Файл: Учебное пособие по конституционному праву России представляет собой обобщение юридических понятий, категорий, закономерностей и взаимосвязей различных институтов отрасли конституционного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 9. Правительство Российской Федерации
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет
Правительство Российской Федерации под общим руководством Прези- дента Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Пра- вительства Российской Федерации, заместителей Председателя Прави- тельства Российской Федерации и федеральных министров.
Правительство Российской Федерации руководит деятельностью фе- деральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
Председателем Правительства Российской Федерации, Заместителем
Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным мини- стром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста
30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностран- ного государства (ст. 110).
Назначение Председателя Правительства РФ (ст. 111)
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Пре- зидентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры
Государственной Думой.
Представление по кандидатуре Председателя Правительства Россий- ской Федерации вносится в Государственную Думу Президентом Россий- ской Федерации не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или по- сле отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Российской
Федерации Государственной Думой или освобождения Президентом Рос- сийской Федерации от должности либо отставки Председателя Прави- тельства Российской Федерации.
Государственная Дума рассматривает представленную Президентом
Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Россий- ской Федерации в течение недели со дня внесения представления.
После трехкратного отклонения представленных кандидатур Предсе- дателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой
Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет
Правительство Российской Федерации под общим руководством Прези- дента Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Пра- вительства Российской Федерации, заместителей Председателя Прави- тельства Российской Федерации и федеральных министров.
Правительство Российской Федерации руководит деятельностью фе- деральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
Председателем Правительства Российской Федерации, Заместителем
Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным мини- стром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста
30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностран- ного государства (ст. 110).
Назначение Председателя Правительства РФ (ст. 111)
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Пре- зидентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры
Государственной Думой.
Представление по кандидатуре Председателя Правительства Россий- ской Федерации вносится в Государственную Думу Президентом Россий- ской Федерации не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или по- сле отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Российской
Федерации Государственной Думой или освобождения Президентом Рос- сийской Федерации от должности либо отставки Председателя Прави- тельства Российской Федерации.
Государственная Дума рассматривает представленную Президентом
Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Россий- ской Федерации в течение недели со дня внесения представления.
После трехкратного отклонения представленных кандидатур Предсе- дателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой
Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства
40
Российской Федерации. В этом случае Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.
Председатель Правительства Российской Федерации не позднее не- дельного срока после назначения представляет Президенту Российской
Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнитель- ной власти, за исключением случая, когда предшествующий Председатель
Правительства Российской Федерации освобожден от должности Прези- дентом Российской Федерации (ч. 1 ст. 112).
Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указа- ми, распоряжениями, поручениями Президента Российской Федерации организует работу Правительства Российской Федерации. Председатель
Правительства Российской Федерации несет персональную ответствен- ность перед Президентом Российской Федерации за осуществление воз- ложенных на Правительство Российской Федерации полномочий (ст. 113).
Полномочия
Правительства РФ
(ст. 114)
разрабатывает и представ- ляет Государственной Думе федеральный бюджет и обес- печивает его исполнение; представляет
Государствен- ной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; пред- ставляет Государственной Ду- ме ежегодные отчеты о ре- зультатах своей деятельности, в т.ч. по вопросам, поставлен- ным Государственной Думой
обеспечивает проведение в Россий- ской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики
осуществляет управление феде- ральной соб- ственностью
осуществляет иные полномочия, воз- ложенные на него Конституцией Россий- ской Федерации, федеральными зако- нами, указами Президента Российской
Федерации
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране соб- ственности и общественного порядка, борьбе с преступно- стью
осуществляет меры по обеспечению обороны стра- ны, государственной без- опасности, реализации внеш- ней политики Российской Фе- дерации
обеспечивает проведение в Россий- ской Федерации единой социально ори- ентированной государственной полити- ки в области культуры, науки, образо- вания, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традицион- ных семейных ценностей, а также в об- ласти охраны окружающей среды
41
Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Прави- тельство Российской Федерации слагает свои полномочия (ст. 116).
Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации
(ст. 117)
Правительство Российской Федерации может подать в отставку.
Об отставке Правительства Российской Федерации может принять решение Президент Российской Федерации.
Государственная Дума Российской Федерации может выразить недо- верие Правительству Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Россий- ской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации, Заместитель
Председателя Правительства Российской Федерации, федеральный ми- нистр вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется
Президентом Российской Федерации.
42
Тема 10. Судебная власть и прокуратура
в Российской Федерации
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопро- изводства.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конститу- цией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
Судьями
могут быть
(ст. 119)
граждане Российской Федерации
достигшие возраста 25 лет
имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет;
постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства
Судьям судов Российской Федерации запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Россий- ской Федерации.
Федеральным законом могут быть установлены дополнительные тре- бования к судьям судов Российской Федерации.
Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118).
Судебная
система
Российской
Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации федеральные суды общей юрисдикции арбитражные суды мировые судьи субъектов Российской Федерации
43
Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской
Федерации и федеральному закону (ст. 120), несменяемы (ст. 121), непри- косновенны (ст. 122).
Разбирательство в судах (ст. 123)
Открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случа- ях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе со- стязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных феде- ральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяж- ных заседателей.
Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судо- производства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямо- го действия Конституции Российской Федерации на всей территории Рос- сийской Федерации. Он состоит из 11 судей, в т.ч. Председателя Консти- туционного Суда Российской Федерации и его заместителя. По запросам
Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной
Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Госу- дарственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда
Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конститу- ции Российской Федерации различных нормативных правовых актов.
Конституционный Суд разрешает споры о компетенции: а) между фе- деральными органами государственной власти; б) между органами госу- дарственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) между высшими государ- ственными органами субъектов Российской Федерации, иные полномочия.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уго- ловным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с феде- ральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголов- ного судопроизводства, является высшим судебным органом по граждан- ским делам, разрешению экономических споров, уголовным, администра- тивным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитраж-
44 ным судам, образованным в соответствии с федеральным конституцион- ным законом и осуществляющим судебную власть посредством граждан- ского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
Верховный Суд осуществляет в предусмотренных федеральным зако- ном процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заме- ститель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель
Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Вер- ховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Россий- ской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Пре- зидента Российской Федерации (ст. 128).
Прокуратура
Прокурорами могут быть граждане России, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства (ч. 2 ст. 129).
Прокуратура – единая федеральная централизованная система орга- нов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской
Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со свои- ми полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом (ст. 129).
Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Гене- рального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности
Президентом Российской Федерации (ч. 3 ст. 129). Прокуроры субъектов
Российской Федерации, прокуроры военных и других специализирован- ных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Фе- дерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Феде- рации и освобождаются от должности Президентом Российской Федера- ции (ч. 4 ст. 129).
Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен феде- ральным законом (ч. 5 ст. 129).
45
Тема 11. Местное самоуправление в Российской Федерации
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает само- стоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130).
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референ- дума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 130).
Конституционные основы реализации местного самоуправления
Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным за- коном, законом субъекта Российской Федерации отдельными государ- ственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств.
Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч. 2 ст. 132).
Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения за-
ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (Ч. 2 СТ. 130)
Формы непосредственного
осуществления населением
Формы опосредованного
осуществления населением
Выборы
Выборные органы местного самоуправления
Другие органы местного самоуправления
Референдум
Другие формы прямого волеизъявления