Файл: Реферат по дисциплине Современные средства оценивания результатов на тему Оценка устной речи Исполнитель.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
полнота передачи содержания исходного текста; следование в сообщении нормам языка (лексико-грамматическая правильность речи и ее фонетико-интонационное оформление).
Рассмотрим подробнее перечисленные выше формы контроля.
Индивидуальный контроль считается наиболее объективным видом контроля, так как свидетельствует о достижениях каждого ученика. Поэтому он больше всего подходит для проверки уровня владения языком по окончании курса, т.е. в ходе итогового контроля. Достоинство индивидуального контроля - возможность с достаточной глубиной оценить уровень подготовки учащегося.
Недостатки связаны со следующими обстоятельствами: а) малый охват обучающихся в ходе урока; б) снижение активности остальных учащихся во время беседы с одним из учеников. Особенно такой контроль неэффективен в работе с младшими школьниками из-за неустойчивости их произвольного внимания. По этой причине индивидуальный контроль целесообразно сочетать с фронтальным: учащиеся получают задание дополнить, исправить ответ своего товарища по группе.
На аудиторных занятиях индивидуальный контроль проводится преимущественно в устной форме. Письменная форма этого контроля характерна для итогового и завершающих тему занятий.
Фронтальный контроль протекает в форме беседы преподавателя со всеми учащимися группы, которые со своих мест отвечают на его вопросы. Может проводиться несколько раз в течение одного занятия.
достоинства фронтального контроля:
возможность охвата проверяющим одновременно всех учащихся группы; высокая активность учащихся; высокий темп работы, который может варьироваться зависимости от трудности задания и готовности учащихся.
К недостаткам относят его поверхностный характер из-за рассредоточенности внимания учителя между учащимися и невозможности уделять больше внимания каждому. Таким образом, при фронтальном контроле трудности связаны со сложностью фиксации внимания на работе всех учащихся и, следовательно, возможной недостаточной объективностью оценки их ответов. По этой причине фронтальный контроль больше всего подходит для текущей проверки, но не итоговой, поскольку в этом случае нет возможности определить умения учащихся с достаточной глубиной и полнотой.
Для повышения эффективности фронтального контроля рекомендуется: планировать заранее место фронтального контроля в системе урока и время, которое будет ему уделено; продумывать формулировки вопросов и заданий. Их не четкость может вызвать затруднения при ответе и дать необъективное представление о подготовке учащихся; не допускать переключения на индивидуальный контроль. Это может привести к изменению ритма урока и снижению эффективности в работе; задавать вопросы всему классу, а затем называть фамилию ученика, которому предстоит отвечать.
Темп опроса должен быть достаточно высоким, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, обеспечивает быстроту реакции. Если учащийся испытывает затруднения с ответом, следует обратиться за помощью к другому ученику, а не переходить на индивидуальную форму работы с учащимся. Фронтальный контроль с успехом может проводиться в форме игры.
Групповой контроль проводится в форме выполнения задания, адресуемого всем учащимся группы. Это может быть беседа на известную учащимся тему, разыгрывание по ролям прочитанного текста, участие в ролевой игре. Преподаватель заранее составляет сценарий беседы и определяет ее участников. Вариантом группового контроля является парный контроль, получивший распространение за последние годы. Учащиеся работают в паре, выполняя предложенное задание.
Таким образом, контроль есть совместная деятельность преподавателя и учащихся по определению уровня владения языком. Объектами контроля являются: речевые навыки, приобретенные в ходе обучения (языковая компетенция); речевые умения, обеспечивающие возможность пользоваться языком как средством общения (коммуникативная компетенция); знания о стране изучаемого языка и образе жизни носителей языка (социокультурная компетенция). Ведущими объектами контроля являются речевые умения, что отражает особенности предмета «Иностранный язык» как практической дисциплины.
Выделяются ряд функций контроля: диагностическая, обучающая, управляющая, корректирующая, стимулирующая, оценочная. Контроль может быть предварительным, тёкущим, промежуточным, итоговым.
В качестве средства контроля используются раздаточный материал, фоно- и видеограммы, тесты. Последние относятся к числу наиболее эффективных средств контроля, так как отличаются большей объективностью в сравнении с другими средствами контроля благодаря возможности измерить результаты контроля с использованием специальных шкал и матриц. Распространение получили нормативно- и критериально-ориентированные тесты, а также созданные на их основе коммуникативные тесты. Основу тестов составляют тестовые задания.
Контроль на занятиях может осуществляться в форме индивидуального, фронтального, группового и парного состава. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, и выбор формы контроля зависит от конкретных условий и цели занятий.
Основными требованиями к контролю являются: объективность, регулярность проведения, дифференцированный характер, ясность и четкость формулировки контрольных заданий.
3.Особенности контроля речевых навыков
Для того чтобы подобрать упражнения на развитие и контроль навыков говорений.
Формой контроля умений и навыков говорения является устная форма, так как она позволяет выявить наиболее важные для данного вида речевой деятельности качества: речевую реакцию, речевые автоматизмы, характер остановок, ситуативность речи. Что касается содержательной стороны речи и ее правильности, то эти стороны могут быть проверены и с помощью письменной формы проверки.
При устной форме проверки могут возникнуть и некоторые трудности фиксации объема высказывания и ошибок, которые могут быть случайными в силы спонтанности речи. Поэтому целесообразно использовать звукозаписывающие средства.
Устный контроль навыков и умений говорения может быть фронтальным, индивидуальным и групповым. Фронтальная устная проверка наиболее удобна для текущего контроля и для выявления степени усвоения или автоматизации материала, выявления общей картины успеваемости. Эта проверка носит целенаправленный характер, проводится под руководством учителя и осуществляется в виде вопросно-ответного упражнения, в котором ведущую роль играет учитель, кроме тех случаев, когда проверяются диалогические умения начинать и поддерживать диалог. При групповом контроле в беседу вовлекается группа учащихся. для выявления уровня владения монологической речью отдельными учащимися используются индивидуальные виды контроля, например: ответы на коммуникативные вопросы по опорам, по тексту; б) монологическое высказывание по тем же опорам. Индивидуальные формы контроля являются единственно возможными при проверке монологических умений, при этом необходимо, однако сочетать индивидуальные формы проверки с фронтальными, чтобы избежать пассивности класса при продолжительном опросе отдельных учеников.
Объектом контроля говорения могут служить и письменные работы речевого характера. Следует, однако, иметь в виду, что письменные формы проверки для учащихся являются более трудными, чем устные. Кроме того, эти формы не позволяют фиксировать такиё важные качества устной речи, как степень спонтанности, речевую реакцию и темп речи.
Одним из главных объектов контроля является сложное умение составлять диалог в различных ситуациях. Но это не исключает необходимости контролировать и отдельные умения: задавать вопросы и отвечать на них, делать коммуникативно-направленные высказывания, обосновывать свое мнение, реагировать на реплику собеседника так, чтобы он продолжил разговор и т. п. При этом необходимо добиваться, чтобы даже слабо успевающие ученики достигали определенного уровня сформированности тех или иных умений.
Оценивание учащихся проводится на основе ряда критериев. Основными из них являются:
-достижение реальной коммуникативной цели;
-эффективность использования речевых средств;
-правильность языкового оформления.
Первый критерий ведущий. Если цель акта коммуникации достигнута, т. е. если диалог в связи с заданной ситуацией состоялся, то учащийся заслуживает положительной оценки для более высокой оценки необходимо, чтобы речь учащегося соответствовала двум другим критериям.
Учет использования речевых средств проводится по количеству и качеству реплик. Количество реплик является хотя и важным, но не решающим показателем, так как различные речевые ситуации могут потребовать различного количества реплик: так, если данная ситуация требует для сжито разрешения две-три реплики со стороны каждого собеседника, то нет смысла расширять диалог до пяти-шести.
Качество реплик определяется их составом: наличием разнотипных высказываний и стимулирующей части в них, соответствием реактивной реплики стимулирующей, взаимосвязанностью реплик и т. п.
Языковая оформленность, т. е. правильность грамматического, лексического и фонетического оформления речи, также учитывается при оценивании диалогической речи. При этом следует иметь в виду, что в средней школе весьма трудно добиться безошибочного пользования устной речью на иностранном языке. Аппроксимативный (приближенный) подход к языковой правильности в обучении иностранному языку позволяет пренебречь некоторыми ошибками. В произношении исправляются, прежде всего, фонематические ошибки, а в грамматике те, которыё приводят к искажению речи. В то же время не всегда можно признать хорошим тот ответ учащегося, в котором не было ошибок. Имеет значение также коммуникативная целенаправленность, ситуативная отнесенность, мотивированность, развернутость языковых выразительных средств.
Оценка монологических умений осуществляется по следующим критериям:
1 .Адекватность языковых средств характеру коммуникативной задачи.
2 .Правильность речи.
З .Связность логичность, последовательность повествования, использование
адекватных средств связи.
4.Объем и полнота высказывания.
5 .Характер комбинирования языковых средств.
Все выше изложенное позволяет эффективно проконтролировать речевые навыки.
Заключение:
Изучив методическую литературу, мы пришли к выводу, что говорение — продуктивный, мотивированный вид речевой деятельности, который протекает в двух формах речевой деятельности: монологической и диалогической речи.
Рассмотрим подробнее перечисленные выше формы контроля.
Индивидуальный контроль считается наиболее объективным видом контроля, так как свидетельствует о достижениях каждого ученика. Поэтому он больше всего подходит для проверки уровня владения языком по окончании курса, т.е. в ходе итогового контроля. Достоинство индивидуального контроля - возможность с достаточной глубиной оценить уровень подготовки учащегося.
Недостатки связаны со следующими обстоятельствами: а) малый охват обучающихся в ходе урока; б) снижение активности остальных учащихся во время беседы с одним из учеников. Особенно такой контроль неэффективен в работе с младшими школьниками из-за неустойчивости их произвольного внимания. По этой причине индивидуальный контроль целесообразно сочетать с фронтальным: учащиеся получают задание дополнить, исправить ответ своего товарища по группе.
На аудиторных занятиях индивидуальный контроль проводится преимущественно в устной форме. Письменная форма этого контроля характерна для итогового и завершающих тему занятий.
Фронтальный контроль протекает в форме беседы преподавателя со всеми учащимися группы, которые со своих мест отвечают на его вопросы. Может проводиться несколько раз в течение одного занятия.
достоинства фронтального контроля:
возможность охвата проверяющим одновременно всех учащихся группы; высокая активность учащихся; высокий темп работы, который может варьироваться зависимости от трудности задания и готовности учащихся.
К недостаткам относят его поверхностный характер из-за рассредоточенности внимания учителя между учащимися и невозможности уделять больше внимания каждому. Таким образом, при фронтальном контроле трудности связаны со сложностью фиксации внимания на работе всех учащихся и, следовательно, возможной недостаточной объективностью оценки их ответов. По этой причине фронтальный контроль больше всего подходит для текущей проверки, но не итоговой, поскольку в этом случае нет возможности определить умения учащихся с достаточной глубиной и полнотой.
Для повышения эффективности фронтального контроля рекомендуется: планировать заранее место фронтального контроля в системе урока и время, которое будет ему уделено; продумывать формулировки вопросов и заданий. Их не четкость может вызвать затруднения при ответе и дать необъективное представление о подготовке учащихся; не допускать переключения на индивидуальный контроль. Это может привести к изменению ритма урока и снижению эффективности в работе; задавать вопросы всему классу, а затем называть фамилию ученика, которому предстоит отвечать.
Темп опроса должен быть достаточно высоким, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, обеспечивает быстроту реакции. Если учащийся испытывает затруднения с ответом, следует обратиться за помощью к другому ученику, а не переходить на индивидуальную форму работы с учащимся. Фронтальный контроль с успехом может проводиться в форме игры.
Групповой контроль проводится в форме выполнения задания, адресуемого всем учащимся группы. Это может быть беседа на известную учащимся тему, разыгрывание по ролям прочитанного текста, участие в ролевой игре. Преподаватель заранее составляет сценарий беседы и определяет ее участников. Вариантом группового контроля является парный контроль, получивший распространение за последние годы. Учащиеся работают в паре, выполняя предложенное задание.
Таким образом, контроль есть совместная деятельность преподавателя и учащихся по определению уровня владения языком. Объектами контроля являются: речевые навыки, приобретенные в ходе обучения (языковая компетенция); речевые умения, обеспечивающие возможность пользоваться языком как средством общения (коммуникативная компетенция); знания о стране изучаемого языка и образе жизни носителей языка (социокультурная компетенция). Ведущими объектами контроля являются речевые умения, что отражает особенности предмета «Иностранный язык» как практической дисциплины.
Выделяются ряд функций контроля: диагностическая, обучающая, управляющая, корректирующая, стимулирующая, оценочная. Контроль может быть предварительным, тёкущим, промежуточным, итоговым.
В качестве средства контроля используются раздаточный материал, фоно- и видеограммы, тесты. Последние относятся к числу наиболее эффективных средств контроля, так как отличаются большей объективностью в сравнении с другими средствами контроля благодаря возможности измерить результаты контроля с использованием специальных шкал и матриц. Распространение получили нормативно- и критериально-ориентированные тесты, а также созданные на их основе коммуникативные тесты. Основу тестов составляют тестовые задания.
Контроль на занятиях может осуществляться в форме индивидуального, фронтального, группового и парного состава. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, и выбор формы контроля зависит от конкретных условий и цели занятий.
Основными требованиями к контролю являются: объективность, регулярность проведения, дифференцированный характер, ясность и четкость формулировки контрольных заданий.
3.Особенности контроля речевых навыков
Для того чтобы подобрать упражнения на развитие и контроль навыков говорений.
Формой контроля умений и навыков говорения является устная форма, так как она позволяет выявить наиболее важные для данного вида речевой деятельности качества: речевую реакцию, речевые автоматизмы, характер остановок, ситуативность речи. Что касается содержательной стороны речи и ее правильности, то эти стороны могут быть проверены и с помощью письменной формы проверки.
При устной форме проверки могут возникнуть и некоторые трудности фиксации объема высказывания и ошибок, которые могут быть случайными в силы спонтанности речи. Поэтому целесообразно использовать звукозаписывающие средства.
Устный контроль навыков и умений говорения может быть фронтальным, индивидуальным и групповым. Фронтальная устная проверка наиболее удобна для текущего контроля и для выявления степени усвоения или автоматизации материала, выявления общей картины успеваемости. Эта проверка носит целенаправленный характер, проводится под руководством учителя и осуществляется в виде вопросно-ответного упражнения, в котором ведущую роль играет учитель, кроме тех случаев, когда проверяются диалогические умения начинать и поддерживать диалог. При групповом контроле в беседу вовлекается группа учащихся. для выявления уровня владения монологической речью отдельными учащимися используются индивидуальные виды контроля, например: ответы на коммуникативные вопросы по опорам, по тексту; б) монологическое высказывание по тем же опорам. Индивидуальные формы контроля являются единственно возможными при проверке монологических умений, при этом необходимо, однако сочетать индивидуальные формы проверки с фронтальными, чтобы избежать пассивности класса при продолжительном опросе отдельных учеников.
Объектом контроля говорения могут служить и письменные работы речевого характера. Следует, однако, иметь в виду, что письменные формы проверки для учащихся являются более трудными, чем устные. Кроме того, эти формы не позволяют фиксировать такиё важные качества устной речи, как степень спонтанности, речевую реакцию и темп речи.
Одним из главных объектов контроля является сложное умение составлять диалог в различных ситуациях. Но это не исключает необходимости контролировать и отдельные умения: задавать вопросы и отвечать на них, делать коммуникативно-направленные высказывания, обосновывать свое мнение, реагировать на реплику собеседника так, чтобы он продолжил разговор и т. п. При этом необходимо добиваться, чтобы даже слабо успевающие ученики достигали определенного уровня сформированности тех или иных умений.
Оценивание учащихся проводится на основе ряда критериев. Основными из них являются:
-достижение реальной коммуникативной цели;
-эффективность использования речевых средств;
-правильность языкового оформления.
Первый критерий ведущий. Если цель акта коммуникации достигнута, т. е. если диалог в связи с заданной ситуацией состоялся, то учащийся заслуживает положительной оценки для более высокой оценки необходимо, чтобы речь учащегося соответствовала двум другим критериям.
Учет использования речевых средств проводится по количеству и качеству реплик. Количество реплик является хотя и важным, но не решающим показателем, так как различные речевые ситуации могут потребовать различного количества реплик: так, если данная ситуация требует для сжито разрешения две-три реплики со стороны каждого собеседника, то нет смысла расширять диалог до пяти-шести.
Качество реплик определяется их составом: наличием разнотипных высказываний и стимулирующей части в них, соответствием реактивной реплики стимулирующей, взаимосвязанностью реплик и т. п.
Языковая оформленность, т. е. правильность грамматического, лексического и фонетического оформления речи, также учитывается при оценивании диалогической речи. При этом следует иметь в виду, что в средней школе весьма трудно добиться безошибочного пользования устной речью на иностранном языке. Аппроксимативный (приближенный) подход к языковой правильности в обучении иностранному языку позволяет пренебречь некоторыми ошибками. В произношении исправляются, прежде всего, фонематические ошибки, а в грамматике те, которыё приводят к искажению речи. В то же время не всегда можно признать хорошим тот ответ учащегося, в котором не было ошибок. Имеет значение также коммуникативная целенаправленность, ситуативная отнесенность, мотивированность, развернутость языковых выразительных средств.
Оценка монологических умений осуществляется по следующим критериям:
1 .Адекватность языковых средств характеру коммуникативной задачи.
2 .Правильность речи.
З .Связность логичность, последовательность повествования, использование
адекватных средств связи.
4.Объем и полнота высказывания.
5 .Характер комбинирования языковых средств.
Все выше изложенное позволяет эффективно проконтролировать речевые навыки.
Заключение:
Изучив методическую литературу, мы пришли к выводу, что говорение — продуктивный, мотивированный вид речевой деятельности, который протекает в двух формах речевой деятельности: монологической и диалогической речи.