здесь производится сопоставление результатов с реальным спросом, зафиксированным в течение данного периода.

В заключение проводятся прогнозные расчеты и отслеживаются расхождения. Постоянно оцениваются результаты функционирования системы прогнозирования. Возможен пересмотр выбранных методов.
К основным методам прогнозирования, наиболее часто используемым при решении логистических задач, следует отнести: простое скользящее среднее (МСС), взвешенное скользящее среднее (МВСС), простое однопараметрическое экспоненциальное сглаживание, двухпараметрическое экспоненциальное сглаживание (метод Хольта (Holt)), трехпараметрическое экспоненциальное сглаживание (метод Уинтера (Winter)), модели авторегрессии и др. Более подробно перечисленные методы прогнозирования рассмотрены в разделе 6.1.
Планирование объема и регионов продаж осуществляется службой маркетинга на основании информации, полученной в результате анализа рынка, сегментации рынков, анализа конкурентов и т.п. Служба маркетинга планирует продвижение товарных потоков и ориентировочные объемы продаж в потенциально перспективных регионах. Эти данные являются основой для формирования отделом логистики своей инфраструктуры для снабжения выделенных регионов. Формируя складскую сеть на основе данных, представленных отделом маркетинга, логисты определяют регионы товароснабжения и закрепляют их за складами сети. Одновременно логисты обозначают функциональное назначение каждого склада, его задачи в рамках логистической системы с учетом целей компании и радиус его обслуживания.
Отдел маркетинга рассматривает определение масштаба рынка с учетом конкурентоспособной цены товара, включающей логистические издержки. Конкурентоспособной ценой в данном случае можно считать конечную стоимость товара, которая обеспечивает его конкурентные позиции на рынке. При этом конечная цена должна включать логистические затраты на транспортировку и складирование (постоянные и переменные). Отдел логистики, в свою очередь, ориентируясь на предложения отдела маркетинга, определяет возможные границы рынка обслуживания конкретным складом складской сети (рис. 5.3).


Критериями определения границ рынка могут быть выбраны:
• минимальные логистические издержки обслуживания клиентов;

• минимальный радиус обслуживания с одного склада;

• минимальный уровень товарных запасов в складской сети;

• максимальный (оптимальный) уровень обслуживания клиентов.

Разработка программы размещения складской сети. Переходя к разработке программы размещения складской сети, необходимо учитывать, что это комплексная проблема, она включает решение следующих вопросов:
• определение оптимального числа складов, обеспечивающих бесперебойное снабжение клиентов с максимальным комплексом обслуживания;

• распределение складов по функциональному назначению (распределительные, распределительно-подсортировочные или подсортировочные);

• пространственное расположение складов в регионах обслуживания при различном характере и потребностях спроса;

• степень приближения складов к потребителям;

• необходимые объемы складирования грузов на разных складах;

• степень объединения (централизации) или разукрупнения складов;

• связь складов с транспортными коммуникациями и взаимодействие с транспортными средствами доставки и т.д.

Территориальное размещение складов и их число определяются мощностью (характеристиками) материальных потоков и их рациональной организацией, спросом на рынке продаж, размерами региона и концентрацией в нем потребителей, относительным расположением поставщиков и покупателей, особенностями коммуникационных связей и т.д.
Планирование складских мощностей в сети базируется на результатах предыдущих этапов анализа, когда уже известны ориентировочные объемы продаж, выбраны регионы и определены число складов и места их рационального размещения.
Объемы продаж позволяют определить общую потребность в складских мощностях, а выбор регионов продаж — разработать программы грузопотоков по всей сети распределения с ориентацией на регионы основного складирования запасов. Эта стадия сопряжена с планированием потребностей в складских мощностях и определением имеющихся в каждом интересующем регионе ресурсов складских мощностей (собственных, арендуемых или логистических посредников). Задача логиста сводится к изучению и анализу всей логистической инфраструктуры каждого региона и определению рациональной стратегии складирования запасов в каждом из них. Логист может рассматривать смешанную систему форм собственности складов в сети.

Анализ потенциальных складских мощностей. Анализируя потенциальные возможности региона, компания (предприятие) в первую очередь оценивает собственные складские мощности. С развитием логистической инфраструктуры провайдеров услуг в различных регионах и совершенствованием их деятельности логисты рассматривают различные варианты их обустройства, формы собственности, включая комбинации вариантов. Сеть одновременно может включать собственный склад, арендуемые и складские мощности логистических посредников. В случае отсутствия собственных складских мощностей компания решает вопрос об их аренде (лизинге) на длительный срок или рассматривает вариант передачи товара на склады общего пользования
Рис. 5.2. Алгоритм формирования складской сети тельный срок или рассматривает вариант передачи товара на склады общего пользования (логистического посредника), которые будут осуществлять всю необходимую обработку груза и весь комплекс дифференцированных услуг, которые требуются клиентам. Передача грузопереработки посреднику, даже при наличии собственных складских мощностей, бывает хорошим решением не только при постоянной нехватке мощностей, но и при сезонном характере товара. Встречается немало случаев, когда переход на склад логистического провайдера оказывается более эффективным вариантом, чем использование собственных складов, даже при высоких тарифах на складские услуги на отечественном рынке.
Оценивая потенциал создаваемой складской сети предприятия, необходимо учитывать ряд ограничений: экономических, технологических, технических, демографических и т.д. Эти ограничения могут существенно повлиять на эффективность функционирования складской сети.
Выбор системы товароснабжения складов. На практике применяются две основные системы товароснабжения: централизованная и децентрализованная. В отечественной практике наибольшее распространение получила централизованная система складов для снабжения производственных и торговых компаний. В производственных компаниях функции централизации грузопотоков выполняет склад готовой продукции, с которого осуществляется снабжение остальных складов. Торговые компании, делающие ставку на расширение числа поставщиков, стараются концентрировать весь товарный ассортимент также на одном (центральном) складе. Однако стремительное развитие связей с рынком азиатских стран требует комбинированной системы, которая бы состояла из двух центральных складов (двух централизованных систем), где каждый концентрирует свои товарные потоки (по территориальному признаку размещения поставщиков: западных и восточных), а затем снабжает всю единую систему складской сети компании.

Разработка проекта складского хозяйства включает проектирование складского хозяйства (собственно склада и обслуживающей его инфраструктуры) во всех выбранных регионах продаж. Проектные решения создаются для каждого конкретного склада, входящего в складскую сеть.
Стратегия формирования складской сети требует решения следующих задач:
выбор стратегии складирования запасов на складах (выбор формы собственности складов, где предполагается накопление запасов);
определение количества складов, обеспечивающих охват всего региона сбыта при условии бесперебойного снабжения клиентов;
размещение складской сети, с выбором как региона, так и конкретного места расположения каждого склада.
  1. 1   2   3   4   5   6