Файл: Программа основного общего образования 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2381

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

1. Целевой раздел ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ программы основного общего образования

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: общая характеристика

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

2.2. Примерная Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся

2.3. Примерная программа воспитания

2.4. Программа коррекционной работы

3. Организационный раздел программы основного общего образования

3.1. Примерный учебный план программы основного общего образования

3.2. Примерный План внеурочной деятельности

3.3. ПРИМЕРНЫЙ календарный План воспитательной работы

3.4. Характеристика условий реализации программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО


Особенности организации проектной деятельности

Особенность проектной деятельности (далее — ПД) заключается в том, что она нацелена на получение конкретного результата («продукта»), с учетом заранее заданных требований и запланированных ресурсов. ПД имеет прикладной характер и ориентирована на поиск, нахождение обучающимися практического средства (инструмента и пр.) для решения жизненной, социально-значимой или познавательной проблемы.

Проектные задачи отличаются от исследовательских иной логикой решения, а также тем, что нацелены на формирование и развитие у обучающихся умений:

  • определять оптимальный путь решения проблемного вопроса, прогнозировать проектный результат и оформлять его в виде реального «продукта»;

  • максимально использовать для создания проектного «продукта» имеющиеся знания и освоенные способы действия, а при их недостаточности — производить поиск и отбор необходимых знаний и методов (причем не только научных).

Проектная работа должна ответить на вопрос «Что необходимо СДЕЛАТЬ (сконструировать, смоделировать, изготовить и др.), чтобы решить реально существующую или потенциально значимую проблему?».

Осуществление ПД обучающимися включает в себя ряд этапов:

  • анализ и формулирование проблемы;

  • формулирование темы проекта;

  • постановка цели и задач проекта;

  • составление плана работы;

  • сбор информации/исследование;

  • выполнение технологического этапа;

  • подготовка и защита проекта;

  • рефлексия, анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения.

При организации ПД необходимо учитывать, что в любом проекте должна присутствовать исследовательская составляющая, в связи с чем обучающиеся должны быть сориентированы на то, что, прежде чем создать требуемое для решения проблемы новое практическое средство, им сначала предстоит найти основания для доказательства актуальности, действенности и эффективности планируемого результата («продукта»).

Особенности организации проектной деятельности в рамках урочной деятельности

Особенности организации проектной деятельности обучающихся в рамках урочной деятельности так же, как и при организации учебных исследований, связаны с тем, что учебное время ограничено и не может быть направлено на осуществление полноценной проектной работы в классе и в рамках выполнения домашних заданий.


С учетом этого при организации ПД обучающихся в урочное время целесообразно ориентироваться на реализацию двух основных направлений проектирования:

  • предметные проекты;

  • метапредметные проекты.

В отличие от предметных проектов, нацеленных на решение задач предметного обучения, метапредметные проекты могут быть сориентированы на решение прикладных проблем, связанных с задачами жизненно-практического, социального характера и выходящих за рамки содержания предметного обучения.

Формы организации проектной деятельности обучающихся могут быть следующие:

  • монопроект (использование содержания одного предмета);

  • межпредметный проект (использование интегрированного знания и способов учебной деятельности различных предметов);

  • метапроект (использование областей знания и методов деятельности, выходящих за рамки предметного обучения).

В связи с недостаточностью времени на реализацию полноценного проекта на уроке, наиболее целесообразным с методической точки зрения и оптимальным с точки зрения временных затрат является использование на уроках учебных задач, нацеливающих обучающихся на решение следующих прак­ти­ко-­ори­ен­ти­рован­ных проблем:

  • Какое средство поможет в решении проблемы... (опишите, объясните)?

  • Каким должно быть средство для решения проблемы... (опишите, смоделируйте)?

  • Как сделать средство для решения проблемы (дайте инструкцию)?

  • Как выглядело... (опишите, реконструируйте)?

  • Как будет выглядеть... (опишите, спрогнозируйте)? И т. д.

Основными формами представления итогов проектной деятельности являются:

  • материальный объект, макет, конструкторское изделие;

  • отчетные материалы по проекту (тексты, мультимедийные продукты).

Особенности организации проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности

Особенности организации проектной деятельности обучающихся в рамках внеурочной деятельности так же, как и при организации учебных исследований, связаны с тем, что имеющееся время предоставляет большие возможности для организации, подготовки и реализации развернутого и полноценного учебного проекта.

С учетом этого при организации ПД обучающихся во внеурочное время целесообразно ориентироваться на реализацию следующих направлений учебного проектирования:


  • гуманитарное;

  • естественно-научное;

  • социально-ориентированное;

  • инженерно-техническое;

  • художественно-творческое;

  • спортивно-оздоровительное;

  • туристско-краеведческое.

В качестве основных форм организации ПД могут быть использованы:

  • творческие мастерские;

  • экспериментальные лаборатории;

  • конструкторское бюро;

  • проектные недели;

  • практикумы.

Формами представления итогов проектной деятельности во внеурочное время являются:

  • материальный продукт (объект, макет, конструкторское изделие и пр.);

  • медийный продукт (плакат, газета, журнал, рекламная продукция, фильм и др.);

  • публичное мероприятие (образовательное событие, социальное мероприятие/акция, театральная постановка и пр.);

  • отчетные материалы по проекту (тексты, мультимедийные продукты).

Общие рекомендации по оцениванию проектной деятельности

При оценивании результатов ПД следует ориентироваться на то, что основными критериями учебного проекта является то, насколько практичен полученный результат, т. е. насколько эффективно этот результат (техническое устройство, программный продукт, инженерная конструкция и др.) помогает решить заявленную проблему.

Оценка результатов УИД должна учитывать то, насколько обучающимся в рамках проведения исследования удалось продемонстрировать базовые проектные действия:

  • понимание проблемы, связанных с нею цели и задач;

  • умение определить оптимальный путь решения проблемы;

  • умение планировать и работать по плану;

  • умение реализовать проектный замысел и оформить его в виде реального «продукта»;

  • умение осуществлять самооценку деятельности и результата, взаимоценку деятельности в группе.

В процессе публичной презентации результатов проекта оценивается:

  • качество защиты проекта (четкость и ясность изложения задачи; убедительность рассуждений; последовательность в аргументации; логичность и оригинальность);

  • качество наглядного представления проекта (использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации);

  • качество письменного текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность изложения);

  • уровень коммуникативных умений (умение отвечать на поставленные вопросы, аргументировать и отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии).

2.2.3. Организационный раздел


Формы взаимодействия участников образовательного процесса при создании и реализации программы развития универсальных учебных действий

C целью разработки и реализации программы развития УУД в образовательной организации может быть создана рабочая группа, реализующая свою деятельность по следующим направлениям:

  • разработка плана координации деятельности учителей-предметников, направленной на формирование универсальных учебных действий на основе ПООП и ПРП; выделение общих для всех предметов планируемых результатов в овладении познавательными, коммуникативными, регулятивными учебными действиями; определение образовательной предметности, которая может быть положена в основу работы по развитию УУД;

  • определение способов межпредметной интеграции, обеспечивающей достижение данных результатов (междисциплинарный модуль, интегративные уроки и т. п.);

  • определение этапов и форм постепенного усложнения деятельности учащихся по овладению универсальными учебными действиями;

  • разработка общего алгоритма (технологической схемы) урока, имеющего два целевых фокуса: предметный и метапредметный;

  • разработка основных подходов к конструированию задач на применение универсальных учебных действий;

  • конкретизация основных подходов к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;

  • разработка основных подходов к организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;

  • разработка комплекса мер по организации системы оценки деятельности образовательной организации по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся;

  • разработка методики и инструментария мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий;

  • организация и проведение серии семинаров с учителями, работающими на уровне начального общего образования в целях реализации принципа преемственности в плане развития УУД;

  • организация и проведение систематических консультаций с педагогами-предметниками по проблемам, связанным с развитием универсальных учебных действий в образовательном процессе;

  • организация и проведение методических семинаров с педагогами-предметниками и школьными психологами по анализу и способам минимизации рисков развития УУД у учащихся;

  • организация разъяснительной/просветительской работы с родителями по проблемам развития УУД у учащихся;

  • организация отражения результатов работы по формированию УУД учащихся на сайте образовательной организации.


Рабочей группой может быть реализовано несколько этапов с соблюдением необходимых процедур контроля, коррекции и согласования (конкретные процедуры разрабатываются рабочей группой и утверждаются руководителем).

На подготовительном этапе команда образовательной организации может провести следующие аналитические работы:

  • рассматривать, какие рекомендательные, теоретические, методические материалы могут быть использованы в данной образовательной организации для наиболее эффективного выполнения задач программы;

  • определять состав детей с особыми образовательными потребностями, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ, а также возможности построения их индивидуальных образовательных траекторий;

  • анализировать результаты учащихся по линии развития УУД на предыдущем уровне;

  • анализировать и обсуждать опыт применения успешных практик, в том числе с использованием информационных ресурсов образовательной организации.

На основном этапе может проводиться работа по разработке общей стратегии развития УУД, организации и механизма реализации задач программы, могут быть описаны специальные требования к условиям реализации программы развития УУД.

На заключительном этапе может проводиться обсуждение хода реализации программы на школьных методических семинарах (возможно, с привлечением внешних консультантов из других образовательных, научных, социальных организаций).

В целях соотнесения формирования метапредметных результатов с рабочими программами по учебным предметам необходимо, чтобы образовательная организация на регулярной основе проводила методические советы для определения, как с учетом используемой базы образовательных технологий, так и методик, возможности обеспечения формирования универсальных учебных действий (УУД), аккумулируя потенциал разных специалистов-предметников.