Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине Организация складских операциий на предприятиях торговли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные виды стеллажей.
Для грузов на поддоне
Полочные

Проходные

Гравитационные

Передвижные

Для мелких грузов в транспортной таре
Полочные

Гравитационные

Передвижные

Элеваторные типа Патерностер

Карусельные

Для иных грузов:
Элеваторные

Консольные

Конвейерные



Тупиковое (обслуживаются с одной стороны): только ЛИФО, для товаров с длительным сроком хранения.


Современные системы складирования во все более широких масштабах ориентируются также и на применение контейнеров. По определению, данному Международной организацией по стандартизации (ISO), контейнер - это элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и вместимость не менее 1 м3.
Контейнеры, пригодные для затаривания продукции различного типа, называются универсальными, а предназначенные для одного типа или одного наименования продукции - специальными.
Главное в контейнере, независимо от его конструкции, материала и назначения - это унификация габаритных размеров, позволяющая стандартизировать их перевозку и складирование. ISO выпустила рекомендации по унификации размеров контейнеров. Так, для крупнотоннажных контейнеров является обязательным, чтобы их ширина и высота были одинаковыми и равнялись 2438 мм. Длина наибольшего контейнера должна составлять 12 192 мм, а для меньших контейнеров предусмотрена кратность, равная 0,75,0,5 и 0,25 длины этого наибольшего контейнера.
Унифицируются также размеры дверного проема и фитинги для закрепления строп и для крепления контейнеров к транспортному средству и друг с другом.
Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование — это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.

Пакетирование обеспечивает:
сохранность продукта на пути движения к потребителю;
возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;
максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта;
возможность перегрузки без переформирования;
безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.
На практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.
Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки. Остановимся подробнее на преимуществах этого метода.
Высокая степень сохранности грузов. Грузовой пакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость. Не вызывает разрушения пакета даже его наклон под углом до 35 градусов. В результате уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом. Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям до двух месяцев. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки сразу становится заметным.
Возможность пакетирования грузов различных размеров и формы. Упаковывать в термоусадочную пленку можно кирпич, бакалейные товары, книги, металлические детали неправильной формы и многое другое.
Сравнительно низкие затраты труда. При использовании автоматического и полуавтоматического оборудования затраты труда на пакетирование в термоусадочную пленку в несколько раз меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты.
Кроме того, хранящаяся в стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также дает экономию рабочего времени: не требует повторной упаковки груза.

  1. Современные тенденции в техническом оснащении склада:поддоны, ящики, холодильное оборудование

  2. Проектирование технологических зон грузопереработки

Методологической основой проектирования склада как элемента логистической системы является общая теория систем. Методика проектирования склада в целом применима и при проектировании основных складских зон и сводится к разработке технологии грузопереработки и системы складирования, в результате которой осуществляется выбор типов и характеристик складского оборудования и параметры самого объекта.



При проектировании складских зон особое значение имеет разработка технологической части проекта, которая связывает организацию технологического процесса с пространственным делением складской площади на рабочие зоны.

На данном этапе решаются следующие вопросы:

  • определяется последовательность выполняемых операций грузопереработки, начиная с момента разгрузки до его размещения в зоне основного хранения с указанием необходимого оборудования и вспомогательных средств;

  • организация складирования товара на хранение с учетом вида складирования и используемого технологического и подъемно-транспортного оборудования;

  • организация внутрискладских транспортировок между смежными складскими зонами по ходу переработки грузов;

  • организация отборки товара, комплектации заказа и партии отправки с учетом выбранной системы комиссионирования;

  • организация транспортировки и временного накопления внешних товароносителей и складской тары;

  • система материальной ответственности складских работников за сохранность грузов.

Задачами проектирования складских зон является определение их параметров, обеспечивающих рациональное выполнение соответствующего процесса (или операции) при минимальных затратах на единицу продукции (например, тонну груза, условный поддон и т.п.). При этом необходимо учитывать технико-экономическое обоснование принимаемых технологических и объемно-планировочных решений.

Многие параметры складских зон одновременно являются параметрами всего склада, что делает их особенно значимыми. Необходимо также учитывать взаимосвязь и взаимовлияние складских зон при обеспечении процесса грузопереработки. Влияние зон друг на друга выражается в передаче модели грузопотока с одной складской зоны в другую в том виде, в котором был получен при моделировании предыдущей зоны.

При моделировании каждой складской зоны принципы ее оптимальной деятельности рассматриваются исходя из общей цели функционирования всей складской системы (склада).

Складская система испытывает непосредственное воздействие внешних грузопотоков, которые носят стохастический характер. Случайное воздействие этих грузопотоков испытывают на себе только погрузочный и разгрузочный фронты склада. Однако опосредованно случайные воздействия внешней среды влияют и на деятельность остальных складских зон, поскольку очевидна взаимосвязь всех зон через проходящий грузопоток.



  1. Регулирование процесса грузопереработки

  2. Модели оптимальной дислокации складов

  3. Логистический процесс грузопереработки на складе: разгрузка грузов, приемка по количеству и качеству

  4. Логистический процесс грузопереработки на складе: внутрискладская транспортировка, складирование и хранение

  5. Логистический процесс грузопереработки на складе: принципы укладки груза на хранение, комиссионирование и отгрузка

  6. Информационное обслуживание склада

  7. Критерии эффективности работы склада и методика их расчета

Систему показателей, отражающих эффективность логистического процесса на складе, можно разделить на пять групп:
Показатели, характеризующие степень удовлетворения запросов потребителей
Показатели, отражающие качество работы склада.
Показатели количественные, временные.
Показатели затрат.
Показатели, отражающие финансово-экономические результаты.
К первой группе относят оценку потребителями уровня выполнения заказа, возврат товаров потребителями, связанный с неправильной комплектацией, нарушениями упаковки и др., число задержек отгрузки товаров, жалобы потребителей, показатели, характеризующие уровень сервиса, и др.
Вторая группа показателей отчасти дополняет первую, но содержит показатели, характеризующие непосредственно качество работы склада. Их, в свою очередь, можно условно разделить на показатели, отражающие точность выполнения параметров заказа (соблюдение сроков, объем, качество, ассортимент комплектации заказа и т. д.), обеспечение выполнения заказов (точность поддержания уровня запасов, наличие запасов, соблюдение условий хранения и т. п.), соблюдение внутреннего режима работы склада
Третья группа показателей отражает время логистических циклов: время пополнения запасов, обработки заказов потребителей, доставки заказов, подготовки и комплектации заказа, закупки товаров и др.
Четвертая группа включает издержки по управлению складскими запасами, затраты на внутрискладскую транспортировку, грузопереработку, хранение, упаковку и другие логистические издержки.
Показатели пятой группы отражают финансово-экономические результаты, представляют собой совокупность производных показателей от первых четырех групп. К ним относят: оборачиваемость запасов (срок и число оборотов), средний уровень запасов на складе, использование объема склада, складскую мощность, число отправок на единицу складской мощности, число операций грузопереработки в день, логистические издержки на единицу товарооборота на заданном временном интервале, оборачиваемость инвестированного капитала в основные средства склада, срок окупаемости основных средств и инвестиций, затраты на комиссионирование, упаковку и другие услуги на единицу товарооборота, рентабельность и др.

Кроме перечисленных групп показателей, выделяются показатели, характеризующие эффективность использования складских площадей и объемов.
Основная площадь склада включает полезную (грузовую), оперативную и служебную площадь.
Полезная (грузовая) площадь - площадь, занятая непосредственно складируемыми материальными ценностями и устройствами для их хранения (стеллажи, штабели). Полезную площадь склада можно рассчитать двумя способами: по нагрузке на 1 м2 площади пола (полезная площадь равна отношению максимальной величины запасов материала на складе к допускаемой нагрузке на 1 м2 площади пола); по объемным измерителям (полезная площадь равна произведению площади, занимаемой одним стеллажом, и числа необходимых стеллажей).
Оперативная площадь - площадь, занятая приемочными, сортировочными, комплектовочными и отпускными площадками.
Размеры сортировочной, комплектовочной и отпускной площадок определяются аналогично.
Служебная площадь — площадь, занятая конторскими и другими служебными и бытовыми помещениями и рассчитанная в зависимости от числа работающих.
Вспомогательная площадь — площадь, занятая проездами и проходами и определенная по нормативам строительных норм и правил. Общая площадь склада представляет собой сумму основной и вспомогательной площадей склада.
Отношение общей площади к полезной называется коэффициентом использования помещения склада:
= fпол / Fобщ , (7.2)
где fпол – полезная площадь склада, занятая хранимыми ресурсами,
Fобщ - общая складская площадь, включающая площади закрытых складов, навесов и открытых площадок.
Средняя нагрузка, приходящаяся на 1 м2 складской площади, определяется коэффициентом:
= Qхр /Fобщ, (7.3)
где Qхр – количество хранимого материала на складе, т
Показателем интенсивности использования складской площади являются так называемая грузонапряженность:
F =  / fпол 

Также существуют показатели, служащие критериями оценки рентабельности системы складирования.
 
n – число принимаемых во внимание статей издержек;
Ci – логистические издержки, включающие эксплуатационные и транспортные расходы, расходы на управление складской системой, расходы на содержание запасов и прочие расходы и потери, связанные с функционированием логистической системы и учитываемые при принятии решения по созданию системы складирования;