Файл: Программа основного общего образования 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2431

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

1. Целевой раздел ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ программы основного общего образования

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: общая характеристика

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

2.2. Примерная Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся

2.3. Примерная программа воспитания

2.4. Программа коррекционной работы

3. Организационный раздел программы основного общего образования

3.1. Примерный учебный план программы основного общего образования

3.2. Примерный План внеурочной деятельности

3.3. ПРИМЕРНЫЙ календарный План воспитательной работы

3.4. Характеристика условий реализации программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО




Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»1

блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

3—4 учебных часа

Храмовый синтез искусств

Музыка православного и католического2 богослужения (колокола, пение a capella / пение в сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения

Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции и русского православия, полученных на уроках музыки и ОРКСЭ в начальной школе. Осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства.

Определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относящихся:

— к русской православной традиции;

— западноевропейской христианской традиции;

— другим конфессиям (по выбору учителя).

Исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике.

На выбор или факультативно

Посещение концерта духовной музыки

Б)

4—6 учебных часов

Развитие церковной музыки

Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал).

Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение).

Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием

Знакомство с историей возникновения нотной записи. Сравнение нотаций религиозной музыки разных традиций (григорианский хорал, знаменный распев, современные ноты).

Знакомство с образцами (фрагментами) средневековых церковных распевов (одноголосие).

Слушание духовной музыки. Определение на слух:

— состава исполнителей;

— типа фактуры (хоральный склад, полифония);

— принадлежности к русской или западноевропейской религиозной традиции.

На выбор или факультативно

Работа с интерактивной картой, лентой времени с указанием географических и исторических особенностей распространения различных явлений, стилей, жанров, связанных с развитием религиозной музыки.

Исследовательские и творческие проекты, посвящённые отдельным произведениям духовной музыки

В)

3—4 учебных часа

Музыкальные жанры богослужения

Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение

Знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно) произведениями мировой музыкальной классики, написанными в соответствии с религиозным каноном.

Вокализация музыкальных тем изучаемых духовных произведений.

Определение на слух изученных произведений и их авторов. Иметь представление об особенностях их построения и образов.

Устный или письменный рассказ о духовной музыке
с использованием терминологии, примерами из соответствующей традиции, формулировкой собственного отношения к данной музыке, рассуждениями, аргументацией своей позиции

Г)

3—4 учебных часа

Религиозные темы и образы в современной музыке

Сохранение традиций духовной музыки сегодня.
Переосмысление
религиозной темы в творчестве композиторов XX—XXI веков. Религиозная тематика в контексте
поп-культуры

Сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной традиции в культуре XX—XXI веков.

Исполнение музыки духовного содержания, сочинённой современными композиторами.

На выбор или факультативно

Исследовательские и творческие проекты по теме «Музыка и религия в наше время».

Посещение концерта духовной музыки



Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»1

блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

3—4 учебных часа

Камерная музыка

Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.).

Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма

Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов); анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа.

Определение на слух музыкальной формы и составление её буквенной наглядной схемы.

Разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров.

На выбор или факультативно

Импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ — пение без слов, вальс — трёхдольный метр и т. п.). Индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме.

Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд

Б)

4—6 учебных часаов

Циклические формы и жанры

Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных).

Принцип контраста.

Прелюдия и фуга.

Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития

Знакомство с циклом миниатюр. Определение принципа, основного художественного замысла цикла.

Разучивание и исполнение небольшого вокального цикла.

Знакомство со строением сонатной формы. Определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат.

На выбор или факультативно

Посещение концерта (в том числе виртуального). Предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты). Последующее составление рецензии на концерт

В)

4—6 учебных часов

Симфоническая музыка

Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония

Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии.

Освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развёртывания музыкального повествования. Образно-тематический конспект.

Исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование, инструментальное
музицирование) фрагментов симфонической музыки.

Слушание целиком не менее одного симфонического произведения.

На выбор или факультативно

Посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки. Предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты). Последующее составление рецензии на концерт

Г)

4—6 учебных часов

Театральные жанры

Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы.

Роль оркестра в музыкальном спектакле

Знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов.

Разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы. Слушание данного хора в аудио- или видеозаписи. Сравнение собственного и профессионального исполнений. Различение, определение на слух:

— тембров голосов оперных певцов;

— оркестровых групп, тембров инструментов;

— типа номера (соло, дуэт, хор и т. д.).

Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей.

На выбор или факультативно

Посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального). Предварительное изучение информации
о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера). Последующее составление рецензии на спектакль



Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»

блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

3—4 учебных часа

Музыка и литература

Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.).

Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.).

Программная музыка

Знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки.

Импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих вариантов с мелодиями, сочинёнными композиторами (метод «Сочинение сочинённого»).

Сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального произведения.

Рисование образов программной музыки.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений

Б)

3—4 учебных часа

Музыка и живопись

Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т. д.

Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А. К. Лядова и др.)

Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки. Выявление интонаций изобразительного характера.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

Разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности. Сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта.

На выбор или факультативно

Рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера.

Сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников

В)

3—4 учебных часа

Музыка и театр

Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена, А. Г. Шнитке, Д. Д. Шостаковича и др.).

Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии

Знакомство с образцами музыки, созданной отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра.

Разучивание, исполнение песни из театральной постановки. Просмотр видеозаписи спектакля, в котором звучит данная песня.

Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей.

На выбор или факультативно

Постановка музыкального спектакля.

Посещение театра с последующим обсуждением (устно или письменно) роли музыки в данном спектакле.

Исследовательские проекты о музыке, созданной отечественными композиторами для театра

Г)

3—4 учебных часа

Музыка кино и телевидения

Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке)

Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов.

Просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой.

Разучивание, исполнение песни из фильма.

На выбор или факультативно

Создание любительского музыкального фильма.

Переозвучка фрагмента мультфильма.

Просмотр фильма-оперы или фильма-балета. Аналитическое эссе с ответом на вопрос «В чём отличие видеозаписи музыкального спектакля от фильма-оперы (фильма-балета)?»


Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»

блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

3—4 учебных часа

Джаз

Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросо-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация)

Знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (регтайм, биг-бэнд, блюз).

Определение на слух: 

— принадлежности к джазовой или классической музыке; 

— исполнительского состава (манера пения, состав инструментов).

Разучивание, исполнение одной из «вечнозелёных» джазовых тем. Элементы ритмической и вокальной импровизации на её основе.

На выбор или факультативно

Сочинение блюза.

Посещение концерта джазовой музыки

Б)

3—4 учебных часа

Мюзикл

Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э. Л. Уэббера и др.).

Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене

Знакомство с музыкальными произведениями, сочинёнными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль).

Анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных СМИ.

Просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста для данной постановки.

Разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов.

В)

3—4 учебных часа

Молодёжная музыкальная культура

Направления и стили молодёжной музыкальной культуры XX—XXI веков (рок-н-ролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и др.). Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры

Знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой жанра» молодёжной культуры (группы «Битлз», «Пинк-Флойд», Элвис Пресли, Виктор Цой, Билли Айлиш и др.).

Разучивание и исполнение песни, относящейся к одному из молодёжных музыкальных течений.

Дискуссия на тему «Современная музыка».

На выбор или факультативно

Презентация альбома своей любимой группы

Г)

3—4 учебных часа

Музыка цифрового мира

Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плей-листы). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды

Поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и сейчас.

Просмотр музыкального клипа популярного исполнителя. Анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств.

Разучивание и исполнение популярной современной песни.

На выбор или факультативно

Проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни современного человека.

Создание собственного музыкального клипа