Файл: Учебное пособие по конституционному праву России представляет собой обобщение юридических понятий, категорий, закономерностей и взаимосвязей различных институтов отрасли конституционного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25 акта, который должен появиться в развитие нормы конституции. Право- применитель обязан четко соблюдать и применять положения конститу- ции, потому что в правоприменительной практике не могут получать
«корректировку» конституционные нормы.
Гарантированность конституционного статуса личности подразу- мевает, что права и свободы не просто существуют, но и защищаются принудительной силой государства, которое в лице компетентных органов правомочно пресечь нарушение и восстановить нарушенные права и сво- боды (ст. 45). Исходя из смысла ст. 45 Конституции РФ обязанность га- рантировать основные права и свободы возлагается на всю систему госу- дарственных органов. Этот общий принцип детализируется в других ста- тьях Конституции РФ (например, см. ст. 46, 80). Кроме того, в соответ- ствии с ч. 2 ст. 45 допускается самозащита человеком своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до обращения в меж- государственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпа- ны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты
(ч. 3 ст. 46). Особая роль в деле защиты прав и свобод личности принад- лежит правоохранительным органам и, прежде всего, судебным органам.
Единство прав, свобод и обязанностей человека. Права и обязанно- сти могут действовать, только корреспондируя друг другу, а не порознь, обязанности – это обратная сторона прав. Обязанности необходимы для поддержания жизнеспособности общества и государства и порядка в них.
В Конституции РФ зафиксировано лишь 8 обязанностей: признание, со- блюдение и защита прав и свобод других лиц; соблюдение Конституции и законов; забота о детях и нетрудоспособных родителях; получение основ- ного общего образования; сохранение исторического и культурного наследия; плата законно установленных налогов и сборов; сохранение природы и окружающей среды; защита Отечества.
Ограничение прав и свобод только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституцион- ного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Однако не все права и свободы подлежат ограничению (см. ч. 3 ст. 56).
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55). Никакие нормативно-правовые акты, кроме федерального закона (например, указы
Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы субъектов РФ), ограничивающие права и свободы человека, издаваться не могут.
26
Классификация конституционных прав и свобод человека
и гражданина по содержанию
личные
(гражданские)
на жизнь (ч. 1 ст. 20)
достоинство личности (ч. 1 ст. 21)
личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22)
тайну частной жизни, переписки и др. (ст. 23)
неприкосновенность жилища (ст. 25)
свободу передвижения и поселения (ст. 27)
свободу совести и вероисповедания (ст. 28)
свободу мысли и слова (ст. 28)
получение и распространение информации
(ч. 4 ст. 29)
политические
право на создание и членство в политической партии (свобода союзов) (ст. 30)
право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31)
право занимать государственные должности
(ч. 1 ст. 32)
избирательное право (избирать и быть избранным в государственные и самоуправленческие органы) (ч. 2 ст. 32)
право на сопротивление угнетению, защиту
Родины, право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления с заяв- лениями, жалобами, ходатайствами и др. (ст.33)
социально-
экономические
право на труд (ч. 3 ст. 37)
право частной собственности, свобода предпринимательской деятельности (ч. 2 ст. 8)
право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39)
право на медицинское обслуживание (ч.1 ст. 41)
право на жилище (ч. 1 ст. 40)
право на отдых (ч. 5 ст. 37)
право на образование (ч. 1ст. 43)
право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37)
27
Конституционные обязанности – мера должного поведения личности в обществе – являются неотъемлемой составляющей конституционно- правового статуса человека и гражданина. Ряд конституционных обязан- ностей принадлежит только гражданам (например, защита Отечества), другие обязаны исполнять все лица, пребывающие на территории госу-
гарантии
осуществления
прав и свобод
личности
политические гарантии: характер политического режима, деятельность партий (правящих и оппо- зиционных), движений, роль государства
(его органов) по защите прав и свобод личности
экономические
гарантии: наличие экономических, мате- риальных ресурсов, денежных средств
духовные гарантии: внут- ренняя потребность чело- века знать свои права и свободы, желание ими пользоваться, а при необ- ходимости желать и уметь их защитить
юридические гарантии: наличие конституцион- но-правового закрепле- ния прав и свобод чело- века, деятельность су- дов, правоохранитель- ных органов по защите прав, законных интересов граждан
международные
гарантии: закрепление основных прав и свобод личности нормами меж- дународного права.
Имплементация между- народных норм в национальное законодательство
общественные гаран-
тии: деятельность пар- тий, профсоюзов, сою- зов предпринимателей, потребителей, право- защитных и других общественных объединений
культурные
права
и свободы
свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44)
право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44)
право на образование (ч. 1 ст. 43)
28 дарства (например, соблюдение Конституции и законов; плата законно установленных налогов и сборов):
признание, соблюдение и защита прав и свобод других лиц;
соблюдение Конституции и законов (ст. 15);
забота о детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38);
получение основного общего образования (ст. 43);
сохранение исторического и культурного наследия (ст. 44);
плата законно установленных налогов и сборов (ст. 57);
сохранение природы и окружающей среды (ст. 58);
защита Отечества (ст. 59).
29
1 2 3 4
Тема 6. Федеративное устройство Российской Федерации
Федерация представляет собой сложное союзное государство, терри- тория которого состоит из государственных образований, обладающих юридической и ограниченной политической самостоятельностью.
Россия – федеративное государство (ч. 1 ст. 1). Российская Федера- ция состоит из 89 субъектов 6 видов: республики в составе РФ, автоном- ная область, автономные округа, области, края, города федерального зна- чения. Каждый субъект Российской Федерации имеет свой Основной За- кон (республики – конституцию, остальные субъекты – устав) и законода- тельство.
Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из Россий- ской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации осно- вано на ее государственной целостности, единстве системы государствен- ной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между орга- нами государственной власти Российской Федерации и органами государ- ственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и само- определении народов в Российской Федерации (ч. 3. ст. 5 Конституции
РФ).
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны
(ч. 4 ст. 5 Конституции РФ). Разграничение предметов ведения и полно- мочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федера- ции осуществляется согласно ст. 71, 72, 73 Конституции РФ.
признаки
федеративного
государства
территория государства не представляет собой единого целого, но состоит из территорий субъектов федерации
субъекты федерации наделяются учредитель- ной властью, т.е. обладают правом принятия собственной конституции и законов в пределах своей компетенции
субъекты федерации не обладают правом сецессии (выхода из федерации)
структура парламента состоит из двух палат, одна из палат представляет интересы субъектов федерации (бикамерализм)
двойное гражданство (общефедеральное и субъектов федерации)
30
В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской
Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкор- тостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Донецкая Народная
Республика, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика,
Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика
Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Луганская Народная Рес- публика, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха
(Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан
(Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хака- сия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия;
Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодар- ский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Став- ропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Бел- городская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоград- ская область, Вологодская область, Воронежская область, Запорожская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская об- ласть, Калужская область, Кемеровская область – Кузбасс, Кировская об- ласть, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленин- градская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская об- ласть, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область,
Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Са- халинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбов- ская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тю- менская область, Ульяновская область, Херсонская область, Челябинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь – города федерального значе- ния;
Еврейская автономная область;
Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ –
Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
31
Тема 7. Президент Российской Федерации
Президент Российской Федерации является главой государства. Пре- зидент Российской Федерации является гарантом Конституции Россий- ской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном
Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государ- ственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей- ствие органов, входящих в единую систему публичной власти.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Президент Российской Федерации как глава государства представляет
Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и пря- мого избирательного права при тайном голосовании (ст. 80).
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин
Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Рос- сийской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или ино- го документа, подтверждающего право на постоянное проживание граж- данина Российской Федерации на территории иностранного государства
(ст. 81).
Полномочия Президента Российской Федерации
во взаимодействии
с Федеральным
Собранием:
обращается с ежегодным посланием к Фе-
деральному Собранию
вносит законопроекты в Государственную
Думу
подписывает и обнародует федеральные законы
назначает выборы в Государственную Думу
назначает референдум
распускает Государственную Думу
32
во взаимодействии
с Правительством РФ
назначает с согласия Государственной
Думы Председателя Правительства РФ
по представлению Председателя
Правительства РФ назначает заместителей председателя Правительства и федеральных министров
объявляет об отставке Правительства РФ
имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ
проводит регулярные встречи с Председателем Правительства РФ
в случае противоречия Конституции
РФ,
федеральным законам и своим указам Пре- зидента РФ отменяет акты Правительства РФ
в сфере обеспечения
обороны страны
и безопасности
государства
является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами РФ
формирует и возглавляет
Совет Безопасности
утверждает военную доктрину РФ
назначает высшее командование
Вооруженных Сил РФ
вводит в установленных случаях на территории России или в отдельных её местностях чрезвычайное положение
вводит в установленных случаях на территории России военное положение
в сфере
внешней
политики
осуществляет руководство внешней политикой
ведет переговоры и подписывает международ- ные договоры
подписывает ратификационные грамоты
принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей
назначает после консультаций с комитетами и комиссиями парламента дипломатических представителей РФ за рубежом