Файл: Учебное пособие по конституционному праву России представляет собой обобщение юридических понятий, категорий, закономерностей и взаимосвязей различных институтов отрасли конституционного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
33
в сфере
регулирования
правового
статуса
личности
решает вопросы гражданства РФ
предоставляет политическое убежище
награждает государственными наградами РФ
присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания
осуществляет помилование
в формировании
органов
государственной
власти
представляет Совету Федерации кандидату- ры для назначения судей Конституционного
Суда, Верховного Суда и кандидатуру
Генерального прокурора РФ и вносит предложение о его освобождении от должности
назначает судей других федеральных судов
назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ
формирует Администрацию Президента РФ
представляет кандидатуры законодательным органам субъектов РФ для утверждения на должность высшего должностного лица субъекта РФ
представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность
Председателя Центрального банка РФ, ставит перед Госдумой вопрос об освобождении его от должности
представляет Госдуме и Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность
Председателя и заместителя Председателя
Счетной палаты и ставит вопрос об их освобождении от должности
34
Тема 8. Парламент Российской Федерации
Федеральное Собрание – парламент РФ является высшим законода- тельным и представительным органом РФ, состоящим из двух палат: Гос- ударственной Думы и Совета Федерации. Парламент РФ, как и парламен- ты большинства стран мира, имеет три главные функции: принятие зако- нов, утверждение бюджета, контрольные функции.
Каждая из палат Федерального Собрания обладает (для осуществления вышеуказанных функций) соответствующей компетенцией (общими и специальными полномочиями).
Полномочия Государственной Думы имеют как законодательный ха- рактер (ст. 105, 108, 136) – принятие федеральных законов, одобрение фе- деральных конституционных законов и законов о поправках к Конститу- ции РФ, так и не законодательный (ст. 103) характер (не относятся к зако- нодательной компетенции парламента, а связаны с реализацией принципа разделения властей, подкрепленного системой сдержек и противовесов во взаимоотношениях властей).
В соответствии с Конституцией РФ к ведению Государственной
Думы РФ относятся следующие вопросы. Законодательную компе-
тенцию составляют все вопросы, перечисленные в ст. 71 и 72 Конститу- ции РФ, т.е. вопросы по предметам ведения России и совместного ведения
России и субъектов Российской Федерации. Это вытекает из ст. 76, в ко- торой закреплено, что по предметам ведения РФ принимаются федераль- ные законы и федеральные конституционные законы, а по предметам сов- местного ведения – федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов РФ.
Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Пра-
вительства РФ. В соответствии со ст. 83, 103 и 111 Председатель Прави- тельства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной
Думы. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Согласие
Государственной Думы на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосова- ло большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Ре- зультат голосования оформляется постановлением Государственной Ду- мы. В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры на указан- ную должность Президент РФ может предоставить новую кандидатуру.
Решение вопроса о доверии Правительству РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 117 Государственная Дума может выразить недоверие Прави- тельству РФ.
Государственная Дума рассматривает вопрос о выражении недоверия
Правительству РФ в недельный срок после его внесения, после чего при-
35 нимает постановление о недоверии Правительству РФ большинством го- лосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Если обсуждае- мый вопрос не набрал большинства голосов депутатов, то он считается отклоненным. Если Президент РФ не согласился с решением Государ- ственной Думы о недоверии Правительству РФ, а Государственная Дума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, то
Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает
Государственную Думу. В соответствии с ч. 4 ст. 117 Председатель Пра- вительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Данный вопрос рассматривается в Государ- ственной Думе во внеочередном порядке.
Назначение на должность и освобождение от должности Уполно-
моченного по правам человека. В соответствии с Федеральным консти- туционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный по пра- вам человека назначается на должность и освобождается от должности
Государственной Думой большинством голосов от общего числа депута- тов тайным голосованием.
Назначение на должность и освобождение от должности Председа-
теля Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.
Объявление амнистии. Объявление амнистии осуществляется Госу- дарственной Думой путем принятия постановлений об объявлении амни- стии и о порядке применения амнистии, которые принимаются большин- ством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, подпи- сываются Председателем Государственной Думы и подлежат официаль- ному опубликованию.
Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекра- тившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосно- венности.
Полномочия Совета Федерации связаны как с осуществлением зако- нодательного процесса (ст. 105, 106, 108, 136 Конституции РФ) – одобре- ние федеральных законов, федеральных конституционных законов, законов о поправках к Конституции РФ, так и не законодательного (ст. 102 Консти- туции РФ) процесса (не относятся к законодательной компетенции парла- мента, а связаны с реализацией принципа разделения властей, подкреплен- ного системой сдержек и противовесов во взаимоотношениях властей).
В соответствии с Конституцией РФ к ведению Совета Федерации
РФ относятся следующие вопросы. Утверждение изменения границ
между субъектами Российской Федерации требует не только их взаим- ного согласия (ч. 3 ст. 67), но и утверждения Советом Федерации. Такая конструкция обусловлена тем, что вопрос о границах может выйти за рам-
36 ки интересов договаривающихся субъектов РФ и затронуть интересы са- мой Федерации или других ее субъектов.
Утверждение указа Президента РФ о введении военного положе-
ния и введении чрезвычайного положения. Введение военного и чрез- вычайного положения даже в отдельной местности затрагивает самые раз- нообразные интересы (например, права, свободу передвижения, безопас- ность и т.д.) многих регионов страны и проживающих в них граждан, по- этому Конституция РФ предусматривает, что указ Президента о введении военного и чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом
Федерации – органом, представляющим интересы всех субъектов РФ.
Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил
РФ за пределами территории РФ. Если за это решение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации, Вооруженные Силы РФ не могут использоваться за пределами территории РФ, что также оформляет- ся постановлением Совета Федерации.
Назначение выборов Президента РФ. Совет Федерации должен принять постановление о назначении выборов Президента РФ в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Президента РФ или когда должность Президента РФ освободилась досрочно, т.е. в случае отставки, отрешения или по состоянию здоровья.
Отрешение Президента РФ от должности. Статья 93 Конституции
РФ устанавливает в качестве оснований отрешения Президента РФ от должности государственную измену или совершение иного тяжкого пре- ступления. Условия и порядок отрешения Президента РФ от должности урегулированы в ст. 93 Конституции РФ. Никакого законодательного ре- гулирования по этому вопросу нет.
Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Вер- ховного Суда РФ. Кандидатуры для назначения на должности судей вно- сит Президент РФ.
Проведение консультаций по предложенным Президентом канди-
датурам на должность Генерального прокурора Российской Федера- ции, заместителей Генерального прокурора, прокуроров субъектов, про- куроров военных и других специализированных прокуратур.
Назначение на должность и освобождение от должности Председа-
теля Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты проходит по представлению Президента Российской Федерации.
Участие в законотворческой деятельности: право законодательной инициативы, решение вопроса об одобрении федеральных законов, феде- ральных конституционных законов, участие в рассмотрении и утвержде- нии федерального бюджета, участие в рассмотрении предложений о по- правках и пересмотре положений Конституции РФ.
37
Правовой статус депутата Государственной Думы
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Рос- сийской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имею- щий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государ- ства (ч. 1 ст. 97).
Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Россий- ской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государ- ственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 97).
Депутаты Российской Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, аре- стованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте пре- ступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением слу- чаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (ч. 1 ст. 98).
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной по- стоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельно- стью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности
(ч. 3 ст. 97).
В состав Совета Федерации РФ входят по два представителя от каж- дого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного
(представительного) и исполнительного органов государственной власти на срок полномочий соответствующего органа (п. «а» ч. 2 ст. 95). В соот- ветствии с п. «б» ч. 2 ст. 95 входит Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, пожиз- ненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение сво- их полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий се- натора Российской Федерации. В состав Совета Федерации входят не бо- лее 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом
Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно (п. «в» ч. 2 ст. 95).
Общее число сенаторов РФ определяется исходя из числа представи- телей от субъектов РФ, перечисленных в ст. 95 Конституции, и числа лиц,
38 осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указан- ных в п. «б» и «в» ч. 2 ст. 95.
Правовой статус сенатора (ч. 4 ст. 95). Сенатором Российской Феде- рации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий граждан- ства иностранного государства либо вида на жительство или иного доку- мента, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина
Российской Федерации на территории иностранного государства.
Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осу- ществляющими полномочия сенаторов пожизненно, могут быть назначе- ны граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере госу- дарственной и общественной деятельности. Представители Российской
Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Россий- ской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской
Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет.
Сенаторы Российской Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, аре- стованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте пре- ступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением слу- чаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (ч. 1 ст. 98).
Законодательный процесс в Российской Федерации
законодательная инициатива (ст. 104) рассмотрение законопроекта в палатах и комитетах (комиссиях) парламента (ст. 105) принятие закона в палате (ст. 105) подписание главой государства (ст. 107) опубликование закона (ст. 107)
стадии
законодательного
процесса
39
1 2 3 4