Файл: Реферат по дисциплине Современные средства оценивания результатов на тему Оценка устной речи Исполнитель.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Институт зарубежной филологии и регионоведения
Кафедра английского языка
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Современные средства оценивания результатов
на тему: Оценка устной речи
Исполнитель:
студентка группы З-Б-ИЯ(А)-19
Прибылых Анастасия Захаровна
Преподаватель:
Богушевич И.П.
Якутск 2023
Содержание
Введение………………………………………………………………………………. ………….
1 Говорение как вид речевой деятельности ……………………………………….
2 Значение и место контроля в учебно-образовательном процессе…………….
3 Особенности контроля речевых навыков……………………………………….
4 Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы…………………..……………………………………………….
Приложение
Введение
В настоящее время устная речь на иностранном языке в школе является как целью, так и средством обучения. Особенность её роли определяется тем, что в силу своей специфики именно устная речь может обеспечить интерес и мотивацию учения, без которых занятия иностранным языком в школьных условиях становятся малоэффективными.
Устная речь важна не только как стимул для повышения интереса. Она играет большую роль в развитии всех видов умственной деятельности, что является одной из целей общеобразовательной школы. На уроках создаются своеобразные проблемные ситуации, школьники должны придумать как можно больше решений той или иной речевой задачи с учетом имеющихся в их распоряжении языковых средств, а это способствует развитию их умственной деятельности.
Систематический контроль и оценка умений в устной речи — важный фактор, обеспечивающий успех в обучении. Во-первых, контроль облегчает обратную связь: благодаря ему учитель получает сведения об эффективности своей работы вообще и отдельных приемов в частности, вносит соответствующие изменения в свою деятельность, варьирует количество и качество упражнений и соотношение различных форм работы, осуществляет индивидуальный подход к учащимся, организовывает повторение и т. п. Во-вторых, контроль и оценка стимулируют учебную деятельность учащихся, способствуют повышению ее эффективности.
Анализ УМК показал, что авторы недостаточное внимание уделили на такой важный аспект обучения иностранного языка, как обучение речевой деятельности. Большинство учебников предлагают в основном однотипные упражнения, способствующие развитию монологической речи, а задания на развитие и контроль диалогической речи во многих УМК не представлены.
дети среднего школьного возраста, а именно учащиеся 6-7 классов, утрачивают мотивацию к изучению иностранного языка. Поэтому, на наш взгляд, учебники должны содержать разнообразные виды упражнений, поддерживающие интерес детей, чего редко можно найти в современных УМК для учащихся данных классов.
В связи с этим, становится необходима разработка и внедрение системы заданий и упражнений, направленных на контроль речевых навыков, которую можно использовать на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Таким образом, актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью контролировать речевые навыки у детей и недостаточною разработанностью упражнений, направленных на контроль данных навыков в УМК. Это и будет являться проблемой нашего исследования.
Все выше изложенное определило выбор темы нашего исследования — контроль сформированности речевых навыков как обязательный компонент учебно-воспитательного процесса по иностранному языку.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс по иностранному языку.
Предмет исследования - организация контрольных мероприятий сформированности речевых навыков.
Цель исследования — обосновать необходимость контроля сформированности речевых навыков в учебно-воспитательном процессе и подобрать систему упражнений, направленных на их контроль.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью, мы определили следующие исследовательские задачи:
1. Изучить состояние теории по вопросу контролы сформированности речевых навыков в методической литературе.
2.Проанализировать УМК для средней школы на содержание в нем заданий и упражнений, направленных на контроль речевых навыков.
3.Эксперементальным путем проверить подобранную систему упражнений, направленную на контроль сформированности речевых навыков.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ учебно-методического комплекса.
-
Говорение как вид речевой деятельности
С целью определения теоретических основ контроля речевых навыков в учебно-образовательном процессе, необходимо уточнить понимание определения речевой деятельности, её виды и содержание.
Говорение — продуктивный, мотивированный вид речевой деятельности, один из способов речевого общения, протекающий во внешнем плане.
Функциями данного вида речи являются:
1 .информационно-коммуникативная (передача и прием информации)
2.регуляционно-коммуникативная (направлена на регулирование поведения)
3.аффективно-коммуникативная (направлена на влияние на эмоциональную сферу человека)
Условия, в которых протекает говорение, называют экстралингвистический контекст. Он состоит из таких компонентов как: 1. цель говорения, 2. содержание речевого акта, 3. условия общения, 4. своеобразие речевых партнеров.
Экстралингвистический контекст используется для того, чтобы приблизить коммуникативную ситуацию к более естественной. Под коммуникативной ситуацией понимается совокупность условий речевых и неречевых действий, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществлять речевые действия по намеченному плану.
Структура коммуникативной деятельности отвечает на следующие вопросы:
кто? где? когда? с какой целью? о чем?
Существует два вида речевой деятельности: монолог и диалог.
Монолог — организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуальных высказываний одного лица обращенного к аудитории.
Монологическая речь — связное непрерывное изложение мыслей одним лицом, обращенное к одному или нескольким лицам (аудитории) с целью достижения необходимого воздействия на слушателя (слушателей). Л. И. Лазаркевич приводит другое определение «Это коммуникативно-мотивированная речь, связное, логично построенное высказывание одного лица, имеющее определенное содержание, реализованное средствами иностранного языка, согласно его нормам и условиям общения, и обращенное одним лицом (говорящим) к другому лицу (слушателю) или группе лиц» (3;38). Этого определения мы и будем придерживаться.
Монологическая речь является преимущественно контекстной, которая, как правило, строится без учета ситуаций экстралингвистического характера. Она может быть иногда ситуативной, например, спонтанное высказывание — развернутые реплики в диалоге, которые можно рассматривать как краткие монологические высказывания — «микро монологи в диалоге».
Монологическая речь в некоторых случаях может быть наглядно ситуативной, например, если она сопровождается зрительным рядом в кинофильме, в телевизионных передачах.
Существует ряд особенностей, характеризующих монологическую речь:
-непрерывность (позволяет говорящему связно и полно высказывать свои мысли),
-доступность и понятность,
-последовательность и логичность,
-полнота и связность изложения мыслей, развернутость,
-полносоставность предложений
-однонаправленность.
К коммуникативным функциям монологической речи относятся такие функции речи, как:
-информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний)
-воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия)
-эмоционально-оценочная.
Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы.
С лингвистической точки зрения монологическая речь характеризуется полносоставностью предложений и, как правило, развернутым изложением мыслей.
По коммуникативной цели различают следующие монологические высказывания:
1 .по цели высказывания:
- монолог — сообщение (информативная функция),
- монолог — описание (информативная функция),
- монолог — рассуждение (воздейственная функция),
- монолог — повествование (З функции),
- монолог — убеждение (воздейственная функция).
Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющихся, в частности, во владении связующими элементами предложений — наречиями времени, причинно-следственными, наречиями, выражающими последовательность, а также комбинированием известных учащимся речевых образцов в соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором соответствующего порядка слов в предложениях, союзов и союзных слов.
2. по степени подготовленности: - подготовленная монологическая речь (1)
- неподготовленная монологическая речь (2)
(собственные суждения, без опоры)
Усилия учителя и учащихся должны быть направлены на З стороны высказывания: формальная (грамматическая, лексическая, фонетическая правильность), содержательная (соответствие теме), соответствующая экстралингвистическим условиям.
По мнению В.А. Бухбиндера основными свойствами монологических речевых умений являются: логичность и связность изложения мыслей, коммуникативно-мотивированное и творческое пользование языковыми средствами, правильность речи на коммуникативном достаточном уровне.(4;231)
Целью обучения монологической речи является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно-мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. Существуют классификации упражнений по развитию монологических умений:
1 .по видам опор: - наглядности
- речевой ситуации
- теме
- мотивам темы
- тексту (прочитанному или воспринятому на слух)
2. по объему высказываний: отдельные предложения, краткие связные высказывания, полные тематические связные высказывания (монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение)
В обучении монологической речи в методике приняты два пути: «путь сверху»- исходной единицей обучения является законченный текст; «путь снизу», где в основе обучения — предложение, отражающее элементарное высказывание.
«Путь сверху»
- Работа состоит из З этапов.
1 .максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового
материала и композиции, т.е. всего того, что может быть использовано затем
в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи.
В связи с этим рекомендуются следующие задания:
- Прочитать текст, ответив на вопросы по содержанию.
- Составить план текста в виде вопросов или тезисов (как облегченный
вариант: упорядочить предлагаемый план с нарушенной
последовательностью в соответствии с содержанием текста).
- Составить программу, т.е. каждому пункту плана подобрать необходимый
«строительный» материал. Каждый ученик подбирает свой материал,
поэтому программа носит индивидуальный характер.
Этот этап предполагает проникновение в текст и интенсивную инвентаризацию его материала, что приводит к его усвоению и запоминанию.
2.Разнообразньие пересказы исходного текста (например, текст «Распорядок дня Нины»): сначала близко к тексту (с минимальными преобразованиями, объективно, от лица его автора), затем от имени разных действующих лиц (мамы, брата), что ведет определенным преобразованиям, к внесению дополнений, оценки, наконец, от имени учащегося тоже с элементами оценки (для описания собственного распорядка дня).