Файл: "Преодоление вредных привычек необходимое условие здорового образа жизни".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие здорового образа жизни включает в себя рационально организованный, физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, выполнение правил и требований психогигиены, рационального питания и личной гигиены, активный двигательный режим и систематические занятия физической культурой, эффективное закаливание, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек.
ЗОЖ формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом всех социальных, психологических и физических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в создании причины и навыки ЗОЖ в молодом возрасте зависит все последующая деятельность, приветствующая или способствующая раскрытию потенциала личности. Молодое поколение наиболее восприимчиво к различным формирующим и обучающим воздействиям. Роль социального педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить. Однако, успешная реализация этой важнейшей социальной задачи может осуществить при определенном уровне подготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений.
Всю свою деятельность по формированию ЗОЖ социальный педагог должен проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых.
На формирование ЗОЖ входит следующие направленные работы: рациональный режим труда (учебы) и отдыха, основанный на индивидуальных биоритмических особенностей, оптимальное и систематическая физическая активность; эффективное, научно-обоснованное закаливание; нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания; комплекс психо-гигиенических и психо=профилактических воздействий, учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды; вред и польза самолечения; аргументированная и действенная пропаганда против вредных для здоровья факторов - алкоголизма, курения, наркомании и токсикомании; формирование правильных представлений у детей и подростков о половом созревании; знаний и мер профилактики СПИДа; обучение мерам по предупреждению личного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.
Из других разделов ЗОЖ большое внимание в деятельности социальных педагогов следует уделить пропаганде необходимости закаливания и эффективного средства профилактики респираторных и других заболеваний, а также реализации комплекса психогигиенических доврачебных психолого-педагогических мероприятий, направленных на укрепление психологического здоровья.

Большие и трудные задачи возникают при проведении систематической работы с детьми и подростками по борьбе с вредными привычками.
В задачу социологического педагога входят и медико-вамологические и экологические аспекты работы. Его обязанность - разъяснить экологическую ситуацию, вести просветительскую работу с населением, помочь родителям наметить профилактические меры, способствующие сохранению здоровья детей.
Эту работу социальный педагог проводит совместно с медицинскими работником.
3. Преодоление вредных привычек - необходимое условие здорового образа жизни
Обобщая соответствующие места доктрины здорового образа жизни, принятый на форуме народов Якутии, можно выделить следующие принципы новой философии здоровья:
«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто»
Здоровье - залог благоприятного будущего.
Здоровье - бесценное богатство каждого человека, величайшая ценность жизни.
Только здоровый дух нуждается в здоровом теле.
Исходя из этих принципов, здоровый образ жизни следует понимать как единство самосохранительного сознания и поведения. Это означает, что в этой формуле нет места ноидивенческому отношению к собственному здоровью; что утверждение здорового общества есть, прерогатива гражданского общества; что каждый человек является субъектом собственного оздоровления, творцом своего здоровья, что здоровый образ жизни - это не только знание, что это, но и знание как это утверждается. Предложенная формула позволяет преодолеть как саморазрушительное, так и равнодушное отношение к своему здоровью. Она исключает ситуацию медленного, но верного разрушения собственного физического, интеллектуального и духовного здоровья по средствам курения, злоупотребления алкоголем, пристрастия к наркотикам, неправильного питания, гиподинамии и других нездоровых привычек.
В доктрине указывается что здоровье является стратегическим потенциалом государства и требует государственного, ответственного подхода к его умножению и сбережению. Однако, не менее важно чтобы такая установка не породила у людей ипидивенчески-потребительское отношение, как это до недавнего времени было. Каждый гражданин должен ясно понимать, что здоровье есть прежде всего его богатство, его благополучие, его будущее. Вот почему требуется активное содействие, сотрудничество, сопричастность и согласие. Общество и власть должны взаимодополнять, взаимовосполнять друг друга. Своеобразный общий знаменатель предложен. Это - доктрина здорового образа жизни, предлагающая объединить усилия (с. 19 - 20).


Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, и эта несовместимость принципиальная, ибо употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни (оптимальная организация досуга, физическая активность, рациональное питание и т.д.). вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенным образом сказываются на состоянии здоровья молодежи и населения в целом. Даже эпизодическое потребление в молодом возрасте алкоголя, первые затяжки несут в себе большую угрозу, связанную с формированием в дальнейшем пьянства, алкоголизма, пристрастия к табакокурению. Еще более опасно в этом отношении употребление различных веществ, водывающих привыкание, поскольку наркомания и токсикомания развиваются у молодых людей катастрофически быстро.
Проблема преодоления вредных привычек особенно актуальна, так как вплоть до последнего времени отмечалась тенденция к увеличению частоты употребления алкоголя и табакокурения среди молодежи.
Огромную опасность таит курение табака. Здесь существует неблагоприятная тенденция: число курящей молодежи очень велико, молодые люди начинают курить со все более раннего возраста, так, средний возрасть начинающих курить в США - 12 лет, есть города, где каждый пятый ребенок в возрасте 12 лет.
По данным исследователей, курить около 40% населения земного шара, при этом в экономически развитых странах отмечается заметное снижение частоты курения в старших возрастных группах.
Следует отметить, что производство табачных изделий в Росси постепенно увеличивается. Так, смертность курящих в среднем на 70% выше, чем некурящих, а выкуривающих не менее 20 сигарет в день в 2 раза выше. Считается, что активное курение отнимает 8 - 10 лет жизни.
Курение не только явно отражается на здоровье (вызывает рак легких, значительно повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний, мертворождаемость к больным экономическим потерям (в Германии в течение года теряется 20 млн. рабочих дней из-за болезней, связанных с курением).
Известно, что привычка к курению формируется относительно рано: до 17-летнего возраста начинают курить 34,5% мужчин и 21% женщин. В целом последние годы отмечалась тенденция более широкого распространения курения среди подростков и среди женщин. Раннее начало курения особенно опасно, поскольку в этом случае отравляется никотином еще не окрепший организм, резко выражены физические последствия курения, быстрее формируется зависимость от табака.

Причины формирования пристрастия к табакокурению в молодом возрасте многообразны, но наиболее часты такие, как любопытство, пример взрослых друзей, влияние телевидения, кино и т.д. аутоидентификация с помощью курения с эталонными лицами или микрогруппами. Имеют значение психологические проблемы, конфликты, наличие карманных денег.

Путь к идеалам культуры открыт в нашем обществе для всех, а это одновременно и путь возвышения человеческих потребностей, путь освобождения человека от власти первичных эгоцентрических мотиваций, среди которых вредные привычки легко завоевывают себе место.
Имевшие место недостатки в воспитании молодежи ослабили роль нравственных регуляторов жизнедеятельности. Часть молодежи утратила высшие социальные ориентиры и, не усвоив духовных ценностей, оказались в плену вещизма, стремления к бездумному комфорту и удовольствиям. Подобный социально-пассивный, потребительский стиль жизни предполагает обильное употребление алкоголя, других опьяняющих веществ и является антиподом здорового образа жизни.
Таким образом, важнейшее направление работы по преодолению вредных привычек - усиление внимания к формированию личности человека, возвышению его потребностей, усвоению ценностей культуры общества, т.е. обеспечение духовного здоровья молодого человека.
Положение, при котором молодой человек, не справляясь с трудностями адаптации, прибегает к помощи алкоголя или других психотропных агентов, во многом связано с тем, что диапазон психической адаптации, степень владения методами психической само регуляции сегодняшнего молодого человека формируется во многом стихийно и мало отличается от соответствующих характеристик человека прошлых лет. Если рассматривать проблему шире, то предупреждение психических нарушений как проявлений дезадаптации крайне актуально. Невротические нарушения, например, обнаруживаются у 10 - 20% населения.
Между тем современная психигигиена, психология, психотерапия и педагогика накопили интереснейшие данные, позволяющие совершенствовать процесс формирования психики человека, брать под определенный контроль развитие психических функций. Психогигиенические мероприятия должны начинаться с семьи, родителей, так как на них ложится ответственность за нервно-психическое здоровье ребенка с момента его появления на свет.
Необходимо совершенствовать психодиагностику и в процессе учебы выявлять молодых людей с ситуационно обусловнеными психогенными нарушениями, со стертыми психическими аномалиями и начальными признаками психических заболеваний, с неблагополучной наследственностью, с резидуально-органической церебральной патологией, с отклоняющимся поведением, обусловленным ущербным воспитанием, неблагополучным микросоциальным окружением. Эти группы молодежи - основные «поставщики» лиц, склонных к психической дезадаптации, неспособных достичь успеха в основной (учебной или трудовой) деятельности и само утверждающихся в других сферах, потенциально склонных к алкоголизации, употреблению психотропных и наркотических веществ. Однако тактика педагогов, психологов и медиков должна быть активной и наступательной. Необходимо искать новые пути достижения оптимального уровня нерво-психических функций, развития способностей психической само регуляции. В настоящее время уже существуют методики, направленные на развитие устойчивости внимания, умения переключать внимание, совершенствование точности и скорости реакций, стимулирование фантазии и воображения, а также различные упражнения для тренировки памяти, развития волевых качеств и др. заслуживают самого широкого распространения методы аутогенной тренировки и социально-психологического тренинга. Учитывая, что значительную часть своей жизни молодой человек вовлечен в учебный процесс, курсы психогигиены целесообразно вести в образовательных учреждениях всех уровней. Каждый выпускник должен свободно владеть основными психогигиеническими навыками. Психическое здоровье - необходимое условие здорового образа жизни и естественная преграда для возникновения вредных привычек.

Подробнее следует остановиться на специфических методах профилактики вредных привычек, в частности табакокурению.
Большое внимание следует уделять профилактике вредных привычек в производственных коллективов и по месту жительства молодежи. Работу нужно проводить не только среди тех, кто курить или употребляет алкоголь, но среди тех, кто еще не приобщился ни к тому, ни к другому. Не начинать» «Курения и выпивок не допускать» даже попыток попробовать, узнать вкус вина и табака - вот одно из наиболее эффективных направлений работы.
Ну, а как же поступать той части молодежи, которая уже «заражена» привычкой к курению? Бросить и как можно скорее. Есть несколько простых практических рекомендаций, облегчающих отказ от курения. Полезно проанализировать собственную привычку к курению и отметить ситуации и время, когда хочется курить. Это позволить не только сразу максимально сократить количество потребляемых сигарет, но и определить самую «важную» сигарету дня, сконцентрировать усилия на отказе от нее. Можно также составить список причин, побуждающих к курению, систематически просматривать его, стремиться к устранению этих причин. Следует наметить дату прекращения курения и после этого уже не откладывать решительный шаг. За день или два до наступления даты отказа надо курить гораздо больше табака, чем обычно, и тем чтобы перенасытиться курением, почувствовать отвращение к нему. Отказ от курения желательно совместить с переменой обстановки, выходными днями, отпуском. Не следует делать запасов сигарет; пока не кончилась одна пачка - другую не покупать. При возникновении желания закурить сдерживайте себя, не берите сигарету в руки в течение нескольких минут. Каждое утро как можно дольше оттягивайте момент закуривания первой сигареты. Ограничивайте себя лишь определением времени суток, когда можно закурить. Не носите с собой сигареты, лучше отдайте их кому-нибудь. Выкуривайте только половину сигареты. Не курите, когда смотрите телевизор. Старайтесь «заменить» сигарету короткими физическими упражнениями, прогулками чаще бывайте там, где курить запрещено. Не обещайте окружающим, что вы бросите курить. Постарайтесь найти партнера и бросайте курить совместно, помогая друг другу. Если вы не покупаете сигареты, то откладывайте деньги и подсчитайте, сколько вы сэкономили. Если же самостоятельно прекратить курение по каким-либо причинам не удается, следует обратиться за советом и помощью к наркологу.