Файл: Программа основного общего образования 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2436

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

1. Целевой раздел ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ программы основного общего образования

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: общая характеристика

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

2.2. Примерная Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся

2.3. Примерная программа воспитания

2.4. Программа коррекционной работы

3. Организационный раздел программы основного общего образования

3.1. Примерный учебный план программы основного общего образования

3.2. Примерный План внеурочной деятельности

3.3. ПРИМЕРНЫЙ календарный План воспитательной работы

3.4. Характеристика условий реализации программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО


Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»:

  • характеризовать различия между пространственными и временными видами искусства и их значение в жизни людей;

  • объяснять причины деления пространственных искусств на виды;

  • знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их назначение в жизни людей.

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:

  • различать и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры;

  • осознавать значение материала в создании художественного образа; уметь различать и объяснять роль художественного материала в произведениях искусства;

  • иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости, фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина, а также использовать возможности применять другие доступные художественные материалы;

  • иметь представление о различных художественных техниках в использовании художественных материалов;

  • понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;

  • иметь опыт учебного рисунка — светотеневого изображения объёмных форм;

  • знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические тела на двухмерной плоскости;

  • знать понятия графической грамоты изображения предмета «освещённая часть», «блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в практике рисунка;

  • понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их визуального анализа;

  • обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей внутри целого;

  • иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии;

  • иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную задачу или как самостоятельное творческое действие;

  • знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета, дополнительные цвета — и значение этих знаний для искусства живописи;

  • определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения», «цветовой контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и акварелью;

  • иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о пластической выразительности скульптуры, соотношении пропорций в изображении предметов или животных.


Жанры изобразительного искусства:

  • объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры;

  • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием произведения искусства.

Натюрморт:

  • характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи истории человечества и приводить примеры натюрморта в европейской живописи Нового времени;

  • рассказывать о натюрморте в истории русского искусства и роли натюрморта в отечественном искусстве ХХ в., опираясь на конкретные произведения отечественных художников;

  • знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения объёмного предмета в двухмерном пространстве листа;

  • знать об освещении как средстве выявления объёма предмета;

  • иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на листе, выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых средств выразительности;

  • иметь опыт создания графического натюрморта;

  • иметь опыт создания натюрморта средствами живописи.

Портрет:

  • иметь представление об истории портретного изображения человека в разные эпохи как последовательности изменений представления о человеке;

  • сравнивать содержание портретного образа в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и Нового времени;

  • понимать, что в художественном портрете присутствует также выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника;

  • узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов европейского искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др.);

  • уметь рассказывать историю портрета в русском изобразительном искусстве, называть имена великих художников-портретистов (В. Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и др.);

  • знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы;

  • иметь представление о способах объёмного изображения головы человека, создавать зарисовки объёмной конструкции головы; понимать термин «ракурс» и определять его на практике;

  • иметь представление о скульптурном портрете в истории искусства, о выражении характера человека и образа эпохи в скульптурном портрете;

  • иметь начальный опыт лепки головы человека;

  • приобретать опыт графического портретного изображения как нового для себя видения индивидуальности человека;

  • иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в изображении образа человека;

  • уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании художественного образа;

  • иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета;

  • иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в. — западном и отечественном.


Пейзаж:

  • иметь представление и уметь сравнивать изображение пространства в эпоху Древнего мира, в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения;

  • знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке;

  • определять содержание понятий: линия горизонта, точка схода, низкий и высокий горизонт, перспективные сокращения, центральная и угловая перспектива;

  • знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике;

  • характеризовать особенности изображения разных состояний природы в романтическом пейзаже и пейзаже творчества импрессионистов и постимпрессионистов;

  • иметь представление о морских пейзажах И. Айвазовского;

  • иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы;

  • знать и уметь рассказывать историю пейзажа в русской живописи, характеризуя особенности понимания пейзажа в творчестве А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и художников ХХ в. (по выбору);

  • уметь объяснять, как в пейзажной живописи развивался образ отечественной природы и каково его значение в развитии чувства Родины;

  • иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний природы;

  • иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и представлению;

  • иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интереса к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению;

  • иметь опыт изображения городского пейзажа — по памяти или представлению;

  • обрести навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа;

  • понимать и объяснять роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его охраны и сохранения.

Бытовой жанр:

  • характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных эпох и народов;

  • уметь объяснять понятия «тематическая картина», «станко́вая живопись», «монументальная живопись»; перечислять основные жанры тематической картины;

  • различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине; выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;

  • иметь представление о композиции как целостности в организации художественных выразительных средств, взаимосвязи всех компонентов художественного произведения;

  • объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни;

  • осознавать многообразие форм организации бытовой жизни и одновременно единство мира людей;

  • иметь представление об изображении труда и повседневных занятий человека в искусстве разных эпох и народов; различать произведения разных культур по их стилистическим признакам и изобразительным традициям (Древний Египет, Китай, античный мир и др.);

  • иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте традиций их искусства;

  • характеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь приводить несколько примеров произведений европейского и отечественного искусства;

  • обрести опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни, обучаясь художественной наблюдательности и образному видению окружающей действительности.


Исторический жанр:

  • характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение для жизни общества; уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким жанром произведений изобразительного искусства;

  • знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В. Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина;

  • иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных художников ХХ в.;

  • уметь объяснять, почему произведения на библейские, мифологические темы, сюжеты об античных героях принято относить к историческому жанру;

  • узнавать и называть авторов таких произведений, как «Давид» Микеланджело, «Весна» С. Боттичелли;

  • знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом;

  • иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией.

Библейские темы в изобразительном искусстве:

  • знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства;

  • объяснять значение великих — вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений;

  • знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских художников на библейские темы, такие как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и др.; в скульптуре «Пьета» Микеланджело и др.;

  • знать о картинах на библейские темы в истории русского искусства;

  • уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин на библейские темы, таких как «Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная вечеря» Н. Ге, «Христос и грешница» В. Поленова и др.;

  • иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на библейские темы;

  • иметь знания о русской иконописи, о великих русских иконописцах: Андрее Рублёве, Феофане Греке, Дионисии;

  • восприниматьискусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое достижение отечественной культуры;

  • объяснять творческий и деятельный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя;

  • уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека.


Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»:

  • характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т. е. искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей;

  • объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека;

  • рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека;

  • рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и представления о самом себе;

  • объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.

Графический дизайн:

  • объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка конструктивных искусств;

  • объяснять основные средства — требования к композиции;

  • уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции;

  • составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач;

  • выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту;

  • составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;

  • осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;

  • объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;

  • различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах;

  • объяснять выражение «цветовой образ»;

  • применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединённые одним стилем;

  • определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединённых общим стилем, отвечающий законам художественной композиции;

  • соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста; различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы);

  • применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции;

  • объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки; различать шрифтовой и знаковый виды логотипа; иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;

  • приобрести творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения;

  • иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала; иметь практический творческий опыт образного построения книжного и журнального разворотов в качестве графических композиций.