Файл: Учебное пособие по конституционному праву России представляет собой обобщение юридических понятий, категорий, закономерностей и взаимосвязей различных институтов отрасли конституционного права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14
Классификация конституций
конституции
юридическая конституция – принятый с соблюдением определенных правил законодательный акт
фактическая конституция – совокупность основных правил, которым подчинено данное общество, и ре- альная деятельность государства, то, что реально су- ществует в действительности
конституции
реальные – это такие писаные конституции, которые не расходятся с объективно существующими в госу- дарстве конституционными отношениями у фиктивных положения расходятся с действующими объективными конституционными отношениями
по форме
писаная конституция – законодательный акт или несколько актов, построенных по определенной логической системе
неписаные конституции характеризуются полным отсут- ствием фиксации в документах. Существуют они вре- менно, в период после революций, переворотов и т.п., когда еще новая конституция не принята, а предыдущая сохраняет свое действие только в части, не противоре- чащей сущности нового режима, например,
Конституция
Румынии в первые месяцы после декабрьского восстания 1989 г.
смешанная конституция имеет несистематизированный, комбинированный характер. Слагается из двух частей: писаной и неписаной. Писаная часть включает законы и другие нормативные акты. Неписаная – судебные преце- денты, конституционные обычаи, доктринальные источ- ники, например, Великобритания, Новая Зеландия, Изра- иль имеют данную форму конституции
писаная
конституция
может быть
кодифицированной, т.е. единым и единственным писаным конституционным актом
некодифицированной, т.е. представляющей собой совокупность нескольких писаных конституционных актов (Швеция, Финляндия)

15
по способу
изменения
гибкие конституции изменяются обычным поряд- ком (в том же порядке, что и обычные законы)
жесткие конституции изменяются и дополняются особым сложным порядком
по способу
принятия
народные (принятые на референдуме, парламентом или учредительным собранием)
договорные (принятые в результате политического договора между противоборствующими силами)
октроированные
(дарованные народу односторонним актом главы государства)
новые конституции приняты после Второй мировой войны (Конституции Франции, Италии, Японии и др.)
функции
конституции
юридическая политическая ограничительная учредительная стабилизационная организационная воспитательная преемственность
по времени
принятия
старые конституции приняты до Второй мировой войны
(Конституции США, Мексики, Аргентины, Ливана и др.)


16

Тема 4. Основы конституционного строя
Российской Федерации
Основы конституционного строя – это система конституционных норм (принципов), закрепляющих и регулирующих основные экономиче- ские, политические, идеологические и социальные отношения, которая показывает, что конституционализм в конкретном государстве утвердился или начинает утверждаться.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При- знание, соблюдение и защита прав и свобод – обязанность государства
(ст. 2 Конституции РФ): государство не самоцель, а средство обеспечения достойной жизни человека. Регулированию прав и свобод человека по- священо около ⅓ объема конституции (49 статей). Установлен строгий перечень оснований ограничения прав и свобод (ч. 3 ст. 55 Конституции
РФ). Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» находится по важности на первом месте в тексте Конституции после гл. 1 «Основы кон- ституционного строя». Приоритет в гл. 2 составляют личные права. Ника- кие нормы конституции, законы не должны умалять и отменять права и свободы человека. Положения главы о правах и свободах человека не могут быть изменены иначе как в порядке принятия новой конституции
(ст. 64 Конституции РФ).
Россия – демократическое государство (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ).
В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим госу- дарством («демократия» в переводе с древнегреческого – народовластие).
Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было со- циальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах.
Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только один субъ- ект – народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно (непосред- ственная демократия), я также через органы государственной власти и ор- ганы местного самоуправления (представительная демократия).
Принцип разделения властей. Человеческий опыт показывает, что концентрация власти в одних руках очень часто приводит к злоупотребле- нию властью, к установлению недемократического режима. Поэтому единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на за- конодательную, исполнительную и судебную, носителями которой явля-


17 ются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Пра- вительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации)
(ст. 10 Конституции РФ). Принцип разделения властей находит свое вы- ражение, с другой стороны, в разграничении (по вертикали)предметов ве- дения и полномочий между органами государственной власти РФ и орга- нами государственной власти ее субъектов (ст. 5, 11 Конституции РФ).
Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предпо- лагает взаимное равновесие между ними, с тем чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту вла- сти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и про- тивовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при ре- шении важнейших государственных проблем.
Идеологическое многообразие (ч. 1, 2 ст. 13 Конституции РФ) озна- чает возможность публичного провозглашения любых политических и иных взглядов, идей, кроме тех, которые призывают к войне, националь- ной дискриминации, насилию и т.п. Идеологическое многообразие являет- ся закономерным следствием таких конституционных прав и свобод чело- века и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др.
Наиболее важные гарантии действенности рассматриваемого принципа – отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, препо- давания, реализация принципа политического многообразия и т.д. Ника- кая идеология, как указывается в ст. 13, не может быть установлена в ка- честве государственной или обязательной. Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что органы государственной власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Наоборот, именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологи- ческие воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонни- ков в различные органы государственной власти и органы местного само- управления, прежде всего, путем активного участия в избирательных кам- паниях.
Политическое многообразие (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ) – это сво- бода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма – предпо- сылка не только реализации принципа народовластия, но и функциониро- вания правового государства. Политическое многообразие несовместимо с идеологическим единообразием. Оно может реализовываться лишь


18 в условиях идеологического многообразия. Поэтому при политическом плюрализме практически невозможно существование общегосударствен- ной и общеобязательной идеологии.
Многопартийность (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социаль- но-политическим или иным организациям (прежде всего политическим партиям), деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции (см. ч. 4, 5 ст. 13 Конституции РФ). Вообще поли- тические партии, выражающие политическую волю своих членов и содей- ствующие выражению политической воли гражданского общества, зани- мают одно из наиболее важных мест в институциональной основе полити- ческого многообразия. Политическая партия – это общественное объеди- нение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в поли- тической жизни общества посредством формирования и выражения их по- литической воли, участия в общественных и политических акциях, в вы- борах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления
(см. ст. 3 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»).
Местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ) – самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непо- средственно или через органы местного самоуправления вопросов местно- го значения исходя из интересов населения, его исторических и иных тра- диций. Местное самоуправление неразрывно связано с демократией, ибо в основе демократии как формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, в соответствии с которой принцип самоопре- деления и самоуправления распространяется не только на отдельного чело- века или на народ в целом, но и на регионы и другие сообщества граждан.
Именно посредством местного самоуправления, включающего представи- тельные органы власти (городские думы и т.д.), органы управления (мест- ная администрация), различные территориальные формы непосредственной демократии (местные референдумы, собрания граждан и др.), а также орга- ны территориального общественного самоуправления населения, решают- ся вопросы местного значения в Российской Федерации.
Правовое государство (в широком смысле) – это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.
Россия – светское государство (ст. 14 Конституции РФ). Никакая ре- лигия не может устанавливаться в качестве государственной или обяза-