Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине Организация складских операциий на предприятиях торговли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Моделируя бизнес-процессы на складе и оценивая их эффективность, необходимо использовать ключевые показатели оценки деятельности самого склада и процессов грузопереработки. При этом все показатели должны быть частью принятой в компании общей системы сбалансированных показателей.
  1. 1   2   3   4   5   6


Современные тенденции в техническом оснащении склада: средства механизации и автоматизации

Общие требования экономической эффективности, предъявляемые к складам как к объектам промышленного и транспортного строительства, приводят к коренной перестройке самого подхода к проектированию и созданию складов. Это вызвано развитием новых тенденций в организации складского хозяйства и значительным прогрессом в технологии складирования грузов и технических средствах оснащения складов.
С развитием промышленного производства все более проявляется влияние на его эффективность транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных операций, что приводит к повышению требований со стороны производственной подсистемы промышленного предприятия, цеха, ГПС к складской и транспортной подсистемам. В связи с этим происходит совершенствование техники и технологии складирования и переработки грузов на складах, растут потребности промышленности, системы материально-технического снабжения, транспорта и торговли в более крупных и оснащенных современными средствами складах, экономически эффективных в эксплуатации. В соответствии с этими требованиями все более широко осуществляется механизация складов с помощью применения транспортных конвейерных систем, кранов-штабелеров. При этом сокращается продолжительность транспортных операций, необходимых для приема грузов на склад и выдачи их из склада, обеспечивается быстрый доступ к грузу. Складирование грузов на стеллажах дает возможность наиболее полно использовать объемы складов.
Основные тенденции развития техники переработки и складирования тарно-штучных грузов на складах следующие:
? применение высотных стеллажей для складирования грузов и кранов-штабелеров для их обслуживания;

? отказ от строительства многоэтажных складов, размещение складов в одноэтажных зданиях большой высоты;

? максимальное использование объема складского здания для хранения грузов;

? использование штабелирующих машин с поворотными и выдвижными грузоподъемниками, напольных электроштабелеров, способных высоко поднимать грузы, с полуавтоматическим и автоматическим управлением;

? применение специальных типов стеллажей для наиболее полного заполнения объема складов при хранении грузов: тупиковых, проходных, гравитационных, передвижных;

? широкое развитие пакетных перевозок грузов для комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ;



? детальная разработка технологии и организации складских работ;

? создание автоматизированных систем для транспортировки грузов внутри складов с использованием конвейеров, автоматических тягачей и тележек, напольных и подвесных транспортных роботов;

? комплексная автоматизация складов с использованием ЭВМ, работающих в режиме «онлайн», т.е. в реальном масштабе времени.

Механизация складских работ является первым этапом, необходимым для реализации второго этапа, характерного для развития современных складов, — автоматизации складов. Автоматизация еще более увеличивает перерабатывающую способность складов и обеспечивает сокращение численности складских работников, снижает простои оборудования и персонала и себестоимость складских работ.
Особое развитие за последнее время получила автоматизация складских работ с применением ЭВМ. При этом автоматизируют как отдельные механизмы (краны-штабелеры и конвейеры), так и целые системы штабелирующих машин и конвейеров различных типов.
Для правильного создания гибких производств важными особенностями складов тарно-штучных грузов являются их укрупнение, увеличение размеров, числа мест хранения, количество подъемно-транспортных машин, размеры и числа перерабатываемых партий грузов. Применение автоматизации складских работ на складах с большой оборачиваемостью грузов обеспечивает наибольший экономический эффект (рис. 16.2).
Механизированные и автоматизированные склады с рядным складированием грузов, наружным подходом железнодорожного пути и электропогрузчиками (а), мостовыми (б) и стеллажными (в) кранами-штабелерами и комплектовочных работ, по уровню механизации и автоматизации, компоновочным решениям достигает многих тысяч почти в каждом случае проектирования
Рис. 16.4. Варианты механизированных и автоматизированных производственных складов со стеллажными кранами-штабелерами (а, б), с мостовыми кранами- штабелерами (в, г), с транспортными стеллажами (д, е), подвесной склад на основе подвесного толкающего конвейера (ж), элеваторный склад (з)
По техническому оснащению зоны хранения грузов в автоматических складах ГПС основными можно считать следующие склады:
1) с клеточными стеллажами и автоматическим стеллажным краном-штабелером (складским роботом);

2) клеточными стеллажами и автоматическим мостовым краном - штабелером (мостовым складским роботом);


3) гравитационными стеллажами и автоматическим стеллажным краном-штабелером (каретками-операторами);

4) автоматические элеваторные, автоматические подвесные (на основе подвесного толкающего конвейера с автоматическим адресованием грузов).

В технологическом процессе механизированного и автоматизированного склада имеются два взаимосвязанных уровня: грузовые операции (перемещения грузов) и сопутствующая им переработка информации, обеспечивающая четкий ритм грузовых работ. Всего на складах насчитывают до 40 различных технологических операций (разгрузка, распаковка, сортировка, взвешивание, укладка в складскую тару, складирование, оформление документов и т.д.).
Так, ЭВМ печатает на складах следующие основные виды документов: товарно-транспортные накладные, ярлыки приема грузов, комплектовочные ведомости, приказы на отпуск грузов, ведомости принятых, выданных (за смену, за сутки) и имеющихся на складе грузов.
При приеме сырья, материалов, заготовок на автоматизированный склад осуществляют следующие технологические операции:
? разгрузка груженных поддонов с транспортного средства внутрицехового транспорта на приемное устройство;

? проверка соответствия фактически поступивших грузов по количеству и качеству сведениям, содержащимся в сопроводительном документе;

? ввод информации о поступивших грузах в ЭВМ;

? получение от ЭВМ на экране дисплея информации об общем количестве таких грузов на складе с учетом поступившего количества и адреса наиболее рационального расположения этого груза в стеллажах склада;

? подача команды автоматическому крану-штабелеру на установку поступившего груза на стеллажи (нажатием кнопки «Исполнение», если работой склада полностью управляют ЭВМ, или набором программы действия автоматическому крану-штабелеру на пульте оператора склада, если склад работает в автоматизированном режиме);

? сброс информации о поступившем грузе с дисплея одновременным вводом ее в долговременную память ЭВМ или оформление приема груза (при полуавтоматизированном учете грузов на складе).

При выдаче со склада полуфабрикатов и заготовок в производственную подсистему выполняют следующие основные технологические операции:
1) получение сигнала с рабочего места в виде номера робототехнологического комплекса (РТК), названия, шифра и числа деталей, которые необходимо к нему подать, — при работе склада в автоматизированном режиме, и только номер РТК
, запрашивающего заготовки, — при автоматическом режиме работы автоматизированной складской системы (АСС);

2) ввод поступившего запроса на заготовки в память управляющего вычислительного комплекса (на автоматизированном складе) или автоматическое поступление такого запроса в УВК — при автоматическом режиме работы склада;

3) высвечивание на экране дисплея решения управляющей ЭВМ с адресом поддона с полуфабрикатами или заготовками, которые целесообразно выдать со склада на запрашивающий РТК (при автоматизированном управлении участком и транспортно-складской подсистемой);

4) набор оператором после визуального контроля и согласия с ЭВМ команды автоматическому крану-штабелеру на выдачу поддона с грузом из адреса, появившегося на экране дисплея (на автоматизированном складе), или нажатие кнопки «Исполнение» — при автоматическом управлении в режиме «онлайн» непосредственно от управляющей ЭВМ;

5) выдача автоматическим краном-штабелером груженого поддона из заданной ячейки стеллажного хранилища на перегрузочное устройство;

6) подача сигнала краном-штабелером о выполнении команды (загорается лампочка на пульте управления);

7) ввод оператором в память ЭВМ сведений о выдаче груза определенного наименования из определенной ячейки (при автоматическом управлении складом непосредственно от ЭВМ это выполняется автоматически после отработки краном-штабелером заданной команды);

8) ожидание поддоном, выданным из зоны хранения склада, подхода транспортного средства транспортной подсистемы ГПС (в случае использования циклических транспортных средств);

9) автоматическая перегрузка поддона с заготовками с накопителя на транспортную подсистему ГПС.


  1. Современные тенденции в техническом оснащении склада: контейнеры, стеллажи, средства пакетирования

Стеллажное складирование

Преимущества Более полное использование объема склада, в первую очередь за счет неограниченной возможности высоты складирования; Более свободный доступ к товару, особенно при складировании в полочных стеллажах; Простая система кодирования складских мест, что значительно облегчает контроль и учет товара; С применением полочных, гравитационных, передвижных стеллажей появляется возможность автоматизированного управления материального потока; Возможность установки грузов на поддонах или в транспортной таре, что позволяет увеличивать высоту складирования, обеспечить улучшенный вариант при подборе заказов; Лучшая сохранность груза.