Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине Организация складских операциий на предприятиях торговли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определение количества складов в складской сети и их размещение

Территориальное размещение складов и их количество определяются мощностью материальных потоков, спросом на рынке сбыта, размерами региона сбыта и концентрацией в нем потребителей, относительным расположением поставщиков и покупателей и т.д. Малые и средние предприятия, ограничивающие сбыт своей продукции одним или несколькими близлежащими регионами, имеют, как правило, один склад. Увеличение числа складов связано с изменением общих расходов на размещение складской сети.

При увеличении числа складов в системе уменьшаются транспортные расходы на доставку со склада конечному потребителю и расходы от упущенных продаж; одновременно происходит увеличение расходов на содержание складов и хранение запасов в связи с ростом процента на капитал, вложенный в запасы. Максимальное приближение складов к потребителям дает возможность более четко и точно реагировать на изменение их требований, что позволяет сократить расходы от упущенных продаж.
Принимая решение о количестве складов, предприятие должно исходить из условия минимизации общих суммарных издержек обращения. На практике используются два варианта формирования и размещения складской сети – централизованная и децентрализованная система складов.
Централизованная система складирования включает в себя один крупный центральный склад, где накапливается основная часть запасов, и филиальные склады (в их числе и склады общего пользования), располагающиеся в регионах сбыта.
В децентрализованной системе основная часть запасов концентрируется в сети складов, рассредоточенных в различных регионах в непосредственной близости от потребителя. Такая схема размещения складов наиболее целесообразна в системе распределения, где основным клиентом выступает розничная сеть, осуществляющая заказы мелкими партиями, но с более частой периодичностью поставки.
Территориальное размещение складов и их количество определяются:

· мощностью материальных потоков;
· спросом на рынке сбыта;
· размерами региона сбыта и концентрацией в нем потребителей;
· относительным расположением поставщиков и покупателей;
· особенностями коммуникационных связей и т.д.
Принимая решение о количестве складов, предприятие должно исходить из условия минимизации общих суммарных издержек обращения.

Среди факторов, влияющих на количество складов, можно выделить следующие:
- уровень обслуживания клиентов;
- транспортное обслуживание;
- частота и ритмичность поставок малыми партиями.
Задача размещения распределительных центров может формулироваться как поиск оптимального решения, или же как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения. Наукой и практикой выработаны разнообразные методы решения задач обоих видов. Кратко охарактеризуем некоторые из них.
1. Метод полного перебора. Задача выбора оптимального места расположения решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров и выполняется на ЭВМ методами математического программирования. Однако на практике в условиях разветвленных транспортных сетей метод может оказаться неприменим, так как число возможных вариантов по мере увеличения масштабов сети, а с ними и трудоемкость решения, растут по экспоненте.
2. Эвристические методы. Гораздо менее трудоемки субоптимальные, или так называемые эвристические методы определения места размещения распределительных центров. Название «эвристические» означает, что в основе методов лежит человеческий опыт и интуиция (в отличие от формальной процедуры, лежащей в основе метода полного перебора). По существу, метод основан на «правиле большого пальца» (иначе - метод Паретто, или АВС метод), то есть на предварительном отказе от очевидно неприемлемых вариантов.
Опытный специалист-эксперт, работая в диалоговом режиме с ЭВМ, анализирует транспортную сеть района и непригодные, на его взгляд, варианты исключает из задания машины. Таким образом, проблема, сокращается до управляемых размеров с точки зрения количества альтернатив, которые необходимо оценить. Остаются лишь спорные варианты, по которым у эксперта нет однозначного мнения. Для этих вариантов ЭВМ выполняет расчеты по полной программе.
3. Метод определения центра тяжести (используется для определения места расположения одного распределительного центра). Метод аналогичен определению центра тяжести физического тела. Суть его состоит в следующем. Из легкого листового материала вырезают пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания. На эту пластину в местах расположения потребителей материального потока укрепляют грузы, вес которых пропорционален величине потребляемого в данном пункте потока. Затем модель уравновешивают. Если распределительный центр разместить в точке района, которая соответствует точке центра тяжести изготовленной модели, то транспортные расходы по распределению материального потока на территории района будут минимальны.



4. Метод пробной точки позволяет определить оптимальное месторазмещения распределительного склада в случае прямоугольной конфигурации сети автомобильных дорог на обслуживаемом участке.
Факторы, учитываемые при выборе участка под распределительный центр
1. Размер и конфигурация участка.
2. Транспортная доступность местности.
3. Планы местных властей.
4. Местное законодательство.
5. Строительные факторы.
Кроме перечисленных факторов при выборе конкретного участка под распределительный центр, необходимо проанализировать расходы по облагораживанию территории, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они ость), учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабочей силы.

Число складов напрямую зависит от численности клиентов и их размещения, их требований к обслуживанию, наличия сети поставщиков, а также от интенсивности грузопотоков, специфики товара, объемов партий и частоты поставки.

  1. Факторы, влияющие на месторасположение склада

При выборе месторасположения складов фирма тем или иным образом оценивает две группы факторов.
Факторы, влияющие на выбор региона расположения склада:
близость к рынкам сбыта;

уровень конкуренции на рынке;

близость к источникам товароснабжения складов;

уровень жизни населения региона, тенденции изменения уровня доходов жителей;

наличие трудовых ресурсов;

состояние транспортной инфраструктуры.

Факторы, определяющие выбор конкретного месторасположения склада на выбранной территории:
удобство подъездных путей;

наличие свободных земельных участков, их стоимость, возможность расширения в дальнейшем;

расстояние до потенциальных клиентов и возможных фирм-поставщиков товаров;

уровень затрат на строительство собственного склада или на аренду наемного;

коммунальные платежи.

  1. Выбор форм снабжения складов

Очень важным при разработке политики обеспечения ресурсами и выборе поставщиков является определение формы снабжения. В зависимости от системы обеспечения и особенностей движения ресурсов от производителей к потребителям различают транзитную (прямую) и складскую (косвенную, опосредованную) форму снабжения.
При транзитной форме снабжения материальные ресурсы поставляются предприятием-изготовителем непосредственно предприятию-потребителю, при складской форме снабжения – через склады посреднических организаций. Обе формы имеют свои преимущества и недостатки. Основными преимуществами транзита по сравнению со складской формой снабжения являются: значительное сокращение издержек на транспортировку, погрузочно-разгрузочные и другие работы, ускорение процесса доведения материальных ресурсов до потребителя, возможность оперативно и быстро урегулировать процедуру поставки продукции с её непосредственными изготовителями, сформировать наиболее выгодную систему взаимоотношений с поставщиком на длительный период времени. Возможность её применения определяется объёмом потребления в производстве определённого ресурса и установленной для него транзитной или заказной нормой отгрузки. Транзитная норма - это минимально допустимое общее количество ресурса, отгружаемое изготовителем в адрес потребителя по одному заказу. Заказная норма определяется как наименьшее количество ресурса по одной позиции заказа, принимаемое изготовителем к исполнению при обязательном заказе на одновременную доставку нескольких однородных видов (типоразмеров) ресурсов в адрес одного потребителя. Транзитная форма снабжения может быть использована при больших и стабильных объёмах потребления материальных ресурсов, приводя к увеличению производственных расходов, связанных с ними, потерям при хранении.

Складская форма позволяет осуществлять надёжное обеспечение предприятия материальными ресурсами регулярно, комплектно, в широком ассортименте, в любых малых количествах с учётом производственных потребностей в нужные сроки. Она обеспечивает сокращение производственных запасов материалов вследствие увеличения частоты поступлений в связи с уменьшением размера каждой поставки. Однако эту форму отличает необходимость дополнительных издержек на осуществление складских и связанных с ними других функций.
Для обоснования экономической эффективности применения одной из форм снабжения используется несколько методик. В них определяются и сопоставляются затраты по каждой из форм поставки материальных ресурсов. Предпочтительной является та форма снабжения, где затраты будут меньше. Эти затраты состоят: из затрат по организации заказа; расходов по завозу материалов на склад предприятия-потребителя; затрат по созданию запаса; расходов по хранению производственных запасов; капитальных вложений по созданию складов.
Виды форм снабжения:
1) Транзитная: поставщик покупатель (товар идет напрямую).
Плюсы: быстрота и дешивизна.
Минусы: жесткая взаимозависимость; объем поставки должен быть кратен транзитной норме, следовательно, потери от иммобилизации. Значимая величина страхового запаса.
2) Складская форма: поставщик покупатель
ССО (посредник)
Минусы: дорого
Плюсы: не требуется страховой запас, иммобилизация не требуется.
Критерием выбора формы снабжения является: минимум затрат (чаще выбирается складская форма)
Правило: Если предприятие является единственным потребителем ресурса в регионе, то независимо от объема потребления для него выбирается транзитная форма снабжения.

  1. Технология грузопереработки на складе

Логистические функции складов реализуются в процессе осуществления отдельных логистических операций. Функции разных складов могут значительно отличаться друг от друга. Соответственно будут различны и комплексы выполняемых складских операций. В широких пределах варьируются и способы выполнения однородных операций.
В целом комплекс складских операций представляет собой следующую последовательность: разгрузка транспорта; приемка товаров; размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели); грузопереработка; комплектование и упаковка товаров; погрузка; внутрискладское перемещение грузов.

Помимо этих логистических операций Американская ассоциация владельцев складов выделяет следующие виды логистических услуг:
хранение транзитных грузов;контроль и регулирование температуры и влажности в помещении склада;предоставление аренды складского пространства потребителям;предоставление офисных помещений, услуг видеотерминалов, телефонного и компьютерного сервиса;предоставление информации, связанной с транспортировкой грузов, экспедированием, дорожным движением;физическое распределение продукции в пределах склада;предоставление современных устройств подготовки и считывания информации, сканеров и т. п. ;разработку плана консолидации грузовых отправок;упаковку и сортировку товаров;дезинфекцию;маркировку, прикрепление ярлыков, написание трафаретов, упаковку в защитную пленку;почтовые услуги и экспресс-отправки;пакетирование и обвязывание груза;погрузку (разгрузку) на автомобили, прицепы и полу прицепы;подготовку, тестирование, испытание, взвешивание и контроль;консолидацию (разукрупнение) партий грузов;подготовку специальных мест хранения;подготовку и доставку товаросопроводительных документов;предоставление автотранспорта для местных и даль них перевозок;установку специальных приспособлений на транспортные средства для доставки негабаритных грузов;оформление складских документов по приемке груза, переадресовке, транзиту и т. п.;распределение грузовых отправок;подготовку грузовых документов;информирование о кредитовании;предоставление взаймы хранимых товаров;территориальный складской сервис;терминальный сервис для грузовых водных, железнодорожных и смешанных перевозок;хранение крупногабаритных грузов, металла и другой продукции, требующей нестандартного складского оборудования;открытое хранение грузов;грузопереработку, хранение и затаривание мелкопартионных отправок грузов;розлив, грузопереработку, хранение, бутилирование жидких грузов;грузопереработку и хранение контейнеров.
Как видно из этого перечня, современный склад выполняет огромный объем сервисных логистических операций, предоставляя клиенту возможность широкого выбора логистических решений по складированию, грузопереработке, упаковке, транспортировке, информационным услугам.
Остановимся на характеристике отдельных, наиболее распространенных операциях. Наиболее тесный технический и технологический контакт склада с остальными участниками логистического процесса имеет место при осуществлении операций с входным и выходным материальными потоками, т. е. при выполнении так называемых погрузочно-разгрузочных работ. Эти операции определяются следующим образом,